Каков сегодня статус Российской Федерации среди морских держав мира?
Морская политика, основы морской и военно-морской деятельности, национальные интересы России в Мировом океане изложены в документах:
- Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 25.12.2014).
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, (Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № № 683).
- Концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан» на 2016–2031 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.06.2015).
- Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации от 26 июля 2015 года).
- Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года (утверждена Президентом РФ в июле 2017).
- Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2019 г. № 1930-р).
- О новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (утверждено постановлением Правительства 07.09.2017, срок реализации госпрограммы продлен до 2025 года).
Цитируем документ «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года»: «Россия по-прежнему сохраняет статус великой морской державы, морской потенциал которой обеспечивает реализацию и защиту ее национальных интересов в любом районе Мирового океана».
Вроде бы, все ясно. Однако давайте уточним, как выглядит сегодня тот самый морской потенциал России, и в чем выражаются ее национальные интересы.
Национальные интересы России в Мировом океане
Очень важно: сегодня на государственном уровне в России все более формируется понимание, что XXI век будет веком Мирового океана. И Россия должна быть к этому готова. Чтобы занимать достойное место в освоении и использовании Мирового океана, она должна сегодня реально соответствовать статусу великой морской державы.
Мировой океан – это вся совокупность океанов и морей планеты, занимающих 71% ее поверхности. Можно предположить, что первая половина XXI века пройдет под знаком ожесточенного дележа акватории и дна Мирового океана. Отсюда возрастает его военно-стратегического значение.
В связи с этим уточним, какие национальные интересы имеет Россия в Мировом океане.
Напомним: есть два понятия – национальные интересы и государственные. Это разные понятия (идеальный вариант, когда эти интересы совпадают). Национальные интересы России как великой морской державы требуют наличие и поддержание в государстве сильного современного океанского Военно-Морского Флота. А государственные интересы (в силу слабой экономики, нехватки материально-финансовых средств или недостаточной мотивации власти на необходимость укрепления флота) не совсем совпадают с ними. В результате развитие флота отстает от потребностей времени и реальной обстановки. Или происходит бессистемно, случайно, не эффективно. Проявляется тот самый русский «авось».
Национальные интересы России распространяются: на внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации, а также на пространства Мирового океана, находящиеся за пределами юрисдикции прибрежных государств.
Государственные интересы современной России в Мировом океане.
а) В политической сфере: обеспечение гарантированного доступа РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана; недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Морового океана, имеющих важное значение для реализации государственных интересов РФ, особенно в прилегающих морях; урегулирование на выгодных для страны условиях имеющихся политических и международно-правовых проблем использования Мирового океана; консолидация усилий государства на мировом освоении и использовании Мирового океана.
б) В экономической сфере: освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны; формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций; обеспечение выгодных для РФ условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг; поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего морскую деятельность. в) В военной сфере: создание и поддержание морского потенциала (прежде всего, военно-морского) на уровне, обеспечивающем надежную защиту национальных интересов в Мировом океане.
Особенность геостратегического положения России в том, что ее территория омывается морями трех океанов (Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого), протяженность морского побережья (32 тыс. км.) в два раза превышает сухопутную границу (16 тыс. км.). Морем наша страна может иметь связь со 126 странами (на суше соседствует только с 18 государствами).
Россия, являясь ключевым государством, «ядром» Евразии, имеет океаническую цивилизационную направленность. Поэтому Россия – это океаническая держава.
Ни одна страна мира не владеет столь обширными морскими просторами и такими разнообразными морями, как Россия. В этом смысле Россия – не только великая морская держава. Россия – это еще и ведущая арктическая держава. Не случайно США рассматривают Арктику как один из возможных театров военных действий и регион, в котором необходимо давление на Россию.
Официальные федеральные документы определяют Главные региональные направления национальной морской политики Российской Федерации:
1. На Атлантическом региональном направлении она определяется усиливающимся экономическим, политическим и военным давлением стран блока НАТО, продвижением его на восток, резким сокращением возможностей Российской Федерации по осуществлению своей морской деятельности.
2. На Арктическом региональном направлении определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений, а также возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития Российской Федерации.
3. Тихоокеанское региональное направление: решение долгосрочных задач в Японском, Охотском, Беринговом морях, в северо-западной части Тихого океана, в восточной части Арктики по трассе Северного морского пути. Важно отметить, что в настоящее время страны Азиатско-Тихоокеанского региона выходят на лидирующие места по наращиванию военно-морских вооружений, уступая лишь Соединенным Штатам. Полюс глобальной военно-морской деятельности окончательно сместился с Атлантического на Тихий океан.
4. Каспийское региональное направление:определение выгодного для Российской Федерации международного правового режима Каспийского моря, порядка использования рыбных запасов, месторождений нефти и газа;совместная с прибрежными государствами деятельность по сохранению морской среды;создание условий, в том числе и с привлечением возможностей субъектов Российской Федерации, для базирования и использования всех составляющих морского потенциала;недопущение вытеснения российского флота с рынка морских транспортных услуг;организация паромного сообщения, как части интермодальных перевозок (используется специальные контейнеры) с выходом в бассейны Средиземного и Балтийского морей; развитие, реконструкция и специализация существующих портов.
5. Индоокеанское региональное направление: расширение российского транспортного и рыбопромыслового судоходства и совместные с другими государствами действия по защите его от пиратства; проведение научных исследований в Антарктике, как главного элемента осуществления государственной политики, направленной на сохранение и закрепление позиций России в этом регионе; проведение целенаправленного курса на превращение Индийского океана в зону мира, стабильности и добрососедства, обеспечение на периодической основе военно-морского присутствия Российской Федерации в Индийском океане.
(Продолжение следует)