Чечельницкий В. (полковник Чечель). Требования к технике пилотирования в войну.

«Прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал на его дороге. Почувствуй его боль, попробуй его слёзы… и только после этого расскажи ему, как надо жить».  (ВОСТОЧНАЯ МУДРОСТЬ)

                ПРОЛОГ

Продолжая тему предыдущего опуса, где мой заместитель по лётной подготовке уличил меня — командира 12 омрап полковника Чечеля, что в моём полку ночью строем, 1 на 1, не летали, потому как это опасно, или, если и летали, то только в лунную ночь – другими словами: я написал неправду. Попробую объяснить, почему, научить своих пилотов летать в плотном строю днём и ночью, я считал обязательным.

Всё началось со встречи ещё в далёком 1970 году, перед днём Победы, с Героем Советского Союза, лётчиком-истребителем Петром Семёновичём Шемендюком. Вот что написано о нём в интернете:

                ЛЁТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ

«С июня 1941 года лейтенант П. С. Шемендюк на фронтах Великой Отечественной войны в составе 193-го истребительного авиационого полка, летал на И-16, ЛаГГ-3. С августа по октябрь 1942 года воевал в 21-м ИАП, где также летал на ЛаГГ-3. С января 1943 года — в 157-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-7. К июню 1943 года заместитель командира эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) старший лейтенант П. С. Шемендюк совершил 261 боевой вылет, в 40 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 8 самолётов противника. За эти подвиги был представлен к званию Героя Советского Союза, которого был удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1745).

1 августа 1943 года командир эскадрильи 157-го ИАП капитан П. С. Шемендюк был сбит в воздушном бою южнее Орла, в результате тяжелого ранения потерял левую руку. После длительного лечения списан с лётной работы. Окончив курсы при высшей офицерской школе, был назначен помощником командира 130-й истребительной авиационной дивизии и до конца войны помогал готовить молодых лётчиков. Всего выполнил около 270 боевых вылетов, проведя более 40 воздушных боёв, сбил лично 13 и в составе группы 8 самолётов противника».

А вот что рассказал он сам:  «Однажды мы с моим ведомым пошли на свободную охоту. Вдруг из-за облаков вынырнули два Ме-109.  Увидев пару наших самолётов мессеры сразу развернулись и пошли в лобовую атаку, что было для них необычно. Как правило, они первыми шли в атаку, если было их численное превосходство.  Мой ведомый сковал боем ведомого мессершмита, а у меня не было возможности следить за ним, потому что ведущий немец мчался на меня, стреляя из своих пушек. Обычно в мемуарах многих лётчиков отмечается, что немецкие пилоты не  выдерживали лобовой атаки и отворачивали первыми. Но я вдруг понял, что мой противник не свернёт – это ас, и у него не случайно на фюзеляже нарисован бубновый туз.

В последнюю долю секунды Шемендюк рванул ручку своего истребителя на себя и чудом избежал столкновения. А дальше они закрутились в воздушном бою. 20 минут никто не мог другому зайти в хвост. Наш пилот напряг всё своё внимание, мобилизовал всю волю: противник был слишком серьезным. Но и у нашего летчика уже было достаточно опыта: к тому времени он отправил на тот свет более десяти вражеских асов.

Взяв инициативу в свои руки, Петр Шемендюк «предложил» врагам свою модель боя. Измотав противника маневрами, он неожиданно зашел в заднюю полусферу. Дал очередь, но черный туз увернулся. Но потом он его всё же подловил. Немец на малой высоте находился у него в прицеле, потеряв скорость, и через секунду должен был сорваться в штопор. И он на мгновение промедлил с открытием огня, наслаждаясь видом поверженного врага-аса. И вот этот враг, который, казалось бы, должен думать лишь о спасении собственной жизни, из почти неуправляемого самолёта, в положении на спине, умудрился дать прицельную очередь, и снарядом мне отбило часть левой руки напрочь.

Мой горящий самолёт падал в штопоре. Я, как в тумане перевалился через борт кабины, дёрнул кольцо. Но парашют полностью не успевал наполниться. В то же время я остался жив. Меня спас взрыв моего же самолёта. Но друг с воздуха этого уже не увидел, и, прилетев на свой аэродром, доложил, что Шемендюк погиб.. В штаб сообщили о гибели боевого друга.

                ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

Через несколько лет местные школьники откопали самолет, нашли в кабине планшет с документами. Вскоре недалеко от места падения самолета на гранитном памятнике выбили фамилию Шемендюка.

… А Петр очнулся через несколько часов. Кругом лес, тихо-тихо. Все ближе и ближе доносились выстрелы. Неужели рядом немцы? Сориентировавшись по солнцу, он пополз. Ноги были прострелены, рука перебита. Добрался до какой-то деревеньки, постучался в крайнюю хату. Хозяйка-старушка при виде его упала в обморок. Перевязали его, как смогли, и летчик двинулся дальше, к линии фронта.
В лесу, совсем обессилевшего, нашли Шемендюка наши разведчики. При переходе через нейтральную полосу из автомата попали в него тремя пулями и лишь, затем опознали, что это – свой. Потом – госпиталь, ампутация руки.

В московский госпиталь приехал навестить своего друга Алексей Маресьев.
— Отвоевался я, Леша, – глядя в окно на ночную столицу, задумчиво проговорил Петр.
— Как это отвоевался? – удивился Маресьев.
— А на что я гожусь, калека?
— А я на что, по-твоему, гожусь – хлеб только переводить? Смотри, Петро, – как-то странно, чужим голосом сказал Алексей и приподнял обе брючины. Петр в изумлении, ничего не понимая, смотрел на протезы».

Так прошла встреча двух прославленных летчиков, награжденных одним Указом Звездами Героя Советского Союза. Маресьев уже летал, громил врагов в воздухе. Шемендюку пришлось добиваться своего возвращения в авиацию у самого командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии А. А. Новикова. Настойчивая просьба капитана была удовлетворена, и он продолжил свой боевой путь, но уже не в небе, а на земле.

Сначала ему доверили должность воздушного наводчика на переднем крае. При штурме Кёнинсберга в их машину , где ехало 14 человек  попал немецкий снаряд. Всех убило, а тело Шемендюка упало в большую лужу, причём так, что только голова лежала на земле, всё остальное было скрыто пол водой. Через два часа, по окончании боя, санитары приехали, чтобы увезти трупы наших бойцов и похоронить. Когда его уже собрались засыпать землёй, офицер застонал, и тогда поняли, что он жив. Снова госпиталь, после излечения, окончив курсы при высшей офицерской школе, он был назначен помощником командира 130-й истребительной авиационной дивизии. Хотя больше самому летать не довелось, но трудился для неба: готовил молодых лётчиков, дни и ночи пропадая на аэродроме.

В Восточной Пруссии в период с 18 октября 1944 года по 1 мая 1945 года, выполняя боевые задания, лётным составом, подготовленным майором Петром Шемендюком , проведено сто двадцать восемь воздушных боёв, в которых сбит восемьдесят один самолёт противника, и уничтожен на земле сорок один вражеский самолёт.

Закончил он боевой путь в день Победы в Восточной Пруссии, в Кенигсберге, получив здесь последний боевой орден – Отечественной войны I степени.
За два года участия в войне Пётр Шемендюк сделал 261 боевой вылет и уничтожил 24 вражеских самолета.

В общем, при той встрече Пётр Семёнович много чего ещё рассказывал о войне, а закончил словами: «Ребята, вы все здесь лётчики, но вы даже не представляете, насколько совершеннее станет ваша техника пилотирования при ведении боевых действий. Открутить пилотаж в плотном строю, не порвав ленточки на крыльях, которые вас свяжут для контроля – это для вас будет «семечки». Вы сможете заходить на посадку в тумане, совершать маневры в считанных метрах от земли и многое-многое другое. Ну, а кто этого не сможет, погибнет.

                УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НАДО НА ВОЙНЕ

Такова суровая правда войны, в ней выживает сильнейший, хотя случай удачи, конечно же, тоже не исключён. Сейчас вас сдерживают ограничения, накладываемые КБП, РЛЭ и другими документами, но при боевых действиях всё будет определяться складывающейся ситуацией, и тот, кто сумеет её понять и реализовать своё же решение действовать нестандартно, останется жив. Ниже я подкреплю эти свои слова примерами из времён Великой Отечественной войны, раз мы уж с её начали, а пока перечислю лишь некоторые аспекты, почему военному лётчику надо обязательно уметь летать днём и ночью в плотном строю, т.е., выдерживая интервал и дистанцию полёта 1 на 1 или меньше, в том числе и в облаках:

1) В случае отказа бомбоприцела вы сможете сбросить бомбы по ведущему.
2) В сложных условиях самолёт-лидер сможет завести вас на посадку, если на вашем лайнере отказали курсо-глиссадные приборы или ваш погодный допуск выше фактического минимума, а запасных аэродромов нет. Также лидер вас может полностью провести по маршруту, если откажут средства навигации.
3) Полётом в плотном строю вы сможете ввести в заблуждение средства ПВО противника, выдав групповую цель за одиночную.
4) В случае возникновения аварийной ситуации в воздухе из строя всегда легче выделить самолёт сопровождения или просто оказать помощь, сбросив групповые средства спасения экипажу, терпящему бедствие.
5) Лётчик, который хорошо летает строем, лучше чувствует и понимает маневренные возможности своего самолёта.

КАК НАДО УМЕТЬ ПИЛОТИРОВАТЬ В ВОЙНУ (рассказ штурмана Морской авиации Олега Сливко о своём отце)

Oleg 20:20  Небольшой отклик на предыдущий ваш Опус : Открытое письмо Пилотам 12 ОМРАП » Василь Василич ! В подтверждение необходимости обучать Лётчиков полётам в плотном строю в СМУ высылаю небольшой рассказ про моего Батю . Война не щадит никого, и если ты не готов в мирной жизни выполнить Боевую задачу в любых условиях , то на Войне ты всегда потерпишь — Поражение . . . » ! ! !

Во время войны на одном из участков Фронта фашисты разместили несколько своих дальнобойных орудий местонахождение которых тщательно скрывалось и охранялось большим количеством эсэсовских подразделений и зенитными расчётами . Эти дальнобойные орудия наносили огромный ущерб нашим войскам, как в живой силе так и в технике . . . С нашей стороны было послано несколько разведгрупп с разных направлений ! Ни одна группа на связь не вышла и не вернулась . . .

Моему Отцу была поставлена задача тремя самолётами ПЕ-2 уничтожить весь расчёт дальнобойных орудий . Приблизительное местонахождение ( широта — долгота ) орудий было известно и доведено до экипажа . Штурман Белкин Василий , ознакомившись с местностью и ориентирами на карте , предложил Командиру ( моему Отцу ) следующий вариант . . . Сразу после взлёта самолёты собираются в боевой порядок — Ведущий и два ведомых и на малой высоте 30 -50 м следуют по маршруту до небольшого озера . На берегу озера в глубине леса стояла небольшая Церквушка . Необходимо было выйти на неё и, пустив секундомеры , взять курс на предполагаемое местонахождение орудий.

Задача усложнялась тем , что над ней ( над Церквушкой ) возвышался высокий лес, и её трудно было обнаружить визуально сверху. Штурман Вася Белкин предложил после выхода звена самолётов на озеро , в случае плохой погоды или тумана , левым отворотом на высоте не выше 10м выйти на береговую черту и следовать по береговой до момента обнаружения Церкви визуально. А в случае хорошей погоды её можно будет обнаружить визуально при пересечении озера. Самолёты были загружены бомбами под завязку ! Все пулемёты заряжены !

Рано утром звено вылетело по заданию . При подходе к озеру обнаружили , что оно всё покрыто туманом . . . И прилегающая к озеру местность тоже не просматривалась ! Отец принял решение выходить на озеро со снижением до воды , чтобы определить нижнюю кромку тумана . Звено ПЕ-2 шло в плотном строю. Отец покачав крыльями показал , что идём на снижение . По расчёту , пройдя береговую , снизились до 5 — 10 метров , ведомые держались рядом , в клочьях тумана иногда наблюдая друг друга и ведущего , вода просматривалась только вертикально . Левым отворотом подошли к береговой и полетели над водой на высоте около 5 метров . С этой высоты водную поверхность и береговую в разрывах тумана было видно . . . При подходе к Церкви по расчёту времени снизились ещё ниже и приблизившись к береговой увидели небольшой причал к которому вела тропинка . . . , а в глубине просматривалась Церквушка .

По команде Штурмана сразу перешли в набор высоты и , сделав правый вираж , вышли за верхнюю кромку тумана. Полёт выполнялся с ювелирной точностью , как по времени , так и по технике пилотирования . . . Самолёты держались в плотном строю буквально в 3 — 5 метрах друг от друга . . . Закончив правый вираж и набрав высоту 50 метров , чтобы не зацепить верхушки леса , по расчёту прошли над церквушкой и по команде Штурмана взяли курс на предполагаемое место нахождения дальнобойных орудий . Пролетев 30 сек вышли из тумана и на 56 -й секунде обнаружили под собой немецкие расчёты !!! Немцы , явно не ожидали , что из тумана вынырнут прямо над их головами советские Штурмовики . . .

Тем временем все три самолёта » АХНУЛИ !!! » весь боезапас на немецкие позиции . . . Второй ведомый немного зазевался и отстал . . . Врубили максимальную скорость , чтобы отойти как можно дальше и , несмотря на то , что на бомбах было установлено замедление , взрыв был такой силы , что самолёты подбросило и Пилотам пришлось применить весь свой богатейший опыт , чтобы удержать самолёты и не свалиться на лес . . . После этого , отойдя на несколько километров , обнаружили , что второго ведомого нет . Сделали вираж , но его нигде не было видно . Прилетев на свой аэродром , совершили посадку . . . Через несколько минут увидели в небе самолёт , который медленно приближался к аэродрому. Снижаясь он заходил с прямой , поперёк полосы , весь искуроченный , с пробитыми крыльями , но шасси выпустил . . .

После посадки все бросились к самолёту ! Экипаж оказался жив . Как они рассказали , их после взрыва сначала бросило вниз на деревья , где они пропороли ветвями фюзеляж и крылья , а потом бросило вверх и чудом они не свалились на лес . Командир удержал самолёт . . . Так в ТУМАНЕ , в плотном строю , три самолёта ПЕ-2 смогли выполнить поставленную Командованием задачу и уничтожить расчёты дальнобойной артиллерии фашистов , тем самым обеспечив продвижение наших войск на западном направлении . . . Все члены Экипажей были награждены ОРДЕНАМИ . . .

    В общем, вы поняли, почему я самостоятельно освоил ночью строй заправки и учил этому пилотов своего полка. Вот только до своего зама по лётной подготовке не добрался, посчитав, что раз он фактически летал на заправку днём, то ночью строй держать 1 на 1 или ближе, для него проблем не будет. Оказывается, человеку надо было сначала показать, а потом убедить, что так можно летать безопасно.  Что ж делать – упустил, блин. Свою ошибку учтём в следующей жизни, ну, а пока будем готовиться к празднику – дню Защитника Отечества, который грядёт через два дня. Всем Удачи !!!

  На фото — штурмовик ИЛ-2, такими возвращались самолёты с боевого задания.

© Copyright: Полковник Чечель, 2021
Свидетельство о публикации №221022101902 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *