Чечельницкий В. (полковник Чечель) Романтика морской авиации

Oleg 20:28 — Боевая Служба в Индийском океане. (рассказ штурмана Морской авиации СССР)

          Как правило все военные корабли вероятного противника проходили в Индийский океан или в обратном направлении через Баб — Эль — Мандебский пролив , соединяющий Красное и Аравийское моря . Мы несли Боевую службу в тех районах и периодически вылетали на перехват и сопровождение военных кораблей разных стран. В основном все корабли США, и Авианосцы в том числе, следовали в Персидский залив для выполнения своих агрессивных целей . . . Вылет на Авианосец «Америка»  и сопровождающих его кораблей , о котором я хочу рассказать был у нас уже вторым.

         Группировка американских кораблей состояла из Авианосца «Америка» и 15-ти кораблей охранения и обеспечения . На тот момент по данным ГШ группировка кораблей находилась в 50 км от мыса Рас Эль Хадд , самого восточного мыса Аравийского полуострова . Мы следовали в район возможного нахождения Авианосца на эшелоне 9600 метров , видимость была великолепной . Всё Аравийское море было забито кораблями. В основном сухогрузы , танкеры , нефтеналивные суда . . . Они следовали по своим маршрутам и с высоты 9600м трудно было отличить гражданские суда от военных. Мы летели в режиме радиомолчания и тем не менее за 350 км до Авианосца пара наших самолётов была обнаружена и через некоторое время перехвачена четырьмя самолётами «Хорнет» — истребителями с американского авианосца . За 200 км до цели мы с помощью РЛС обнаружили группировку кораблей и Авианосец , классифицировали их , опознали и доложили по дальней связи в ГШ. После этого получив команду : Действовать согласно заданию и все результаты доложить ! — приступили к его выполнению .

      Перехватчики постоянно нас сопровождали , меняясь парами в процессе полёта… Иногда количество сопровождающих нас истребителей доходило до пяти. Хочу отметить , что, в основном, американские Пилоты вели себя достойно и соблюдали все пункты международных соглашений по взаимодействию с нашими самолётами , но иногда бывали случаи нарушения международных договорённостей . Они приближались к нам настолько близко , что казалось,  ложились нам на крыло . Видно было лица Пилотов и все их действия в кабине. Некоторые американские Пилоты выходили с нами на связь, были и такие , кто знал русский язык . Однажды на высоте 100 м самолёт «Хорнет «, который пилотировал л-т Ден Охара , находясь под нами, решил крутануть «бочку» , в результате чуть не столкнулся с нашим самолётом, приблизившись снизу вплотную к нашему фюзеляжу.

       Видимо испугавшись , Лётчик включил форсаж и выскочил из под нас прямо по курсу за долю секунды до столкновения . . . А мы , оказавшись в воздушной яме, провалились до самой воды . . . Водяное облако образовавшееся от поднятых Хорнетом волн ударило в переднее остекление кабины , самолёт задрожал и показалось, остановился . . . Видимость полностью пропала и было непонятно , толи мы летим над водой , толи уже — под . . . !!! Встречным потоком воздуха воду сдувало , и в лопастях винта играла радуга из создаваемых брызг . . . Казалось самолёт засасывает в образовавшуюся воронку турбулентности . Командир дал взлётный режим и мы с большим трудом, еле — еле, смогли выбраться из этого водяного пекла . . . !!!

        Были моменты , когда американские Пилоты брали нас в « клещи» четырьмя или пятью самолётами и не давали возможности изменить курс и высоту для фотографирования Авианосца . Иногда специально пристраивались сбоку, закрывая свои корабли , чтобы мы не смогли вести фотосъёмку . Но таких моментов было не много . . .

      Установив визуальный контакт с кораблями и Авианосцем,  мы поочерёдно облетели все корабли, уделив особое внимание Авианосцу «Америка». Там осуществлялись плановые полёты с палубы . Наблюдая работу экипажей , группы руководства и техобслуживания нам оставалось только восхищаться строгой организацией, отработанной последовательностью и чёткостью безупречных посадок Пилотов . . .

                НОВЫЙ  ПРИКАЗ

      Выполнив задание мы доложили в ГШ результат , обратив внимание , что Авианосец и группировка кораблей направляются в территориальные воды одного из государств в районе Аравийского полуострова. Сами приступили к доразведке возможного нахождения в группировке кораблей подводных лодок или неопознанных нами военных судов. Прошло около часа . Время работы в районе по остатку топлива подходило к концу . Убедившись в том , что ведомый нас наблюдает и пристроился сзади дали ему команду : « Следуем в выходную !!!» Получили квитанцию — «Понял , в выходную». И тут началось самое интересное !!! Радист получил радиограмму из ГШ : «Вернуться в район нахождения Авианосца и произвести повторную фото и видео съёмку палубы и действий личного состава !!!»

      Определив местонахождение Авианосца, я доложил Командиру , что Авианосец уже заходит в терводы и в ГШ должны об этом знать , т. к. мы передали все данные по местонахождению и курсу движения группировки во главе с Авианосцем. Встал вопрос – Что делать ? Если мы будем докладывать в ГШ обстановку и ждать ответа уйдёт не менее 5- 10 минут. А ведь там наверняка тоже вели прокладку его ( Авианосца ) движения . . . и тоже знали , что он входит в терводы одного из государств Аравийского полуострова. Мы находимся на Боевой службе и должны выполнять любой Приказ ГШ !!!

        А вылеты на БС постоянно находятся под контролем Главкома !!! Командир , посоветовавшись со Штурманом ( со мной ) и оценив обстановку, принял решение выходить на Авианосец «Америка» . Дал команду Радисту передать в ГШ , что мы приступили к выполнению Приказа , а ведомому занять эшелон 6 000 метров и контролировать наши действия. После этого мы выпустили шасси и перешли к экстренному снижению до предельно малой высоты, взяв курс на Авианосец ! Я дал команду второму и третьему Штурману приготовиться к фотосъёмке ! Высота выхода на Авианосец была ниже палубы Авианосца. До Авианосца оставалось около 200 м , когда вдруг в эфире прозвучала команда на чистом русском языке:

       «Советский самолёт , если вы не отвернёте , мы применим оружие . . . !!! В это время я, рассматривая палубу, увидел как поворачивается в нашу сторону всё кормовое вооружение , пушки , ракеты и нурсы . . .  Команда прозвучала слишком поздно,  Командир уже взял штурвал на себя, и мы оказались точно над палубой кормовой части корабля ! Я дал команду приступить к съёмке палубы ! Снимали всем , чем могли и плановым фотоаппаратом и РА-39 и всеми личными фото и видеокамерами . . .  Пронеслись над палубой на высоте около 30м , выполнили съёмку и с резким снижением , с выпущенными шасси , изменив курс на 90 гр , опустились до самой воды . . . По моему американцы даже не успели сообразить , что мы своё задание выполнили и уже находимся вне поля зрения их радиолокационных средств . Через минуту мы уже были вне пределов территориальных вод . . . !

       Честно говоря,  я ожидал , что вслед нам влепят ракету , как и предупреждали , поэтому мы прижались к воде насколько это возможно . . . , несколько раз меняли курс и через 8 минут перешли в набор высоты . Команде Авианосца по всей видимости было уже не до нас . . . Они уже зашли на 20 км в терводы одного из государств Аравийского полуострова. Ведомый пристроился к нам и мы пошли домой . . . Был ли наш манёвр на фотосъёмку палубы Авианосца так необходим и оправдан ??? По всей видимости — Да ! Потому что мы находились на БС и получили Приказ от ГШ на его выполнение !

        Советоваться было не с кем – нужно было принимать решение и выполнять Приказ ! И мы его выполнили ! Получили за это благодарность от Главкома . Хотя всё могло обернуться и по другому . . . , не вполне благоприятному сценарию для нас . Во-первых,  мы нарушили территориальные воды одного из государств полуострова. Во-вторых, нарушили указание о минимальном приближении к Авианосцу, в-третьих, не выполнили предупреждение пиндосов о применении оружия и не Отвернули по их Указанию. . . 

        Такие , или подобные случаи происходили не часто . Но нарушения были как с той , так и с другой стороны . Правда всё обходилось без дипломатических обсуждений . Полёты на БС в Индийском океане были интересны , важны и поучительны. Мы освоили несколько аэродромов в Африке и Аравийского полуострова. Ознакомились с климатическими особенностями этого района , а они очень сильно! отличались от привычных нам . . . Например, засветки облаков на экране РЛС элементарно можно было принять за засветки от кораблей , настолько были плотные слои даже незначительных облаков . Очень часто не работал ДИСС , т.к. в Аравийском море или в океане наблюдался полный штиль . . . Единственное , что следует отметить , при вынужденной посадке на воду у нас не было ничего , чем можно было бы защититься от акул , которых там великое множество. И никто не знал , как себя вести в таких случаях .

        У пиндосов в НЗ находился специальный отпугивающий акул порошок . С ними проводили занятия какими способами можно защитится от акулы , зная её болезненные места , как голосом можно предотвратить её нападение . . . У нас ничего этого не осуществлялось !!!!!!! Запасных аэродромов не было. В экстренных случаях посадку надо было производить или на воду , или в песках пустыни , даже не дружественных государств !

      Следуя в выходную точку я посчитал расход топлива с учётом встречного ветра . Как правило,  при возвращении встречный ветер достигал 250 -300 км в час на эшелонах 9600 метров и выше . Заняв боевой порядок на эшелоне 6000 метров, ветер оказался значительно меньше 140 — 160 км в час . Нам повезло . Топлива хватало при условии , что встречный ветер не увеличится . Но к сожалению , с удаления 500 км до аэродрома посадки встречный ветер увеличился до 200 км в час. У ведомого топлива вполне хватало , т.к. он мало работал на малой высоте , а вот у нас по расчёту было на пределе из за того , что нас ГШ повторно направил на съёмку палубы Авианосца «Америка». При подлёте к аэродрому загорелась красная лампочка , сигнализирующая об остатке топлива на 30 мин. полёта . Это говорило о том , что посадку надо было производить с первого захода , на повторный заход топлива могло и не хватить . . . . . . . . . . .

       Не буду говорить о нервах , которые были на пределе , естественно мы волновались,  что топливо может закончиться в любой момент. После выхода в расчётную точку , довернули на посадочный курс , вошли в глиссаду и благополучно приземлились . . . Все облегчённо вздохнули . . . , но уже после того как мы освободили ВПП для посадки ведомого , у нас на рулёжке один за другим начали останавливаться двигатели и самолёт остановился . . . . . . !!! Длительность полёта составила — 12 часов 28 минут…

                ТЕ ЖЕ СОБЫТИЯ — ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

       Oleg 20:30 — Василь Василич ! Хочу перед моим рассказом вставить высказывание нашего правого Пилота !!!

     Этот разговор между мной ( Штурманом ) и Правым Пилотом можете вставить с самого начала в виде Пролога , или в конце , как воспоминание одного из членов экипажа . . . ( Я его разыскал сейчас аж на Дальнем Востоке , он так там и остался жить . . .! ) Правый Пилот : «Теперь по порядку, что я запомнил. Снижаться на супостата мы начали с пикирования и, выпустив шасси, на предельной скорости. Потом на малой высоте , маневрируя с охрененными кренами, вышли на АВИАНОСЕЦ ! Он был по левому борту. Ты с Командиром высунулись по пояс в форточки, разглядывая америкосов. ( Шучу ! )

     Я видел палубу секунду-две, потому что следил за режимом полета. Высота предельно-малая, еще Командир крены заламывает, пара секунд — и полный рот воды! 🙂 А радиообмен с АВИАНОСЦЕМ запомнился такой: «Советский самолет, если вы еще приблизитесь к кораблю, мы применим оружие». Причем,  язык чисто русский, без акцента. И что запомнилось, голос абсолютно без эмоций. После этого, мы по газам и с разворотом в набор высоты. И такая деталь: Набрав уже под 1000 метров, заметили, что  вертикальная скорость набора маленькая. Только тут сообразили, что шасси-то не убраны!:-))

      «Спасибо , Василий ! (так звали правого лётчика) Подтверждаю всё, что ты сказал , кроме одного !!! В набор мы перешли не сразу !!!!! И это Абсолютно точно !!! Мы прошли с креном над Авианосцем и сфоткали всю Палубу от кормы до носа . Это точно , потому , что я давал отчёт ТЛГ, и нам объявили потом Благодарность от Главкома . После прохода сразу снизились на 30 или даже 20 м и по газам , я ещё подумал — ЩЩЩАС влепят в зад ракетой , но они нас на малой не могли взять на сопровождение , РЛС не позволяла !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Поэтому мы беспрепятственно ушли . . . . Так что наши с тобой воспоминания почти совпали . . . И кроме того,  мы нарушили территориальные воды на 10 км , зашли в их зону ! Они могли спокойно отработать по нам . . . . Ещё раз спасибо !!! Со связи не уходи , я тебе ещё напишу и кое — что пришлю !!!

          Oleg 21:04  Штурман — Правому Пилоту : Может что ещё вспомнишь ??? Из этого эпизода???

     А мне почему-то запомнилось , что они на русском языке дали нам 30 секунд и после этого — применение оружия. Кроме того , я видел как разворачиваются в нашу сторону НУРСЫ и башни пушек,  ( или ракет ).  Но ты не мог это видеть , ты пилотировал . . . .

       Правый Пилот : «Мне почему-то запомнилось — именно такой текст:  «…если еще раз приблизитесь к нашему кораблю…»  А уходили мы резво, и до воды было очень близко! :-)»

    Ч — 321 ! Правдивый рассказ закончил ! Как написано , так всё и было !!! Это воспоминания — ДЛЯ ВАС! Можете напечатать , если считаете достойным внимания читателей . . . . . . . .

                РЕЗЮМЕ

     Ну, что ж, мне остаётся только выразить благодарность штурману Морской авиации, подполковнику запаса Олегу Сливко, проживающего сейчас в Крыму, за этот рассказ, и учесть его «при разливе», а достоин ли он вашего внимания, решать вам, уважаемые читатели. Но на мой взгляд, эти воспоминания морского штурмана как нельзя лучше характеризуют обстановку в мире времён «холодной войны» и показывают, насколько непредсказуемыми и рискованными были такие полёты. Кстати, не буду выдавать за абсолют, но мне кто-то говорил, что полёты на БС (Боевую службу) в мирное время приравниваются к боевому вылету. Так это или не так – не знаю, но встреча с вероятным противником в воздухе в таких полётах вам, как правило, обеспечена.

    И, заканчивая этот опус, поделюсь информацией, которая мне пришла недавно – вдруг кому-нибудь пригодится?

На коляске можно летать
игорь скворцов
9 сентября, 15:08
Кому: вам

      Ув-й ВВЧ! При минимальной доработке —  (ремни, запаска) можно летать с парапланом. Конечно в ПМУ, взлёт с двумя помощниками, посадка по самолётному на шасси. Сам наблюдал такие полёты. У меня в Подмосковье  кой-какие  возможности имеются (лётная школа «Дистан», КБ парапланерной техники «Пилот»). Как снимут карантин, смогу помочь. Или там у себя можно сделать доработки и летать. Обнимаю. Капитан авиации ВМФ в отставке. РТБК Оленья 8лет (82-90), РТБК Весёлое — 4года (90-94). Спасибо за книги.

 Игорь Скворцов
igor.skvortsov.58@mail.ru

     ВВЧ:  «ИГОРЬ, УЧИТЫВАЯ, ЧТО ДО ЭТОГО, я умудрялся летать почти каждый год после ухода из армии на ДМБ на чём-нибудь —  планере, самолёте, параплане и т.д. Но 5 лет назад, когда окончательно отказали ноги, летал только на СЛА с инструктором, т.к. даже руки, бывает, не слушаются — такое коварство болезни БАС.

  И лишь в этом году из-за карантина мы не смогли попасть  в Россию, и мне не удалось  полетать. Поэтому Ваше предложение очень интересное, учитывая, что параплан намного дешевле с-та. Но моя коляска в чистом виде для полётов не годится. Очень маленькие передние колёса диаметром 10 см — всегда есть вероятность переднего капота, т.е. коляску надо дорабатывать. В ОБЩЕМ, Я СОХРАНЮ ВАШ АДРЕС, И КОГДА БУДЕМ В РОССИЕ, Я ВАС НАЙДУ.

Удачи !!! С уважением, ВВЧ.

       «Ув-й ВВЧ! Спасибо за письмо и материалы. По поводу переднего «капотажа» — вероятность такового крайне низка, т.к. параплан — ЛА с очень высоким АД фокусом и при посадке с встречным ветром (а он почти всегда есть) скорее можно опрокинуться назад. Поэтому встречающие желательны. И ещё. Нужно отработать технику подрыва плавного для нулевой вертикалки, т.к. у коляски нет амортизации. Параплан — имеет свойство и балансирного управления, и посему даже если руки в полёте откажут — можно лететь и сесть в планируемую точку. А если не усложнять, то можно с друзьями летать в тандеме. Ясно одно — летать нужно, т.к. это — лекарство от старости и хворей. А вообще,  мы чем-то похожи. Я тоже всю жизнь гоняюсь за своими мечтами. В лётчики не взяли из-за роста. Выучился В ЧВВМУ на авиа инженера, на параплане летаю уже 23 года. Пришлю Вам фото мои и моих друзей. Обнимаю. Ещё полетаем!»

     В общем, ребята, адрес есть. Кто созрел для полётов – пишите Игорю. И да прибудет с вами Удача!!! Искренне ваш полковник Чечель.

     П.С. К первому рассказу штурмана Олега Сливко пришло дополнение:

     [27.09.2020 21:08] Олег Сливко: Саша Чазов прислал отзыв о моём рассказе. У него было не менее круто ! Да и Орден Боевого Красного Знамени предоставлялся исключительно — ГЕРОЯМ !!!

     Александр Чазов: «Принял, у нас с Борей Гайденко, было нечто подобное, когда я ведомого — царство ему небесное, Колю Домрачева, поставил в коробочку перед Персидским заливом, а сам на высоте, не поддающейся определению по радиовысотомеру, зашел в глубь залива довольно далеко , выполнил АФС Авианосца, его ордера. На инглиш, соответственно, были угрозы в адрес русского морского самолета… Перехватывающие самолеты, которые нас сопровождали уже при выходе из залива, показывали мне кулаки, и мимика была очень не доброжелательная — наше нарушение было налицо, но тем не менее данный инцидент никуда не вышел, что является положительным для командования авианосной группировкой.

     Раньше мы никогда не давали данных о нарушениях по сближениях с самолетами авианосцев, даже наоборот подзывали их ближе к себе, на руках показывали частоту ДЦВ станции и вели беседы на отвлеченные темы за жизнь. После этой командировки большая часть группы была предоставлена к наградам, кроме нас с Борисом Гайденко, т.к. случился у нас конфликт с начальником комендатуры Журавлем. Он его вынес на Кучука, который в принципе меня не сильно пожурил, и отправил в следующую командировку. Домрачев получил орден Красной Звезды, Лапотышкин — За службу Родине, остальных не помню. Мне отменили орден Боевого Красного Знамени, а Борису орден Красной Звезды, подробности при встрече, на которую я надеюсь!»

     [12.09.2020 22:22] Олег Сливко: «Принял инфу . Я немного в курсе . . . Боря Гайденко с присущей ему эмоциональностью мне рассказывал некоторые Эпизоды из вашей жизни . . . !»

     [27.09.2020 21:09] Олег Сливко: Боря Гайденко — помощник штурмана АЭ. Из 10-ти вылетов в Индийский океан Чазов обнаружил , сфотографировал и нанёс тактический удар по АВМ и группировке кораблей охранения . . . во всех 10 -ти вылетах !!!! Кроме того , в нарушение инструкций и указаний зашёл в Персидский залив , оставив ведомого на границе запрета ! Сфоткал все корабли вероятного противника , и авианосец, в том числе !!! Чем Пиндосы были возмущены до глубины души . . .

      Отработал именно им придуманный новый приём ухода от Хорнетов , когда они его смогли снова поймать только у самой воды , выполнившего задание ! По всей видимости были восхищены , поскольку показывали пальцем у виска !!! Был представлен к Ордену Боевого Красного Знамени , а Штурман Боря Гайденко — к ордену Красной Звезды — обоих отставили от Наград — ( не так себя вели , как надо бы !!! ). А во время войны такие ребята и принесли нам ПОБЕДУ !!!»

     ВВЧ: «Да, Олег, обидно, когда так происходит. Остаётся лишь Омара Хайяма вспомнить:

                Что  миру до тебя? Ты перед ним — ничто:
                Существование твое лишь дым, ничто.
                Две  бездны с двух сторон небытия зияют
                И между ними ты, подобно им — ничто.
ИЛИ
                Цель творца и вершина творения  — мы.
                Мудрость, разум, источник прозрения —  мы
                Этот круг мироздания  перстню подобен. —
                В  нем граненый алмаз, без сомнения,  мы…

     УДАЧИ, Мин Херц, БУДЕМ ЖИТЬ !!!»

© Copyright: Полковник Чечель, 2020
Свидетельство о публикации №220091701142 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *