В русско-турецкой войне 1877-1878 годов Российская Империя одержала ряд побед в сражениях и уже казалось, что принудит Турцию к капитуляции, но в этот момент в Мраморное море Англия ввела свою эскадру вице-адмирала Хорнби в составе шести броненосцев.
У России на Черном море не было сильного флота и пришлось идти на уступки. В итоге победоносная война закончилась унизительным дипломатическим поражением. Видя в причинах этого поражения слабость русского Черноморского флота, в 1881 году на Особом совещании под руководством великого князя Алексея Александровича, был рассмотрен первый вариант 20-летней кораблестроительной программы для возражения флота. В последствии, программа несколько раз корректировалась и в ноябре 1885 года последовал приказ строить шесть канонерских лодок.
Приказ на постройку канонерской лодки был выдан 22 ноября 1885 года, но постройка началась только 12 марта 1886 года после подписания контракта с РОПиТ. Канонерская лодка была зачислена в списки судов Черноморского флота 30 января 1886 года, заложена 21 мая 1886 года на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве, спущена на воду 30 ноября 1887 года и вступила в строй в 1889 году, под наименованием «Донец».
После спуска на воду осадка носом составила 1,47 метра, а кормой — 1,9 метра. Во время испытаний «Донец» смог разогнаться до скорости в 13,3 узла. На полное доведение корабля до готовности вступить в строй потребовалось еще более года. Летом 1889 года «Донец» вошел в строй, последним из однотипных канонерских лодок.
Канонерская лодка «Донец» строилась по чертежам ранее разработанных канонерских лодок тип «Кореец», которые, в свою очередь, были удачным продолжением развития канонерских лодок типа «Бобр».
Корпус канонерской лодки «Донец» изготавливался из стали. Он имел полубак и таранный форштевень, второго дня не было не было. Корма была коммерческого типа с высоким подзором. Это было сделано для снижения вероятности удара попутной волны и должно было уменьшить заливаемость кормового орудия. Как и у всех канонерских лодок данного типа, на «Донце» не было стального настила верхней палубы и полубака.
Набор корпуса был выполнен по поперечной системе. Прочность корпуса обеспечивалась вертикальным килем, который проходил от 6 до 96 шпангуотов. Горизонтальный киль к нему крепился с помощью металлических уголков. Сверху вертикальный киль имел усиление кильсоном. На носу, к килю прикреплялся литой стальной форштевень, который в свою очередь доходил до палубы полубака. А в корме к вертикальному килю крепился ахтершетевень с рулевой рамой.
Поперечная прочность обеспечивалась 103 шпангоутами, которые имели нумерацию от кормы к носу. Продольную прочность, кроме вертикального киля, обеспечивали восемь стингеров. Обшивка корпуса выполнялась стальными листами внакрой, причем как подводная, так и надводная.
Четырнадцать главных поперечных переборок делили корпус на отсеки и обеспечивали им водонепроницаемость. Так же канонерская лодка имела две продольные переборки. Кроме этого, главные отсеки корабля имели легкие водонепроницаемые переборки, которые делили их на небольшие отделения. По проекту канонерская лодка имела три палубы — жилую, верхнюю и палубу полубака.
Для снижения бортовой качки на «Донце» были установлены бортовые кили из стальных листов.
На канонерской лодке было установлено три мачты. Фок-мачта несла прямые паруса, а две другие — косые. Площадь парусов была 500-720 м². Бронирования канонерская лодка «Донец» не имела.
Главная энергетическая установка была из двух паровых машин тройного расширения горизонтального типа и шести огнетрубных котлов. Вся установка находилась в трех отсеках — от 30 до 85 шпангоутов. Машины изготавливались в Великобритании по заказу Морского министерства на заводах компании R.Napier & Sons. Их установили в одном водонепроницаемом отсеке со смещением к борту относительно диаметральной плоскости. Так же в этот отсек установили два медных холодильника.
Огнетрубные котлы были изготовлены Франко-Русским заводом. По расчетам они должны были работать при давлении в 9,1 атм. Вода для их питания подавалась из теплого ящика и двенадцати вкладных цистерн с помощью донок. Для пополнения запасов воды были установлены два мощных опреснителя. Так же в каждом котельном отделении имелось по запасной паровой донке.
Нормальный запас топлива составлял 200 тонн угля. Для его хранения были оборудованы двенадцать основных угольных ям. Так же эти ямы использовались для прикрытия машинных и котельных отделений с бортов. Максимальный запас составлял — 220 тонн.
На канонерской лодке «Донец» было установлено два четырехлопастных винта системы Гриффита. Они изготавливались из стали и имели диаметр 2,9 метра.
На корабле был установлен плоский руль, который приводился в движение рулевой паровой машины Форрестера. Основной штурвал находился в ходовой рубке, а запасной на верхней палубе в кормовой части под навесом перед командирской рубкой.
На канонерской лодке для откачки воды из отсеков были установлены пять эжекторов системы Нормана с производительностью в 200-240 тонн в час.
Для выработки электроэнергии на канонерской лодке имелось две пародинамомашины, которые вырабатывали ток с напряжением в 65 В и общей мощностью 10,5 кВт.
Канонерская лодка «Донец» имела три 1600-кг адмиралтейских якоря. Для их уборки и укладки были смонтированы кат и фиш-балки на палубе полубака. На верхней палубе в носу корабля находился паровой брашпиль. Длина якорных цепей составляла 256 метров.
Спасательные плавсредства были следующие: паровой минный катер, двенадцативесельный баркас, девятивесельный гребной катер, шестивесельный вельбот, шестивесельный ял и четырехвесельный ял.
Помещения для командира находились в корме на жилой палубе — салон, каюта, ванна и гальюн. По бортам от них до машинного отделения располагались офицерские каюты, кают-компании и буфет. Здесь же располагались каюты боцмана и кондукторов. Нижние чины спали в гамаках в носовой части корабля. В носовой части на палубе под полубаком располагались умывальники и гальюн для остальной команды. Камбуз находился в центральной надстройке.
В качестве орудий главного калибра на «Донце» были установлены два картузных 203-мм орудий Обуховского завода с длиной ствола 35 калибра. Их устанавливали на станки с центральным штырем и располагались они на спонсонах на уровне верхней палубы за полубаком.
Еще одним орудием главного калибра было одно 152-мм орудие с длиной ствола 35 калибра, которое было установлено в корме. Его устанавливали на поворотной платформе на банкете — это позволило сохранить высокий подзор кормы канонерской лодки и тем самым уменьшить заливание волной.
Орудие было смонтировано на станке системы Вавассера с центральным штырем, который в свою очередь производился Путиловским заводом.
На канонерской лодке было установлено шесть револьверных пятиствольных 47-мм скорострельных орудий Гочкиса с длиной ствола 25 калибров. Две пушки располагались на полубаке, еще две на крыльях мостика, а последние две — на специальных площадках кормовой части. Орудия устанавливались на конические железные тумбы.
Для поддержки десанта на лодке предусматривалась десантная 63,5-мм пушка Барановского с длиной ствола 19,8 калибра. Она хранилась в разобранном виде на верхней палубе. Орудие можно было крепить, сняв предварительно или не устанавливая заранее колеса, железными горбылями в подцапфенниках, которые были вделаны в планширь на шлюпках или катере.
Кроме того на канонерке имелась одна револьверная пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса с длиной ствола 20 калибра. Она могла крепиться на минном катере.
На канонерской лодке имелось два надводных 381-мм торпедных аппарата. Они находились по двум сторонам таранного форштевня на жилой палубе. Боекомплект составлял шесть мин Уайтхеда и восемь якорных мин. Их постановка осуществлялась с минного плотика. «Донец» имел один боевой прожектор с диаметром зеркала 600 мм.
Канонерская лодка прошла модернизацию и переоборудование в 1912, 1915, 1916,1917 годах, в результате чего: на канонерской лодке было снято прежнее вооружение и установлено новое: два 152-мм патронных орудия Канэ с длиной ствола 45 калибра, одно 120-мм патронное орудие Канэ с длиной ствола 45 калибра, четыре одноствольные 47-мм орудия Гочкиса, два пулемета «Максим», был заменен 600-мм прожектор на 750-мм; установлен 2-кВт радиотелеграф системы «Telefunken» с дальностью связи в 200 миль, произведена замена всех трубок в котлах, отремонтированы и отрегулированы паровые машины.
Тактико – Технические Данные канонерской лодки «Донец»:
Водоизмещение: 1280 тонн. Размерения: длина — 67,2 метра, ширина — 12,2 метра, осадка — 3,7 метра. Скорость хода: (полная/экономичная) – 13/7 узлов. Дальность плавания: (полным/экономичным ходами) – 1200/1700 миль. Силовая установка: две горизонтальные паровые машины тройного расширения, четыре котла, два винта, 1819 л.с. Вооружение: Артиллерия главного калибра:два 203-мм/35 орудия Обуховского завода; одно 152-мм/35 орудие. Универсальная артиллерия: шесть 47-мм/25 пятиствольных орудий Гочкиса; одно 37-мм/20 пятиствольное орудие Гочкиса; одно 63,5-мм десантное орудие Барановского. Минно-торпедное вооружение: два 381-мм торпедных аппарата; восемь якорных мин. Команда: 10 офицеров, 2 кондуктора, 1 боцман и 167 нижних чинов.
Сечение по диаметральной плоскости канонерской лодки «Донец»:
1 — таран; 2 — форштевень; 3 — клюз; 4 — жилое командное помещение; 5 — помещение под полубаком; 6 — гюйсшток; 7 — 47-мм орудие системы Гочкиса; 8 — световой люк; 9 — шпиль; 10 -вентилятор; 11 — фор-брам-стень-штаг; 12 — люк жилого помещения; 13 — 203-мм орудие; 14 — фок-мачта; 15 — гафель фок-мачты; 16 — стеньга фок-мачты; 17 — стеньга грот-мачты; 18 – грот-мачта; 19 – вентилятор котельного отделения; 20 – дымовая труба; 21 – боевой фонарь; 22 – 37-мм орудие системы Гочкиса; 23 – главный компас; 24 – гафель грот-мачты; 25 – шлюпбалка; 26 – 12-ти весельный барказ; 27 – кормовая рулевая колонка; 28 – 37-мм орудие системы Гочкиса; 29 – стеньга бизань-мачты; 30 – бизань-мачта; 31 – гафель бизань-мачты; 32 – кормовая надстройка; 33 – 152-мм орудие; 34 – гик; 35 – 4-х весельный ял; 36 – перо руля; 37 – каюта командира; 38 – рефрижератор; 39 – провизионное отделение; 40 – кормовые погреба боезапасов; 41 – кают-компания офицерского состава; 42 – киль; 43 – горизонтальная паровая машина; 44 – шахта светового люка машинного отделения; 45 – главный паропровод; 46 – трап в котельное помещение; 47 – дымоход; 48 – горловина подачи угла; 49 – цилиндрические котлы; 50 – фундамент котлов; 51 – водяные цистерны; 52 – вентилятор погреба; 53 – носовые погреба боезапасов; 54 – командные столы; 55 – якорь-цепь; 56 – цепной ящик; 57 – рундуки; 58 – шкиперское помещение; 59 – хозяйственные помещения; 60 – таранное помещение.
История службы канонерской лодки «Донец»
Мирное время
Весной 1891 года «Донец» и однотипный с ним «Запорожец» участвовали в гидрографической экспедиции по Черному морю. 24 июня 1891 года по возвращению из экспедиции канонерская лодка заняла место в Практической эскадре однотипной канонерской лодки «Торец».
Совместно с эскадрой «Донец» вышел с Тендровского рейда в Севастополь, куда и прибыл 30 июня. После этого все корабли отправились в строну Феодосии. 7 июля корабль участвовал в стягивании с камней эсминца «Измаила» в Феодосии, которого шквалом сорвало с якоря и выбросило на эти камни. 3 сентября 1891 года эскадра вернулась в Севастополь и 9-ого сентября все корабли, в том числе и «Донец», были выведены в вооруженный резерв.
В 1892 году канонерская лодка провела всю навигацию в заграничных походах по Средиземному морю. За это время были посещены следующие города Греции: Патрос, Порос, Пирей и Корфу. Также корабль заходил в Итальянский порт Бари.
9 ноября 1892 года канонерская лодка вошла в Наваринскую бухту, где команда посетила на о.Сфактория могилы русских моряков, которые погибли в Новаринском сражении. После этого канонерская лодка направилась на Пирей.
18 декабря 1892 года водолазная команда с канонерской лодки попыталась спасти севший на камни у входа в Пирей греческий парусник с 400 тоннами ржи, которые тот вез из Таганрога. Но без помощи портовых служб заделать пробоину и стянуть корабль с камней не удалось, и на следующий день судно было разбито штормом.
27 декабря 1892 года была получена телеграмма от командования, в которой требовалось прибыть к 20 января 1893 года на остров Корфу и забрать оттуда великую княгиню Александру Петровну. После выполнения поручения «Донец» вернулся в Пирей.
С 4 по 7 апреля 1893 года на корабле проводились ремонтные работы.
10 апреля 1893 года «Донец» ушел в Порос. Там две недели происходила интенсивная Боевая подготовка. Кроме того, по инициативе командира канонерской лодки, были обследованы строения на берегу, которые принадлежали России со времен Новаринского сражения. 24 апреля канонерская лодка возвратилась в Пирей.
8 июня 1893 года в 6 часов 50 минут утра «Донец» вышел в поход по греческим островам. За 11 дней похода были посещены: Афон, Митилену и Смирну. 19 июня канонерская лодка вернулась в Пирей.
22 июня 1893 года канонерская лодка перешла в бухту Фалерон, куда направлялись многие иностранные корабли для участия в торжественном открытии Коринфского канала. Церемония открытия состоялась 24 июля. Благодаря низкой осадке «Донец» стал одним из первых кораблей прошедших этим каналом. 26 июля канонерская лодка совершила обратный проход по каналу. 28 июля в 10 часов утра на борт корабля поднялась греческая королева. В ходе визита она поблагодарила команду канонерской лодки за службу и пожелала счастливого пути до дома. В этот же день «Донец» отбыл домой к русским берегам.
Летом 1910 года «Донец» в составе эскадры из шести миноносцев, минного транспорта «Дунай» и минного крейсера «Казарский» прибыл в Херсон.
В ноябре 1911 года при проходе через Босфор на борт «Донца», который направлялся в Пирей, был передан с «Уральца» чугунный крест, который предназначался для установке на братской могиле русских моряков погибших в Чесменском сражении 1770 года, но канонерская лодка не смогла дойти до Чесмы и осенью 1912 года передала крест обратно на «Уралец».
Осенью 1912 года «Донец» входил в состав русской эскадры вошедшей в бухту Золотой Рог в Константинополе для охраны русского посольства в городе. 9 ноября 1912 года канонерская лодка была отправлена в поход по побережью Мраморного моря. Здесь команде корабля предстояло успокоить греческое население небольших прибрежных городов. После выполнения задания корабль вернулся в бухту Золотой Рог. Стоя на рейде в турецкой столице на Донце, как и на других русских кораблях, почти ежедневного проводились учения команды по артиллерийским стрельбам и по высадке десанта на берег.
20 февраля 1913 года канонерская лодка участвовала в мероприятиях по случаю 300-летия дома Романовых. Празднования продолжались три дня.
Первая мировая война
Канонерская лодка «Донец» на момент начало войны находилась в Одессе. В середине октября 1914 года вошла в состав Отряда обороны северо-западного района Черного моря.
16 октября (29 октября) 1914 года в 3 часа 20 минут ночи в Одесские гавани из-за Воронцовского маяка вошли два турецких миноносца. Они были опознаны как корабли противника слишком поздно, чтобы успеть что-то сделать для спасения «Донца».
В 3 часа 25 минут с миноносца «Gayret-i Vatanivye» была выпущена торпеда Уайтхеда с расстояния не более 80 метров. В результате попадания и взрыва канонерская лодка получила повреждения носового котельного отделения. Корабль начал быстро набирать воду и оседать носом. «Донец» стал тонуть, заваливаясь на левый борт. В результате затопления на канонерской лодке было 30 погибших и 12 раненых.
Вот как характеризуются повреждения канонерской лодки в специальном исследовании К.П. Пузыревского: «Торпеда (масса заряда 112 кг) попала в левый водяной трюм, разрушив его вместе с кингстоном затопления носовых артиллерийских погребов, холодильником опреснителя и его отливным кингстоном, а также с донкой его откачивания, трубопроводом и клапанами, причем пробоина в обшивке просчтиралась по левому борту от киля до верхней палубы впереди носового котельного отделения между шпангоутами №№-65-70. Как выяснилось при последующем подъеме лодки, размеры пробоины с помятыми листами обшивки и шпангоутами составляли по длине 14.63 метра и по высоте 11.58 метра…».
28 октября 1914 года начались работы по подъему «Донца», который лежал на глубине 9,5 метров. Канонерскую лодку обследовали водолазы и установили, что корабль лежит на грунте, погрузившись в ил на 2,7 метра с креном на левый борт в 14°. После этого с «Донца» были сняты все орудия, которые были полностью исправны. Затем под канонерской лодкой протянули 26 тросов диаметром 217 мм, которые закреплялись на двух секциях плавучего Дока. Эти работы завершились за 21 день.
23 ноября 1914 года в 10 часов утра было начато осушение притопленных секций ДОКа. В 14 часов носовая часть канонерки отделилась от дна и вскоре верхняя палуба была над водой. После этого водолазами была заделана пробоина (на это им потребовалось 6 дней).
5 декабря 1914 года «Донец» отбуксировали в ковш адмиралтейства, где приступили к заделке всех забортных отверстий. После этого спасатели приступили к откачке воды из корпуса канонерской лодки. К вечеру 7 декабря 1914 года корабль приобрел положительную плавучесть и 8 декабря был введен в ДОК для ремонтных работ.
К весне 1915 года восстановительные работы и модернизации на канонерской лодке были закончены. После этого «Донец» в конце 1915 года перешел в Батум для поддержки наступавших русских сухопутных сил. Здесь корабль вошел в состав Батумского отряда.
5 февраля 1916 года в составе отряда принимал участие в бомбардировке позиций турецких войск в устье реки Архаве. В том числе огнем с «Донца» было подавлено две береговые батареи. За бой канонерская лодка выпустила семнадцать 152-мм и двадцать шесть 120-мм снарядов.
15 февраля 1916 года в 7 часов утра «Донец» вместе с «Кубанцем» и миноносцем «Стремительный» вышли из Батум в направлении устья реки Абу-Вице. Около 10 утра лодка открыла огонь по склону ближайшей горы изрытой турецкими окопами. К 17 часам стрельбу прекратили и пошли обратно в Батум. За день корабль совершил 72 выстрела 152-мм, 27—120-мм и 109—75-мм снарядов. 16 февраля 1916 года обстрел был повторен.
18 мая 1916 года «Донец» принимал участие в поддержке десанта в Ризе.
5 июля 1916 года канонерская лодка участвовала в конвоировании транспортов «Tigris», «Rokklif», «Дружба» и двух барж.
У устья реки Шахе, неподалеку от Сочи, конвой подвергся торпедной атаке с германской подводной лодки U-38. В результате нападения «Rokklif» выбросился на берег, а канонерские лодки и эсминцы так и не смогли обнаружить подводную лодку.
12 августа 1916 года «Донец» находился в Одессе. 13 августа отряд, в состав которого входила канонерская лодка, вышел из порта и направился в устье Дуная для поддержки русско-румынских войск. 14 августа корабли прибыли в Рени, откуда направились в Туртукай. Дойти им удалось только до Силистрии, так как Туруткай пал под натиском болгаро-германских войск. 26 августа началась эвакуация и Силистрии и 27 августа, после ухода населения и вывоза всего ценного, корабли обстреляли город и ближние к нему подступы. Всего «Кубанец» и «Донец» выпустили двести девяносто пять 152-мм и 120-мм снарядов.
Вплоть до начала октября канонерские лодки продолжали работать по береговым целям с корректировкой с берега по телефону. В период с 1 сентября по 1 октября канонерскими лодками было произведено 1079 выстрелов из 152-мм и 202 выстрела из 120-мм орудий.
К 16 сентября был полностью израсходован боезапас к зенитным орудиям при прикрытии Чернаводского моста.
12 октября 1916 года канонерские лодки под огнем 203-мм болгарских орудий отошли от Черновод ниже по течению и 13 октября прибыли в Браилов.
С 4 по 7 ноября 1916 года «Донец» совместно с «Кубанцем» участвовал в поддержке русских войск у Исакича. За это период ими было израсходовано 1500 152-мм снарядов. 27 ноября 1916 года они прикрывали отступление союзных войск на левый берег Дуная. А на следующий день они обстреляли оставленный Тульчу.
9 декабря 1916 года «Донец» вновь участвовал в артобстреле Тульчу. 13 декабря город был вновь обстрелян канонерской лодкой при поддержке «Кубанца» для прикрытия прохода каравана румынских барж из Рени в Измаил.
В ночь с 29 на 30 декабря 1916 года «Донец» был обстрелян береговой полевой артиллерией при переходе из Килии в Сулуну неподалеку от Тульчи. В результате обстрела на лодке было убито два и ранено пять человек. При этом повреждений серьезных канонерская лодка не получила.
Весной 1917 года Донец продолжал нести службу близ Тульчи. Но к ноябрю канонерская лодка уже перебазировалась в Измаил.
18 января 1918 года во время перестрелки с Румынскими батареями «Донец» получил три попадания 75-мм снарядов выше ватерлинии. Эти попадания серьезных повреждений не принесли.
С 21 по 24 января 1918 года канонерская лодка участвовала в поддержке обороны Измаила, но ее эффективность была низкой, так как корректировки с берега не было. После оставления Измаила «Донец» участвовал в обороне Килия — Нова. Боевые действия с участием корабля продолжались до февраля, когда канонерская лодка с двумя однотипными кораблями «Кубанец» и «Терец» ушли в Одессу.
После падения Одессы, в марте 1918 года, «Донец» попал к германским войскам. Но вскоре был передан вместе с «Кубанцем» Украинской Державе гетьмана Скоропадского.
В годы Гражданской войны
В ноябре 1918 года канонерская лодка перешла к русским войскам, а в декабре 1918 года уже была у англо-французских войск. С апреля 1919 года «Донец» входила в состав Морских Сил Юга России.
Но все эти переходы из рук в руки почти никак не затронули физически «Донец», так как он стоял в Одессе с неисправными машинами. К декабрю 1918 года на нем не осталось ни одного человека из членов команды «Донец» продолжал стоять в порту и покрываться коррозией.
3 апреля 1919 года французы вывели из порта и отбуксировали к Тенровской косе все корабли, что еще оставались на плаву, но не могли перемещаться самостоятельно, среди них был и «Донец». Там эти корабли были просто брошены. В конце апреля во время шторма «Донец» сорвало с мертвых якорей и бросило на остов потопленного броненосца «Чесма». Хотя повреждения, полученные канонерской лодкой были незначительными, но из-за того, что на ней не было ни души, «Донец» в скором времени затонул.
После Гражданской войны
28 ноября 1921 года канонерская лодка «Донец» была поднята со дна Госсудподъемом. После этого корабль отбуксировали в Севастополь, где он и простоял в резерве до 1928 года. Комиссия признала восстановление канонерской лодки нецелесообразным и ее сдали на слом в Комгосфонд, где «Донец» и был разобран на металл.