Рождение корабля – это традиции и ритуалы с многовековой историей. Одним из самых красочных и по-своему романтических эпизодов этого действа является спуск корабля на воду.
Во многих культурах спуск корабля на воду уподобляется религиозной церемонии крещения ребенка, в ходе которой его нарекают именем. Связано это с тем, что крещеный ребенок получает покровительство и защиту, образно выражаясь, Небес. Уподобляя церемонию спуска корабля на воду крещению, корабелы и моряки имеют в виду получение защиты высших сил и для себя, и для своего корабля.
Ещё древние греки и римляне при спуске кораблей на воду искали милости морских богов — Посейдона или Нептуна. Вознося молитвы, они покрывали головы венками, пили вина и поливали корабль водой, как бы благословляя его на будущую морскую жизнь. На борт заносили священные реликвии, хранившиеся впоследствии на корабле как талисманы. У вавилонян, а позднее и в исламских странах, молитвы сопровождались принесением в жертву животных. У викингов корабли освящались человеческой кровью.
В Средневековье, когда Церковь Святая занималась не только поиском ведьм, и в ходе крещения построенных кораблей, конечно же, также верховодили служители культа. Все выполнялось, подобно крещению ребенка. От молебна, благословения и освещения водой (на самом деле вином, конечно) до наречения именем. Затем следовал спуск корабля на воду. Любопытно, что выбивать клинья из-под корабля на стапеле должны были преступники, приговоренные к смертной казни. На всякий случай. Чтобы, если что-то трагическое произойдет, человека не было бы так жалко.
К началу XVII века церемония стала терять религиозный характер и приобретать черты светской традиции. Так, при крещении английского корабля Prince Royal принц Уэльский поднялся на борт, испил вина из золотой чаши, торжественно произнёс имя корабля и, окропив вином корабль, попросил божественной защиты для корабля, его экипажа и пассажиров.
Драгоценные чаши со временем уступили место бутылкам с вином (где же было напастись золотых чаш, в частности, для бурно строящегося тогда британского флота!)
До начала XIX века бутылку просто бросали в борт корабля, однако в 1811 году неудачно брошенная бутылка травмировала одного из участников церемонии, после чего их стали привязывать тросом. С того же примерно времени возникла традиция участия в церемонии женщин, как действующих субъектов корабельного «крещения». Ну а еще позже в качестве вина старались использовать исключительно шампанское.
В Российском флоте во времена Петра Великого спуск корабля на воду сопровождался орудийным салютом, возвещавшем о начале церемонии. После этого корабельному мастеру обычно вручалась памятная награда — серебряная чаша, например. Затем под артиллерийские салюты крепости и других кораблей перерубали удерживающие деревянные подпоры, освобождая корабль и спуская его на воду.
На британском и американском флотах в спуске корабля принимали участие так называемые поручители. По аналогии с христианским крещением в церемонии присутствовали обычно поручители разного пола: «крёстный» и «крёстная». На королевском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.
Ключевым моментом церемонии спуска являлось наречение корабля именем, которое символизировало вступление корабля в действительную жизнь.
«Крестная» или «крёстный» торжественно обращался к кораблю с такими примерно словами: «От имени Соединенных Штатов я нарекаю тебя…», и произносили имя корабля. Далее следовало разбитие бутылки шампанского о носовую часть корабля. Ведь носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека. Именно голову ребенка окропляет святой водой священник при крещении!
Корабль со стапеля спускался на воду. Это также метафора погружения ребенка в купель со святой водой. В английском языке стапель, на котором строится корабль, называется «cradle» — колыбель, люлька. И это дополнительно подчёркивает антропоцентричный характер происходящего. Корабль, подобно ребёнку, покидает свою «колыбель» и начинает самостоятельную жизнь…
***
В современной России церемонии спуска корабля (судна) на воду проводят в торжественной обстановке, в присутствии высокопоставленных гостей. Посторонних на подобные церемонии не приглашают. Основная масса участников спуска на воду — судостроители, иногда представители экипажа судна.
В зависимости от класса корабля (судна), порядкового номера в строящейся серии, возможностей судостроительной верфи и местных традиций ритуал его спуска на воду может быть более или менее красочным. Но в классическом варианте при этом всегда присутствуют крестная мать корабля и бутылка (а то и своеобразная батарея бутылок) шампанского!
Своеобразный эталон подобного действа представлен на иллюстрации из книги В.В. Бабича «Город святого Николая и его авианосцы» в редакции 2009 года. Автору, помимо прочих дополнений и уточнений обновленного издания, удалось в рабочем порядке установить фамилии-имена крестных матерей тяжелых авианесущих крейсеров семейства «Кречет». Морякам и корабелам – ветеранам этих кораблей – будет, конечно, интересно узнать имена своих корабельных крестных:
Галина Дончевская – ТАКР «Киев»,
Марина Пивторак – ТАКР «Минск» и, вероятно, ТАКР «Новороссийск»,
Лариса Шалыгина – ТАКР «Баку» (Адмирал Горшков), ТАКР «Леонид Брежнев» (Адмирал Кузнецов»)
Алла Капуста – ТАКР «Варяг».
Некоторые подробности о крестных матерях ТАКР можно почерпнуть из моей переписки с Валерием Васильевичем:
«Александр Владимирович, крестная мать «Киева» — Галочка Дончевская, сварщица корпусно-стапельного цеха. Это сообщила мне Лариса Шалыгина, начальник технологического бюро корпусо-стапельного цеха, которая сама была крестной матерью на «Баку» и «Леониде Брежневе»…
…Она вспомнила еще одну девушку из корпусно-стапельного цеха, которая была крестной матерью на «Минске» и, кажется, «Новороссийске» — Марина Пивторак. Лариса постарается за этих два дня найти у себя в записях еще одну…
…А вот фото со спуска «Баку», полученное вчера. У борта корабля на специальной подъемной площадке стоит Лариса Шалыгина. Только что я говорил с ней. По ее словам на «Баку» и «Кузнецове» она рубила специальным сувенирным топориком ленту, крепящую «шампанскую гранату», и бутылка разбивалась о борт корабля. Потом эти топорики хранились в заводском музее.
На этом снимке, я думаю, она будет бросать шампанское рукой. Но бутылка не всегда разбивалась, а этого не допускалось. Поэтому вскоре придумали устройство, которое оттягивали с помощью блока, а потом отпускали и шампанское, качнувшись, как маятник, гарантировано разбивалось о борт…
… Ну а крестной матерью «Варяга» (на день спуска на воду ТАКР «Рига») была Алла Капуста — симпатичная женщина из технологического бюро корпусно-стапельного цеха».
***
Красивым до невероятности традициям всегда сопутствуют еще более невероятные мифы, легенды и поверья. Отдавая дань нынешнему мировому первенству ВМС США, посмотрим, как это выглядит едва ли не до наших ней в U.S. Navy.
…Кораблям повезло, что коты не любят воду. Иначе бы точно существовала традиция запрета переплывать перед носом судна черным котам. Но зато есть много других суеверий, предрассудков и дурных знаков. Причем, их столько, что благополучно спустить корабль на воду – это скорее большая удача, чем правило. Вот самые известные и значимые из них:
• Бутылка должна разбиться с первого раза. Обязательно. Иначе, как утверждают блюстители традиций, будет беда. Показательный пример связывают с крестной матерью судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды (!) не смогла разбить бутылку о нос крейсера. Когда корабль уже пополз вниз по стапелю, нервы кого-то из зрителей не выдержали и, благодаря усилиям одного неравнодушного участника события, бутылка таки разбилась. Но было поздно: волна от ударившегося о гладь воды корабля, смыла с берега несколько человек.
После этого на американских верфях появилась даже специальная должность — «ловец бутылок». Задачей сего «специалиста» было поймать неразбившуюся бутылку и довести дело до конца! Бутылка не должна была остаться целой, запутаться в эллинге, и ни в коем случае не достигнуть цели!
• В бутылке обязательно должно быть спиртное. Корабль ВМС США «Constitution» пытались спустить на воду посредством бутылки с водой. Ничего не выходило до тех пор, пока командор не взял бутылку выдержанной мадеры и не разбил ее лично о нос судна!
• Имя кораблю должно быть дано при ритуале крещения, и не могло быть изменено ни при каких обстоятельствах. Иначе – все: гибель и крушение.
• После крещения судно должно плавно и без происшествий сойти на водную поверхность. Во время спуска на воду печально знаменитого «Титаника» одно из бревен вылетело из-под корабля и убило попавшего под него человека. Еще тогда это расценили, как дурное предзнаменование.
• В капитанской рубке обязательно должна храниться пробка от бутылки, разбитой о носовую часть корабля при его спуске на воду. Это своеобразный талисман, оберегающий корабль от беды. Там же, визбежание…, должен висеть и портрет «крестной».
Что-то из перечисленного прижилось на отечественном флоте, что-то нет. Самое популярное из укоренившегося сводится к тому, что какие-то корабли рождаются «с серебряной ложкой во рту», а какие-то, увы, — совершенно без. И связывается это в первую очередь с «кондиционностью» крестной матери корабля и тем, как она распорядилась с ритуальной бутылкой. В идеале «крестная» должна быть примерно такой, как в описании известного гайдаевского персонажа: «…Студентка (в данном случае, скажем, маяк производства), комсомолка (кристальный «облико-морале»), ну и просто красавица, естественно». Понятное дело, с бутылкой шампанского «проколов» у нее быть не должно. Никаких!
Вот, припоминается, исходя из этого, что «счастливчиком» среди кораблей ВМФ в свое время считался, к примеру, ТАКР «Киев», а «бедолагой» — ПКР «Москва». Насколько это соответствовало действительности судить сложно. Но Галину Дончевскую мне, как ветерану ТАКР «Киев», в этой связи непременно хочется помянуть добрым словом и, в надежде, что она продолжает путь земной, пожелать ей всего-всего самого хорошего. Ее и Наш «Киев» в грязь лицом не ударил!
Что касается традиции незыблемости имени корабля, присвоенного ему при спуске на воду, можно с сожалением констатировать, что ни в советском ВМФ, ни в ВМФ нынешней России она, увы, основательно не прижилась. В действующей отечественной практике установление имени корабля осуществляется еще до его закладки на стапеле. Занимается этим специальная комиссия ВМФ, утверждая подготовленные ею предложения на самом высоком уровне. Соответственно, у достаточно крупных надводных кораблей их имена прописываются на борту еще в период стапельной сборки.
В завершение хочется, не смотря ни на что, выразить надежду на то, что у российского ВМФ торжества по спуску на воду больших океанских кораблей, включая авианосцы, — еще впереди. Разумеется, с размахом приличествующих их рангу традиций. Подождем?
Источники по статье:
https://flot.com/blog/piton56/o-kreshchenii-korabley-ob-ikh-imenakh-i-sudbakh-.php
http://proboating.ru/articles/people-and-sea/tradicii-krescheniya-korablya/
Спасибо, Александр Владимирович, за интересный рассказ и память о наших кораблях!
Валерий Бабич
Валерий Васильевич, Ваши книги и наше живое общение с давних пор стали для меня побудительным мотивом к посильным шагам по сохранению памяти о событиях и страницах истории нашего Флота в период его по историческим меркам краткого, но небывалого расцвета и могущества. И Вам спасибо за это!
Мне посчастливилось принять участие в спуске на воду БПК «Достойный» 1135 проекта на Керченском ССЗ им. Бутомы 8 мая 1971 года в присутствии Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова. Причем, я исполнял обязанности командира ютовой группы для постановки корабля к достроечной стенке, поэтому, во время пуска находился на корабле. Незабываемые впечатления!
Очень интересная информация