С днем рождения военного флота России!
30 октября (20 октября по старому стилю) празднуется день создания Военно-морского флота России.
«Всякий потентант (т.е. правитель), который едино войско сухопутное имеет — одну руку имеет, а который и флот имеет — лобе руки имеет!» — сказал Император Российский Пётр Первый; ставший, именно благодаря своим победам, еще и Великим.
Необходимость иметь флот вызрела в Петре Первом в период неудачного Первого Азовского похода и поражения российской армии от шведов под Нарвой. В 1696 году Боярская Дума в селе Преображенском приняла это судьбоносное в истории Российской империи решение о создании государственного, военного флота.
Эта дума, по воле Государя, постановила такой приговор: всем жителям Московского государства участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег.
С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине со двора. Участники в постройке должны были для этого слагаться в «кумпанства»: кумпанством называлась несколько владельцев, богатых людей которые, сложившись вместе, представляли число крестьянских дворов, назначенное для построения корабля.
Так образовались духовные, светские и гостиные кумпанства. Они носили названия по имени сановников, занимавших наиболее видное место, например: кумпанство митрополита такого-то, или: кумпанство князя такого-то. Гостинное кумпанство, кумпанство Троице-Сергиева монастыря.
Предполагалось выстроить кумпанствами до 90 судов и казною, на собранные полтинные деньги, до 80. Суда эти были: парусные, разных форм и названий, и галеры различных размеров. Длина первых не превышала 120 футов и боевое вооружение состояло, по большей части, из орудий весьма малых калибров, числом до 60. Длина больших галер доходила до 174 футов, и в числе орудий их были пушки 24-фунтового калибра. Работа происходила с такою поспешностью, что к осени 1698 года значительное число судов было окончено. Главное место постройки было на Воронеже, в тамошнем обширном адмиралтействе. Для провода судов по мелководным местам рек Воронежа и Дона построены были, по примеру Голландии, камели и, для перевозки грузов, – лихтеры. Также строительство проводилось в соседних пристанях (Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске, Таврове)
Лес для кораблей положено было рубить в нарочно отведенных для того угодьях, а для рубки было назначено для этого выслать жителей окраинных городов.
Для начала судов решено построить 52, которые разделялись на четыре класса: баркалоны, которых постройка была возложена на кумпанство светских домовладельцев и с ними на двух духовных: на казанского и вологодского владык (это были большие суда в 115 футов длиною и 27 шириною, при семи футах углубления, со значительным числом больших чугунных орудий, от 26 до 44-х); барбарские суда, отличавшиеся большею шириною относительно длины, выпали на долю гостиных кумпанств; третий род судов назывался бомбардирским, разной длины (от 80 до 90 футов при 20 и 28 футах ширины); четвертый — галеры (шириною в 24 фута, а длиною от 125 до 174). Постройка последних падала на долю духовных землевладельцев.
Каждое кумпанство обязано было не только выстроить корабль, но и снарядить его за свой счет.
Для производства постройки судов выписаны были в 1696 году иноземные мастера. Венецианский сенат по просьбе царя прислал тринадцать судостроителей, а в начале 1697 года, по приказанию царя, Франц Тиммерман через своих агентов выписал пятьдесят мастеров из голландцев, шведов и датчан. Этих мастеров отправляли в Воронеж и распределяли по кумпанствам на определенный срок. Если из них кто умирал или после срока удалялся, то кумпанства сами должны были приискивать мастеров.
Большая часть кумпанств, не в силах будучи сама вести этого дела, отдавала постройку возложенных на них судов в подряд иноземным мастерам. Второстепенные рабочие, как-то: плотники, кузнецы, столяры — были из русских. Общий надзор над постройкой судов поручен был окольничему Протасьеву, со званием «адмиралтейца».
На Азовском море в то же время строили гавань, избравши местом для этого Таганрог. Наконец, Петр, в связи с делом судостроения, предпринял прорыть канал между Доном и Волгою посредством рек: Иловли и Камышенки. Работа была начата, однако не закончена из-за сложности работ.
Петр Первый в 1696 году объявил Морской устав, содержавший инструкцию «О порядке морской службы» из 15 статей, определявших обязанности флагманов и командиров кораблей по организации, управлению и использованию флота в бою и на переходе с условными сигналами по управлению военными кораблями.
Первые русские корабли имели названия «Гром», «Молния», «Громовая стрела», «Миротворец», «Бомба», «Страх», «Юпитер», «Самсон», «Этна» и так далее.
Первыми матросами на этих кораблях стали солдаты Семеновского и Преображенского полков. Первыми командирами кораблей стали опытные иностранные моряки, приглашенные Петром Первым на русскую службу. Такие командиры кораблей как Валронт, Мургант, Янг, Камер, Наниг, Шхон и многие другие.
Именно благодаря наличию гребного флота стал победным второй Азовский поход.
Именно благодаря этому решению Боярской думы, сегодня в России есть сильный военный флот – ВМФ России.
Военный флот, ставший на ноги и ставший одним из самых сильных флотов мира, сделавший много географических открытий, одержавший многие победы на море.
За тех, кто в море, за наш флот, за наши славные корабли – основные тосты наших моряков!
Хотел бы порадоваться, да особенно нечему. Нашему руководству Океаны не нужны, а в Балтийской и Черноморской лужах не отсидеться. Не 9-й же век!. И то десентную операцию под Константинополем провели! А сейчас, кто в океанах хозяин?