Бабич В. Потомкам в пример!

Фото заслуженного фотожурналиста Украины Александра Кремко.

В предыдущем посте разгорелась дискуссия, как финансировался и как строился микрорайон «Намыв». Руководители предприятий в те времена отвечали не только за производство, но в равной мере и за развитие социальной сферы. И если производственная деятельность судостроительных заводов была закрыта и недоступна для широкой общественности по причинам секретности, то в социальной сфере все было на виду.

Заместитель Макарова по капитальному строительству Александр Николаевич Бормосов убедил его в необходимости намыва песчаных территорий на акватории Бугского лимана для строительства жилого микрорайона ЧСЗ с больницами, школами и всей необходимой инфраструктурой. Вопрос рассматривался еще при предыдущем директоре Анатолии Борисовиче Ганькевиче, но реализовать идею по намыву, проектированию и контролю за строительством смог только Макаров, став в 1976 году главным инженером завода, а в 1979 – директором.

Черноморский завод принял решение о намыве территории на мелководье Южно-Бугского лимана, так как в других местах, где сносились старые дома, нужно было отдавать большой процент жилплощади не заводским работникам. Это было революционное решение, на которое решился молодой, энергичный и нацеленный на амбициозные проекты Юрий Иванович Макаров.

В Министерстве судостроительной промышленности, был установлен порядок, по которому завод готовил перечень мероприятий в обеспечение строительства каждого нового корабля. Там были технические, организационные и, конечно, социальные вопросы. Каждый пункт требовал большого финансирования, закупок и снабжения. Например, огромные 900 тонные краны KONE, возвышающиеся над заводом, были куплены в Финляндии при разработке тяжелого авианосного крейсера проекта 1153 для внедрения на заводе крупноблочной технологии строительства авианосцев. Этот проект в дальнейшем так и не пошел, но зато краны потребовались при строительстве пятого авианосца пр.11435 «Адмирал Кузнецов».

В эти перечни мероприятий включали и жилое строительство. И министерство судостроения, и Военно-Морской Флот выделяли деньги на жилье, так как это нужно было для сохранения кадров. Это было обычным делом.

Во время разработки, например, для четвертого авианосца «Адмирал Горшков» важнейшей радиолокационной станции «Марс-Пассат», предприятие «Квант» получило финансирование и построило в Киеве огромный жилой микрорайон на 70 тысяч человек. «Марс-Пассат» так и не заработал ни на «Адмирале Горшкове», ни на «Адмирале Кузнецове», а микрорайон построили.

Давались ли легко эти стройки? Конечно, нет. При сдаче домов работники всех цехов и отделов отрывались от основной работы и направлялись вместе с теми, кому выделялись квартиры, на отделочные работы. Это была бесконечная строительная эпопея!

Нужно сказать об одном важном качестве Юрия Ивановича Макарова: он ничего не делал для собственной выгоды. Это позволяет руководителю освободиться от массы проблем и направить все свои силы на успех коллектива. Это очень важный пример современным руководителям, поскольку сейчас сплошь и рядом мы видим прямо противоположные примеры.

На снимке: микрорайон «Намыв». Еще есть много места для дальнейшего строительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.