Чухраев Э. М. Необыкновенные истории морской истории. Необычайное из жизни подводников.  Столкновение атомных подводных лодок России и США 11 февраля 1992 года (продолжение).

25 декабря 1991 года в Москве над Кремлем окончательно спустили государственный флаг Советского Союза  и впервые подняли флаг новой России. Наступил невероятно трудный период для Военно-Морского Флота бывшего СССР. 11 февраля 1992 года произошло  первое тяжелое происшествие с российской атомной торпедной подводной лодкой Б-276 «Кострома»:  в Баренцевом море она столкнулась с многоцелевой атомной субмариной США  SSN-689  «Baton Rouge» («Батон Руж»).

В результате столкновения «Кострома» повредила себе ограждение рубки, вскоре ее отремонтировали (в 1992 году), и она осталась в строю. Пострадавших с нашей стороны не было. А вот  один американский моряк погиб. «Батон Руж» оказалась окончательно выведенной из боевого состава, в 1995 году ее списали. Подводники «Костромы» после этого происшествия украсили рубку своей лодки красивой цифрой 1, окаймленной звездой. Так экипажи подводных лодок отмечали свои победы над вражескими субмаринами в годы Великой Отечественной войны. С тех дней и до сих пор  на рубке российской субмарины «Кострома» гордо красуется звездочка — победа над американцами.

Советская (российская) атомная торпедная подводная лодка Б-276 «Кострома» (до июня 1992) года К-276, в 1992—1993 годах носила имя «Краб»)  проекта 945 «Барракуда».

Некоторые могут сказать, что победа эта какая-то ненастоящая. Ведь американская подлодка была только повреждена, а не уничтожена. Да, это так. Тем не менее, в итоге фактически в ВМС США в 1992 году  досрочно на один корпус стало меньше многоцелевых атомных подводных лодок.

Как же развивались те события, уже 30-летней давности?

Итак, 11 февраля 1992 года подводная лодка «Кострома» находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу, и лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за русской лодкой, следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования американские акустики потеряли контакт. Так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир «Батон Руж» решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был, и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин.

При столкновении «Кострома» своей рубкой протаранила днище американского корабля. Лишь небольшая скорость ее и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке «Костромы» остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.

«Кострома» после столкновения
«Кострома» после столкновения

Конечно, в результате этого столкновения могли погибнуть обе подводные лодки. Но  «Кострома» только незначительно повредила себе ограждение рубки. Здесь важно заметить, что наша лодка имела титановый корпус, что и дало такой эффект. Между прочим, на данный момент российский СФ имеет 4 лодки с титановыми корпусами: «Кострома», «Нижний Новгород», «Псков»  и «Карп».  Какие выводы сделали в России после того столкновения атомных подводных лодок? Прежде всего, обвинили расчеты ГКП-БИП-ШТУРМАН. И никого тогда, к сожалению, не волновали технические возможности нашей гидроакустики. Были, конечно, сделаны и другие выводы. Но они, в основном, были направлены на то, чтобы в будущем не допустить нового случайного тарана  американских «друзей» в наших территориальных водах. Мы ведь в то время «откровенно дружили» с ними. И все им прощали…

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *