Чухраев Э. Адмиралы трагических судеб: Р.Н. Вирен и А.И. Непенин

Конечно, у них разные судьбы. Но их многое объединяет. Оба доблестно служили России. Стали адмиралами. Были строгими, но справедливыми командирами. Проявили свои героические качества на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны (1904-1905).Потом оба служили на Балтийском флоте, где и закичилась их флотская служба. Оба были последними флагманами императорского флота: Вирен – главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта, Непенин – командующим Балтийским флотом. Их служба и жизнь завершились трагически. Оба ушли из жизни в марте 1917 года. В вихре Февральской революции (1917) получили расстрельные пули от взбунтовавшихся матросов, которые еще и надругались над их телами. Оба стали первыми жертвами Гражданской войны в России. Обоих пытались вычеркнуть из истории Военно-Морского Флота. Но постепенно справедливость восстанавливается и возвращается память об этих достойных адмиралах.

Героизм и трагедия адмирала Р.Н. Вирена

Адмирал Вирен Р.Н.

Роберт Николаевич Вирен ( 1857-1917) — российский адмирал (1915), с 8 апреля 1907 по 1908 годы исполнял должность главного командира Черноморского флота,  главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта (1909-1917).

Общая характеристика

Адмирал Р.Н. Вирен родился 25 декабря 1856 года в Новгородской губернии. Происходил из дворян. Его отец, Николай Иванович Вирен, был старшим учителем истории в Новгородской гимназии, а позднее – директором Омской учительской семинарии, содержал большую семью; кроме Роберта в ней было ещё девять детей – 5 мальчиков и 4 девочки. За два десятилетия упорного труда Николай Иванович был удостоен личного дворянства и чина коллежского советника, что давало право его сыну поступать в Морской кадетский корпус. Однако почему отец именно туда определил своего сына Роберта – доподлинно не известно.

Образование Р.Н. Вирен получил в Петербурге. Поступив в 16-летнем возрасте в Морской кадетский корпус, в 1874 году он был принят на военную службу. В апреле 1877 года Роберт Вирен окончил Морской корпус вторым по успеваемости, получил чин гардемарина, а за успехи в учёбе он при выпуске из корпуса был награждён Нахимовской премией в размере 300 рублей. Его первыми местами службы на флоте стали эскадренный броненосец «Пётр Великий» и клипер «Джигит» (1877). Затем молодой гардемарин был участником Третьей Американской экспедиции (1878-1879) капитан-лейтенанта К.К. Гриппенберга на пароходах «Зимбрия» и «Азия». Это было его первое дальнее плавание.

По возвращении из экспедиции, 4 декабря 1878 года Р.Н. Вирен был произведён в мичманы и назначен в 20-й флотский экипаж. Так началась его служба на Балтике. Затем он почти четыре года служил офицером на клипере «Забияка», в 1880-1883 годах ходил в заграничные плавания. 1 января 1883 года Р.Н. Вирен произведён в лейтенанты, а 15 мая того же года награждён своим первым орденом – Святого Станислава 3-й степени. «В высшей степени дисциплинирен и исполнителен. Отличный морской офицер, знающий и любящий морское дело. При отправлении службы очень строг и требователен, большой педант. Мало доверчив к своим  офицерам. Очень заботлив о своем судне, равно как и о подчиненных ему чинах. Для выполнения военно-политических поручительств и представительств в иностранных водах в международной обстановке безусловно пригодный офицер».

Такую характеристику ему выдали в 1903 году. За плечами уже было 26 лет службы на флоте. А в 1908 году кронштадтская газета «Котлин», вспоминая о Русско-японской войне (1904-1905), задавала риторический вопрос: «Кто из командиров судов порт-артурской эскадры может сравниться в доблести с контр-адмиралами фон-Эссеном и Виреном?».

Но в советской историографии Вирен прослыл деспотом, грозным и деспотичным в отношениях с матросами адмиралом, который «жестоко подавлял стремление к свободе». Факты боевой биографии адмирала никого не интересовали.

Говоря о Вирене, советские авторы были единодушны: «самодур», пожалуй, самое мягкое определение в его адрес. «И действительно, военнослужащие Кронштадта чувствовали тяжесть адмиральской руки. Достаточно было незначительной оплошности, вроде ношения неформенной обуви, несвоевременного отдания чести, чтобы подвергнуться аресту. Он мог остановить матроса прямо на улице, заставить расстегнуть клапан флотских брюк, чтобы удостовериться, есть ли на нём казённое клеймо!». Да, конечно, Роберт Николаевич, был строг и суров в вопросах дисциплины, но, явно, не до такой степени.

Вирен был женат на Надежде Францевне Александровой, дочери действительного статского советника, директора реального училища, имел детей: Надежду (1885), Николая (1886), Георгия (1895) и Алексея (1897). Все члены семьи в связи с революцией в России эмигрировали за границу. Сыновья проживали и умерли в США. Мать и дочь жили в Праге, похоронены в крипте храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанах.

Вот таким был Роберт Вирен через 15 лет после выпуска из Морского корпуса

Отношения с Великим князем Георгием Александровичем

Великий князь Георгий Александрович Романов (1871-1899) — третий сын императора Александра III и Марии Фёдоровны, младший брат императора Николая II После 1894 года как первый в очереди на наследование российского престола носил титул цесаревича.

Роберт Николаевич Вирен быстро освоил профессию минера и стал буквально мастером минного дела. Поэтому, не случайно, он 1 ноября 1891 года был назначен преподавателем минного дела к сыну императора Александра III Великому князю Георгию Александровичу и до апреля 1894 года находился с ним в Абастумани на Кавказе (по болезни князь вынужден был лечиться на юге).

Впрочем, Р.Н. Вирен преподавал Великому князю знания не только по минному делу, а по всей программе высшей морской школы. Вскоре служебные отношения между членом императорского дома и наставником переросли в дружеские. Когда в 1895 году у Р.Н. Вирена родился сын, его назвали Георгием в честь Великого князя, который при этом стал крестным отцом. Конечно, такие отношения с Великим князем сказались и на службе Вирена. В январе 1892 года он был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени, а в 1894 году “за отличие по службе” произведён в капитаны 2-го ранга

Последняя семейная фотография императора Александра III. Крым, Ливадия. Май 1893 год. Стоят слева Николай (будущий император Николай II) и Георгий.

Вирен на «Баяне»

С апреля 1894 года Вирен служил на Балтийском флоте старшим офицером крейсера 1 ранга «Генерал-адмирал» и до 1896 года находился в заграничном плавании. Вернувшись из длительного похода, Р.Н. Вирен 14 мая 1896 года был награждён орденом Святой Анны 2-й степени и назначен командиром миноносного крейсера «Посадник» на Балтийском море. В декабре того же года за участие в 20 ежегодных компаниях Р.Н. Вирен получил орден Святого Владимира 4-й степени с бантом.

6 декабря 1901 года Р.Н. Вирен производится в капитаны 1-го ранга и назначается командиром строящегося новейшего броненосного крейсера «Баян». В феврале 1902 года Вирен выезжает во Францию, где на верфи Тулона для российского флота строится крейсер «Баян». Вирену предстоит командовать им, а пока он наблюдает за ходом работ. За это время Роберт Николаевич досконально изучил корабль и требовал того же от прибывших из России офицеров и нижних чинов. В 1902 году крейсер вступил в строй и в течение года ходил по Балтийскому морю. Командир крейсера, Роберт Вирен, в 1903 году был удостоен французского ордена Почётного Легиона офицерского креста и Мекленбург-Шверинского ордена Грифа 3-й степени.

Офицеры крейсера «Баян». 1903 год

Июль 1903 года. «Баян» — броненосный крейсер.

Первый из четырёх крейсеров типа «Баян». Спущен на воду 20 мая 1900 года. Вступил в строй в 1903 году. 26 ноября 1904 года потоплен в гавани Порт-Артура. 22 августа 1905 года включён в состав японского флота под названием «Асо». Корабль исключён из списков японского флота в 1930 году.

25 июля (7 августа) 1903 года крейсер «Баян» и броненосец «Ослябя» покинули кронштадтский рейд и направились на Дальний Восток, в Порт-Артур – главную базу российского флота на Тихом океане. Командуя крейсером «Баян», Р.Н. Вирен совершил при тревожных политических обстоятельствах успешный переход на Тихий океан, за что получил благодарность императора.

Служба Роберта Николаевича в Порт-Артуре доказывает, что он продвижения и должностей добивался не чем иным, как своим мужеством и своей кровью. Во время вероломной атаки японского флота на Порт-Артур 2-7 января (по старому стилю) 1904 года, будучи командиром крейсера «Баян», Вирен бросается в безумную, с точки зрения морской тактики, атаку. Его крейсер в одиночку идет на всю армаду неприятельского флота, направив огонь на флагманский броненосец японцев. Дерзкая атака настолько ошеломила японцев, что пока они начали стрелять по «Баяну», русская эскадра успела выстроиться в боевой порядок и вступить в бой. Крейсер «Баян» получил десять пробоин корпуса, были повреждены три 75-мм. орудия и четыре котла. Шесть матросов убиты, тридцать четыре человека ранены. За проявленное мужество Р.Н. Вирен был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

Через две недели он совершает новый подвиг: выход в море для спасения экипажа миноносца «Страшный», тонувшего под японским огнем, во время которого «Баяну» под огнём неприятельских крейсеров удалось спасти из воды несколько человек из команды миноносца. За это Вирен получил орден Святого Георгия IV степени.

Крейсер «Баян» выходит с внутреннего рейда Порт-Артура на выручку миноносцу «Страшный», 31 марта 1904 года

Дальнейшая деятельность Р.Н. Вирена в Порт-Артуре выразилась в руководстве работами по тралению рейда и в выходах для обстрела береговых позиций неприятеля. Когда, после боя 28 июля, часть 1-й Тихоокеанской эскадры вернулась в Порт-Артур, Р.Н. Вирен в тот же день был назначен флаг-капитаном к контр-адмиралу князю П.П. Ухтомскому. В августе Р.Н. Вирен заменил Ухтомского, вступив в должность командующего отрядом судов, находившихся в Порт-Артуре. 23 августа 1904 года Роберт Вирен “за отличие по службе”, ранее положенного срока, был произведен в контр-адмиралы, и в тот же день он перестал быть командиром крейсера «Баян». Состояние русского морского отряда в это время было таково, что Вирен не счёл возможным повторить попытку прорыва и все средства вверенных ему судов обратил на укрепление сухопутного фронта.

С «Баяна» на берег сошло 223 человека, была снята часть пушек. Командование тем, что всё ещё оставалось на «Баяне», было поручено капитану 2-го ранга Ф.Н. Иванову. Броненосный крейсер 1 ранга «Баян» погиб в бухте Порт-Артура 26 ноября 1904 года после обстрела японской артиллерией. Жизнь крейсера была совсем короткой, но за это время «Баян» успел покрыть себя неувядаемой славой в боях с японцами.

Крейсер «Баян» затопленный у стенки Восточного бассейна Порт-Артура, декабрь 1904

20 ноября 1904 года Вирен на палубе эскадренного броненосца «Ретвизан» был ранен осколками снаряда в обе ноги и спину. Вследствие чего он был вынужден сойти на берег. 16 декабря на военном совете, собранном генерал-адъютантом А.М. Стесселем для обсуждения вопроса о перспективах обороны крепости, Вирен, как и большинство участников совета, высказался за продолжение обороны. Но, когда, через три дня, генерал-адъютант Стессель, решив сдать крепость, известил контр-адмирала о том, что для порчи судов остаётся всего одна ночь, Вирен приказал взорвать и затопить все ещё уцелевшие суда. Лишь один только броненосец «Севастополь», вопреки этому приказанию, был выведен своим командиром на глубокую воду.

Р.Н. Вирен лично руководил минированием и уничтожением кораблей на рейде Порт-Артура. По общему мнению, минирование было проведено неудачно. Не исключено, что Вирен всё же допускал возможность спасения кораблей для России. Известно, что после окончания войны 1904-1905 годов, японцам удалось поднять и отремонтировать большую часть затопленных русских судов. Был поднят со дна и крейсер «Баян». Сначала бывшие русские корабли предполагалось продать Китаю, но сделка не состоялась, и 22 августа 1905 года этот крейсер был включён в состав японского флота под именем «Асо».

После взятия Порт-Артура японцами в декабре 1904 года Р.Н. Вирен разделил участь его защитников и добровольно пошёл с ними в плен, как и генерал-лейтенант Смирнов, капитан 1 ранга Н.О. Эссен и многие другие офицеры. В плену он был почти год, и вернулся на службу в ноябре 1905 года. Нужно сказать, что японцы умели ценить храбрость своих противников: Вирена в Японии хорошо помнили и уважали, а в 1911 году он был награждён высокой японской наградой – орденом Святого Сокровища 1-го класса.

Вот таким Вирен завершил службу в Порт-Артуре. 1905 год

После окончания Русско-японской войны и возвращения из плена Р.Н. Вирен 26 июня 1906 года стал младшим флагманом Черноморской морской дивизии. В начале октября он назначен начальником Учебно-артиллерийского отряда, а в 1907 году – исполняющим должности Главного командира Черноморского флота и портов Чёрного моря. На этом посту Р.Н. Вирен много способствовал восстановлению боеспособности сил флота после революционных потрясений 1905-1907 годов. Пробыв в этой должности около года, Вирен в 1908 году был назначен членом Адмиралтейского Совета.

Кронштадт – во флотской службе Вирена

У Роберта Николаевича два больших отрезка кронштадтской службы. Еще в 1884 году лейтенант Вирен поступил на учёбу в Кронштадтский Минный офицерский класс, который окончил через год, получив звание минного офицера 2-го класса. Он был направлен на Балтийский флот и с 1885 года продолжил службу на броненосце береговой обороны «Адмирал Спиридов», а позже (с 1885 по 1887 год) на броненосце «Пётр Великий». В 1886 году Р.Н. Вирен получил звание минного офицера 1-го класса. Тогда же он начал свою преподавательскую деятельность, был в Кронштадте учителем в Школе минных машинистов (1886-1888) и одновременно в партии Минного заграждения (1888), помощником преподавателей Минного офицерского класса по электрическому освещению (1888-1891), и одновременно минным офицером фрегата «Адмирал Корнилов» (1888-1891) в Балтийском море и за границей. Был награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1888) и турецким орденом Меджидие 3-й степени (1891).

31 марта 1897 года Р.Н. Вирен был назначен старшим делопроизводителем Главного морского штаба, принимал участие в подготовке и проведении 1-й Всероссийской переписи населения (1897), за что император Николай II наградил его бронзовой медалью. Однако уже через год он, в августе 1898 года, назначается командиром учебного судна «Верный», а в марте 1899 года – броненосца береговой обороны «Стрелец». Одновременно он проходит обучение в Николаевской Морской Академии в Санкт-Петербурге и летом 1899 года оканчивает в ней курс военно-морских наук.

20 сентября 1900 года Р.Н. Вирен назначается флаг-капитаном берегового штаба старшего флагмана в Кронштадте. Потом была служба на Дальнем Востоке и на Черном море.
И вот с16 февраля 1909 года Р.Н. Вирен снова в Кронштадте. Теперь он уже главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта. 6 декабря 1909 года он был произведён в вице-адмиралы.

Будучи человеком небогатым, он знает, что такое нужда. Вступив в должность военного губернатора, он издаёт приказ по городу для торговцев продовольственными товарами, где зафиксировал цены на основные продукты питания: хлеб, мясо, птицу, рыбу, сахар, соль, крупы, овощи – всего 55 наименований. Новый губернатор был строг: «Виновные в повышении цен на продукты, объявленные в приказе, будут выселяться из Кронштадта, подвергаться штрафу до 3000 рублей или заключению на три месяца». Он обязывает торговцев вывесить расценки на видном месте и «иметь в числе продаваемых продуктов такие, вполне пригодные, за более низкую цену». Это не было популистским ходом; на протяжении всего периода службы он строго следил за исполнением своего приказа. Когда торговцы попробовали взвинтить цены на продукты, последовало суровое внушение: «Подвергнуть аресту владельца мясной лавки Ярославской губернии, Ильинского уезда, село Полянки, Павла Григорьева Лобанова за продажу мяса по цене значительно выше указанной».

Как военный человек Р.Н. Вирен стремился к поддержанию строгого порядка и дисциплины в городе и крепости, улучшил подготовку специалистов флота, был организатором спортивных соревнований для солдат и матросов, обращал большое внимание на боевую подготовку городовых кронштадтской полиции. Однако, по мнению многих, Р.Н. Вирен бывал слишком взыскателен и придирчив.

16 февраля 1915 года Р.Н. Вирен стал адмиралом. В 1916-1917 годах он был делегатом от Морского министерства во Временном совете главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи. В 1916 году за личную отвагу при предотвращении пожара и взрыва пороховых погребов Петровского форта в Кронштадте был представлен к ордену Святого Георгия 3-й степени. За свою многолетнюю службу Р.Н. Вирен был удостоен высших российских орденов до ордена Св. Владимира 2-й степени включительно, был кавалером многих иностранных орденов. Р.Н.

Замученный матросами герой Порт-Артура

Февральская революция (1917) покончила с монархией в России. Она же породила смуту, прежде всего, в армии и на флоте.

Солдаты и матросы перестали подчиняться командованию. В результате армия потеряла возможность вести эффективную войну против Германии. Повсеместно стали процветать дезертирство, братания с врагом и антивоенные настроения. Смутой воспользовались большевики, которые всячески способствовали развалу армии и пропагандировали заключение Брестского мира, невыгодного и позорного для России.

С первых дней Февральской революции на Балтийском флоте, в том числе в Кронштадте начались «брожения» в матросских массах, неподчинения командирам и жестокие расправы с офицерами. Борцы за революцию, прежде всего, расправлялись с высшим офицерским составом. Так с 1 по 4 марта (по старому стилю) 1917 года на Балтийском флоте было убито более 120 человек, свыше 600 арестовано (многие из них тоже были убиты позже или пропали без вести). В Кронштадте только 15 марта было убито 24 морских офицера. Это было в первые дни «бескровной» Февральской революции. Корабли вмерзли в лед, и по льду шайки матросов, взбудораженных нечаянной свободой, а больше всего безнаказанностью за любое деяние, переходили от броненосца к броненосцу, от крейсера к крейсеру и «раздували из искры пламя» бунта. Страшного и бессмысленного русского бунта, о котором предупреждал еще Пушкин…

А 1 марта состоялся жестокий и бессмысленный матросский «суд» над 60-летним адмиралом Робертом Виреном. Ночью с 28 февраля на 1 марта 1917 года пьяные матросы стали врываться в каюты и дома офицеров в Кронштадте, требуя ответа, признают ли они Временное правительство? Одной из первых жертв этих событий стал Р.Н. Вирен

Толпа обезумевших кронштадтских матросов, узнавших об отречении царя Николая II, двинулась к дому губернатора Кронштадта. Повсюду происходили расправы над офицерами. Роберт Николаевич Вирен, побывавший в японском плену, офицер, награжденный золотой саблей «за храбрость», был известен не только участием в обороне Порт-Артура. Но у распоясавшихся матросов были свои счеты к адмиралу. Тот был слишком строг и придирчив. Этого было достаточно для того, чтобы устроить расправу с ним.

Ворвавшиеся в квартиру революционеры застали там напуганную жену Вирена, которая не смогла ответить ничего вразумительного. Наконец, матросы нашли и самого адмирала. С него сорвали шинель и перед глазами толпы засверкали ордена. На плечах Вирена были адмиральские погоны. При виде всего этого толпа озверела. Вирен спросил у матроса «что я сделал?», но тот с размаху ударил его кулаком вместо ответа.

Обезумевшие убийцы хотели расправиться с адмиралом прямо на месте. Но в итоге было решено повести его на Якорную площадь. По пути Вирен был несколько раз избит. На месте же толпа стала думать уже над тем, как-бы изощрённее убить адмирала. Да так, чтобы он еще и долго мучился. Был выбран один из страшных способов и приведен в исполнение. Прямо у памятника адмиралу С.О. Макарову. Поставили 5 винтовок с примкнутыми штыками. Адмирала Вирена подбрасывали в воздух так, чтобы он падал на торчащие штыки. И так несколько раз. А потом уже почти мертвому ему в голову пустили несколько пуль и бросили в овраг. Тело пролежало там несколько дней, пока, наконец, друзья и близкие не смогли забрать его и похоронить на лютеранском кладбище в Кронштадте. Вот так адмирал Р.Н. Вирен пал жертвой «самоотверженной борьбы кронштадтских матросов за дело революции». Убийство Вирена, этот самосуд разъярённой толпы, в газетах приводился как пример справедливого возмездия.

Могила Р.Н. Вирена долгое время считалась утерянной. Когда в начале 2000-х годов в Петербург приезжала из США дочь племянника адмирала, тоже офицера российского флота, Вера Вирен-Гарчински, она с помощью командования Ленинградской военно-морской базы и старожилов города искала могилу адмирала, но не нашла. Однако, вскоре на лютеранском кладбище в Кронштадте был установлен памятный знак адмиралу Р.Н. Вирену.

3 марта 2010 года рядом с Николаевским морским собором в Кронштадте прошла панихида по морским офицерам, погибшим в первые дни Февральской революции (1917). Панихида служилась на том самом месте, где происходила расправа опьяненных революцией матросов-балтийцев над своими офицерами, в том числе и над адмиралом Виреном.

После окончания панихиды огласили список адмиралов и офицеров, погибших с 1 по 4 марта 1917 года на Балтийском флоте. 94 военно-морских служителя: в Кронштадте — 40, Гельсингфорсе – 45, в Ревеле — 5 и Санкт-Петербурге – 4.

А священник морского собора обратился ко всем с призывом хранить заветы православия, не забывать страшные уроки русской истории ХХ века, и чтить память своих предков.

(продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *