Чечельницкий В. (полковник Чечель) Письмо друзьям

На фото, авиационный инженер Галина Ацерова, всю жизнь проработавшая на вертолётах в КБ Миля, счас в Греции осваивает полёты на воздушных шарах.

 Владимир Высоцкий

Он не вернулся из боя

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал,он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое…
Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалось — будто из плена весна, —
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих.
Всё теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

     Привет, мужики. На днях к нам с Ирой заехал в гости почётный гражданин Херсона генерал Б.А.Нестеров, за моей 15-ой книгой. Посидели, слегка выпили за рюмкой чая, рассказал много интересного. Например, что Кажедуб за войну не потерял ни одного ведмого. А у Покрышкина число сбитых самолётов на самом деле не 59, а 106. Просто он начал воевать с начала войны, а в то время очень сложно стоял вопрос с подтверждением сбитых, и к тому же он часть сбитых самолётов записывал на счёт своих ведомых лётчиков.

     А вообще, был ещё пилот, на которого написали представление на третью Звезду Героя Советского Союза, и Сталин представление подписал. Это Речкалов. Но он с друзьями, прибывшему как и он для награждения в Москву, имел неосторожность зайти в ресторан поужинать. Естественно, выпили, стали слегка бузить. На шум прибежал патруль, сделал замечание. Так Речкалов начальника патруля, капитана, который делает замечание Героям Советского Союза, выкинул в окно. А у того папа — шишка в Органах. Дело получило огласку и дошло до Сталина. В итоге, представления всем пятерым лётчикам, сидевшими за столом, были отозваны, а сами они  без наград отправлены в часть.

   Ещё Борис Александрович рассказал, как он в Херсоне формировал полк. На вертолётах МИ-6, МИ-8 было 65 экипажей, летавших на 60 машинах. А вообще Нестеров начинал на истребителях и с СУ-9 в результаете орг-штатных мероприятий вынужден был пересесть на вертолёты, но об этом не жалеет, т.к. удалось много и интересно полетать на всех типах вертолётов, кроме МИ-1 и МИ-2, и даже участвовать в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

   А вчера мой штурман на ТУ-22м3 прислал смс:

    18:40[10.12.2020 18:24] Вячеслав Яснев: Командир, только что получил известие от нашего штурмана-оператора Равиля Фахретдинова о том, что в Николаеве от ковида скончался Леша Саквин..наш правак…(для гражданских поясню — правак — это правый лётчик, второй пилот)

    Самое интересное,что и Равиль тоже переболел, но обошлось. Вот помянул… а что еще остается…

   После  этого сообщения мне пришлось провести бессонную ночь. Я и так-то плохо сплю, т.к. сейчас мешают даже не судороги, а ломает конкретно всё тело, периодически его выгибает дугой. Соответственно Ира тоже не спит, вынужденная разгибать меня обратно, но сегодняшняя ночь далась тяжело, как никогда. НЕ знаю, что явилось причиной? То ли воспоминание о моём , так рано ушедшем на Небеса лётчике Лёше Саквине, который на 15 лет моложе меня, то Ли — просто так всё совпало, индексы сошлись, но спать, точнее, изображать сон — я больше не мог, никакая поза для тела не была комфортной. В итоге, я сел за комп, чтобы дать Ире хотя бы немного поспать нормально.

     [10.12.2020 18:40] Вячеслав Яснев: Леша однажды спас нам жизни,когда мы вополняли полет на радиус ночью со слушателем Никифоровым (полк Хоменко переучивался). При снижении с 900 до круга Никифоров резко убрал обороты, и мы пошли вниз… Я уже видел огни вышек Копаней выше себя. Леша успел дать газу… Потом Хоменко сказал Никифоров, давай на этом завяжем…

     [10.12.2020 18:49] Василий Чечельницкий: ДА, я помню этот случай (агентура донесла, но я не стал, как нач. СБП поднимать шум, поскольку так ШЕФ Москвитин Юра отсоветовал…)

     Счас с женой тоже помяем Лёшу. Ты ж сомной был, когда мы пошли на Радиус и отказала сигнализация «ПРАВЫЙ ПЧК ПУСТ» ? Мы с Лёшей ручной выработкой топлива такого наколбасили, что АЦ (автомат центровки) перестал работать, и техники минут 20 чесали репу, какой совет нам дать, чтобы вернуть АЦ в рабочие пределы эксплутационных центровок

    [10.12.2020 18:56] Вячеслав Яснев: У Никифорова отец был командиром полка на Дальнем Востоке, потом преподавателем в академии. Полковник Бугарь выпускал его самостоятельно на Ту-16. Инструктор Никитин, правак Саквин. Я был штурманом.. Бугарь выпустил его самостоятелно, т.к. доверял Саквину. Отец Никифорова сидеп на КДП и ждал самостоятельного вылета сына (прилетел с Питера).

     [10.12.2020 18:58] Василий Чечельницкий: ДА, СУРОВО своего рода сказался «генеральский эффект»

     [10.12.2020 19:00] Вячеслав Яснев: Да, именно так. Бугарь менял Никифорова на должности ком. полка. Его сын Никифоров взял вывозную — сколько могли дать.

      Когда Юра Москвитин узнал, что Никифоров его слушатель на ТУ-22М3, то он сказал «ПИПЕЦ» (он знал его качества).. почти угадал… это я помню…

     [10.12.2020 19:11] Вячеслав Яснев: Судьба распорядилась так, что в экипаже оказался Леша Саквин…. и он был на стороже.

     [10.12.2020 19:13] Василий Чечельницкий: ПОМЯНЕМ НАШЕГО ЧЛЕНА ЭКИПАЖА И ЮРУ Москвтина — моего ИНСТРУКТОРА и МОЕГО КАШНИКА…

     [10.12.2020 19:14] Вячеслав Яснев: ПОМЯНЕМ…

     [10.12.2020 19:20] Василий Чечельницкий: С ЮРКОЙ Я БЫЛ ДО последнего… навещал его в госпитале…. приводил к нему Надежду с гитарой, чтобы повеселить… Когда Юра поехал в Москву, взял его кошку к себе домой… А вообще это маразм советской системы — Юру, поскольку он был майором, в 45 лет отправили на дембель, хотя он был одним из лучших инструкторов 33 Центра Морской авиации СССР, и всех тупых генералов и полковников, типа Васи Чечеля, отдавали в его надёжные руки. И Юра всех научил летать. Он ушёл годным к полётам на сверхзвук и потом около 15 лет, почти до самой кончины торговал шмотками на рынке «Колос». Сколько долгих разговоров мы провели в его трёхкомнатной квартире на 9-м этаже, когда я каждую неделю приезжал к нему в гости, чтобы скрасить его одиночество, а заодно и вкусно поесть. Ты ведь знаешь, Юра бесподобно готовил узбекскую и киргизскую кухню. Естественно, старался приезжать к нему не один. Мы привозили продукты, а хозяин аппортаментов делал такие кулинарныые шедевры, что гости через одного рекомендовали Юре сменить торговую палатку на рынке на белый колпак шеф-повара в каком-нибудь престижном ресторане, на что он отвечал: «Предпочитаю работу на свежем воздухе». Однажды даже Костю Фролова с женой Верой удалось к нему затащить…

    Земля пухом… Настоящие были мужчины и пилоты…

    Вы знаете, мужики, мне не раз приходилось видеть, как падают мои друзья, накрывать мёртвое обожжённое тело одеялом или угадывать среди горящих облмков дюраля останки того, кто ещё час назад был твоим другом. И как бы не убеждала меня Агни-Йога, что «Смерть — это всего лишь стрижка волос» или прочие умники, уговаривающие, что , поскольку все мы умрём, надо к ней — смерти относиться легко и философски, я соглашусь с ними, если человек умирает у себя в постели, в возрасте 140-150 лет, в окружении детей и внуков. Всякоя иная смерть — это трагедия, особенно такая — как  в печах Майданека или Освенцима, когда миллионы сожгли в печах крематориев, или взять в Киеве, когда по разным подсчётам, в Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек.

   А отсюда вытекает мораль — надо, во-первых, не сидеть в стороне, считая, что всё само собой образуется, а бороться с врагами человечества. А во-вторых, раз мы живы, это ценить и жить на полную катушку. Вот почему меня так обрадовало сообщение, что мой правый лётчик, Герой России Юра Лончаков уже в Шерегеше на Кавказе рассекает склоны на горных лыжах, а ведь он в этом году очень серьёзно переболел ковид-19, и лежал в реанимации. А наши давние друзья, авиационный инженер Галка Ацерова с мужем Николаем счас летают в Греции на воздушных шарах, хотя всё лето и осень, боясь ковид-19, просидели у себя на даче в 7-и часах езды от Москвы.

   В общем, живём, радуемся жизни и не ноем, что тяжело…. Всем Удачного дня !!! ВВЧ.

   Я думал, Шерегеш — это на Кавказе, но братишка поправил — Молодец, брат! Только одно замечание «в Шерегеше на Кавказе…». Шерегеш в Кемеровской области.
За последние годы стал очень популярным местом для горнолыжников и сноубордистов.
Обнимаю…

© Copyright: Полковник Чечель, 2020
Свидетельство о публикации №220121100978 

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Всегда очень интересно читать рассказы «полковника Чичеля». Думаю, что у лётчиков и медиков (видимо, и у представителей других профессий) — много общего: они любят говорить на своём, специфическом, языке. Некоторые — даже писАть на нём. Предполагая, что обычные люди всё поймут. Но мы стараемся! Иногда это даже получается! И нам это нравится!
    Хотелось бы высказаться про печи. Читал работу одного уважаемого мною редактора (ныне — уже убитого в Питере), в которой доказывается, что в крематориях Бухенвальда просто не могло быть сожжено такое количество людей, в частности — евреев. И данные минимум в десять раз завышены… Конечно, это нисколько не умаляет преступление фашистов! Уточним — украинских. Ведь Польша стала публиковать списки надсмотрщиков в фашистских концлагерях. И там — только украинские имена. В Бабьем Яру они также принимали участие.

  2. Кравченко Игорь

    Лейтенантом начинал службу В 12 ОМРАП с Чечелем. Встречались в гарнизонном спортзале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *