Окончив НКИ — Николаевский Кораблестроительный Институт, в 1972 году я благополучно отбыл на работу на Дальний Восток, в Большой Камень. Там находился ДВЗ «Звезда», на нем ремонтировали АПЛ первого и второго поколения. Средний бал на шесть лет учебы у меня был 4,5, что позволяло бы мне остаться в Николаеве, поехать в Киев. Ленинград, Волгоград, Горький, но я был в то время еще холостяком и тянуло увидеть Советский Союз, и принял решение уехать подальше. Таких нас было несколько человек. Председатель комиссии по распределению, зам министра просвещения УССР Валентина Школа была восхищена этим поступком. Но дело сделано и надо было уезжать.
Получил подъемные, плюс деньги на дорогу — 750 рублей, это были огромные деньги.
Большой Камень встретил хорошо. Общежитие, работа, первая заработная плата, первые ощущения нужности… В общежитии подружился с прибывшими с Ленинграда, с Владивостока, с Николаевска-на -Амуре, с Горького…, с ребятами, кто раньше приехал.
Коллектив, в который я попал, был одержим походами в тайгу, Сихотэ-Алинь, тогда звучало как призыв и завораживало и был одержим яхтенным спортом. Это были незабываемые, может быть, лучшие годы моей жизни.
На территории завода был неплохой яхт-клуб, два дракона, два звездника и пара шверботов, и одна яхта класса Л-6. (эти яхты были на балансе профкома завода).
Я попал в экипаж яхта класса дракон. Нас было три человека. Название яхты было чисто русское — Горыныч.
В марте мы производили ревизию рангоута, такелажа, проблем с изготовлением и покупкой комплектующих на заводе не было. Затем очистка корпуса, окраска, отбивка ватерлинии, спуск на воду швартовка у пирса.
Чтобы выйти в море нужно было разрешение от завода, профком и разрешение от пограничной службы, этим занимался так же профком. Нужно было только подать заявку. Вроде бы с обзором покончено. Полгода в свое удовольствие занимались регатой.
Рега́та — крупное, обычно традиционное, соревнование по парусному или гребному спорту, состоящее из серии гонок для судов разных классов.
Имеемые яхты на заводе были приобретены в профессиональных яхтклубах Владивостока.
И вот однажды наш куратор Василенко Валера сообщил нам, новичкам, что есть договоренность с яхтклубом КТОФа о передаче нам корпуса яхты класса дракон нашему заводу, нужно пойти туда на своей яхте и забрать, доставить в Большой камень путем буксировки.
Нас вызвалось трое, Коля Гавриленко, Саша Филоненко и ваш покорный слуга. Было разрешено на яхте «Горыныч» (дракон) выполнить эту операцию.
В ночь с пятницы на субботу мы вышли в море от пирса рыбколхоза «Андреево», ходу от Большого Камня до Владик при нормальной погоде и волнении — часов 8. Один за рулем, один шкотовый, управление парусами (грот, спинакер), третий отдыхает, затем движение через пару часов — руль, шкотовый, отдых. Под утро, пришвартовавшись у пирс КТОФа, немного поспали.
В 9.00 получив корпус яхты, проверив ее герметичность и надежность буксирного конца, мы пошли домой. Коля и Саша были на действующей яхте, я был на буксируемой, постоянно проверяя ее состояние. Предполагали, что к вечеру будем дома.
Слабый ветерок располагал к удачному переходу. При проходе пролива Босфор Восточный, пролив между материком и островом Русский, усилился ветер, кабельтовых пять (половина морской мили) впереди мы увидели корабль, стоящий на брандвахте, сторожевой корабль, не помню его проект. Неожиданно ветер настолько усилился, что превратился в шторм. В проливе были «стоячие» волны, которые образовались при о отражении от берега. Ситуация патовая, буксируемую яхту начинаем заливать водой, я не успеваю ее вычерпывать ведром. Буксировочный трос натянулся, как струна. Я оказался в опасной зоне, спрятаться можно было только в кокпите (спальный места), но надо вычерпывать воду.
С борта сторожевого корабля выстрелили с ракетницы и дали понять, нужно следовать к ним.
Потихоньку ребята, преодолевая крутые волны направились и начали подходить к брад-вахте. Подошли, бортом к борту, иначе нельзя, нас раздавит, разобьет.
Нам стало страшно, по-настоящему. Морская смекалка экипажа сторожевика здесь помогла. Буксировочный трос между яхтами начал ослабевать, нас на растяжке зафиксировали лагом.
Через рупор старший помощник корабля, мы так поняли, начал руководить операцией по спасению наших душ. Через специальный сигнальный конец, это фал диаметром 5-8 мм с оплетенным этим же фалом грузом, с пол кг, что бы не ранило, который бросили на нашу яхту, передали специальный спасательный фал. Фал бросали адресно.
Нужно было обвязаться фалом вокруг груди и поднять руку вверх, готов!!! к перемещению. Сначала забрали Колю, потом меня и последнего, Сашу. Намяли нам бока, но все было уже позади. Нас осмотрел врач, ужинаем в общей кают-кампании. вдруг к нам заходит дежурный по кораблю и сообщает, швартовный трос штормом оборвало и наши яхты волны несут на берег.
Мы выбежали, яхты уже под каменистым берегам, там наша одежда, документы, деньги. Добраться до берега при такой метеообстановке было нереально.
Капитан нам пообещал утром катер для посещения яхт. Кое как дождались утра. Завтрак, подошел катер. Через полчаса мы добрались до яхт, вернее, что от них осталось. Нашли что-то из одежды, все паспорта, деньги.
Небольшое отступление: на яхтах класса дракон мачта из сосны. При у крутых поворотах и большом волнении, мачты ломаются. Мы на своем заводе мачты начали изготавливать ил АМГ-5 (алюминиево-магниевый сплав), легкий и прочнее.
Так вот мачту с «Горыныча» уже увели.
На борту сторожевика нас доукомплектовали одеждой и отправили катером на берег. Через восемь часов мы добрались до Большого Камня, надо было отчитываться за происшедшее.
Цена яхты дракон была не ниже цены москвича.
Здорово корабелы
Здорово. Приятно видеть вас на нашем сайте
Красиво, интересно жили. Не стыдно вспомнить и рассказать!