Блытов В. Статья. Атомный тяжелый авианосный крейсер «Ульяновск»

Слова Виктора Черномырдина — премьер-министра России в ответ, что России такие корабли нужны:

— Да вам, что ни спроси, все вам нужно. Денег нет. Обойдетесь!

Атомный тяжелый авианосный крейсер «Ульяновск» был заложен на Черноморском судостроительном заводе 25.11.1988 года, как заводской заказ ВМФ 107 по проекту 1143.7 «Кречет».  Седьмой по счету из серии советских авианосцев. Назван в честь областного центра, где родился вождь и основатель Советского государства В.И.Ульянов-Ленин.

Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск», который должен был стать флагманом ВМФ, началась в Невском проектно-конструкторском бюро в 1984 году под руководством Л. В. Белова (позже его сменил Ю. М. Варфоломеев). При проектировании учитывался опыт разработки проекта авианосца 1160 «Орел», разработанный в Невском ПКБ в 1969-1972 гг.

«Ульяновск» планировался, как первый из четырёх однотипных полноценных авианосцев с ударным авиационным и ракетным вооружением.

4 октября 1988 года головной «Ульяновск» (заводской № 107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на нулевом стапеле Черноморского судостроительного завода № 444 в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года.

Планируемые тактико-технические данные: водоизмещение: полное – 79758 т., стандартное – 62580 т., длина – 324,6 м наибольшая, 302,6 м. по ватерлинии, ширина – 32,5 м. по ватерлинии. 75, 5 наибольшая по полетной палубе), осадка 10,7 м.; 4 ядерных реактора КН-3-43, 4 ППУ ОК-900  мощность 280000 л.с., суммарной тепловой мощность реакторов каждого по 305 мгВт, источник электроэнергии мощностью 27000 кВт., 8х3150 ТГ, 6х1600 ДГ (34800), холодильные машины 6х2,0 млн. (12 млн.); предусмотрены вспомогательные котлы; скорость хода: максимальная – 30 узлов, экономическая 18 узлов; дальность плавания – не ограничена; автономность плавания – 120 дней; экипаж 3800 человек.

На угловой палубе (спансоне) расположены две 90-метровый катапульты «Маяк» (1 катапульта установлена на крымском аэродроме Саки в комплексе «Нитка»); 4 аэрофинишера; авиакрыло — 70 самолетов и вертолетов (СУ-33к – 24 шт., ЯК-44 РЛД – 4 шт., МИГ-29к – 24 шт., КА-27пло – 12 шт, КА-27пс – 2 шт., КА-29-2 шт.).  Корпус разделен на 20 водонепроницаемых отсеков, предусмотрен ангар для хранения авиационной техники — 175х32х7,9 м..

Внешне «Ульяновск» — это увеличенный в размерах ТАВКР «Адмирал Кузнецов», имел те же стремительные формы и сохранил ту же компоновку. В наследство от «Адмирала Кузнецова» «Ульяновску» достались взлетный трамплин (угол схода 140) и надстройка-остров.

На АТАВКР «Ульяновск» предусмотрен аналогичный набор ракетного и артиллерийского вооружения: 12 ПУ ПКРК «Гранит» (16 ракет»), 4х6 ПУ ЗУР «Кинжал» (192 ракеты), 8 ПУ «Кортик» (256 ЗУР+48000 выстрелов), 8х6-30 мм. (АК-630) — 24000 выстрелов, 2х10 РБУ-12000 «Удав» (60 РГБ-120).

АТАВКР «Ульяновск» — строился, как первый настоящий ударный авианосец, который мог полноценно противостоять ударным авианосцам, прежде всего США.

В ноябре 1991 года полностью прекратилось финансирование и корабль был снят со строительства. Российская федерация в лице премьер-министра Черномырдина В.С. отказалась финансировать его строительство. Готовность корабля на 1991 год было по корпусу более 70%, по общей готовности 18%.

Некоторые выдержки из книги Валерия Бабича «Город Святого Николая и его авианосцы».

В 1992 году завод посетил премьер-министр России Виктор Черномырдин. Украинцы предлагали России выкупить авианосцы на плаву и на стапелях. Черномырдин  спрашивает начальника главного штаба ВМФ Селиванова В.Е. «А нужны вам «Варяг» и «Ульяновск»? Селиванов ответил: «Конечно нужны». А Черномырдин отвечает дословно «Да Вам, что не спроси, все нужно. Денег гнет. Обойдетесь».

Завод обратился к правительству Украины — что делать? Из Правительства ответили, — если России корабли не нужны, то мы выделим деньги на их порезку. «Варяг» ищите кому можно продать».

Старший строитель «Ульяновска» Герасимов С.П. предложил достроить до нужной стадии и хотя бы спустить на воду, а потом думать, что с ним делать. Предложение достроить корпус до состояния, при котором он мог бы держаться на воде и спустить со стапеля. Однако оно тут же было отвергнуто самой Российской федерацией в лице лично премьер-министра Черномырдина. Ведь «ломать — не строить» и поэтому вариант достройки был тут же отвергнут.

Но США не могли остаться в стороне и думали, как лишить Россию, прежде всего авианосного флота. Видимо свое задание получило ЦРУ.

На заводе внезапно объявился некий Виталий Козляр — представившийся, как вице-президент американской фирмы «J.R.Global Enterprrises, Inc», зарегистрированной в Нью-Йорке. Он предложил руководству завода выкупить корпус недостроенного авианосца по цене лома — 550 долларов за тонну. Цена была фантастической, так как на всех международных рынках стоимость лома при порезке кораблей стоила 80-100 с небольших долларов за тонну. Козляр поставил только одно условие — порезать корпус на куски металла, размерами не более 10 метров на 6. Завод ухватился за выгодное предложение. 4 февраля 1992 года вице-премьер Украины Масик К.И. под писал распоряжение об утилизации «Ульяновска». 5 февраля были подписаны заводские приказы о прекращении строительства заказов 106 «Варяг», 107 «Ульяновск» и 108 (корабль типа Ульяновск еще не получившего имя, но уже на постройку которого пришел металл и оборудование), четвертой технической базы перезарядки реакторов атомных подводных лодок проекта 2020 — заказ 698.

Надо сказать, что Россия рассчиталась за авианосцы до декабря 1991 года полностью. Принятие правительством Украины скоропалительного решения за месяц до получение очередного транша оплаты, было на удивление поспешным и видимо под влиянием США, через своих агентов влияния.

Контракт на продажу лома от «Ульяновска» был подписан руководством завода и Козляром буквально за несколько дней. Слишком большой был объект и слишком много в него вложено сил и средств, чтобы с ним так легко было расправиться, но желание получить хоть какую прибыль было все же сильнее разума.  Кстати на все руководство завода произвела впечатление печать, которой Козляр скрепил договор. После оттиска на бумаге возник четкий разноцветный бугристый рельеф, повторяющий все контуры, рисунки и надписи, как будто на новых, только что вышедших из-под печатного станка на долларах. И это решило желание руководства завода избавиться от ставших ненужными авианосцев. Руководство завода наивно верило, что вторая сторона так же выполнит безоговорочно подписанный контракт.

На заводе ждали приезда главы фирмы «J.R.Global Enterprrises, Inc», из США. Но он пока не приезжал.

В феврале 1992 года руководство Николаевского Черноморского судостроительного завода приняло решение его утилизировать как можно быстрее, так как их подпирало решение освободить нулевой стапель якобы для строительства нескольких норвежских танкеров дедвейтом 45000 тонн для компании «Fram Shiping» (потом пропал контракт и на эти танкеры). Можно лишь предположить, что этот проект тоже был очередной выдумкой ЦРУ США, чтобы ускорить решение руководства завода и не допустить появление в составе флота Российской Федерации полноценного авианосца.

И руководство завода принимает решение начать порезку корпуса недостроенного авианосца, не дожидаясь первых оговоренных первых в контракте платежей и приезда руководителя компании.

В конце концов (спустя почти полгода) прибыл на завод президент американской фирмы «J.R.Global Enterprrises, Inc», — покупателя лома некий Джозеф Резник. К этому времени многочисленные пакеты порезанного корабля уже лежали на причальной стенке.

Вскоре выяснилось, что предыдущий Козляр в недалеком советском прошлом был директором крупного ресторана в Николаеве и никакого отношения к судостроению не имел.  Как и Козляр директор фирмы Резник великолепно говорил по-русски. Он жестко сказал руководству, что никаких 550 долларов за тонну он говорить и платить не будет, а максимум даст 120 миллионов долларов за тонну. Если есть вопросы, то обращаться к Козляру, который уже на фирме не работает.

Завод при таких условиях прервал контракт, но уже половина авианосца были уже порезаны, планируя продать лом авианосца дороже. Скоро весь авианосец, аккуратно порезанный за счет завода лежал на причальной стенке. Все это говорит о великолепной операции проведенной ЦРУ на территории Украины и России. Можно предполагать, что два еврея из Одессы и Николаева, при содействии агентов влияния в руководстве России и Украины, по заданию ЦРУ, развели заводчан, как хотели и заодно лишили российский флот первого атомного авианосца.

Политическое руководство Российской федерации, в лице Бориса Ельцина и его ближайших помощников, включая Министра обороны, были равнодушны к судьбе всего российского флота и армии в целом. Вопросы обороноспособности страны и боеготовности армии и флота они не считали первостепенной задачей.  Флот считали они, все же нужен, но только для красивых парадов и эпизодических прогулок по морю. Недаром в 2010 году на Дальний Восток с Северного флота перешли ТАРКР «Петр Великий» и с Черноморского флота ГРКР «Москва», выбив за переход 4 годовых нормы ценнейшего моторесурса. И это было сделано, чтобы только покатать в течении нескольких часов по морю на морских учениях «Восток-2010», тогдашнего президента Дмитрия Медведева. А потом еще минимум 18 тысяч миль назад на свои флота. Основное направления учения было не морское, а десантное. Но ради этого всем сшили новую форму и перегнали 4 корабля (с танкером и буксиром) выбив на много времени вперед моторусурс.

 

Морские походы безусловно нужны и действительно полезны для моряков. А вот выбивать ценнейший моторесурс для катания руководства по морю непозволительная роскошь. Или ГРКР «Варяга» с кораблями Тихоокеанского флота для проведения учений было мало? А ведь на Тихоокеанском флоте есть еще атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (Фрунзе) такой же как и «Петр Великий» со сроком службы с строю менее 10 лет. Не проще ли средства потраченные страной на такой переход, новую форму было потратить на ремонт и модернизацию «Адмирала Лазарева». Вопросы без ответов. Чем дольше стоит корабль в такой консервации, тем сложнее его потом ввести в строй кораблей, проще списать на железо.

Конечно для руководства страны, иметь большой, сильный флот было весьма престижно, но интересы страны в те годы определяла не стратегическая потребность обороноспособности страны, а финансовая алчность прохиндеев и мошенников, присосавшихся к казне государства. Причем активно поддерживаемая и диктовавшаяся прямо из-за океана, и прежде всего в интересах США и НАТО.

Под нож все шло все то, что могло хоть в какой-то мере составлять, даже в далекой перспективе, угрозу блоку НАТО и США, а это были, прежде всего, тяжелые авианосные крейсера проектов 1143, ракетные крейсера проектов 1134, 58 и даже 1144, ударные эминцы проекта 956, противоавианосные дивизии стратегических бомбардировщиков ТУ-95, ТУ-22-3м, тяжелые атомные подводные крейсера стратегического назначения 941, 677б, 677бд, 677бдр, 677бдрм, атомные противолодочные подводные лодки 671р, 671рт, 671ртм, 671ртмк проектов и далее.

Уничтожались под видом приватизации конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, создававшие перспективные виды вооружений, кораблей и авиации. Выбрасывались на улицу под видом сокращения и экономии ресурсов наиболее способные ученые, конструктора, инженеры, офицеры, адмиралы. Все кто были против продажи, приватизации и сокращения.

Метод уничтожения обороноспособности страны был весьма прост, прекращалось финансирование всех более или менее значимых для обороноспособности страны объектов и проектов. А далее они медленно умирали сами, сжимаясь, как шагреневая кожа до полного вымирания. Ведь финансовая система нашей страны была поставлена под полный контроль финансовой системы США и из-за океана давались команды на что можно тратить деньги, а на что нельзя. На флоте деньги можно было тратить только на уничтожение и выведение из строя. Судостроительные и судоремонтные заводы превращались в большие утилизирующие флот предприятия. А что невозможно было утилизировалось продавалось на металл. Как правило, за границу.

А наши некоторые недобросовестные адмиралы и офицеры разводили только руками и сокращали флот, причем выводя из строя в первую очередь наиболее ценные корабли, соединения, самолеты. Потому, что — во-первых так им это командовали сверху (вплоть до того, что надо уничтожить в первую очередь), а во-вторых на этом можно было хорошо лично заработать и отправить откаты наверх. Давалась возможность резко обогатиться и многие ей пользовались. Поэтому и возникали такие смешные цены при продаже кораблей. Поэтому на верфях ничего не было оставлено, дабы не флот никогда не возродился. Причем эти захоронители флота получали государственные награды, им  присваивались внеочередные звания, они продвигались по должностям.

Под аплодисменты и при прямом содействии Черномырдина судостроительный завод «Янтарь» был преобразован в завод по выпуску БМВ, а три судостроительных питерских завода (Адмиралтейский, Балтийский и Северный) были отданы в личную собственность сенатору Пугачеву (проживающему постоянно в Великобритании), посредством мошеннической приватизации и доведены им до не рабочего состояния. Многая секретная документация, связанная с проектами последних проектов кораблей и секретного оборудования просто исчезла. Можно только догадываться, куда она исчезла и в чьих интересах.

На судозахоронительные заводы (бывшие судостроительные и судоремонтные) американцы и западные европейцы радостно поставляли лучшие резаки для разделки кораблей и осуществляли финансирование их уничтожения.

Под нож пошли сотни кораблей, подводных лодок, самолетов дальней и стратегической авиации.

Если до сегодняшнего дня, что-то удалось сохранить в строю и исправным, то это не потому, что кто-то наверху радел о стране, обороноспособности, Боеготовности армии и флота, а потому, что все же, что-то разрушителями было упущено и не продумано до конца. Но надо сказать честно, что были и отдельные руководители, офицеры, адмиралы, так сказать энтузиасты, патриоты страны, которые действовали вопреки указаниям сверху, несмотря на окрики, наказания. И благодаря им что-то было сохранено до сегодняшнего дня. И сегодня они могут полноправно сказать – честь имею, в отличии от тех, кто замарал свои имена и погоны коммерческой деятельностью.

Бывший командующий 2-м и 6-м американским флотами четырехзвездный американский адмирал Джерри Мюллер, проявив политкорректность перед Россией заявил:

— Зачем России авианосцы, если мы теперь их союзники? Если они захотят иметь авианосцы пусть попросят нас – мы им построим, столько, сколько им будет надо.

Сегодня от АТАВКР «Ульяновск» остались лишь макеты в Невском ПКБ и некоторых специальных музеях. Ушли за бесценок наборы корпуса разрезанного корабля с уникальнейшей противоторпедной броней. За многими секретами вооружения «Ульяновска» еще сегодня продолжается охота спецслужб США и Китая. Канули в бездну, уже почти собранные на уникальном корабле, катапульты и аэрофинишеры. Что-то оказалось утерянным навсегда. А жаль.

За окном уже другой век – век электроники, новых технологий и коммуникаций.  «Ульяновск» уже технически устарел. Но некоторые его разработки, опробованные на практике,  могли бы пригодиться в строительстве перспективных авианосцев, которые не пришлось бы проектировать с нуля.

В результате распада Советского Союза и преступной, антигосударственной деятельности некоторых начальников и руководителей, было потеряно до 50% судостроительных и судоремонтных мощностей, до 85% кораблей океанской зоны, до 70% конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, до 80% научных кадров, выехавших за рубеж. Более 30% судостроительных и судоремонтных предприятий, оставшихся на плаву, в результате преступной приватизации, и сегодня не могут полноценно работать, строить и ремонтировать корабли.

Критично это или нет? Безусловно, критично — потому, что стране и народу придется тратить огромные средства на возрождение того, что было бездарно загублено или потеряно.

До сих пор не изжиты последствия руководства Анатолия Сердюкова флотом.

Сегодня Главный штаб ВМФ не руководит силами в море и даже не имеет для этого сил и средств. Руководство флотами и кораблями в море осуществляется из штабов округов, в то время, как зоны действия кораблей не входят в зону их ответственности этих округов. В округах вынуждены создавать заново силы и средства управления флотами. Вынуждены использовать флотских офицеров и организовывать специальные пункты управления для руководства силами в море.

А конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, работающие на флот, вынуждены воссоздавать вновь, значительную часть судостроительной и судоремонтной промышленности и своего промышленно-конструкторского потенциала.

Приходиться сегодня возрождать и военно-морское образование. Смутные годы и руководство Вооруженными силами Анатолием Сердюковым нанесли значительный удар по системе подготовки флотских офицеров, мичманов, старшин и матросов. Были потеряны для России несколько крупных военно-морских училища, готовивших офицерские кадры по направлениям, их материальные базы, подготовленный профессорско-преподавательский состав и опыт подготовки по некоторым профессиям. Потеряны специальные учебные центры и учебные отряды с их базой, опытом и преподаванием.

И чтобы завтра Россия стала полноценной морской державой, все это придется восстанавливать, многое с нуля. А это огромные затраты и нагрузка на бюджет, а следовательно на налогоплательщиков, пенсионеров, детей. Поэтому у правительства и сегодня не хватает денег ни на что и ни на кого кроме чиновников и олигархов. И если внимательно прочитать слова Виктора Черномырдина в начале нашего повествования, то как хорошо они рифмуются со словами нашего нынешнего Премьер-министра:

— Денег нет, и не будет! А вы там держитесь!

И чтобы такое не повторилось вновь, сегодня надо сказать о тех, кто виноват в этом, назвать поименно, наказать всех, кто даже косвенно, даже не умышленно помогал иностранным спецслужбам разрушать щит и меч нашей страны. Но не только назвать, но и строжайше наказать, как минимум это лишить званий и правительственных наград. Наказать не так как наказали Анатолия Сердюкова, Евгению Васильеву и кстати Дмитрия Медведева, который все годы руководства Сердюковым Министерством обороны, говорил, что все делается по его планам и он за все несет ответственность. Вот пусть и несет теперь ответственность, потому что нести ответственность – это не просто слова, но и реальные уголовные дела за все, что было потеряно и будет потеряно страной. Ведь все это делалось с его благословения и под его прикрытием.

И только после этого флот сможет возродиться вновь и защитить нашу страну и мирный труд наших людей с морских направлений. А пока мы имеем, то что имеем.

«Адмирал Лазарев» рядом с «Петром Великим» пришедшим на месяц на Дальний Восток»

Литература:

  1. Бабич В.В. Город Святого Николая и его авианосцы. Николаев. Атолл. 2007
  2. Павлов А.С. Военные корабли России. Якутск 1997 г.

Интернет ресурсы:

  1. https://defendingrussia.ru/a/_uljanovsk_poslednij_flagman_sovetskogo_flota-1737/
  2. https://defendingrussia.ru/a/v_seti_pojavilis_unikalnyje_foto_postrojki_atomnogo_avianosca_uljanovsk_-1458/
  3. https://xzsad.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/363324
  4. http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_1160_%D0%9E%D1%80%D0%B5%D0%B
  5. http://army-news.ru/2016/02/atakr-ulyanovsk-poslednij-flagman-sovetskogo-flota/
  6. http://www.yaplakal.com/forum2/topic1324559.html
  7. http://spec-norg/articles/oruzhie_i_boevaya_tekhnika/avianosets_ulyanovsk_kakim_by_on_byl

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Дементьев Юрий

    Витя! Полностью поддерживаю твою позицию!
    Эта публика из гуманитарных и полуэкономических шмонек даже не понимает за то они тогда взялись! У них мозги заточены на украсть. И то , что я на них смотрю с брезгливостью, только усугубляет чувство своего безсилия перед этой пятой колонной! Эх преступления перед страной колоссальны. Но как быстро изменится в стране менталитет и назреет революционная ситуация, когда домохозяйки выйдут на улицы с пустыми кастрюлями, а офицеры поведут свои части на блокаду правительственных учреждений и верных правительству цепных псов. Ведь по сути мало что меняется! Ничего в политическом плане не изменилось. Где гарантии, что не будут приняты или уже приняты неверные для страны принципиальные решения. Действительно: а зачем нам авианосцы: Или нечто адекватное имерско-стратегическим целям: Или — те же пенсии, и эта проблема не слабей авианосцев. Или роль офицерского состава в нашем обществе (кто мы такие, черт возьми, и что можем?). Или правомочность чиновников принимать преступные политрешения. Вот кукурузник отдал Крым, а Шевареадзе втихаря-втихаря — Америке — морские пространства, а Ельцин развалил СССР, а — Сердюков — мелкая дрянь — армию и ее вузы, «техникумы», «пту» — учебки.
    И етцетера! А если вообще сдадут страну: это же пятая колонна! И нет никаких конституционных рычагов!
    А у власти демократы, а, значит,- времещики! У них путь один — тирания! И к этому все идет!
    А, значти, после нескольких выгодных им, но не популярных решений, хунта пойдет на военный конфликт, или напрочь продаст интересы нашего государства.
    Это — мысли навскидку!
    И нет приемника: партии и организованной социальной базы!
    Но это — пока нет.

  2. Владимир

    Читал- скулы сводит от бессилия! Скоты! И жаль, что не мы увидим поганый финал ими построенной системы. Но финал этот буде обязательно и страна возродится!

  3. Фактически «сердюковские реформы» армии и флота поставили под угрозу суверенитет страны. А если учесть шлейф коррупционной составляющей, тянувшийся за Сердюковым и его помощниками и помощницами, то он не преодолен и до сих пор.

    А как понять сокращение военных пенсий на 46 процентов в 2012 году? Это так и не восстановлено до сих пор.

    Задача, поставленная Сердюкову, видимо была путем оптимизации армии сократить расходы на нее. Он понял ее, что сокращаешь людей и вооружение — экономишь средства. А получилось так у Сердюкова, потому, что реформы он проводил с нулевыми знаниями и слабым представлением задач Вооруженных Сил. Плохо не то, что он проводил, плохо, что рядом с ним стояли генералы и адмиралы, представляющие, что будет происходить с Вооруженными Силами при проведении подобных реформ и сокращений и ничего не предприняли для немедленной остановки. Почему? Могут сказать, а что они могли при такой поддержке Президента? Могли положить погоны и не участвовать в разгроме армии и флота, как это сделал Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, который отказался переводить штаб ВМФ из Москвы в Петербург и ушел. Если бы это отказались делать и так же положили погоны его последователи Королев и другие, то возможно Сердюков и Медведев задумались бы, что они делают, что-то не то и не так. Правда у них была цель освободить комплекс задний ГШ ВМФ под тыл Вооруженных Сил. А здания тыла продать. А что будет с ВМФ их просто не интересовало.

    Слава Богу, что 6 ноября 2012 года новым Президентом страны В.В.Путиным А.Э.Сердюков был снят с должности Министра обороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *