2021 год памятен для ветеранов авианосных крейсеров ВМФ двумя, по крайней мере, юбилейными датами: 45-летия перехода на Северный флот и первой боевой службой ТАКР «Киев», а также 25-летия первой боевой службы ТАвКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Авианосец-первенец и наша последняя надежда на сохранение в составе ВМФ кораблей этого класса — символы флотской мощи и государственного достоинства своего времени. Совершенно разные корабли, хотя и выросшие как бы из одного проекта Невского ПКБ – 1143, обладатели ярких флотских страниц своей истории – и бесспорно величественных, и необычайно горьких.
Да, «Киев» — давно перевернутая страница новейшей истории ВМФ (не хочется и упоминать каким образом перевернутая). Судьба «Кузнецова», как видится сегодня со стороны, подвешена на волоске. Остается лишь ждать и надеяться, что Его Величество Случай будет благосклонен к последнему «из могикан» отечественных авианосцев, что наш «Кузя» возвратится в действующий состав флота. С этой надеждой вернемся в 1996 год. Год 300-летия ВМФ России, и год первой боевой службы «Адмирала Кузнецова».
Итак, 23 декабря 1995 года. «Адмирал Кузнецов» впервые вышел на боевую службу в Средиземное море. Возглавляемая им авианосная многоцелевая группа под командованием контр-адмирала Доброскоченко (старший на борту Первый заместитель главкома ВМФ адмирал Касатонов), включала эсминец «Бесстрашный», многоцелевую АПЛ «Волк», танкер «Днестр», буксир СБ-406 Северного флота, СКР «Пылкий» и танкер «Олекма» Балтийского флота, а также черноморские буксир «Шахтер» и танкер «Иван Бубнов». В авиагруппу «Кузнецова» входили 13 самолетов Су-33, 2 учебно-тренировочных Су-25 и 11 вертолетов Ка-27 из состава 57-й СКАД под общим командованием генерал-майора Апакидзе.
Этот поход был приурочен к 300-летию Военно-морского флота России как один из эпизодов празднования. Увы, для корабля он не был особенно удачным, тот поход. Однако для авиаторов-палубников — и особо памятным, и уникальным. В первый и, скорее всего, в последний в истории ВМФ раз им выпала честь не только понаблюдать за «бывшим», как тогда кому-то казалось, вероятным противником, но встретиться и пообщаться с ним непосредственно, глаза в глаза.
Миновав штормовую Атлантику, Гибралтар и западную часть Средиземного моря, 7 января «Кузнецов» стал на якорь у берегов Туниса. До 17-го числа на нем предстояло устранить неисправности, возникшие на океанском переходе. Там же состоялся обмен визитами российских и американских моряков с авианосца «America». При этом на палубу «Кузнецова» совершили посадку два вертолета «Sea Hawk». Некоторые российские летчики в ходе проведения совместных учений летали в качестве вторых пилотов на американских палубных самолетах и вертолетах: полковник Пугачев – на истребителе F-14 «Tomcat», а генерал Апакидзе – на противолодочном самолете «Viking. В свою очередь российские вертолеты более 30 раз садились на палубы кораблей 6-го флота США, а командующий шестым флотом адмирал Пиллинг с группой офицеров своего штаба подробно ознакомились на борту «Кузнецова» с палубным истребителем Су-33. Фрагменты видео того памятного события, запечатленные безымянным оператором-любителем, переносят нас в те далекие теперь времена…
Постфактум, пользуясь случаем, отметим, что для авианосца «America» (CV-66) то было последнее плавание. Осенью того же 1996 года он был исключен из состава ВМС США, а 14 мая 2005 года потоплен как мишень (https://ytro.news/army/2019/11/11/1424220.shtml). На смену авианосцам-«старичкам» послевоенной постройки в Штатах уверенной поступью, шли, начиная с 1968 года, атомные супергиганты семейства «Nimitz». К 2003 году было построено и передано ВМС 10 таких кораблей. В 2017 году к ним присоединился новейший авианосец «Gerald Ford» — головной корабль нового проекта. К исходу «судьбоносных» 90-х в России, лишившейся пояса безопасности стран Восточной Европы, союзных республик разваленного СССР и океанского флота, пробивалось к жизни осознание все более очевидного факта – время игры в поддавки с коллективным Западом истекло. Еще 10-15 лет понадобилось для того, чтобы в военно-политическом отношении хоть что-то переиграть или хоть как-то изменить. Однако это уже совершенно другая история, в которой нет места визитам вежливости, подобным тому, что имело место в январе 1996 года в Средиземном море у берегов Туниса.
ТАвКР Адмирал Кузнецов, 1996 г Визиты с CV 66 America — YouTube
Хорошая статья, вызывающая размышления.
Многострадальный «Адмирал Кузнецов»… Родиться бы ему лет на 10 раньше вместо «Новороссийска» и «Баку»…
Замечательная история авианосного флота России. Если оценить состав авианосной группы, то становится понятно, что тогда флот ещё был и мог. Правда в воспоминаниях адмирала Селиванова написано, что ради этой службы пришлось за бесценок продать авианосные крейсера «Минск» и «Новороссийск». НО время было трудное. Чубайс с компанией и рубля бы не дал на выход отряда боевых кораблей в море. Ещё на закончилась война в Югославии. НАТО во всю бомбит Сербию и Черногорию, выбирая первой целью все же Сербию, так как тогда уже были планы разорвать братские республики, как это ранее сделали с Украиной и Белорусью, оторвав их от России. И прибытие в Средиземное море отряда русских кораблей, с авианосцем и неизвестными планами, во многом забеспокоило американских военных и американских кураторов Бориса Ельцина и Виктора Черномырдина. Внимание России срочно надо было отвлечь от Средиземного моря надолго. Тогда и родилась, как по заказу, Чечня и Россия в ней увязла на долгие 10 лет.
Хороший комментарий администратора… Взвешенный и точный … Помните, был такой журнал, который заставляли лично выписывать себе молодых офицеров … Наш мудрый комбриг, сын известного героя-летчика — той Великой войны, при выходах в море — еще и задавал «дурацкие вопросы, по материалам… Мудрый подход … Так вот, еще в те времена можно было наткнуться на такие материалы..
Удивительно узнать сейчас слова в/а Селиванова о том что БС Кузнецова состоялась только благодаря жертвенному поступку по продаже Минска и Новороссийска со слезами на глазах. В 1993 при перебазировании Новороссийска в Совгавань в отстой и дальнейшей продаже втиралась инфо что это для покупки жилья в интересах ТОФа.
Кузнецов в 1996 пошёл на БС восстанавливать присутствие ВМФ РФ в мировом океане за счёт урезания ремонта и строительства других кораблей, по другому тогда было никак не поступить.
Офицер БЧ-6 Новороссийска и Кузнецова.
Вы увидели то, что увидел и я. Остальные это не замечают. А жаль. Мы искали инициаторов продажи двух авианосцев за бесценок — ниже стоимости металлолома, как оказалось все прозаичнее — необходимость обеспечения присутствия в Средиземном море полуживого Кузнецова. И инициаторы тогда Главный штаб ВМФ, пожертвовавший двумя авианосцами ради собственного престижа и прогулки — круиза.
Приветствую коллега! Уже бесполезно искать истину. Продано и забыли. Я никогда не писал мемуары исходя из возраста и должностей, не знаю где это размещают. Но: после авианесущих крейсеров меня жизнь вильнула от авиации к чисто флотской наземной жизни. Я с 2006 по 2014 был начальньком Йокангского пункта базирования СФ. Он же начальник гарнизона Островной. Прямое подчинение КСФ. Есть много что поведать о жизни Осиного гнезда тех времен. Посоветуйте если интересно где и куда. С уваж подполковник запаса Приходько