Бойко В. Трагедии Северного подплава

МАРТИРОЛОГ ПОГИБШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СЕВЕРНОГО  ФЛОТА

1915 – 1917

Подводная лодка №-2

15 октября 1915 года сорвана штормовыми волнами с буксира парохода «Сергей Витте» и выброшена на берег острова Сосновец, где была разрушена прибоем. 

Подводная лодка №-1

 26 апреля 1917 года в шторм навалилась на подводную лодку «Дельфин» и затонула в Николаевске-на-Мурмане. 28 июля 1915 года подводная лодка поднята и сдана на слом.

Подводная лодка «Дельфин»

В апреле 1917 года была выброшена на берег штормом. Снята с камней и выведена из боевого состава.

1939 – 1945

Подводная лодка Щ-424

20 октября 1939 года погибла в устье Кольского залива Баренцева моря в результате аварии (столкновение с рыболовным траулером РТ-43 «Рыбец»).

Подводная лодка Д-1 («Декабрист»)

13 ноября 1940 года затонула в Мотовском заливе Баренцева моря в результате аварии (погружение за предельную глубину).

Подводная лодка М-175

10 января 1942 года потоплена в Баренцевом море севернее полуострова Рыбачий торпедой немецкой подводной лодки U-584.

Подводная лодка Щ-421

9 апреля 1942года потоплена в Баренцевом море торпедой подводной лодки К-22 из-за невозможности спасения после подрыва предыдущим днем на немецком минном заграждении «Xanneslore».

Подводная лодка Щ-401

 24-29 апреля 1942 года (точная дата не установлена) погибла в Баренцевом море в районе острова Фулей (Норвегия) на немецком минном заграждении М5.

Подводная лодка К-23

12 мая 1942 года потоплена в Баренцевом море в районе Окс-фьорда севернее мыса Нордкин глубинными бомбами немецкого охотника за подводными лодками U-1109.

Подводная лодка Д-3

11-30 июня 1942 года (точная дата не установлена) погибла в Баренцевом море севернее мыса Хьельнес (Норвегия) на немецком минном заграждении «III».

Подводная лодка М-176

 После 20 июня 1942 года (точная дата не установлена) погибла восточнее мыса Скальнес (Норвегия) на немецком заграждении «V».

Подводная лодка М-173

 17 августа 1942 года погибла в Баренцевом море к северу от входа в Сюльте-фьорд на немецкой мине или потоплена глубинными бомбами тральщика М11.

Подводная лодка К-2

26.08-09.09.1942 года (точная дата не установлена) погибла в Баренцевом море севернее мыса Нордкин на немецком заграждении «III».

Подводная лодка М-121

 8-14 ноября 1942 года погибла в Варангер-фьорде Баренцева моря на мине.

Подводная лодка К-3

21 марта 1943 года потоплена в Баренцевом море в районе Ботс-фьорда глубинными бомбами  немецких охотников за подводными лодками UJ1101, UJ1102, UJ1106.

Подводная лодка М-122

 14 мая 1943 года потоплена в бухте Цып-Наволок Баренцева моря в 12 милях севернее одноименного маяка бомбами 2 немецких самолетов FW190 из состава 14-го авиационного отряда 5-й истребительной эскадры. После войны подводная лодка обнаружена на грунте.  

Подводная лодка М-106 («Ленинский Комсомол»)

 5 июля 1943 года потоплена в Баренцевом море в районе Варде (Норвегия) тараном и глубинными бомбами немецкого охотника за подводными лодками UJ1217.

Подводная лодка Щ-422

 14 июля 1943 года потоплена в Баренцевом море в районе Варде глубинными бомбами немецких охотников за подводными лодками UJ1206, UJ1212, UJ1217.

Подводная лодка К-1

 После 9 сентября 1943 года (точная дата не установлена) погибла в Баренцевом море на переходе из Полярного в район севернее мыса Желания (архипелаг Новая Земля).

Подводная лодка М-172

 2-11 октября 1943 года (точная дата не установлена) погибла в Баренцевом море в районе Варангер — фьорда на немецком минном заграждении «Шлюссакорд».

Подводная лодка Щ-403

13-17 октября 1943 года (точная дата не установлена) погибла в Баренцевом море в районе Тана-фьорда на немецкой мине.

Подводная лодка М-174

 15-24 октября 1943 года (точная дата не установлена) погибла в Баренцевом море в районе Варангер – фьорда на немецкой мине.    

Подводная лодка С-55

 4-21 декабря 1943года (точная дата не установлена) погибла в Баренцевом море севернее входа в Тана-фьорде на немецком минном заграждении «Koffergepakt».

Подводная лодка М-108

 28 февраля 1944 года погибла в Конгсей-фьорде Баренцева моря на немецкой мине.

Подводная лодка С-54

 После 10 марта 1944 года (точная дата не установлена) погибла в Сюльте-фьорде Баренцева моря на немецкой мине.

Подводная лодка В-1 (бывшая английская «Sunfish»)

 27 июля 1944 года ошибочно потоплена (принята за немецкую подводную лодку) в Норвежском море в 300 милях севернее Шотландских островов глубинными бомбами английским самолетом «Libereitor» из состава 86-й эскадрильи Берегового командования.

Подводная лодка Щ-402

21 сентября 1944 года (предположительно) ошибочно потоплена (принята за немецкую подводную лодку) в Баренцевом море в 5, 5 милях  севернее  Гамвика  торпедой   самолета  А-20G «Boston» из состава 36-го минно-торпедного авиационного полка ВВС СФ.

1945 – 2019

Подводная лодка С-80

 27 января 1961 года затонула в Баренцевом море севернее полуострова Рыбачий в результате аварии (поступление воды внутрь корпуса).  24 июля 1969 года подводная лодка поднята спасательным судном «Карпаты». Из-за невозможности ввода в строй взорвана.

Подводная лодка Б-37. Подводная лодка С-350

11 января 1962 года затонули в Кольском заливе Баренцева моря в Полярном в результате аварии на Б-37 (взрыв собственных торпед). Погибло 122 подводника на обеих подводных лодках, а также на берегу. В 1962 году  подводные лодки подняты и пошли на слом.

Подводная лодка атомная К-8

12 апреля 1970 года затонула в Бискайском заливе Атлантического океана в 300 милях северо-западнее побережья Испании в результате аварии (внутренний пожар).

Подводная лодка атомная стратегического назначения К-219

6 октября 1986 года затонула в Саргассовом море в 600 милях северо-восточнее Бермудских островов в результате аварии (взрыв ракеты и пожар).

Подводная лодка атомная К-278 («Комсомолец»)

 7 апреля 1989 года затонула в Норвежском море в 100 милях юго-западнее острова Медвежий (Норвегия) в результате аварии (внутренний пожар).

Подводная лодка атомная К-141 («Курск»)

12 августа 2000 года затонула в Баренцевом море в результате внутреннего взрыва. Погибло 118 подводников. 13 августа 2000 подводная лодка обнаружена и обследована на грунте, 8 октября 2000 года поднята.

Подводная лодка атомная К-159

30 августа 2003 года затонула в Баренцевом море у северного побережья Кольского полуострова вблизи острова Кильдин в результате  аварии (поступление воды внутрь корпуса) во время буксировки на утилизацию. В тот же день подводная лодка обнаружена на глубине 238 метров и обследована. 

ПОГИБШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ СЕВЕРНОГО  ПОДПЛАВА  

Подводная лодка  №-1

Подводная лодка №-1 (тип XIII, Holland-XXVII) заложена в мае 1912 года на судоверфи Невского судомеханического завода в Санкт-Петербурге. Зачислена в списки кораблей Русского Императорского флота 29 августа 1914 года. Спущена на воду 3 августа 1914 года. Вступила в строй в сентябре 1914 года. 

   С августа по сентябрь 1914 года проводились сдаточные испытания  на Ладожском озере, на которое подводная лодка была доставлена на барже. В конце ноября  железнодорожным транспортом  перевезена в Ревель, откуда перешла в Балтийский порт к месту базирования.    

   Летом 1915 года было принято решение о перебазировании подводных лодок №-1 и №-2 на Белое море для защиты Архангельска. После непродолжительного ремонта во второй половине июня подводные лодки своим ходом перешли из Балтийского порта в Петроград.  9 июля 1915 года поднятая на железнодорожную платформу, подводная лодка №-1 прибыла в Вологду, где была перегружена на баржу.

   4 августа 1915 года подводная лодка №-1 прибыла в Архангельск и была включена в состав Охраны водного района Архангельского военного порта. Базировалась подводная лодка на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовался пароход «Феодосий Черниговский», затем «С.Витте».  

   В сентябре-октябре 1915 года было принято решение о перебазировании подводных лодок в Кольский залив. 11 октября подводные лодки №-1, №-2 и плавбаза «С.Витте» под конвоем вспомогательного крейсера «Василий Великий» в штормовую погоду начали переход в Кольский залив. После выхода в Белое море подводная лодка №-1 была взята на буксир вспомогательным крейсером «Василий Великий». Команда подводной лодки перешла на корабль-буксировщик. 15 октября 1915 года после выхода из горла Белого моря и поворота к Мурманску из-за штормовой погоды подводную лодку №-1 вернули в Архангельск. В июне 1916 года на ледокольном пароходе «Aisland» (впоследствии «Семен Челюскин») подводную лодку№-1 перевезли в Александровск (Полярное).

   29 июня 1916 года подводная лодка №-1 исключена из Дивизиона подводных лодок особого назначения и зачислена в отряд обороны Кольского залива. Подводная лодка №-1 стояла или у причала, или у борта плавмастерской «Ксения» и сохранялась для обеспечения подготовки подводников. 5 декабря 1916 года подводная лодка перечислена в состав флотилии Северного Ледовитого Океана (СЛО).

   26 апреля 1917 года во время шторма подводная лодка №-1 затонула в базе, получив серьезные повреждения от стоявшей рядом подводной лодки «Дельфин». Летом 1917 года была поднята. После осмотра ее признали негодной и 17 августа 1917 года предписали сдать в порт.  

   28 июля 1917 года подводная лодка сдана Мурманскому военному порту на хранение. 23 августа 1917 года исключена из состава флотилии СЛО. 25 августа 1917 года исключена из списков Русского Императорского флота.

   6 октября 1920 года подводная лодка №-1 перевезена по железной дороге в Архангельск и впоследствии сдана Комгосфондов для демонтажа и реализации.

Подводные лодки №-1, №-2 и №-3 на железнодорожных платформах.
Модель подводной лодки №-1. 1914 год.
Модель подводной лодки №-1. 1914 год.
Модель подводной лодки №-1. 1914 год.

Подводная лодка №-2

Подводная лодка №-1 (тип XIII, Holland-XXVII) заложена в апреле 1912 года на Невском судомеханическом Заводе. 15 августа 1914 года зачислена в списки флота, вошла в состав Дивизиона подводных лодок особого назначения. 21 августа 1914 года спущена на воду. 

   В августе-сентябре 1914 года прошла сдаточные испытания на Ладожском озере, на которое  была доставлена на барже.

   23-29 сентября 1914 года вступила в строй. Первоначально предусматривалась перевозка всех лодок проекта в Либаву. Позже, ввиду того что Либава считалась совершенно незащищенной, для базирования подводных лодок была выбрана бухта Кильконд (на острове Эзель), где находился авиационный отряд. Эта связанная телефоном с Ревелем бухта имела пристань, мастерские и помещения для команд подводных лодок. В ней предполагалось оставить подводные лодки на зимовку, что позволило бы использовать их ранней весной, когда устье Финского залива еще сковано льдом.

   В начале ноября 1914 года вместе с другими подводными лодками проекта железнодорожным транспортом перевезена в Ревель. Командующий флотом, осмотрев подводные лодки, пришел к заключению, что, ввиду малой мореходности, базирование их на Кильконд нецелесообразно, поскольку для выхода на маршруты противника им придется проходить значительное расстояние открытым морем. В результате временной базой для подводных лодок был назначен Балтийский порт (Рогервик), куда они и были отправлены в конце ноября, для того чтобы весной, в соответствии с обстановкой, перенести их базирование дальше на запад.

   17 марта 1915 года вошла в состав дивизиона подводных лодок особого назначения дивизии подводных лодок Балтийского моря. По планам командования к началу кампании 1915 года, на случай попытки противника прорваться в восточную часть Финского залива, Особый дивизион развертывался в Суропском проходе за сетевой преградой.

   В мае 1915 года по планам командования дивизии Особый дивизион должен был базироваться на Моонзунд, и вести наблюдение через Соэлозунд за близлежащими бухтами внешней стороны островов Даго и Эзель. В конце месяца Особый дивизион был передан в распоряжение начальника Минной дивизии Балтийского моря.

   В июне 1915 года было принято решение о перебазировании подводных лодок №-1 и №-2 на Белое море для защиты Архангельска. После непродолжительного ремонта во второй половине июня своим ходом подводные лодки перешли из Балтийского порта в Петроград.

   9 июля 1915 года поднятая на железнодорожную платформу, прибыла в Вологду, где была перегружена на баржу.

   4 августа 1915 года прибыла в Архангельск и была включена в состав Охраны водного района Архангельского военного порта. Базировалась подводная лодка на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовался пароход «Феодосий Черниговский»,  затем «С.Витте».

   В сентябре-октябре 1915 года было принято решение о перебазировании подводных лодок в Кольский залив. 11 октября подводные лодки №-1, №-2и плавбаза «С.Витте» под конвоем вспомогательного крейсера «Василий Великий» в штормовую погоду начали переход в Кольский залив. Команды подводных лодок перешли на корабль-буксировщик. 15 октября 1915 года после выхода из горла Белого моря и поворота к Мурманску разыгравшимся штормом в районе маяка Сосновец подводная лодка №-2 была сорвана с буксира парохода «Сергей Витте» и потеряна.

   Весной 1916 года подводная лодка №-2 обнаружена в лагуне Святоносской бухты, куда она была выброшена волнами;

   В начале мая 1916 года к месту нахождения подводной лодки прибыла команда, возглавляемая лейтенантом В.И.Шмидтом. Подводная лодка лежала на левом борту с креном 30 градусов, вертикальный и горизонтальные рули были сорваны, тяги их погнуты, с левого борта отогнуты листы прочного корпуса длиной около двух метров, по правому борту много вмятин. Внутри подводной лодки до крыши входного люка оказалась замерзшая сверху вода. В бухте оказалось много битого льда, затрудняющего доступ к подводной лодке.

   В 1916 году попытки поднять подводную лодку оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил резолюцию – «Подводную лодку надо исключить из списков — не стоит тратить деньги».

   25 мая 1916 года ввиду невозможности восстановления подводная лодка №-2 исключена из списков судов Морведа. Часть механизмов была снята, остальное брошено.

Подводная лодка №-2 на ходовых испытаниях.
Ладожское озеро. 1914 год, сентябрь.
Подводная лодка №-2 в Архангельске.
Рядом с подводной лодкой старший лейтенант И.И.Ризнич.
1915 год, август.

Подводная лодка «Дельфин»

(миноноска №-113, миноноска150)

Русская подводная лодка начала XX века — первая подводная лодка из официально зачисленных в списки кораблей Российского Императорского Флота.  Заложена 5 июля 1901 года на вновь оборудованном стапеле Балтийского завода в Санкт-Петербурге как «Миноносец №-113».

14 сентября 1902 года зачислена в списки судов флота под названием  «Миноносец №-150». В мае 1903 года спущена на воду.  С июня 1903 года по октябрь 1903 года прошла ходовые испытания.

   16 августа 1916 года осмотрена   на Неве Императором Николаем-II, 20 августа прошла демонстрация возможностей Высочайшим особам на Кронштадском рейде.

   7 октября 1903 года Приказом по Морскому ведомству №-176 «Миноносец №-150» зачислен в III ранг судов и причислен к 8-му флотскому экипажу Балтийского флота.

   31 мая 1904 года высочайшим повелением переименован в «Дельфин».

   16 июня 1904 года во время занятий с командой по погружению из-за несвоевременного закрытия рубочного люка и  паники команды на поступление через него воды в корпус, подводная лодка затонула у западной стенки Балтийского завода. Из тридцати шести подводников спастись смогли двадцать четыре. Авария произошла из-за особенностей конструкции: при заполнении балластных цистерн воздух из них стравливался внутрь подводной лодки и поэтому люк нужно было закрывать в последний момент перед уходом  под воду. 18 июня подводная лодка поднята и после ремонта 15 ноября отправлена во Владивосток для участия в Русско-японской войне.

   В конце 1904 года «Дельфин» перевезён по железной дороге во Владивосток. За время Русско-Японской войны семнадцать дней провёл в море, в том числе совершил Боевой поход продолжительностью восемь суток. Первый выход в море состоялся 28 февраля 1905 года. Вместе с подводными лодками «Сом» и «Касатка», «Дельфин» неоднократно принимал участие в Боевом патрулировании в районе бухты Преображения, но встреч с японскими кораблями не было.  

   5 мая для проведения ремонтных работ на подводной лодке производили вентиляцию (для удаления паров бензина), тем не менее произошёл взрыв и подводная лодка затонула (погиб один подводник). При подъеме подводной лодки произошёл взрыв гремучих газов и при следующих подъемах эти взрывы повторялись.

  8 декабря 1907 года «Дельфин» переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта. 1 апреля 1908 года переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана.  1 января 1910 годапереформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана. 27 мая 1911 года переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии.

   28 июня 1911 года после приема полного запаса топлива в лодке появился запах бензина. Провентилировав лодку и промыв трюм, старшина Старовойтов спускаясь к трюмной помпе с лампой без защитного колпака, вызвал пожар. Батарею успели закрыть мокрым брезентом, лодку загерметизировали. Огонь погас, ничего существенного не повредив.

   В августе 1913 года  участвовала в маневрах Сибирской флотилии. При попытке атаки «противника» в заливе Восток вышел из строя гирокомпас. В мае 1914 года подводная лодка вступила в кампанию, входила в состав 2-го Отделения Дивизиона подводных лодок.

   20 июля 1914 года после объявления военного положения перешла вместе с другими подводными лодками во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы.

    9 декабря 1914 года при зарядке аккумуляторной батареи с транспорта «Ксения» на подводной лодке произошёл взрыв.Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку. Пострадала большая часть аккумуляторов,  вахтенный электрик получил легкие ожоги лица.

   До мая 1916 года подводная  лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии. 22 мая подводную лодку отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге, перегрузили на баржу и доставили в Александровск (Полярный).

    23 мая 1916 года «Дельфин» отправлена на транспортере по железной дороге в Котлас (первоначально планировалось в Вологду).

25 июня 1916 года  прибыла в Архангельск, где была произведена сборка корпусных конструкций, сборку механизмов планировалось производить в Александровске. 30 июня 1916 года включена в состав отряда судов обороны Кольского залива.  22 июля 1916 года на буксире парохода «Сума» под конвоем ледокола «Вайгач» отправлена в Александровск.  В августе 1916 года «Дельфин» прибыла в Александровск. 8 октября 1916 года перечислена в Дивизион особого назначения в составе флотилии Северного Ледовитого океана.

   16 февраля 1917 года зачислена в отряд судов охраны Кольского залива. Место стоянки — Александровск-на-Мурмане. Плавбаза — ПМ «Ксения».

    В ночь с 25 на 26 апреля 1917 года поднялся сильный шторм. Волны выбили кранцы между корпусами и подводную лодку №-1 повредило ударами об ограждения горизонтальных рулей «Дельфина». Подводную лодку  №-1 успели перетянуть ближе к берегу, где она и затонула, а «Дельфин», не смотря на расшатанные сальники, удалось удержать на плаву, лишь нижняя часть якоря гребного электромотора побывала в воде. Подводную лодку подготовили к обсушке, но через два дня Командующий флотилией Северного Ледовитого океана обратился в Морской Главный Штаб с предложением признать обе подводные лодки окончательно не пригодными для Боевой службы. Из Петрограда ответили, что их можно пока использовать для обучения команд подводных лодок тип «АГ», прибывающих из Америки на Север, но частью подводников укомплектовали корабли дивизиона сторожевых катеров.

   После февральской революции 1917 года в дивизионе создали комитет, который на собрании 8 июня принял обращение к подводникам Балтики «…с просьбой перевода оставшегося личного состава в полном составе на лодки Балтийского моря». Туда же предлагалось отправить ценное оборудование.

   Приказом Морского министра от 10 августа 1917 года подводные лодки №-1 и «Дельфин» предписывалось сдать к порту, в этот же день был подписан приказ о расформировании дивизиона. 23 августа обе подводные лодки исключили из списков флота. Часть оборудования «Дельфина» отправили на Балтику, часть осталась на Севере. Не сохранилась и серебряная закладная доска — её забрал один из офицеров, позднее эмигрировавший. Корпус подводной лодки отбуксировали в Мурманск и оставили на береговой полосе территории торгового порта.

   После окончания гражданской войны известный подводник Л.А.Белецкий обследовал Мурманский порт и поднял вопрос о дальнейшей судьбе «Дельфина».

В рапорте командира дивизии подводных лодок Балтийского моря Я.К.Зурабова на имя командующего флотом говорилось: «…крайне желательно…дедушку русского подводного флота спасти от разрушения и хранить с почётом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра». Зурабов просил указаний на перевозку корпуса «Дельфина» в Петроград. Ответ штаба флота, полученный в начале февраля 1921 года обескураживал: «..подлодка «Дельфин» уже продана Латвии и в введении Моркома не находится, интерес к ней, как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных… боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта…».   

   После 1922 года «Дельфин» передана Госсудоподъему, затем — Беломорской партии ЭПРОН и перестроена в судоподъемный понтон.

   16 марта 1932 года решением Совета Труда и Обороны при Совнаркоме СССР подводная лодка исключена из списков плавсредств Наркомвода в связи с передачей «Рудметаллторгу» для разделки на металл.

Подводная лодка «Дельфин» (Миноноска №-150) подходит к царскому павильону.
16 августа 1903 года
Подводная лодка «Дельфин» (Миноноска №-150) у пристани царского павильона.
Капитан II ранга М.Н.Беклемишев отдает рапорт императору Николаю II.
16 августа 1903 года
Подводная лодка «Дельфин».
1916 год, Александровск
Подводная лодка «Дельфин» в море
Подводная лодка «Дельфин» в море
Подводная лодка «Дельфин» после аварии в бухте Золотой Рог.
1905 год
Подводная лодка «Дельфин» после аварии в бухте Золотой Рог.
1905 год
А.В.Евстигнеев. Спуск на воду первой русской подводной лодки «Дельфин».
1903 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *