Чухраев Э. Адмиралы трагических судеб: З.П.Рожественский (продолжение)

Небывалый в мировой истории переход Второй Тихоокеанской эскадры

Назначение на должность командующего 2-й Тихоокеанской эскадры. позволило Рожественскому стать известным далеко за пределами России.  Его путь в воды Тихого океана освещали практически все газеты мира: восхищаясь флотоводческими способностями, которые позволили довести разнотипную эскадру на Дальний Восток. Это был небывалый в мировой истории переход большого отряда кораблей и судов ВМФ через три океана (с 2 октября 1904 по 14 мая 1905). Протяженность пути составляла около 18 тысяч миль.

И надо отдать должное адмиралу Рожественскому: он с честью выполнил задачу – успешно перевёл эскадру с Балтики на Тихий океан. За время похода, проходившего в условиях отсутствия надёжных баз снабжения, плохой выучки экипажей, — не было потеряно ни одного корабля. И совершенно справедливо, что российский император в феврале 1907 года (с большим опозданием) установил специальную медаль: «В память плавания вокруг Африки 2-й Тихоокеанской эскадры под командой генерал-адъютанта Рожественского».   На Санкт-Петербургском Монетном дворе    изготовлено   5 500 этих медалей для награждения офицеров и нижних чинов.

Напомним некоторые особенности перехода Второй Тихоокеанской эскадры и как ею управлял адмирал Рожественский. Особое значение имело обеспечение эскадры всем необходимым в пути, ибо Россия на переходе не имела ни одной базы. Прежде всего, кораблям требовался уголь, необходимо было специальное оборудование для ремонта машин и механизмов. Так как английское правительство, занимая враждебную позицию, сумело оказать давление на нейтральные государства, Россия не могла пользоваться иностранными портами. Даже Франция, находившаяся в союзе с Россией, под нажимом Англии не разрешила русским кораблям заходить в ее порты. Поэтому в состав эскадры русское командование выделило большое количество транспортов, груженных углём, продовольствием, пресной водой, а также плавучую мастерскую, без которой крупное соединение флота не смогло бы перейти на столь отдалённый театр военных действий.

Плавание главных сил (часть кораблей шла через Суэцкий канал, основная часть шла вокруг Африки) происходило в сложных условиях. До Канарских островов их сопровождали английские крейсера. Обстановка была настолько напряженной, что командир русской эскадрой приказал зарядить орудия и быть готовыми к отражению нападения. Во время редких стоянок, а чаще всего в открытом океане корабли эскадры пополнялись углем. Угольные погрузки в условиях тропиков выматывали людей. Рожественский, стремясь к максимальной загрузке, приказал грузить уголь в батареи, различные подсобные помещения, даже в часть офицерских кают. Когда и эти возможности были исчерпаны, на некоторых кораблях уголь принимали прямо на палубу. В результате на новых эскадренных броненосцах запас топлива более чем в 2 раза превышал норму. Во время шторма такие перегруженные корабли легко могли потерять и без того небольшую остойчивость и перевернуться. Поэтому при переходе в свежую погоду их приходилось направлять на волну, чтобы спасти корабли.

Гулльский инцидент

С самого начала поход сопровождали инциденты. Так, 22 октября 1904 года произошёл Гулльский инцидент (место на карте обозначено красным цветом, недалеко от английского города Гулль): русская эскадра обстреляла в Северном море собственный крейсер «Аврора», потопила траулер «Крэйн», принадлежавший Великобритании, и серьезно повредила пять малых рыболовецких судов, приняв их за японские миноносцы.

Как это случилось? Рожественскому пришло несколько тревожных сообщений – источники в европейских портах докладывали, что в море замечены подозрительные миноносцы. Штаб Рожественского, получив эти данные, сделал вывод, что это японские миноносцы намерены в ближайшее время атаковать эскадру. И своими указаниями создал нервозную обстановку.

В этих условиях, отставшая от эскадры из-за ремонта машины плавучая мастерская «Камчатка», вечером 21 октября (8 по старому стилю) доложила на флагманский корабль, броненосец «Князь Суворов», что её преследуют неизвестные миноносцы. Кораблям эскадры был отдан приказ усилить бдительность и готовиться к возможной атаке миноносцев. В 00:55 22 октября (9 по старому стилю) эскадра вышла на Доггер-банку, практически в центр крупной британской рыболовной флотилии из 22 траулеров. С ходового мостика «Суворова» было обнаружено подозрительное судно, на котором, в отличие от траулеров, не горели огни. Оно шло наперерез броненосцу. После подсветки прожектором судно было опознано как миноносец, и Рожественский отдал приказ об открытии огня.

Британская открытка, изображающая Гулльский инцидент

Апофеозом паники и нескоординированности стало произошедшее несколькими минутами позже, – когда крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской», шедшие в стороне от броненосцев, также зажгли прожектора и открыли огонь в сторону предполагаемой цели. Комендоры нескольких артиллерийских постов на броненосцах приняли их за подкравшиеся под покровом темноты вражеские корабли и обстреляли. Обнаружив, что стрельба ведётся по невооружённым гражданским судам и собственным кораблям, Рожественский немедленно отдал приказ о прекращении огня, который был подан прожектором. Прекратив огонь, эскадра продолжила путь.

Всего обстрел длился менее двадцати минут. Было израсходовано около пятисот снарядов различного калибра и 1800 пулемётных патронов. Погиб один рыбак (по другим данным – двое), шестеро оказались ранены. Крейсер «Аврора» получил пять попаданий, проделавших пробоины в бортах и надстройках, два члена его экипажа оказались ранены (один из них позже скончался). На броненосце «Орёл» при стрельбе разорвало ствол 75-мм. пушки, что вывело её из строя.

Инцидент имел большой резонанс. Отношения России с Британией по итогам произошедшего накалились до предела, британская пресса, не стесняясь в выражениях, называла русских моряков «опасными безумцами» (собственно, в Британии инцидент до сих пор известен как «Russian Outrage» – «Припадок русского гнева») и призывала вернуть Вторую Тихоокеанскую эскадру в Кронштадт, а Рожественского предать трибуналу. Британия подняла свой флот по тревоге и угрожала даже разрывом дипломатических отношений с Россией. Но это удалось предотвратить финансовой компенсацией – рыбакам, находящимся на судах, побывавших под обстрелом, русское правительство выплатило 65 тысяч фунтов стерлингов, раненым и родственникам погибших назначило пожизненную пенсию.

По настоянию России была созвана комиссия, в которую вошли представители («комиссары») Британии, России, Соединённых Штатов, Австро-Венгрии и Франции. Это, кстати, стало первым в истории случаем создания независимой международной комиссии для расследования военного инцидента. Расследование длилось полтора месяца, однако существенных результатов не достигло. Выводы комиссии были расплывчатыми и в равной степени не устраивали ни одну из сторон. Было сказано, что Россия виновна в произошедшим и несёт ответственность за гибель и ранения гражданских лиц.

Однако при этом действия русских моряков не были признаны «порочащими», на чём настаивали британцы, поскольку полностью оправдывались реалиями ситуации (то есть, вероятной опасностью нападения), а в заключении особо подчёркивалось:

«Заканчивая рапорт свой, комиссары заявляют, что суждения, в нём формулированные, по их мнению, не бросают никакой тени на военные способности или на чувства человечности адмирала Рожественского и личного состава его эскадры».

Заседание международной комиссии по расследованию Гулльского инцидента

Меж тем, ряд позднейших исследователей считает, что миноносцы русским морякам не почудились. Кто-то совершенно определённо преследовал «Камчатку» и вёл радио игру с русской эскадрой, и это явно были не британские рыбаки, мирно занимавшиеся своей работой. Наиболее очевидным кандидатом является, разумеется, Япония. Второй в списке идёт Британия – она в то время поддерживала Японию и уже в силу этого не могла не испытывать желания подставить Россию. Целью провокации, по мнению исследователей, являлась задержка в продвижении эскадры Рожественского в зону боевых действий. Если это было так, то попытка оказалась удачной – эскадра действительно была изрядно задержана, простояв в испанском порту Виго до окончания первичного расследования произошедшего.

Неожиданной, но вполне логичной является версия о «немецком следе». Стравив Россию и Британию, Германия рассчитывала получить немалые политические выгоды. Как бы то ни было, считать полностью разгаданной тайну Гулльского инцидента нельзя. К сожалению, нет никаких надежд на то, что на неё прольётся свет – слишком много времени прошло.

Затянувшаяся стоянка эскадры на острове Мадагаскар

27 декабря 1904 главные силы эскадры под командованием Рожественского прибыли в бухту Носси-Бе на острове Мадагаскар, где вскоре соединились с отрядом адмирала Фёлькерзама (его отряд шел через Суэцкий канал), прибывшим в этот район на 12 дней раньше. На Мадагаскаре эскадре пришлось задержаться дольше, чем планировали. Например, даже корабли Фёлькерзама, которые совершили более короткий и легкий переход, тоже требовали ремонта. Так, на броненосце «Наварин» вышли из строя холодильники, крейсера «Жемчуг» и «Изумруд» оказались с разрушенными приводами и вспомогательными механизмами. Гораздо хуже дело обстояло на миноносцах. Только 2 из них могли двигаться самостоятельно.

Дмитрий Густавович фон Фёлькерзам (1846 —1905) — контр-адмирал

Потомок древнего лифляндского дворянского рода. 3 апреля 1905 года перенес инсульт во время стоянки кораблей в бухте Камрань. За несколько дней до Цусимского сражения умер. Однако флаг Фёлькерзама не был спущен, и командиры кораблей эскадры до начала боя так и не узнали о смерти младшего флагмана. Тело покойного адмирала хранилось в холодильнике броненосца «Ослябя» и вместе с ним ушло на дно Цусимского пролива.

Вторая Тихоокеанская эскадра на стоянке у острова Мадагаскар. Январь 1905 год

На Мадагаскаре Рожественский получил известие о гибели Первой Тихоокеанской эскадры и сдаче Порт-Артура. Такое известие не могло положительно повлиять на, и без того невысокий, моральный дух личного состава. В связи с этим Рожественский запросил у Петербурга новых указаний. Сам он считал, что его эскадра слишком слаба, чтобы вести борьбу с японским флотом за господство на море. Свою задачу он видел в прорыве во Владивосток если не всех, то хотя бы части кораблей. В качестве подкрепления он предлагал выслать на Тихий океан помощь в новых кораблях с Черного моря. Однако в Петербурге, не обращая внимания на просьбы Рожественского, решили направить на Дальний Восток Третью Тихоокеанскую эскадру, и снова с Балтики. Первый ее отряд, состоявший из кораблей устаревших типов, вышел из Либавы 3 (16) февраля 1905 г. Не представляя боевой ценности, эти корабли в лучшем случае могли рассчитывать лишь на то, что отвлекут на себя часть японских сил. Командовал ими адмирал Н. И. Небогатов.

В ожидании кораблей отряда Небогатова, при затянувшейся стоянки на Мадагаскаре, Рожественский организовал максимально возможно ремонт техники и оружия, отработку боевых навыков и отдых личного состава эскадры. Но, в целом, пребывание на Мадагаскаре для эскадры Рожественского было в большей степени негативным. Почему?

  • * Дали отдых для противника.  Длительная стоянка у Мадагаскара окончательно уничтожила шансы русской эскадры на прорыв во Владивосток, дав японцам время отремонтировать и перевооружить свои корабли, потрепанные за год боевых действий у Порт-Артура.
  •     * Корабли эскадры потеряли скорости.  За время стоянки в тропических водах днища кораблей обросли ракушками и водорослями (так называемой «бородой»). Это существенно сказалось на скорости. В ходе Цусимского сражения русские корабли маневрировали со средней скоростью 10 узлов, а японские — 15 узлов. Японцы встретили русский флот, очистив днища от растительности и ракушек в доках.
  •     * Произошло падение дисциплины.  Повальное пьянство и картеж охватили эскадру, томившуюся от скуки и неизвестности. Из-за плохого поведения нижних чинов на берегу, адмирал Рожественский имел объяснения с губернатором острова.
  •    * Получились дополнительные людские потери.  На подходе к Мадагаскару на корабле  «Ослябя» умер кочегар; за время стоянки умерло 3 матроса от болезней и солнечных ударов; на разведчике «Урал» упавшей стрелой крана убило прапорщика и смертельно ранило лейтенанта; на «Бородино» задохнулись газами 2 матроса; на миноносце «Блестящий» при спуске шлюпки погибло 3 матроса; на госпитальном судне «Орел» умер кондуктор; на крейсере «Дмитрий Донской» случайно застрелен матрос; всего погибло 12 чел. Также на броненосце «Орёл» помешались матрос и прапорщик. За дисциплинарные нарушения было отправлено в Россию несколько десятков человек.
  •     * Эскадра непрерывно находилась под наблюдением противника.  Японские шпионы без труда изучали русский флот, находившийся на нейтральной территории; в качестве торговцев проникали даже на флагманский корабль.
  •    * Отсутствовали учения, но присутствовали ЧП.  Поскольку снаряды для учебных стрельб были отправлены во Владивосток поездом, пришлось отменить учения из-за недостатка навыка в стрельбе. 31 января при единственных учебных стрельбах снаряд с броненосца «Князь Суворов» попал в крейсер «Дмитрий Донской». Эскадра также не умела маневрировать: в ходе перестроений «Император Александр III” и «Бородино» столкнулись бортами.

Поэтому Рожественский принял решение продолжить переход. 3 (16) марта 1905 года, после затянувшейся стоянки у Мадагаскара. Вторая Тихоокеанская эскадра, не дождавшись отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова, вышла в океан. Ее путь лежал к берегам Индокитая. Переход от Африки на Дальний Восток, если не считать незначительных поломок, прошел благополучно. Чтобы сохранить машины миноносцев, эти корабли вели на буксире. 26 марта (8 апреля) прошли Сингапур. Рожественский надеялся привести корабли в порядок в Камрани (Вьетнам), но под давлением французских властей вынужден был перевести свои корабли в бухту Ван-Фонг.

26 апреля (9 мая), наконец-то, произошло соединение эскадры с кораблями контр-адмирала Небогатова. Небогатов за 2,5 месяца смог догнать эскадру Рожественского. Столь дальний переход его немореходных, старых кораблей специалисты признавали образцовым. Таким образом, в составе русской эскадры появились еще 3 броненосца береговой обороны, крейсер и несколько транспортов.

Но немного вернемся на Мадагаскар, чтобы принять необычную информацию.

До сих пор на Мадагаскаре сохраняются «странные следы» от пребывания здесь Второй Тихоокеанской эскадры. Одна из бухт острова носит имя Русской. Существует целая улица домов, в которых, якобы, жили русские матросы, даже семьями. Сохранилась братская могила этих необычных жильцов. Последний русский умер в 1936 году. Могила находится на кладбище в Андуани. Прошло уже 115 лет, но островитяне до сих пор называют девочек славянскими именами (Наташа, Людмила, Надежда, Агриппина). Среди местных жителей живет и сегодня песня, в которой есть слова: «Мы стояли у Мадагаскара… И на борту была чума. В резервуарах вода прогнила. И каждый день один (из нас) уходил за борт…». Ее записали немцы, побывавшие на Мадагаскаре (утверждается, что она про русских моряков), и назвали «Wir lagen vor Madagaskar». Она была опубликована в 1934 году, а до этого переходила из уст в уста среди жителей острова. В чем же дело?

А дело в том, что в Англии, в Германии, во Франции есть много официальных источников, в которых утверждается, что, якобы, Рожественский в 1905 году «забыл» на Мадагаскаре один из кораблей своей эскадры. Даже называется его имя — «Vlötny».
Изучение судьбы 45 кораблей  Второй Тихоокеанской эскадры не дает повода, чтобы можно было говорить о том, что какой-либо из них  дольше других  оставался на Мадагаскаре. И тем более с таким именем. Но очевидцы утверждают, что при отливе все еще и сейчас можно увидеть остов русского корабля.

Что же это за корабль?  Вроде бы, это был один из русских вспомогательных крейсеров, который охранял Мозамбикский пролив от вражеских кораблей. Он находился в одной из бухт Мадагаскара. На корабле свирепствовали болезни, в том числе малярия и  тиф. Поэтому эскадра продолжила поход, а этот крейсер пока остался в бухте. Но потом под воздействием мирной жизни на Мадагаскаре военные моряки решили отказаться идти на войну с японцами и одновременно не возвращаться в Россию. После этого они пытались вести торговлю с мозамбикскими пиратами до тех пор, пока не кончилось топливо. Моряки продали все, что можно было снять с корабля и затопили его. А сами быстро приспособились к жизни в условиях острова, в основном, занимаясь рыбалкой.

Вот такая «легенда» про забытый русский крейсер до сих пор живет  и бродит по заграничным изданиям. В российских источниках об этом никогда не упоминалось. Что было на самом деле, сейчас трудно сказать.

Корабли 2-й Тихоокеанской эскадры в районе Мадагаскара. 1905 год

Каков итог перехода эскадры на Тихий океан?

Итак, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, беспримерный по трудности переход Второй Тихоокеанской эскадры протяженностью 18 тыс. миль был успешно завершен. Но впереди был бой с японцами в Цусимском проливе.

Адмирал Хэйхатиро Того на мостике флагманского броненосца «Микаса» перед Цусимским сражением

1 (14) мая измученная длительным и тяжелым переходом русская эскадра вышла из Ван-Фонга (Вьетнам), где была последняя стоянка кораблей Рожественского, и направилась к Корейскому проливу, где ее уже ждал сильный японский флот. Хотя встреча с противником ожидалась со дня на день, шли без разведки, а во избежание столкновений ночью корабли несли кильватерные и отличительные огни. Командующий эскадрой считал своей главной задачей прорыв во Владивосток. Осуществить это можно было через один из проливов — Корейский, Сангарский или Лаперуза. Японцы, обладая преимуществом в скорости хода, могли развернуть свои силы на любом из этих направлений. Опасаясь нехватки топлива, командующий русской эскадрой решил прорываться кратчайшим путем — через Корейский пролив. Рожественский считал, что потери при прорыве будут, но большая часть кораблей сможет достигнуть Владивостока.

Сражение оказалось полностью провальным. Уже через 20 минут после начала боя управление российской эскадрой было потеряно. Сам Рожественский получил тяжелое ранение в голову и потерял способность командовать. Миноносец  «Бедовый», на котором находился командир эскадры и офицеры штаба, был сдан японцам.

В Цусимском сражении русский флот был разгромлен. Такого поражения он не знал. Захваченные японцами русские корабли были включены в состав Объединенного японского флота. Что касается пленных, то они содержались в Японии и получили возможность вернуться на родину после подписания Портсмутского мирного договора (23 августа 1905 года, в США), завершившего Русско-японскую войну (1904-1905).

Главный военнопленный в японском плену

Большей части сражения Рожественский не видел. В ходе боя на борту флагманского броненосца «Князь Суворов» вице-адмирал получил целую серию ранений в голову, спину, правую руку, левую ногу. В полубессознательном состоянии адмирала переправили с гибнущего броненосца на эсминец «Буйный». Утром 15 мая эсминец вышел из строя, и раненого адмирала эвакуировали на борт другого эсминца: «Бедовый», который сдался в плен. Так командующий эскадрой стал еще одним трофеем победившей Японии. Раненого русского адмирала японцы отвезли в свой госпиталь в Сасебо, где окружили вниманием и заботой.

Но только через два месяца после того, как Рожественский оказался в плену, японские врачи решились извлечь у него обломок черепной кости.

В плену к Рожественскому относились с уважением, лечили его лучшие врачи. Но это не могло улучшить психическое состояние адмирала, раздавленного поражением. Осенью 1905 года  Рожественский через Владивосток по Трассибирской магистрали вернулся в Москву.

Х. Того навещает в госпитале тяжело раненого З.П. Рожественского

Так в чем же вина адмирала Рожественского?

Он был восстановлен в своей прежней должности начальника Главного морского штаба. В «Полном послужном списке» от 16 января 1906 года чёрным по белому написано: « В службе сего адмирала не было обстоятельств, лишающих его права на получение знака отличия беспорочной службы…». Но вскоре в газетах началась «травля» адмирала. Первоначально Рожественский пытался оправдываться. Затем, в феврале 1906 года, он подал в отставку с поста начальника Главного морского штаба.

Имя вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского навсегда связано с Цусимским сражением. И до сих пор историки спорят о том, насколько велика вина командующего в трагедии Второй Тихоокеанской эскадры.

Но совершенно ясно, что Зиновий Петрович Рожественский имеет даже двойную вину за те трагические события.

  • Как начальник Главного морского штаба России  он несет ответственность за то, что не вник глубоко в военно-политическую обстановку накануне войны с Японией и в ее первый год, не оценил реальное состояние морских сил России и Японии и не принял необходимых мер для качественной подготовки Второй Тихоокеанской эскадры к переходу с Балтики на Тихий океан.
  • Как командир Второй Тихоокеанской эскадры он несет персональную ответственность за плохую подготовку кораблей к межтеатровому переходу и неготовность ее к сражению с японским флотом, за отсутствие настойчивости и проявление слабых командирских качеств по доведению до высшего командования об истинном состоянии Второй Тихоокеанской эскадры и своего личного видения  использования ее сил,  а также за не эффективное управление силами в морском бою при Цусиме.

Вместе с тем, ответственность за поражение России в Цусимском сражении несет и Верховный правитель (российский император), и военно-политическое руководство страны.

После Цусимской трагедии начались бесконечные попытки (солидные и разные) сделать анализ всего, что связано с Второй Тихоокеанской эскадрой, причин ее поражения в Цусимском сражении и определить роль и ответственность в этом адмирала Рожественского. Выделим наиболее важные моменты.

  • Сама идея похода Второй Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток многими военными специалистами считалась почти авантюрной. Во-первых, эскадре предстоял переход с Балтики на Тихий океан, при этом у флота не было на этом пути надежных баз для обслуживания судов. Кроме того, сам поход невозможно было скрыть от японцев. И, наконец, сама по себе поставленная задача в сложившихся условиях выглядела практически невыполнимой. В распоряжении Рожественского находились либо устаревшие тихоходные корабли, либо новейшие, однако не до конца испытанные. Как следствие — целая череда технических отказов. Команды кораблей были собраны наспех и не имели достаточных навыков для действий в сложных, а тем более боевых  условиях.
  • Вина Рожественского в Цусимской трагедии выражена относительно. Свою роль в том страшном поражении русской эскадры сыграла и общая неготовность флота российской империи к войне с Японией, и роковые обстоятельства. 
  • Многие обвиняют Рожественского в том, что он не попытался уклониться от встречи с японским Соединенным флотом и прорваться во Владивосток. Но Рожественский имел совершенно другой приказ. Двукратно в телеграмме императора на имя Рожественского (он ее получил во время стоянки на Мадагаскаре) указывалось, что не прорыв во Владивосток ставится целью эскадре, а завладение Японским морем, т. е. бой с главными силами японского флота и поражение их.  А приказы, как известно, не обсуждаются. Таким образом, эскадре Рожественского ставилась задача своими силами расправиться с японским флотом. При этом было известно, что корабли японцев лучше оснащены и имеют более высокую скорость. Вице-адмирал ответил в Петербург: «С имеющимися в моем распоряжении силами не имею надежды восстановить преобладающее положение на море. Моя единственно возможная задача — это пройти во Владивосток с наилучшими судами и, базируясь там, действовать на сообщения неприятеля». Но в силе остался приказ сражаться с японским флотом.
  • Долгое время считалось, что «кичливый и безграмотный» адмирал Рожественский  вел моряков на смерть, не имея даже четкого плана действий. Впоследствии историки, анализируя показания самого Рожественского и участников боя, пришли к выводу, что своим маневрированием он создал ситуацию, когда лучшие силы противника на протяжении достаточно длительного времени оказывались в зоне поражения артиллерии русских кораблей. Этого времени должно было хватить, чтобы нанести японцам невосполнимый ущерб.
  • Но этого не произошло. Ряд специалистов полагает, что всему виной были пироксилиновые снаряды, которые, во-первых, отсырели во время перехода в тропиках, а во-вторых, из-за своего замедленного действия, призванного обеспечить взрыв внутри судов, либо вообще не взрывались, либо проходили навылет, не нанося японцам серьезного ущерба. А вот японские снаряды фугасного действия рвались на русских кораблях, зажигая все вокруг. Такая дуэль имела для русских судов катастрофические последствия

Крейсер I ранга «Олег» после Цусимского боя
  • Рожественскому можно было поставить в вину только то, что он не попытался вырваться из «круга событий», но кто из адмиралов русского флота того времени был на это способен? Семь месяцев он честно выполнял задачи, решение которых было не по силам заурядной личности. И то, что, преодолев огромные трудности и опасности, Рожественский достиг вод Тихого океана — это уже подвиг. Его железной воли не хватило на то, чтобы отдать минимум необходимых распоряжений для предстоящего боя. Но до последнего мгновения, до потери сознания от полученных ран Зиновий Петрович исполнял свой долг — долг  морского служителя России.

Вот каким разным (не в пользу русских)  было качество  сил флотов в Цусимском сражении:

  • Русская эскадра была представлена кораблями, построенными при императорах Александре III и Николае II. С 1882 по 1902 гг. русский флот строился по 5 судостроительным программам, не имевшим между собой преемственности. Результат был неизбежен — количество явно отставало от качества, и это было очевидно для всех, кроме тех, кто принимал решение о посылке эскадры в поход на Дальний Восток.
  • Русские броненосные корабли значительно уступали японским кораблям  по уровню бронирования.
  • Более половины эскадры состояло из устаревших кораблей, на которых стояли устаревшие орудия  разных систем и калибров. Наш флот не имел возможности рассчитывать на равенство в артиллерийском бою. В среднем, только по своим огневым возможностям, японские суда превосходили русские в 15 раз.
  • За 1,5 месяца перед Цусимским боем на японской эскадре с помощью английской миссии была принята новая система управления и координации огня. Благодаря выучки экипажей и более современной техники заряжания, японцы существенно превосходили русские корабли по скорострельности.
  • Японцы, используя преимущество в скорострельности и взрывной силы снаряда, на первом этапе Цусимского сражения стремились вывести из строя артиллерийские расчеты русских, а потом добивать корабли, которые лишились возможности сопротивляться.
  • Японцы превосходили русских не только по скорострельности и мощности снарядов, но и по меткости: их комендоры (за два месяца до сражения ежедневно проводили тренировки и практические стрельбы) приблизительно в 2 раза превзошли своих противников и по числу попаданий.
  • Русские снаряды отличались весьма низким качеством. Это было следствием экономии предвоенного периода – более тяжелые толстостенные снаряды были более просты в производстве и более дешевы, хотя и давали более скромный эффект при взрыве. Вот во что обошлась такая российская экономия.
Цусимское сражение. Гибнут русские корабли. 1905

И, тем не менее, адмирал  Того, докладывая японскому императору об итогах Цусимсокого сражения, заявил:  «В силах двух сражавшихся флотов не было большой разницы. И я считаю, что офицеры и команды неприятеля бились за свою страну с крайней энергией и бесстрашием». Увы, героизм русских моряков не смог исправить многочисленные просчеты командования.

Суд над адмиралом Рожественским

Рожественский в 1905 году, по прибытии в Петербург, встретился с императором Николаем II. Содержание их беседы, к сожалению, неизвестно. Но вполне понятно, что отношение к адмиралу существенно изменилось. Очень переживая и чувствуя свою вину, он обратился с просьбой устроить над ним суд. В июне 1906 года Рожественский, офицеры его штаба и командир «Бедового» предстали перед судом особого присутствия Кронштадтского военно-морского суда по делу о сдаче 15 мая 1905 года неприятелю без боя миноносца «Бедовый».  Но участники процесса хотели в целом разобраться в причинах Цусимской катастрофы.

Рожественский брал всю вину за происшедшее на себя, изо всех сил оправдывал своих подчинённых, в особенности матросов. Он заявлял, что его подчиненные проявили себя в высшей степени мужественно, и просил для себя смертной казни.

Адмирал Рожественский на процессе, 21 июля 1906 года

Но военно-морской суд оправдал его как тяжело раненного в бою. Были приняты во внимание полученные им тяжелые ранения, из-за которых он сам решение о сдаче в плен не принимал.  Кроме того, все считали Рожественского жертвой авантюристической политики самого государства. Так это и было на самом деле.

По окончании суда, в одной из газет было напечатано: «Прокурор отказался его обвинять, суд отказался его судить. Да и весь приговор суда явился только исполнением тягостной формальности. Победителей не судят. Но не судят также и побежденных, когда поражение подводит лишь итог целой эпохе, когда оно пишет слово: «конец» на последней, и — как это не редко бывает — кровавой странице, закрывающей собою отдельный том истории народа».

Но суд заставил «по полной» ответить младшего флагмана Второй Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Небогатова. 11 декабря 1906 года Особое присутствие военно-морского суда Кронштадтского порта приговорило бывшего контр-адмирала Небогатова и командиров сдавшихся броненосцев Смирнова, Григорьева и Лишина к смертной казни. Однако  высочайшим указом смертная казнь всем четверым была заменена заточением в крепость на срок 10 лет. Правда, Небогатов по состоянию здоровья был освобожден из заключения через два года.

Что касается вице-адмирала Рожественского, то он очень тяжело переживал Цусимское сражение и судебный процесс. Высочайшим приказом по Морскому ведомству от 8 мая 1906 года Зиновий Петрович был уволен «по болезни от ран и контузий происходящей, с мундиром и пенсией». Хотя суд оправдал адмирала, он, уйдя в отставку, стал вести затворнический образ жизни. Практически перестал выходить из своей квартиры, считая, что навсегда опозорен сдачей японцам русского флота. Он вошел в историю как глубоко драматическая фигура.

Суд, подтвердив также тот факт, что Вторая Тихоокеанская эскадра была просто технически не готова к выполнению тех задач, которые перед ней поставили, обвинил Рожественского в том, что он не отказался от их выполнения. Но для адмирала подобный отказ был немыслимым, ибо он означал невыполнение приказа.

Но суд не мог пойти дальше и задать следующий вопрос: а кто именно формулировал тот самый приказ? Кто отправил русский флот на погибель, усугубив донельзя поражение в Порт-Артуре? В условиях Российской империи ответ получить было нельзя. Ответом стала Февральская революция 1917 года, ликвидировавшая сам институт монархии. Но Зиновий Петрович Рожественский до этого исторического события не дожил.

Выводы специальной следственной комиссии

19 декабря 1905 года приказом по Морскому ведомству была назначена следственная комиссия обстоятельств Цусимского боя под председательством контр-адмирала Я.А. Гильтебрандта. В 1907 году в своем заключении комиссия сделала два важных вывода:

  • «… лица, стоявшие во главе Морского министерства, не доложили государю о действительном соотношении сил противников, исключавшем возможность успеха для нашей эскадры в открытом бою с японским флотом»;
  • «… открытое, мужественное слово Рожественского могло бы остановить эскадру, предотвратить погром, но слово это сказано не было».

Сам Рожественский как-то заметил: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: „Берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление!“ Но у меня не оказалось нужной искры».

Комиссия по расследованию дала такую оценку действиям Рожественского как командира эскадры: «Неудачный выбор начальника эскадры, принявшего на себя командование без веры в возможность боевого успеха, не уделившего необходимого внимания боевой подготовке эскадры, не терпевшего самостоятельного сотрудничества своих подчиненных и не имевшего мужества признать непосильной принятую на себя задачу, когда сам в этом убедился. Тактические ошибки, сделанные начальником эскадры, еще ухудшили положение. Безнадежная с начала, основанная не на добросовестном расчете, а на слепой надежде на удачу, операция прорыва Второй эскадры Тихого океана во Владивосток должна была окончиться катастрофой».

Пожалуй, лучшей эпитафией вице-адмиралу Зиновию Петровичу Рожественскому являются слова, опубликованные в журнале «Русское знамя» в 1906 году: «Нам кажется, что адмирал сыграл в этом деле роль доктора, на руках которого умерло любимое дитя, и неутешная семья бранит и винит в этой потере только врача. Русские вообще народ несдержанный ни в похвалах, ни в брани. Когда адмирал Рожественский, пройдя Атлантический и Индийский океаны, вошел в Китайское море, то этим был завершен поразивший весь мир поход. Сколько нужно было затратить мужества, силы воли и характера, чтобы провести эскадру, при самой неблагоприятной политической обстановке, на расстоянии 35 000 верст, хорошо понятно каждому знакомому с морем. Вся Россия славила своего героя, пела хвалебные гимны. Но случилась беда — и старые заслуги позабыты и за него никто не сказал ни одного слова в защиту».

Финал и память

Новый 1909 год адмирал Рожественский  встречал в кругу семьи. Рядом были дорогие его сердцу и близкие люди: жена, дочь, зять и внук. Зиновий Петрович в новогоднюю ночь был необыкновенно бодр и весел. Провозглашал тосты за светлое будущее. Около двух часов ночи вышел к себе в кабинет, где и скончался. Врач констатировал мгновенную смерть от паралича сердца. Ему было 60 лет. Бывший командир пережил свою эскадру на три года, семь месяцев и семнадцать дней.

Провожавших Рожественского в последний путь было немного: родственники, близкие друзья, моряки, матросы, и те, кому полагалось по службе. Официальные почести высшим морским начальством были проигнорированы. Отпевание состоялось в петербургской церкви святого Спиридона, на территории адмиралтейства, в присутствии почетного эскорта из лейб-гвардии Семеновского полка и гвардейской артиллерийской бригады. Многие, присутствовавшие в адмиралтейской церкви и на кладбище, плакали. Печальную колесницу сопровождал по Невскому проспекту батальон лейб-гвардии Семеновского полка. Гроб был покрыт Андреевским флагом, поверх его — парадная треуголка адмирала и перекрещенная с ножнами шпага. Процессия долго шла до ворот Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Там тело предали земле. Похоронили Рожественского, согласно завещанию, в штатском костюме. Над последним пристанищем адмирала треснул винтовочный залп салюта. Моряк и честный воин, способный в иных обстоятельствах умножить славу Русского Флота, закончил свой путь.

Но народ  и сегодня продолжает чтить память о героях Цусимской трагедии, и не только в России.

Памятный знак в честь моряков и офицеров Военно-Морского Флота России, погибших в Цусимском сражении в 1905 году. Установлен у церкви Святого Николая в Бресте (Белоруссия) в 2005 году.

В мае 2020 года исполнилось 115 лет со дня Цусимского сражения, предопределившего исход Русско-японской войны (1904—1905). И в этом году произошло еще одно важное событие, связанное с памятью о том сражении и лично об адмирале З.П. Рожественском.

В марте 2020 года экспертами информационно-аналитический центра «Помним всех поимённо» совместно с правнуком вице-адмирала Зиновия Рожественского — Зиновием Дмитриевичем Спечинским, в присутствии протоиерея отца Вячеслава (Харинова), помощника Губернатора Санкт-Петербурга Юрченко Михаила Вячеславовича на бывшем Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне «Некрополь мастеров» Городской музей скульптуры СПб) выявлено (восстановлено) место погребения вице-адмирала Рожественского  Точное расположение могилы определено, благодаря историческим картам Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры,  на которых отмечено место погребения.

Фото адмирала, которое было на могильной плите

Планируется восстановить памятную плиту на могиле вице-адмирала З.П. Рожественского. Уже разработан эскизный проект. Сам памятник будет изготовлен на пожертвования неравнодушных жителей Санкт-Петербурга. Без привлечения бюджетных средств. Это будет хорошей и достойной памятью адмиралу трагической судьбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *