Слово «гюйс» на кораблях флота имеет двоякое значение.
1. Так называют флаг носимый на гюйсштоке кораблями первого и второго ранга при стоянке у причала, на якоре и на бочках. Ранее поднимался на бушприте и назывался бушпритным флагом.
2. И так называется еще специальный матросский воротник синего цвета с тремя белыми полосками по краю.
Пришло это слово во флотский лексикон от слова “geus” (это искаженное голландское слово «гез», то есть нищий — этим именем называли себя восставшие против испанского владычества жители Нидерландов). Так же они называли и свой боевой флаг, носимый на бушпритах кораблей в отличии от флагов кораблей Испании, поднимавшихся на корме. Позднее во многих флотах гюйсом стали называть специальный флаг, который военные корабли поднимают на носу во время стоянки на якоре и у причала.
В Россию идея использования гюйса была завезена Петром Великим из Голландии вместе со многими другими флотскими атрибутами. В 1700 году Петром Великим был разработан, так называемый «крепостной флаг» для подъема на флагштоках морских крепостей России и назвавшийся сначала «кайзер-флагом». «Крепостной флаг» объединял национальные российские цвета — белый, синий и красный. Его композиция включила сочетание на красном державном поле белого креста Святого Георгия (покровителя армии) и синего креста Святого Андрея Первозванного (покровителя флота). На военных кораблях России гюйс стал использоваться только с 1720 года, как дополнительный флаг, обозначавший, что корабль стоит на якоре (военные корабли считались Петром Великим крепостями России на море).
Такой вид вид гюйс сохранил до Октябрьской революции 1917 года. В советское время традиция поднимать гюйс или «крепостной флаг» сохранилась. Гюйс представлял собой красное полотнище с выделенной белой полосой в середине полотнища красной звездой.
Однако упраздненный после Октябрьской революции, гюйс в прежнем виде был возвращен на гюйсштоки военных кораблей России в 1992 году одновременно с возвращением на флагштоки Андреевских флагов.
Гюйс поднимают на кораблях 1-ого и 2-ого ранга при стоянке на якоре, бочках и швартовах одновременно с кормовым Андреевским флагом в 8 часов утра и несут их до захода солнца.
Гюйсом на кораблях ВМФ также принято называть синий матросский воротник с тремя белыми полосками. Принято считать, что три белые полоски на синих воротниках и на обшлагах белых форменок обозначают три морских победы русского флота — при Гангуте (1714 год), Чесме (1770 год) и Синопе (1853 год). Однако побед российского флота было гораздо больше и если следовать этой логике, то полос на матросском воротнике должно быть гораздо больше.
Гюйс матросский ведет свое происхождение от кожаного воротника XVII-XVIII веков, которым солдаты и матросы прикрывали одежду, чтобы не испачкать ее длинными волосами, промасленными и заплетенными в косичку по моде и форме того времени.
Появление воротников типа «гюйс» в Российском флоте связано именем адмирала Лазарева Михаила Петровича — знаменитого путешественника, флотоводца и командующего Черноморским флотом.
В своем нынешнем виде воротник пришел на флот в 1840 году с появлением матросской фланелевки (или как ее еще называли «голландки») – широкой фланелевой рубахи с вырезом на груди. Сначала теплые синие фланелевые рубахи были введены для гребцов шлюпок Черноморского флота. А с 1843 года приказом командующего Черноморским флотом (М.П.Лазарева) для них были введены специальные воротники, полностью закрывавшие плечи матросов, а при необходимости, ставившиеся вертикально и закрывавшие затылки, и шеи матросов, сидевших спиной к ветру при гребле. С 1850 года, чтобы различать издалека шлюпки кораблей трех дивизий Черноморского флота было приказано иметь разноцветные воротники (для кораблей первой дивизии белого цвета, для кораблей второй дивизии синего цвета, а для кораблей третьей дивизии красного цвета). На синих воротниках, которые на фоне синих фланелевок, были видны плохо, приказано было иметь по краю белую полосу. С 1851 года на флоте были оставлены только воротники синего цвета с красивой белой полосой (называемой тогда «романовским кантом»), которые наиболее эстетично смотрелись на фоне синих фланелевок. А вот чтобы различать гребцов кораблей трех дивизий флота на воротниках первой дивизии была введена одна белая полоса, второй дивизии две белые полосы, а третьей дивизии три белые полосы.
Три белые полосы на синем фоне оказалось смотрелись более эстетично и при осмотре кораблей Черноморского флота Императором Александром Третьим очень понравились ему.
С 1881 года были введены синие воротники с тремя белыми полосами для матросов Гвардейского экипажа, как наиболее эстетичные и хорошо выглядевший при ношении с фланелевыми «голландскими» рубахами. Тогда же и появилась легенда о том, что белые полосы обозначают три наиболее значимые победы российского флота.
А с 1882 года синие воротники с тремя белыми полосами были распространены на матросов всех кораблей и флотов России. С этого же года матросский синий воротник и получил название «гюйс».
До наших времен «гюйсы» матросов дошли практически в том же виде, что и были в начале 19-ого века. И сегодня синие матросские воротники с тремя белыми полосами красиво подчеркивают и эстетично дополняют флотскую форму одежды, напоминая в том числе и об исторических победах российского флота и внося в сегодняшнюю жизнь элемент истории и преемственности.
А за плечах каждого матроса или курсанта военно-морского училища синий гюйс полощет за спиной, на виду у всех, как крепостной флаг на корабле 1- или 2 ранга, ибо каждый матрос или морской курсант есть частица морской крепости России.
Огромное спасибо! С удовольствием прочел. Я когда-то действительно думал, что три полоски на матросском гюйсе — символ трех побед. Когда я служил, гюйс доводили до такого состояния, что он становился голубого цвета. Возможно, что мода эта пошла еще с советского ВМФ. Нас за это гоняли. А я потом выменял подобного цвета гюйс на новый.