В результате введения «Положения» кардинально изменилась система службы в русском военно-морском флоте. Система прохождения службы во флоте, сложившиеся к началу 80-х годов XIX века, предусматривала производство в следующий чин по линии или за отличие. В каждом чине необходимо было пробыть определенное количество лет, а производство в следующий чин происходило в порядке очереди. Наличие должности и выполнение должностных обязанностей не влияло на ход чинопроизводства.

В списках личного состава флота оказывались офицеры, которые во флоте не служили. Находясь на службе в других ведомствах или плавая на коммерческих судах, они продолжали получать чины как военные моряки. Так, в 1880 г. из 146 штатных адмиралов во флоте служили только 47, в 1884 году из 140 адмиралов лишь 34 командовали боевыми кораблями. В списках личного состава были офицеры, не выходившие в море в течение 20 лет или командующие в штаб-офицерских чинах самыми незначительными судами.

Для того, чтобы изменить ситуацию, по инициативе управляющего Морским ведомством И.А.Шестакова при Морском министерстве была создана комиссия под председательством вице-адмирала П.А.Перелешина целью которой была разработка проекта новой организации личного состава флота. Результатом деятельности комиссии стало «Положение о морском цензе». В основу новой системы прохождения службы были положены принципы штатной дисциплины, строгого отделения строевой корабельной службы от береговой и инженерно-технической. Производство флотского офицера или инженер-механика в следующий чин стало возможным только при наличии выполненного морского ценза – определенного количества дней плавания. Производство осуществлялось только при назначении на соответствующую чину свободную вакансию (должность).

Главное при продвижении по службе стало продол­жительность времени, проведенного офицером на корабле, в плавании, как условие даль­нейшего продвижения по службе.

Для получения чина мичмана требовалось совершить в зва­нии гардемарина не менее 4 плаваний, в том числе одного, продолжавшегося не менее 4 месяцев.

Для производства в лейтенанты необходимо было иметь в общей сложности 40 месяцев плаваний, капитана 2-го ранга — 98 месяцев, в том числе 58 месяцев в чине лейтенанта.

Для получения чина капитана 1-го ранга требовалось проплавать 12 месяцев в должности старшего офицера и покомандовать не менее 12 месяцев кораб­лем 2-го ранга в плавании.

Производст­во в контр-адмиралы осуществлялось после 4 лет командования кораблем 1-го ранга при условии, если на нем соверше­но внутреннее плавание продолжитель­ностью 8 месяцев или заграничное про­должительностью не менее 12 месяцев.

Для производства в вице-адмиралы не­обходимо было, чтобы контр-адмирал совершил в должности начальника от­ряда или эскадры 12-месячное внутрен­нее плавание или 24-месячное загранич­ное.

«Положением о прохождении службы офицерами флота», утвержденным 28 мая 1907 г., Морской ценз был отменен.

Хотелось бы задать вопрос морским офицерам. А нужно ли введение морского ценза сейчас на кораблях ВМФ?