Алексей Михайлович Щастный родился 3 (15) октября 1881 года в городе Житомир Волынской губернии.
Отец Михаил Михайлович – генерал-майор артиллерии.
Мать Александра Константиновна — урожденная Дубровина.
Жена (с 1914 года) Антонина Николаевна Приемская (1981 – 1922 гг).
Дочь Галина (1913-1982)
Сын Лев (1915-2002).
В 1892-1896 учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе.
В 1896 году перевелся в морской корпус. Закончил в 1901 году (2-ым по успеваемости) и получил звание мичмана.
1901 год – офицер канонерской лодки «Бурун» (Балтийский флот).
1901-1902 – исполняющий обязанности ротного командира и вахтенный начальник крейсера 2-ого ранга «Пластун» (Тихоокеанский флот).
1903 год – вахтенный начальник эскадренного броненосца «Севастополь» (Тихоокеанский флот).
1903 -1904 годы минный офицер мореходной канонерской лодки «Манчжур» (Тихоокеанский флот).
1904 год – вахтенный офицер крейсера 1-ого ранга «Диана» (1-ая Тихоокеанская эскадра).
Участник русско-японской войны. Награжден орденом Святой Анны 3-ей степени с мечами и бантом. Отличился при отражении атаки японских миноносцев 10-11 июня, при обстреле сухопутных войск противника 26.06, в сражении с японским флотом в Желтом море 28.07.1904 года.
Командир крейсера 1-ого ранга «Диана» капитан 1 ранга А.А.Ливен оценил личные качества мичмана Щастного:
«Свой бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа выказывал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости. Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте признания, как он».
После интернирования крейсера 1-ого ранга «Диана» в Сайгоне в 1904 году отбыл в Россию
11 апреля 1905 года произведен в чин лейтенанта.
1905 г. Младший минный офицер учебного судна «Европа, командир миноносца № 217.
1905-1906 годы офицер морского отдела штаба Кронштадтской крепости.
1906-1909 годы преподаватель радиотелеграфного дела Минного офицерского класса. Специалист по вопросам связи в Императорском флоте.
Один из выпускников этого класса старший офицер эскадренного миноносца Новик Гаральд Карлович Граф назвал А.М.Щастного «выдающемся преподавателем».
1906-1907 – старший минный офицер учебного судна «Николаев».
1907-1909 годы – 2-ой флагманский минный офицер походного штаба начальника минного учебного отряда.
1908 – участвовал в V всероссийском электротехническом съезде в Москве.
1909-1912 – исполняющий обязанности 2-ого минного офицера (по радиотелеграфному делу) штаба командующего морскими силами Балтийского моря.
6 декабря 1909 года – произведен в чин старшего лейтенанта.
1912-1914 – постоянный член от Морского министерства межведомственного радиотелеграфного комитета.
1913 – командирован на Каспийское море для выбора мест установки береговых радиостанций на острове Ашур-Ада и в Энзели.
14 апреля 1913 года произведен в чин капитана 2 ранга.
1914-1916 годы старший офицер линейного корабля «Полтава» (переход с Тихого океана на Северный ледовитый в Романов на Мурмане).
1916-1917 годы командир эскадренного минуса «Пограничник» (Балтийский флот).
Февраль – май 1917 года – офицер для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря.
С мая 1917 года – флаг-капитан по распорядительной части штаба Командующего флотом Балтийского моря.
Июль 1917 года произведен в чин капитана 1 ранга.
За боевые отличия в первой мировой войне награжден мечами к ранее полученным орденам Святого Станислава и Святой Анны 2-ой степени.
Январь 1918 года назначен 1-ым помощником начальника военного отдела Цетробалта.
Реально командовал флотом в связи с отсутствием командующего флотом с февраля.
В феврале-апреле 1918 года руководил перебазированием кораблей флота сначала из Ревеля в Гелисингфорс с 22 по 27 февраля и потом с 12 марта по 12 апреля из Гельсингфорса в Кронштадт (Ледовый переход) в связи с угрозой захвата кораблей флота немецкими войсками.
Учитывая, что на кораблях флота, были лишь «незначительные команды» и минимум офицеров. Дисциплины практически не было совсем.
Всего переведено из Гельсингфорса в Кронштадт 236 кораблей Балтийского флота, в том числе 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок, 10 тральщиков, 5 минных заградителей, 15 сторожевых судов, 14 вспомогательных судов, 4 посыльных судов, 45 транспортов, 25 буксиров, 1 паром, 1 плавучий маяк, 7 яхт. Костяк Балтийского флота для России был сохранен.
5 апреля капитан 1 ранга Щастный был официально назначен начальником морских сил Балтийского моря, после смещения с этой должности адмирала А.В.Развозова, занимавшего эту должность около недели.
12 апреля 1918 года немецкая эскадра вошла в Гельсингфорс и все оставшиеся в Гельсингфорсе корабли были захвачены немцами.
Успешное руководство Ледовым походом подняло авторитет Щастного среди моряков.
Но уже 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого и на основании материалов, подготовленных Военным контролем: «за преступления по должности и контрреволюционные действия».
20—21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК. Свою вину Щастный не признал.
В выступлении на суде Троцкий заявил: «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг „диктатура флота“». Адвокатом Щастного был В. А. Жданов.
13 июня был принят декрет о восстановлении в России смертной казни. С этого момента расстрел мог применяться по приговорам революционных трибуналов.
Несмотря на слабую доказательную базу обвинения, 21 июня 1918 года Щастный по личному ходатайству Троцкого Л.Д. был приговорён к расстрелу.
В одной из предсмертных записок он писал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».
Члены Президиума ВЦИК левые эсеры ходатайствовали об отмене приговора, тем не менее большинством членов Президиума он был утверждён, после личной беседы с каждым Л.Д.Троцкого.
В 4 часа 40 минут 22 июня 2018 года Алексей Щастный был расстрелян в скверике Александровского военного училища.
Капитан 1-го ранга Алексей Щастный после расстрела был тайно захоронен в районе села Всехсвятского в безымянной Братской могиле, в которой палачи хоронили тела людей, казненных в Москве.
Это место находится на территории Всероссийского военного Братского кладбища героев Первой мировой войны, где ныне расположен Мемориальный парк у кинотеатра «Ленинград», близ Храма Всех Святых на Соколе. Вдоль кирпичной ограды Братского кладбища (ее фундамент сохранился до сего времени) были расположены безымянные рвы и могилы, в которые, начиная с 1918 года, закапывали людей, расстрелянных в Москве.
Текст приговора:
Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Революционный трибунал при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, заслушав в открытых заседаниях своих от 20 и 21 июня 1918 г. и рассмотрев дело по обвинению бывшего начальника морских сил Балтийского флота гр. Алексея Михайловича Щастного, 37 лет, признал доказанным, что он, Щастный, сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота, стремясь своею деятельностью восстановить матросов флота и их организации против постановлений и распоряжений, утверждённых Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
С этой целью, воспользовавшись тяжким и тревожным состоянием флота, в связи с возможной необходимостью, в интересах революции, уничтожения его и кронштадтских крепостей, вёл контрреволюционную агитацию в Совете комиссаров флота и в Совете флагманов: то предъявлением в их среде провокационных документов, явно подложных, о якобы имеющемся у Советской власти секретном соглашении с немецким командованием об уничтожении флота или о сдаче его немцам, каковые подложные документы отобраны у него при обыске; то лживо внушал, что Советская власть безучастно относится к спасению флота и жертвам контрреволюционного террора; то разглашая секретные документы относительно подготовки на случай необходимости взрыва Кронштадта и флота; то ссылаясь на якобы антидемократичность утверждённого СНК и ЦИК Положения об управлении флотом, внося, вопреки этому Положению, в Совет комиссаров флота на разрешение вопросы военно-оперативного характера, стремясь этим путём снять с себя ответственность за разрешение таких вопросов; то попустительствовал своему подчинённому Зелёному в неисполнении распоряжений Советской власти, направленных к облегчению положения флота, и замедлил установление демаркационной линии в Финском заливе, не исполняя своей прямой обязанности отстранения таких подчинённых от должности; то под различными предлогами на случай намеченного им, Щастным, переворота задерживал минную дивизию в Петрограде; и всей этой деятельностью своей питал и поддерживал во флоте тревожное состояние и возможность противосоветских выступлений.
Принимая во внимание, что вся эта деятельность Щастного проявлялась им в то время, когда он занимал высокий военный пост и располагал широкими правами во флоте Республики, Трибунал постановил: считая его виновным во всём изложенном, расстрелять. Приговор привести в исполнение в течение 24 часов
По словам историка белой эмиграции Сергея Мельгунова, «капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привёл его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: „Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти“.
Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян „за спасение Балтийского флота“».
Советская военно-историческая литература о роли Щастного во время Ледового похода не упоминала.
В 1990 году в газете «Известия» в статье, тогдашнего помощника начальника Управления военных трибуналов В. Звягинцева, был впервые поставлен вопрос о возможности пересмотра «дела Щастного».
Впервые архивные документы по делу А.М. Щастного появились в открытой печати в 1991 году в журнале «Человек и закон» № 3-4 в статье военного юриста Вячеслава Звягинцева «Первый смертный приговор». К сожалению, это была единственная публикация. СЛУЖИЛ НА СОВЕСТЬ? ВИНОВАТ! Усилиями официальной пропаганды на протяжении долгих десятилетий, нам предлагался искажённый образ талантливого и преданного флоту командира. В многочисленных публикациях о героическом «ледовом походе» Балтийского флота эта стратегическая операция оценивалась как беспримерная, а в адрес её непосредственного разработчика и руководителя сыпались необоснованные обвинения. Даже сейчас, когда Алексей Михайлович Щастный полностью реабилитирован, многие продолжают верить в безликое руководство этой операцией партии большевиков, даже не зная имени истинного руководителя.
В 1995 году он был официально реабилитирован.
Имя Щастного с 1992 по 2016 годы носила улица, есть мемориальная доска на его доме в его родном городе Житомире.
В 2001 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Е. Н. Шошкова «Наморси А. М. Щастный».
В декабре 2015 года в Санкт-Петербурге на доме, в котором жил А. М. Щастный до момента своего отъезда в Москву и последующего ареста, была установлена памятная табличка в рамках проекта «Последний адрес».
В 2017 году был снят телесериал «Троцкий». Роль Алексея Щастного сыграл Антон Хабаров.
Материалы взяты из Интернета