Этот снимок сделан в июне 2019 года на 23-м Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019), в работе которого принимало участие 19 тысяч человек из 145 стран мира. На нескольких площадках этого форума активно обсуждались новые возможности и будущее Кронштадта. Мы об этом тоже расскажем. А пока вот о чем.
К сожеланию, впервые за более чем 300-летнее существование жизнь Кронштадта на руюеже XX и XXI веков резко изменилась к худшему, практически во всех отношениях. Существенно сократились силы военно-морского флота в Кроштадте, закрылись почти все флотские образовательные структуры, полностью прекратил работу Кронштадтский морской завод, оказались брошенными корнштадсткие форты, военные городки гарнизона, их строения и имущество. Заметно сократилось и военное, и гражданское население города. Кронштадт вступил в XXI век в запущенном и даже разрушенном состоянии. Как пелось в известной песне, действительно был «над Кронштадтом туман». Больно было видеть такую печальную реальность. Это стало следствием развала Советского Союза и связанного с ним ограничения возможностей и деятельности российского флота.
Но со временем, год за годом, обстановка стала постепенно выправляться, и жизнь Кронштадта вовращаться в свое обычное кипучее русло. В Кронштадте разместился штаб Ленинградской военно-морской базы, снова появились учебные профессиональные заведения флота, заработал знаменитый морской завод. Вошел в строй после затянувшейся реконструкции и ремонта Морской собор. Значительным и знаковым событием стало открытие Кронштадтской дамбы, которая соединила стров Котлин с материком. Родилась новая традиция – на День Флота проводить в Кронштадте Главный морской парад. Кронштадт снова зазвучал и стал играть заметную роль в жизни России и её Военно-Морского Флота.
Кронштадтская дамба – современный комплекс гидротехнических
сооружений защиты Петербурга от наводнений
Комплекс защитных (водопропускных и судопропускных) сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений протянулся поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка через остров Котлин. Он полностью вступил в строй в 2011 году. Комплекс включает дамбы (22 км.), водопропускные и судопропускные сооружения. Из-за распада СССР строительство превратилось в долгострой, вместо проектных 8 лет продолжалось 32 года (1979 – 2011). Вдоль дамбы протянулись старые форты Кронштадта. Стоимость проекта по состоянию на первую декаду августа 2010 года составила 87,3 миллиарда рублей.
28 декабря 1984 года в результате возведения дамбы остров Котлин с северной стороны был соединен с материком автомобильной дорогой. 11 ноября 1996 года закрытый прежде город Кронштадт был открыт для свободного посещения.
История создания дамбы
Еще до начала XVIII века, то есть до основания города на Неве, люди знали о коварстве Балтийских вод, способных затопить устье реки и поэтому строили свое жилье выше дельты, в районе реки Охты, куда наводнения не доходили. До основания Петербурга, самое крупное наводнение произошло в 1691 году. В шведских летописях сказано, что водой была скрыта вся местность центральной части будущего города на двадцать пять футов высоты (7,62 метра).
История Петербурга непрерывно связана с историей наводнений. То, что дельта реки Нева подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. И первое наводнение случилось, спустя 3 месяца после основания города (с 19 на 20 августа 1703 года), при котором вода поднялась более чем на 2 метра. А через три года, в 1706 году, произошло самое настоящее стихийное бедствие, когда в течение трех часов люди могли перемещаться по улицам города только на лодках.
Это событие заставило Петра I задуматься о защите города от наводнений. С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города. Именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные Петрбурга не что иное, как дамбы. Но эта мера была не достаточной для решения проблемы затопления. При разработке проекта застройки Васильевского островав в 1716-1717 годах архитектор Доменико Трезини планировал поднять его уровень на три метра, а также построить систему дамб и каналов, отводивших поднимающуюся воду. Но проект реализован не был.
Затем Петр решил превратить Васильевский остров в свою Венецию, перерыв его каналами-линиями, но и этот план Петра не был осуществлен. Строительство Екатерининского и Обводного каналов также не уменьшили затопляемость города.
Во времена правления Екатерины II , было построено два канала – Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив. Самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга произошло 7 (19) ноября 1824 года.
Вода в реке Нева и её многочисленных каналах (рукавах) тогда поднялась на 4,14—4,21 метра выше ординара. По различным оценкам, во время наводнения были разрушены 462 дома, повреждены 3681, погибли 3600 голов скота. Утонули от 200 до 600 человек. Многие пропали без вести, так как трупы были унесены водой в Финский залив. Наводнение имело катастрофические последствия, и за свою беспрецедентность было увековечено в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»:
«Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен».
На стенах домов Петребурга до сих пор имеются памятные таблички, отмечающие уровень воды при наводнении 1824 года.
После такого бедствия стало ясно, что необходимо принимать срочные меры по защите Петербурга от наводнений. Проект, включающий строительство каменной дамбы поперек Финского залива с проходами для судов, шлюзами и водосливами разработал инженер Пьер Доменик Базен. Проект Базена был гениальным, но опередившим свое время на 150 лет, поскольку технологии той эпохи не позволяли решить такие сложные задачи.
В результате проект Базена рассматривался 30 лет, но ничего, кроме насыпки территории Васильевского острова, сделано не было. По сути, Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас (Кронштадтскую), которая пересекает Финский залив через остров Котлин.
После наводнения 1824 года был впервые понят механизм развития наводнения. Оказывается, главная причина в том, что самые мощные и разрушительные наводнения бывают из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии. Там, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря. Подобным наводнениям подвержены многие прибрежные города Европы – Амстердам, Роттердам, Лондон, Гамбург, Венеция и в том числе Санкт-Петербург.
С 1703 года в районе Санкт-Петербурга зафиксировано более 300 наводнений (подъем воды более 160 см.), из них 210 с подъёмом более 210 см. В некоторые годы случались по несколько наводнений (в 1752 — пять), были периоды затишья (1729—1732 и 1744—1752).
Наиболее крупными были наводнения в 1824 (7 (19) ноября, 421 см выше ординара), 1924 (23 сентября, 380 см), 1777 (10 (21) сентября, 321 см), 1955 (15 октября, 293 см), 1975 годах (29 сентября, 281 см). Катастрофическое наводнение произошло уже в советское время, в 1924 году. Тогда была создана ведомственная комиссия, занимающаяся изучением наводнений и продумывающая способы защиты города от них. При разработке Генерального плана после Великой Отечественной войны вновь возникла потребность в созыве такой комиссии. В результате долгих споров было принято решение о возведении дамбы, которая была призвана защищать город от воздействия непокорных вод Балтийского моря. В 1979 году началось создание Кронштадтской дамбы — комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений. В начале 1990-х строительство заморожено и возобновлено в начале 2000-х. И только 12 августа 2011 года дамба сдана в эксплуатацию.
Что такое сегодня Кронштадтская дамба?
Кронштадтская дамба (комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений – КЗС) – это комплекс дамб и смежных гидротехнических сооружений (водопропускных и судопропускных), протянувшихся поперек Финского залива от Бронки до Сестрорецка (поселок Горская), через остров Котлин.
Этот комплекс предназначен для защиты акватории Невской губы и дельты Невы от сгонно-нагонных явлений, при которых фиксировался подъём воды до 4,2 метра выше ординара. Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 метра.
Кронштадтская дамба выполняет две функции: защищает город Санкт-Петербург от наводнений и служит автомагистралью, являясь составной частью КАД — Кольцевой автодороги, трассы А-118. Часть этой дороги проходит по огромному тоннелю, расположенному глубоко под водой (наверху проходит судоходный путь). Для туристов в летнее время интересна поездка на автомобиле в Кронштадт: с защитной дамбы открывается прекрасный вид на Финский залив (для остановки предусмотрены специальные карманы). С дамбы устроен съезд на форт «Константин», откуда отправляются прогулочные теплоходы с экскурсией по фортам Кронштадта.
Составные части Кронштадтской дамбы:
- 11 защитных дамб (Д-1 — Д-11); общая длина дамб — 23,4 км; высота 11 м;
- 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6);для свободного стока воды и уменьшения влияния КЗС на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива;
- два судопропускных сооружения (С-1 и С-2) для обеспечения судоходства Эти сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время находятся в открытом состоянии, свободно пропуская воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря;
- транспортная составляющая комплекса (САД КЗС): шестиполосная автомагистраль, проходящая по гребню защитных дамб Д1-Д11, с мостами (через водопропускные сооружения В1-В6); подъемным мостом судопропускного сооружения С-2; автодорожным тоннелем (под Морским каналом судопропускного сооружения С-1; шестиполосный автомобильный тоннель общей длиной 1961 м; самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке — минус 28 м.); транспортными развязками судопропускных сооружений С-1 и С-2; надземными пешеходными переходами на дамбах Д3, Д4, Д7, Д8, Д10.
Водопропускные сооружения предназначены для минимизации влияния КЗС на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Сооружения В-1 и В-6 имеют по 12 водопропускных пролётов шириной в свету 24 м. (наружная ширина 27 м.) и глубиной воды на пороге 2,5 м. На сооружении В-3 — 10 водопропускных пролетов шириной 24 м. и глубиной дна на пороге 2,5 м. Сооружения В-2, В-4 и В-5 имеют по 10 водопропускных пролетов шириной 24 м. и глубиной дна на пороге 5 м. Все водопропускные пролёты оборудованы сегментными затворами массой 280 т. каждый.
Судоходное сооружение С-1 предназначено для пропуска морских судов в течение всего года. С-1 представляет собой судоходный пролёт с сегментными плавучими затворами-батапортами. Ширина судоходного пролёта 200 м, глубина воды на пороге 16 м. При угрозе наводнения доковые камеры, в которых находятся затворы, заполняются водой, батопорты всплывают и выдвигаются в середину канала. Достигнув центра, затворы начинают наполняться водой и под своей тяжестью медленно опускаться на дно порога. Таким образом, они препятствуют дальнейшему продвижению балтийской нагонной волны к Санкт-Петербургу. В обычном состоянии батопорты находятся в сухих доковых камерах.
Судопропускное сооружение С-2 предназначено для пропуска судов с осадкой до 5,5 м. Представляет собой судоходный пролёт с подъемно-опускным затвором. Ширина судоходного пролёта − 110 м, глубина на пороге −7 м. Судоходный канал в случае наводнения перекрывается затвором массой 2500 т, находящимся в обычных условиях в камере затвора, расположенной ниже дна судоходного канала. В случае наводнения затвор поднимается до отметки 4,55 м. выше среднего уровня воды. Над С-2 проходит автомобильный мост, имеющий длину вместе с эстакадами — 1080 м. Центральный пролёт выполнен вертикально-подъёмным, размерами 120×30,2 м. и массой 2300 т. плюс два противовеса по 1140 т. Подмостовой габарит в наведенном положении — 16 м, в поднятом — 25 м.
Получив информацию от Системы предупреждения угрозы наводнений о подъеме уровня воды, Дирекция УЗС заблаговременно (за 3 часа) предупреждает Администрацию Большого порта Санкт-Петербурга об угрозе затопления и прекращении навигации. Начинается подготовка к маневрированию затворов всех защитных сооружений. При угрозе наводнения сначала закрываются затворы судопропускных сооружений С-1 и С-2, а потом створы водопропускных сооружений (В-1 – В-6).
Первое официально объявленное рабочее (а не пробное) задействование КЗС для защиты города с закрытием его судопропускных сооружений состоялось при значительном повышении уровня воды выше ординара в Неве и других реках Санкт-Петербурга 28 ноября 2011 г. Комплекс защитных сооружений был закрыт приблизительно 10 часов, что позволило снизить высоту нагона на один метр и привело к задержке движения 23 судов. При предыдущем наводнении в сентябре того же 2011 г. «дамбу» не перекрывали, несмотря на подтопление приречной части ряда приневских районов города.
По оценке специалистов использование КЗС: 28 ноября 2011 года помогло предотвратить ущерб городу в размере 1,3 млрд. рублей, а 29 октября 2013 года помогло предотвратить ущерб городу в размере 19,2 млрд. рублей.
Сегодняшний день Кронштадта
Заметными событиями сегодняшнего дня Кронштадта как базы Военно-Морского Флота России яляются следующие:
- передислокация штаба Ленинградской военно-морской базы на территорию Кронштадта;
- возрождение в Кронштадте профессиональных учебных заведений ВМФ;
- ежегодное проведение в честь Дня ВМФ Главного парада Военно-Морского флота России (начиная с 2017 года);
- проработка вопроса на уровне Верховного Главнокомандующего о создании в Кронштадте современной Учебно-научная база (УНБ) Военно-Морского Флота, которая станет системообразующим элементом военно-морского кластера;
- создание новых мощностей на Кронштадтском морском заводе для строящихся и ремонтирующихся кораблей.
Кронштадт и Ленинградская военно-морская база в XXI веке
Сегодня Ленинградская военно-морская база (ЛенВМБ) — это военно-морская база Балтийского флота Российской Федерации. Во времена СССР она была базой прямого подчинения и напрямую подчинялась Главнокомандующему ВМФ СССР. До конца 2008 года штаб базы находился в здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В настоящее время он находится в Кронштадте.
В марте 2020 года Лен ВМФ исполнился 101 год. По итогам 2019 учебного года ЛенВМБ, которой командует контр-адмирал Вячеслав Родионов, была признана лучшим объединением флота.
12 марта 2020 года Ленинградская военно-морская база получила боевое знамя нового образца. Церемония прошла в Кронштадте с участием командующего Балтийским флотом адмирала Александра Носатова.
В настоящее время в ее состав входят корабельные соединения, учебные подразделения и воинские части, расположенные на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Включает пункты базирования и порты:
- Кронштадт,
- Санкт-Петербург,
- Ораниенбаум,
- Приозерск,
- акватории восточной части Финского залива и Ладожского озера.
Главными задачами Ленинградской военно-морской базы считаются:
- Поддержание устойчивого оперативного режима в назначенной зоне ответственности, обеспечение обороны и защиты базирующихся сил;
- Обеспечение строительства, ремонта, подготовки экипажей, испытаний кораблей и судов, поступающих от промышленности и из ремонта;
- Обеспечение научно-исследовательских работ по изучению морей и океанов, а также испытаний новой техники и оружия;
- Обеспечение подготовки мичманов, старшин и матросов, а также подготовки и переподготовки офицеров запаса ВМФ в системе учебных отрядов, школ и офицерских курсов, обеспечение учебной практики курсантов, слушателей высших военно-морских учебных заведений на кораблях и судах ВМФ;
- Повседневное и боевое снабжение кораблей и частей Флота, находящихся в зоне ЛенВМБ;
- Обеспечивание расквартирования, коммунально-бытового и культурно-просветительного сервиса личного состава в районе ответственности базы.
ЛенВМБ также занимается организацией мероприятий, связанных с военно-морским церемониалом: визиты иностранных кораблей, празднованием памятных событий и дат, военно-морские парады, проведение Международного военно-морского салона (МВМС) в Санкт-Петербурге (российская выставка продукции военного назначения) и др.
Салон проводится с 2003 года, раз в два года. Очередной десятый Международный военно-морской салон состоится 23-27 июня 2021 года.
В состав ЛенВМБ входят следующие корабли и соединения (на 2012 год):
- «Смольный» — учебный корабль проекта 887. Бортовой номер 210, в составе флота с 1976 г. (Кронштадт).
- «Перекоп» — учебный корабль проекта 887. Бортовой номер 200, в составе флота с 1977 г. (Кронштадт).
- 105-я бригада охраны водного района (Кронштадт).
- 147-я тактическая группа малых противолодочных кораблей:
МПК-99 «Зеленодольск» — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 308, в составе флота с 1987 г.
МПК-192 «Уренгой» — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 304, в составе флота с 1986 г.
МПК-205 «Казанец» — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 311, в составе флота с 1987 г.
- 22-й дивизион тральщиков:
БТ-115 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 561, в составе флота с 1994 г.
РТ-57 — рейдовый тральщик проекта 10750. Бортовой номер 316, в составе флота с 1989 г.
РТ-248 — рейдовый тральщик проекта 10750. Бортовой номер 348, в составе флота с 1990 г.
- 3-й отдельный дивизион подводных лодок (Кронштадт):
Б-227 «Выборг» — дизельная подводная лодка проекта 877 «Палтус». В составе флота с 1983 г.
Б-806 «Дмитров» — дизельная подводная лодка проект 877ЭКМ. В составе флота с 1986 г.
Б-585 «Санкт-Петербург» — дизельная подводная лодка проекта 677 «Лада». В составе флота с 2010 г.
- 13-я бригада строящихся и ремонтируемых кораблей (Санкт-Петербург, Кронштадт).
Соединения, не входящие в состав ЛенВМБ, расположенные в зоне ответственности базы:
- 32-й отдельный дивизион судов обеспечения (Приозёрск)
- дивизион опытных судов полигона 1 ЦНИИ МО РФ (Приморск).
Балтийский флот и Ленинградская военно-морская база в Балтийской морской зоне имеет стратегическое значение для Санкт-Петербурга — крупного порта, научно-производственного центра с мощным кораблестроением. Кронштадт в этой структуре ВМФ по-прежнему играет важную роль и значение.
Кронштадт по-прежнему отправляет корабли ВМФ в Антарктику Военно-Морской Флот России принимает активное участие в исследовании современной Антарктики. По решению Главнокомандующего ВМФ он периодически осуществляет походы в Антарктиду на специальных океанографических исследовательских судах.
2 декабря 1982 года океанографические исследовательские суда ВМФ «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» совершили поход по маршруту шлюпов «Восток» и «Мирный». 9 января 1983 года «Адмирал Владимирский» пересек Южный полярный круг. А на следующий день судно подошло к кромке льда в районе открытия Антарктиды русскими военными моряками в 1820 году.
6 ноября 2015 года вновь из Кронштадта вышло океанографическое исследовательское судно ВМФ России “Адмирал Владимирский” и направилось к берегам Антарктиды. В ходе экспедиции судно прошло по утвержденному Главкомом ВМФ России маршруту более 30 тысяч морских миль и возвратилось в Кронштадт в апреле 2016 года. Экспедиция занималась гидрографическими и гидрометеорологическими исследованиями морских акваторий.
Также была изучена динамика изменений рельефа дна, чтобы скорректировать навигационные и морские международные карты. Проводились грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в прилегающих к Антарктиде морских акваториях. Это была первая за 30 лет кругосветная экспедиция, предпринятая ВМФ и первая за время новой России
В честь 200-летия открытия Антарктиды и 250-летия со дня рождения адмирала И.Ф. Крузенштерна 3 декабря 2019 года началась новая кругосветная океанографическая экспедиция судов гидрографической службы ВМФ РФ в составе ОИС «Адмирал Владимирский» и ГС «Маршал Геловани».
27 января 2020 года океанографическое исследовательское судно (ОИС) ВМФ России «Адмирал Владимирский» достигло берегов Антарктиды и прибыло на станцию «Беллинсгаузен». В Антарктиду военные моряки прибыли для научных исследований. На борту судна находились ученые геофизики МГУ, Росгеологии и РАН для гидрометеорологических и гидрографических исследований акваторий Антарктиды. В программу исследований входило изучение береговой линии и морского дна. В частности были проведены непрерывные наблюдения за развитием погодных явлений. Ученые уточняли глубины океана в прибрежной зоне. Эти данные необходимы для установления точных координат расположения Южного магнитного полюса и переиздания навигационных карт с учетом полученных данных.
Результаты исследований каждого этапа экспедиции поступали в центр Русского географического общества при Главном командовании ВМФ РФ и непосредственно в адрес Главнокомандующего ВМФ России. Экспедиция завершила работу в июне 2020 года. «Адмирал Владимирский» снова вернулся в Кронштадт.
Так что большую и важную работу, которую 200 лет тому назад начали славные экипажи военных судов «Восток» и «Мирный» успешно и достойно продолжают военные моряки современного Военно-Морского Фота России.
Кронштадт возвращает себе имя «кузницы кадров» ВМФ России
31 декабря 2013 года начал свою работу 907 Объединенный учебный центр ВМФ России созданый по решению министра обороны. Именно в Кронштадте состоялось освящение боевого знамени 907-го Объединенного учебногоцентра ВМФ России и церемония крепления знамени к древку.
Подобного центра, как считают в Глвкомате ВМФ, не было никогда, ни в современной России, ни в СССР. Если раньше подготовкой специалистов для ВМФ занимались многочисленные учебные центры (отряды, школы), которые были разбросаны по территории всей России, то теперь эти задачи будут решаться в Объединенном учебном центре ВМФ РФ. В структуре 907 Объединенного учебного центра ВМФ созданы центры по следующим направлениям подготовки: экипажи надводных кораблей, экипажей подводных лодок, морская пехота, военные спасатели и водолазные специалисты, младшие специалисты.
Комплексная подготовка всех категорий военнослужащих будет проводиться под руководством Объединенного учебного центра ВМФ и согласно программам развития Военно-Морского Флота. В центре будут применяться новые методы подготовки и обучения личного состава, чтобы эффективно сочетать теорию и практику по специальным программам и с использованием тренажерной базы. Процесс обучения будет гибким, и программы подготовки будут помогать корректировать его под любые задачи. В обучении будут использоваться новые боевые корабли различных классов, системы вооружения и новейшая техника.
В состав 907 Объединенного учебного центра ВМФ входит Учебный центр ВМФ (в/ч 56529-2), созданный на базе ЛенВМБ. Структурно он состоит из трех учебных батальонов, которые расположены:
- Кронштадт. 1 Учебный батальон (бывшие в/ч 09990, 37535,30616-18);
- Санкт-Петербург. 2 Учебный батальон (бывшая в/ч 70023506, УКОПП – Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова);
- Ломоносово. 3 Учебный Батальон (бывщая в/ч 95109 148-й учебный отряд ВМФ).
Учебный центр ВМФ на базе ЛенВМБ готовит курсантов по более, чем 30 военно-учетным специальностям (ВУС). Вот только несколько из них:
— специалисты крылатых ракет,
— специалисты зенитных ракет малой дальности,
— специалисты противолодочных ракет,
— специалисты надводных кораблей,
— специалисты кораблевождения,
— специалисты минного вооружения,
— специалисты реактивных противолодочных бомбовых установок,
— специалисты гидроакустических комплексов и станций.
Основной базой для Учебного батальона в Кронштадте стал бывший Третий учебный отряд.
Призывнику, попавшему в Учебный батальон , присваивается воинское звание матрос, и он становится курсантом. Последующие 5-6 месяцев он проходит обучение военно-морскому делу и специальности. По завершении периода обучения он выпускается младшим специалистом военно-морского флота по специальности, по которой прошел подготовку в учебном центре. После окончания обучения и сдачи выпускных экзаменов идет распределение матросов по корабляим и частям на флоты. Для призыва осень-зима списание на флот начинается сразу после майских праздников, а для призыва весна-лето – в начальных числах ноября. В основном, курсантов распределяют на Северный и Балтийский флоты, далее в порядке уменьшения идет Черноморский флот и Каспийская флотилия и совсем немного на ТОФ.
Пойдет ли централизация учебной подготовки на пользу российскому флоту, покажет время. Здесь есть вопросы: например, нужна ли такая концентрация сил в подготовке военных кадров? Но вот уже 7 лет этот процесс внедряется в практику ВМФ. С 2016 года Учебные центры Военно-Морского Флота России, входящие в состав 907 Объединенного учебного центра ВМФ, увеличили интенсивность подготовки экипажей для несения службы на кораблях и подводных лодках нового поколения. Основное внимание уделено подготовке экипажей атомных и дизель-электрических подводных лодок, надводных кораблей различных классов, а также военнослужащих морской пехоты и морской авиации к эксплуатации новой техники и вооружения, которая поступает на флот в рамках Государственной программы военного кораблестроения. За последние годы в Объединенном учебном центре ВМФ прошли подготовку экипажи новых дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636.3 «Колпино» и «Великий Новгород», экипажи сторожевого корабля проекта 1135.6 «Адмирал Макаров», корвета проекта 20380 «Громкий», специального судна «Иван Хурс», корабля противоминной обороны «Георгий Курбатов», противодиверсионных катеров проекта «Грачонок». Подготовка ведется с использованием постоянно обновляющейся тренажерной базы и направлена на достижение высокого уровня знаний для выполнения самых сложных задач в море.
Становится традицией проводить торжественную церемонию выпуска курсантов и воспитанников военно-морских учебных заведений военного Учебно-научного центра ВМФ в Кронштадте с участием ГК ВМФ, командующих флотами. На Якорной площади выпускники получают дипломы об окончании обучения в высших учебных заведениях ВМФ, завершении подготовки по программам высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Вручаются золотые медали отличникам учебы, в том числе воспитанникам Нахимовского военно-морского училища и воспитанникам Кронштадтского морского кадетского корпуса.
Кронштадтский морской кадетский военный корпус (создан в 1995 году)
С 1 апреля 2013 года Корпус подчинен Главнокомандующему Военно-Морским Флотом Российской Федерации (до этого подчинялся Министерству обороны РФ). С 19 августа 2015 года стал именоваться «Кронштадтский морской кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации». Корпус приобрел статус военно-морского учебного заведения. В Корпусе произведен капитальный ремонт и идет строительство учебно-материальной базы. С 1 сентября 2010 года введен новый штат и определена численность обучающихся – 560 кадет. Установлен семилетний срок обучения с 10 до 17 лет по типу старых кадетских корпусов императорской России. Приоритет при зачислении в корпус отдается детям-сиротам, детям, оставшимся без родительской опеки, детям из семей военнослужащих отдаленных гарнизонов.
За 25 лет в учебном заведении сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив. Более 80% преподавательского состава – специалисты высшей и первой квалификационной категории, в том числе Заслуженные учителя России, Почетные работники образования Российской Федерации, кандидаты наук. 100% воспитателей кадетского корпуса имеют опыт службы в частях, на надводных кораблях и подводных лодках Военно-Морского Флота России, награждены орденами и медалями. Педагогический коллектив корпуса составляет более 130 человек, из них воспитатели учебных рот — 77 человек. За каждой ротой закреплен педагог-психолог, с кадетами младшего возраста работают 5 педагогов-организаторов. Кронштадтский морской кадетский военный корпус продолжает лучшие традиции кадетского образования дореволюционной России, суворовских и нахимовских училищ советского периода.
На вооружении военно-морского флота в период с 1975 года по 1990-е года состояли сверхмалые подводные лодки «В-499» проекта 908 «Тритон-2». Сегодня одну из таких субмарин можно увидеть на территории Морского Кадетского корпуса в Кронштадте. Эти лодки выполняли разведывательные задачи, патрулируя акватории портов, а также осуществляли доставку и эвакуацию водолазов-разведчиков. Подлодка была рассчитана на двух членов экипажа и четырех водолазов. Всего по проекту 908 «Тритон-2» было построено 13 субмарин.
За прошедшие годы окончили кадетский корпус более 1000 выпускников, из них большинство поступили в высшие учебные заведения Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации. Начиная с 2000 года, выпускники корпуса пополняют строй кадровых офицеров Вооруженных Сил России и сегодня несут нелегкую военную службу в армии и на флоте, а ряд выпускников успешно реализовали себя на гражданском поприще.
Теперь морской кадетский корпус — это тоже визитная карточка Кронштадта – колыбели отечественного Военно-Морского Флота, города воинской славы.
Большое спасибо, Эдуард Максимович за очень интересный, предметный и полезный материал о жизни Кронштадта на рубеже XX и XXI веков и существенном развитии его значения в последние годы для
Военно-Морского Флота России и Санкт — Петербурга! Здорово!
Этот материал является убедительным доказательством заботы Президента России, Министерства обороны, ГК ВМФ о совершенствовании и укреплении Военно — Морского Флота России, повышения его роли и значения в защите Отечества, воспитании молодого поколения моряков на героической истории Кронштадта.