Чухраев Э. Русский «авось» и Военно-Морской Флот России. Как идёт перевооружение Военно-Морского Флота России?

Строительство новых кораблей, поступление нового вооружения и военной техники проходило в рамках Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020). Как шёл этот процесс и что получилось?

1). Флот должен был получить 24 новые подводные лодки:

 — 8 стратегических атомных подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей».

8 многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень» (атомные подводные лодки с крылатыми ракетами 4-ого поколения) — 6 дизель-электрических, проекта 636.3 «Варшавянка» (многоцелевые дизель-электрические подводные лодки).

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта «Ясень»

    — 2 неатомные подводные лодки проекта 677 «Лада» (является развитием проекта 877 «Палтус»).

Фактически флот получил 13 подводных лодок (на январь 2021 года): 4 АПЛ (три 955 «Борей» и  1 АПЛ 955А «Борей-А», по две на СФ и ТОФ), еще 4 строятся

Стратегическая атомная подводная лодка типа «Борей»
  • построено три атомных многоцелевых подводных лодки проекта «Ясень», но в составе флота пока только одна («Северодвинск» проекта 885), вторая лодка («Казань» проекта 885М) и третья («Новосибирск» проекта 885М) планируются войти в состав флота в 2021 году, шесть еще строятся (ввод в стой с 2022 по 2028). 
  • Завершается строительство двух атомных подводных лодок специального назначения. К-329 «Белгород» — головной носитель беспилотных подводных аппаратов 2М39 «Посейдон» (в состав флота подлодка войдёт в 2021 году). И «Посейдон» должен быть принят на вооружение  в этом же  году.
АПЛ 949А проекта, на основе которого создана АПЛ «Белгород»

В первой половине 2021 года будет спущен на воду еще один носитель «Посейдона» —   подлодка проекта 09851 «Хабаровск». Предполагается, что у субмарины будет шесть пусковых установок 2П39 самоходных подводных аппаратов 2М39 «Посейдон».

Компьютерная модель беспилотного подводного аппарата 2М39 «Посейдон»
  • 8 дизельных подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» (6 для ЧФ и 2 для ТОФ, все в строю), еще 2 строятся.

В 2017 году впервые состоялось боевое применение оружия новых подводных лодок «Варшавянка». За трое суток по террористам ИГИЛ на востоке Сирии было нанесено девять ударов крылатыми ракетами морского базирования «Калибр» с находящихся в Средиземном море подводных лодок «Великий Новгород» и «Колпино».

  • Строительство неатомных подводных лодок проекта 677 получилось сложным и затянулось (менялись главкомы ВМФ, и менялось отношение к этому проекту лодок, один ГК от него отказывался, другой возрождал). В итоге, в составе флота только ПЛ «Санкт-Петербург» (принята в строй в 2010 году). 9 июля 2013 года возобновили строительство второй лодки серии проекта 677 «Лада» «Кронштадт» (ввод в строй по плану в 2021).  Третья «Великие Луки» (строится с 2006 года,  по плануввод в строй в 2021 году).  В июне 2019 года подписан контракт Министерства обороны РФ и предприятия «Адмиралтейские верфи» на строительство ещё двух (четвёртой и пятой) подводных лодок проекта 677 «Лада».

Таким образом: план по строительству атомных стратегических и многоцелевых подводных лодок оказался выполненным не полностью (с 2012 по 2020 годы вместо 16 построено только 4).

2). В период с 2012 до 2020 года Военно-Морской Флот РФ должен был получить по плану 54 новых современных боевых надводных корабля.

Фактически ВМФ России получил 30   новых надводных кораблей

  • Построено 10 корветов проекта 20380/20385 (по плану не менее 20)ближней и дальней морской зоны, но в боевом составе ВМФ находятся 7 кораблей.  Этот проект кораблей на 30 — 40 лет должен стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Развитием проекта 20380 стал проект 20385.
Корвет «Стерегущий» проект 20380
  • Построен корвет проекта 20385 «Гремящий». 29 декабря 2020 он принят в состав Тихоокеанского флота.  Он открывает серию подобных кораблей. При водоизмещении более 2000 тонн и длине 104 метра они смогут развивать ход до 27 узлов. Дальность плавания — около 4 тысяч морских миль, экипаж — 99 человек. Завершается строительство второго корвета этого проекта «Проворный» (срок ввода в строй в конце 2021). Продолжается строительство корвета проекта 20386 «Меркурий» (заложен в 2016, ввод в строй по плану в 2022).
Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350
  • Вошли в состав ВМФ 2 фрегата (по плану 6) дальней морской и океанской зоны проекта 22350 («Адмирал Флота Советского Союза Горшков» в 2018 году и «Адмирал флота Касатонов» в 2020).Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно затянулось.  Еще строится 6 фрегатов этого проекта со сроками ввода в строй 2022-2026 годы. В дальнейшем  планируется строительство кораблей дальней морской зоны класса «фрегат» по модернизированному проекту 22350М.
  • Построены 3 фрегата дальней морской и океанской зоны (по плану 6) проекта 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», и «Адмирал Макаров»), которые вошли в состав ЧФ. Еще четыре фрегата строятся, три из них для ВМФ России («Адмирал Головко», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» с вводом в строй в 2023 и 2024 соответственно), и фрегат «Адмирал Корнилов» для ВМС Индии.

Два фрегата этого проекта получили опыт боевого применения оружия в Средиземном море против террористов в Сирии. Фрегат «Адмирал Григорович» осуществил боевые пуски крылатых ракет «Калибр» в 2016 и в 2017 годах. Фрегат «Адмирал Эссен» в мае, июне и сентябре 2017 года выполнял пуски крылатых ракет «Калибр» по укрытиям боевиков ИГИЛ в ходе операции российских войск в Сирии.

  • Построено 9 (по плану 12) малых ракетных кораблей проекта  21631 «Буян-М», ещё 3 строятся. Это серия  многоцелевых кораблей 3-его ранга малого водоизмещения с управляемым ракетным вооружением ближней морской зоны.  Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам.
Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631

Корабли этого проекта активно использовались в боевых операциях ВМФ России в Сирии против террористов.

  • Построены (с 2015 по 2020) и находятся в строю 3 малых ракетных корабля (МРК) проекта 22800 «Каракурт». Еще строится 13 единиц со сроком ввода в строй 2021-2024 годы. Из-за задержки поставок дизелей по вине ПАО «Звезда» сроки сдачи кораблей сдвигаются вправо. Планируется, что корабли данного проекта, приспособленные для действий в открытом море, станут дополнением малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». В ноябре 2020 введен в строй МРК «Одинцово» (проекта 22800) — первый в ВМФ,  оснащенный новым зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М».
  • Построены и находятся в строю 3 патрульных корабля (ПК) проекта 22160. Еще три корабля строятся (сроки ввода в строй 2021-2023).  Это серия патрульных кораблей (корветов) 3-его ранга с управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны.  Это первый российский боевой корабль с применением модульной  концепции вооружения.

Но пока концепция применения этих кораблей осталась на неопределенном уровне.

  • Построено два БДК  ближней и дальней морской зоны проекта 11711 «Иван Грен» и «Петр Моргунов» (по плану 6). Строятся еще два БДК увеличенного полного водоизмещения до 8000 тонн (ввод в строй в 2024-2025 годах).

20 июля 2020 года на судостроительном заводе «Залив» в Керчи заложены первые два Универсальных десантных корабля-вертолетоносца (УДК) проекта 23900 («Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» со сроком ввода в строй в 2026-2027 годах) на общую сумму около 100 млрд. рублей.  Это корабли 1-ого ранга ближней, дальней морской и океанской зоны. Появился этот проект в ответ на запрет приобретения Россией УДК «Мистраль» во Франции в 2014 году.

Универсальный десантный корабль проекта 23900 типа «Иван Рогов» (компьютерная модель)

На Выборгском судостроительном заводе строятся два  патрульных корабля ледового класса проекта 23550 «Арктика» («Иван Папанин» и «Николай Зубов», ввод в строй в 2022 и 2024 годах соответственно). Это серия  многоцелевых патрульных кораблей 1-ого ранга  с управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны, имеющие возможности ледокола, буксира и военного корабля сторожевого класса.

  • Построены и введены в строй четыре базовых тральщика проекта 12700 «Александрит»: «Александр Обухов», «Иван Антонов» и «Владимир Емельянов» и «Яков Беляев». Строятся еще 5 кораблей этого проекта (сроки ввода в строй – 2021-2022). Это серия  морских противоминных кораблей базовой зоны 3-го ранга. Данный проект базового тральщика должен стать основой ВМФ России по противоминной обороне в ближней морской зоне. 

В состав ВМФ вошли два новых средних разведывательных корабля (СРЗК) 2 ранга (суда связи) проекта 18280 «Юрий Иванов» (головной, строился с 2004 по 2015 годы) и «Иван Хурс» (строился с 2013 по 2018 годы). Всего планируется построить как минимум 4 таких корабля, вслед за Северным флотом и Черноморским флотом их получат Тихоокеанский и Балтийский флоты России. Закладка двух очередных кораблей этого проекта планируется в 2021 году.

СРЗК «Иван Хурс»

Какой вытекает вывод по итогам строительства боевых надводных кораблей для ВМФ России? Несмотря на большие усилия и некоторые положительные результаты, масштабная программа перевооружения надводного флота в России  заметно буксует. За 2012-2020 годы построено 30 новых боевых надводных кораблей (по плану – 54). Из них —  кораблей дальней морской зоны только 13 (по плану – 38). Пополнение состава флота произошло, в основном, за счет строительства кораблей ближней морской зоны (три патрульных корабля и 11малых ракетных кораблей). Есть объективные причины: затянувшийся тяжелый «казус» из-за отказа Украины поставлять в Россию двигатели для надводных кораблей и растущие ежегодно антироссийские санкции. Но есть и субъективные причины, которые подтверждают, что «русский авось» по-прежнему существенно влияет на военное кораблестроение в России.  В высших эшелонах военно-политического руководства страны (в том числе и в Главкомате ВМФ) до сих пор не сформировалось единого понимания по перспективам развития и строительства надводного флота России. Поэтому принимаются торопливые, не всегда обоснованные и не просчитанные решения (порой на основе личных предпочтений высших руководителей), которые в последствие отменяются и принимаются новые. Это приводит к необоснованным затратам финансовых средств и затягиванию сроков ввода в строй новых кораблей.                                             

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *