Бабич В. Остойчивость

После рассказов о пожарах, в которых сгорели алюминиевые надстройки вместе с кораблями, возникает вопрос – «а почему судостроители и военные так держатся за алюминиевые надстройки, если они горят»?

Постараюсь объяснить на примере яхты. Все, наверное, видели большие кили в нижней части яхт. Они нужны для того, чтобы на волнении уравновесить крен яхты, не дать ей перевернуться и быстро восстановиться, как только упадет нагрузка от ветра. Это называется остойчивостью судна. И чем больше и выше мачта и парус, тем больше и тяжелее должен быть киль, который иногда достигает огромных размеров и еще заливается свинцом.

Так и при проектировании корабля. Чем больше груза размещается над верхней палубой, чем тяжелее надстройка, тем больше нужно загрузить противовеса в нижние подпалубные помещения. Поэтому надстройку стараются сделать легче. Отсюда и пошли алюминиевые надстройки, как только были созданы, не только легкие, но и очень прочные алюминиево-магниевые сплавы (АМг).

Но, как оказалось, и горят они хорошо.На первых трех авианосцах – «Киев», «Минск» и «Новороссийск» надстройки были из АМг (на «Новороссийске» меньше). А вот на «Баку» алюминий почти полностью убрали. Надстройка сразу потяжелела, почти до 1000 тонн. Ту же перед конструкторами встал вопрос, что для сохранения остойчивости корабля нужно добавлять веса в нижние помещения. Так появилась, начиная с четвертого корабля, конструктивная броневая защита для ангара, погребов авиационного боезапаса, цистерн авиационного топлива и машинных отделений, значительно утяжелившая корабль.

Этот авианосец – «Баку» — «Адмирал Горшков» — «Викрамадитья», служит сейчас в Индийских ВМС.

Но за все в этой жизни нужно платить. Если «Киев» и «Минск» были водоизмещением 41400 тонн, то «Баку» при тех же обводах корпуса достиг водоизмещения 44500 тонн – на 3000 тонн больше! А это значит, что при той же энергетической установке, теряется скорость корабля. Вот и весь расклад.

Тем не менее, от алюминиевых надстроек флоты всех стран теперь стараются избавляться. Американцы на последнем авианосце «Джеральд Форд» надстройку делают из композитных материалов, которые кроме всего снижают радиолокационную заметность корабля.

На фото: алюминиевая надстройка ТАКР «Минск».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *