Многие из служивших на флоте и изучавших флотскую литературу наталкивались на непонятное понятие морской ценз. О морском цензе для получения звания и должности пишет в романе «Три возраста Окини-сан» Валентин Пикуль.
Что же такое «Морской ценз»?
Понятие «Морской ценз» введено в российском флоте с 1885 года и существовало по 1907 год.
Официально понятие морской ценз было закреплено в «Положении о морском цензе для офицеров флота» принятое законодательным актом Российской империи, регламентирующий условия службы офицеров русского императорского военно-морского флота.
Комиссия под председательством генерал-адъютанта Е.В. Путятина решила, что «необходимее всего возбудить интерес к службе на кораблях постоянным направлением их деятельности и охоты к избранной ими специальности».
Стимулами для офицеров флота должны были стать увеличение срока внутреннего плавания и введение ценза.
Один из самых авторитетных морских деятелей 1860-1870 гг. вице-адмирал Г.И. Бутаков в ответ на запрос инспекторского департамента морского ведомства о том, «какими правилами следовало бы руководствоваться, по его мнению, в будущем при назначении как на высшие, так и на низшие должности».
В 1871 году составил записку «О морском цензе для русского флота», предложив меры повышения престижа морской службы и проект морского ценза для офицеров флота на право занятия судовых должностей и расчёт выслуги по блолее льготным условиям, чем служба на берегу.
Высочайше это положение было утверждено 25 февраля 1885 года Императором Александром III.
Введено в действие Приказом по морскому ведомству № 25 от 9 марта 1885 года.
«Положение о морском цензе для офицеров флота»
Состоит из 8 разделов и 57 статей. В состав «Положения» входят следующие разделы:
- Разделение флотских офицеров.
- Морской ценз и его значение
- Морской ценз для производства в чины
- Производство в следующие чины
- Предельный возраст
- Чины, состоящие по флоту
- Запас флота
- Пенсии и вознаграждения за морские кампании.
В результате введения «Положения» кардинально изменилась система службы в русском военно-морском флоте.
Система прохождения службы во флоте, сложившиеся к началу 80-х годов XIX века, предусматривала производство в следующий чин по линии или за отличие. В каждом чине необходимо было пробыть определённые количество лет, а производство в следующий чин происходило в порядке очереди 9по старшинству и выпуску). Наличие должности и выполнение должностных обязанностей не влияло на ход чинопроизводства.
В списках личного состава флота оказывались офицеры, которые во флоте не служили. Находясь на службе в других ведомствах или плавая на коммерческих судах, они продолжали получать чины как военные моряки.
Так, в 1880 г. из 146 штатных адмиралов во флоте служили только 47, в 1884 году из 140 адмиралов лишь 34 командовали боевыми кораблями. В списках личного состава были офицеры, не выходившие в море в течение 20 лет или командующие в штаб-офицерских чинах самыми незначительными судами.
Для того, чтобы изменить ситуацию, по инициативе управляющего Морским ведомством И.А.Шестакова при Морском министерстве была создана комиссия под председательством вице-адмирала П.А.Перелешина целью которой была разработка проекта новой организации личного состава флота.
Результатом деятельности комиссии стало «Положение о морском цензе». В основу новой системы прохождения службы были положены принципы штатной дисциплины, строгого отделения строевой корабельной службы от береговой и инженерно-технической.
Производство флотского офицера или инженер-механика в следующий чин стало возможным только при наличии выполненного морского ценза – определённого количества дней плавания. Производство осуществлялось только при назначении на соответствующую чину свободную вакансию (должность).
Главное при продвижении по службе стало продолжительность времени, проведённого офицером на корабле, в плавании, как условие дальнейшего продвижения по службе.
Для получения чина мичмана требовалось совершить в звании гардемарина не менее 4 плаваний, в том числе одного, продолжавшегося не менее 4 месяцев.
Для производства в лейтенанты необходимо было иметь в общей сложности 40 месяцев плаваний, капитана 2-го ранга — 98 месяцев, в том числе 58 месяцев в чине лейтенанта.
Для получения чина капитана 1-го ранга требовалось проплавать 12 месяцев в должности старшего офицера и покомандовать не менее 12 месяцев кораблём 2-го ранга в плавании.
Производство в контр-адмиралы осуществлялось после 4 лет командования кораблём 1-го ранга при условии, если на нем совершено внутреннее плавание продолжительностью 8 месяцев или заграничное продолжительностью не менее 12 месяцев.
Для производства в вице-адмиралы необходимо было, чтобы контр-адмирал совершил в должности начальника отряда или эскадры 12-месячное внутреннее плавание или 24-месячное заграничное.
Однако «Положением о прохождении службы офицерами флота», утверждённым 28 мая 1907 г., Морской ценз был отменен. Береговики победили. Они хотели быть не хуже тех, кто служит на кораблях – получать больше, производиться в чины раньше.
Хотелось бы задать вопрос морским офицерам. А нужно ли введение морского ценза сейчас на кораблях ВМФ?