В Феодосии с 2012 года на слуху одна занимательная история, относящаяся к истории СМПЛ «Пигмей». Правда, начало этой истории относится к другим событиям, не связанным напрямую с судьбой сверхмалой подводной лодкой «Пигмей», но все — таки:
«Осенним утром 1975 года, из акватории небольшой бухты завода «Гидроприбор» (Феодосия) выходила на испытания новейшая, совершенно секретная сверхмалая подводная лодка «Тритон-2». Так совпало, что в этот же день экспериментальная торпеда должна была отстреливаться на ближнем полигоне. Торпеду уже подали в павильон, и она ждала своей очереди на пристрелку. Чтобы не путаться под ногами у торпедистов, мы вышли на эстакаду, поэтому совершенно случайно наблюдали с эстакады торпедного павильона «Лотос» за следующим зрелищем: зеркальная гладь бухты, силуэт секретной сверхмалой подводной лодки, командира СМПЛ на рубке. Через несколько часов завод облетела тревожная весть: «Тритон» погиб на испытаниях!».
По тревоге был поднят весь Черноморский флот, но несколько месяцев тщательнейших поисков результата не дали. После завершения безрезультатной поисковой операции многие флотские начальники лишились звезд и званий, а в кулуарных разговорах вскоре прошел слух, что при аварийном покидании СМПЛ, команда не выключила электродвигатель. Куда направилась неуправляемая лодка – неизвестно. «Тритон» надолго исчез бесследно, а со временем и вся эта история стала постепенно забываться.
Вторая часть этой легенды, началась с пустякового случая… Буквально за два года до развала СССР, группа рыбаков — любителей поселка Орджоникидзе собралась на рыбалку. Спустив на местной лодочной станции шлюпку на воду и закрепив подвесной мотор, рыболовы вышли за мыс и направились в оговоренную заранее точку. Прибыв туда и промаявшись безрезультатно более часа, решили сменить место рыбалки. При попытке завести двигатель, он неожиданно сорвался с креплений и упал за борт. Постаравшись более — менее точно засечь места аварии, рыбаки на веслах двинулись в обратный путь. Вернувшись на станцию, рыболовы обратились к заводским аквалангистам с просьбой найти двигатель, тем более и глубина была небольшая. К сожалению, для рыбаков поиск подвесного двигателя результатов не дал. Хотя видимость под водой была прекрасная, а дно песчаное с минимальным заиливанием и почти полным отсутствием скал или затонувших объектов. Всплыв после последнего погружения и взобравшись в катер, аквалангист неожиданно сказал: «Тритон» сколько лет искали, а он вот тут недалеко на грунте лежит…».
Заводским аквалангистам не пришлось видеть «Тритон-2», но устные рассказы, о различных происшествиях из истории старейшего завода «Гидроприбор», передавались из поколения в поколение. Поэтому лежащая на грунте сверхмалая подводная лодка была принята за «Тритон» из рассказов заводчан. Связываться с КГБ, чтобы сообщить о находке никто не захотел, а в дружеском разговоре один из участников этого поиска поделился столь важной информацией. Но данному факту не было придано должного значения.
К концу 80-х годов на заводе начал накапливаться большой процент потерянных по различным техническим причинам практических торпед на ближнем полигоне. Заводские штатные водолазы не могли уже полностью обеспечить поиск и подьем на поверхность затонувших торпед. Завод терпел огромные убытки.
Одно время в Двуякорной бухте занималась поиском торпед подводная лодка — лаборатория «Бентос». Но, эксплуатация такой лаборатории обходилась заводу дорого, а результат был невелик. В 1989 году по договору с заводом из Севастополя на специальном судне «Ямал» привезли специально обученных дельфинов, которые найдя торпеду, всплывали и давали специальный знак, что на грунте находится нужный объект.
Поиск начался. В один прекрасный день дельфин дал сигнал о новой находке. Каково же было удивление водолазов, когда опустившись на грунт, они увидели вместо торпеды сверхмалую подводную лодку! Старые специалисты быстро опознали в находке пропавший много лет назад «Тритон-2». Подводная лодка была поднята, документы, найденные в ней изъяты и спрятаны (или уничтожены?), а сама СМПЛ чуть позже была перевезена на остров Майский. Вот только тогда и возникла здравая мысль: так что же было найдено вместо «Тритона» в другой точке близлежащей акватории, там, где рыбаки утопили двигатель своей лодки? Не «Пигмея» ли?
По фотографиям СМПЛ «Пигмея» на берегу от 1942 года удалось установить только одно — определили по трем фотографиям место фотосъемки СМПЛ, хотя привязка по местности на имеющихся трех фотографиях была крайне мала, и единственным ориентиром служило одноэтажное здание, немного просматривающееся на заднем плане одного из фотоснимков. Это место, как и предполагали, оказалось территорией завода «Гидроприбор». Как одно из доказательств — известно, что завод и пристрелочную станцию советские войска при отступлении не успели взорвать, да и в период Феодосийского десанта ни советская, ни немецкая авиация практически не бомбили завод. И если СМПЛ хранилась именно там – шансов уцелеть у неё было вполне достаточно.
Еще более укрепило версию уникальное аэрофото территории завода, сделанное в 1948 году. На нем при сильном увеличении, возле единственного уцелевшего после колоссального взрыва боеприпасов именно того самого цеха, достаточно ясно просматривались невероятным образом уцелевшие ложементы, на которых хранился на берегу «Пигмей»! С огромной долей вероятности, убедились в том, что снимки были сделаны возле одного из цехов завода «Гидроприбор».
Финал биографии «Пигмея» просматривается в рассказе одного из старожилов поселка, о том, как во время войны советский самолет потопил немецкую подводную лодку в районе завода. Причем моряк уверенно показывал район затопления подводной лодки. Из истории боевых действий немецких подводных лодок на Черном море точно известно, что противник в этом районе не потерял ни одной подводной лодки.
Возникает извечный вопрос: чья же сверхмалая подводная лодка лежит на грунте? Тем более таких небольших размеров. Выводы напрашиваются сами собой: это «Пигмей». Совпадения рассказов старожила и аквалангистов, позволяет впервые показать на карте район нахождения сверхмалой подводной лодки. А всю истину нам раскроют тщательнейшие поиски в архивах, независимое обследование района и фактическое обнаружение СМПЛ (если это возможно).
В 80-х годах прошлого века несколько водолазных судов из Севастополя отправили обследовать воды побережья от Ялты до Севастополя в связи со строительством правительственной дачи. Бригада водолазов работала от Алупки в сторону Севастополя до Фороса. Между Алупкой и Симеизом на глубине около 20 метров водолаз с напарником обнаружили малую подводную лодку неизвестной конструкции. Подводная лодка обросла водорослями, но видимых повреждений не было. Водолазы осмотрели СМПЛ, которая по бортам могла нести две торпеды. При попытке открыть рубочный люк, его кремальера легко поддалась и начала отдраиваться без особых усилий. Но, как вспоминал водолаз, им обоим вдруг стало очень страшно открывать люк дальше — сработала интуиция или шестое чувство, подсказывавшее — не лезь, куда не просят. Водолазы вновь вернули люк в исходное положение и всплыли. О находке доложили по команде и продолжили работу далее. О дальнейшей судьбе находки не слышали, но известно, что в этот район ходил военный бот».
В действительности эта история является очередной выдумкой. В семействе «Тритонов» сверхмалой подводной лодкой является «Тритон – 2». Под испытания в Феодосии в 1975 году из тринадцати «Тритонов – 2», созданных на Ленинградском Адмиралтейском объединении, подходит лишь СМПЛ с заводским номером 16 501/11, заложенная 3 мая 1972 года и спущенная на воду 12 октября 1972 года на Балтике. В строй СМПЛ вступила 12 сентября 1975 года. О нахождении СМПЛ на испытаниях в Феодосии нет подтверждения ни в одном из имеющихся документов. По имеющимся документам известно, что ни одна из тринадцати СМПЛ семейства «Тритонов – 2» затонувшей или пропавшей не числится.
«Тритон – 1» и «Тритон – 2», созданные в период с 1973 по 1980 гг. в количестве 32 корпусов, являлись групповыми подводными носителями, а не сверхмалыми подводными лодками. Как СМПЛ я не стал их рассматривать в данной книге. Но, и среди этих созданных тридцати пяти «Тритонов» также ни один не числится, ни пропавшим, ни утонувшим.
Полную ясность в тайне Аэро – Подводной Лодки (СМПЛ) «Пигмей» вполне возможно может внести только лишь детальное обследование предполагаемых мест нахождения затонувших объектов на грунте Черного моря и поиски в зарубежных архивах.
Тактико-Технические Данные:
сверхмалых подводных лодок
А П Л АПЛ усовершенствованная («Пигмей»)
Водоизмещение: 18 тонн Водоизмещение: 18.6 тонн
Длина: 16 метров Длина: 16.4 метра
Ширина: 2.65 метра Ширина: 2.62 метра
Глубина погружения: до 30 метров Дальность плавания:
Скорость полного хода: 5/6 узлов на поверхности – 290 миль на 5 узлах;
Дальность плавания: под водой 18 миль на 3 узлах.
на поверхности 150 миль на 5 узлах. Автономность: 3 суток.
под водой 15 миль на 2.5 узлах. Вооружение: две 457-мм торпеды
Автономность: 3 суток. в бортовых открытых аппаратах
Вооружение: 2 – 457-мм торпеды в бортовых желобного типа; один 7.62-мм
открытых аппаратах желобного типа. ручной пулемет ДП.
Один 7.62-мм ручной пулемет ДП. Команда: 4 подводника.
Команда: 4 подводника.
Кроме АПСС и АПЛ «Пигмей» конструкторы 1-го отдела ОстехБюро под руководством Ф.В.Щукина разработали проект еще одной сверхмалой подводной лодки стандартным надводным водоизмещением 60 тонн. Однако к тому времени в течение уже нескольких лет серийно строились малые подводные лодки тип «М» VI серии стандартным надводным водоизмещением 158 тонн, которым 60-тонные СМПЛ Остехбюро из-за своих размеров уступали и в мореходности, и в обитаемости. Поэтому третий подводный проект сверхмалой подводной лодки ОстехБюро, в отличие от первых двух, так и остался на бумаге.
В результате ВМФ СССР вступил во Вторую мировую войну, так и не получив на вооружение сверхмалые подводные лодки. Истории было угодно, чтобы первыми сверхмалыми подводными лодками, официально вошедшими в состав советского ВМФ, стали в 1945 году трофейные германские СМПЛ тип «Seehund», конструкторы которых, возможно, использовали в своей более успешной, чем у их советских коллег, работе и один из проектов ОстехБюро – АПЛ «Пигмей».
Историческое значение в становлении в становлении отечественной науки и техники Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения велико и, к сожалению, не в полной мере оценено современниками. «ОстехБюро» явилось тем локомотивом научно — технического прогресса, который способствовал инновационному обновлению СССР перед Великой Отечественной войной. Огромное количество тематических направлений радиотехнического профиля, в «ОстехБюро» быстро осваивались и успешно реализовывались в производстве и эксплуатации. Коллективом «ОстехБюро» был создан мощный научно — технический задел. Заслуживает самого глубокого уважения историческая память об «Остехбюро».
После завершения Второй мировой войны в руки советских военных и инженеров попало большое количество разнообразных образцов трофейного вооружения, военной и специальной техники, в том числе сверхмалые подводные лодки тип XXVIIB5 («Seehund») — U6251 и U6252. Недостроенные германские СМПЛ были захвачены советскими войсками на судостроительном заводе «Schichau» в городе Данциге (Гданьск, Польша).
Наступаюшие части Красной Армии захватили несколько таких СМПЛ и эта информация подтверждается как отечественными, так и зарубежными источниками. Но, очень разнятся данные по количеству захваченных СМПЛ. По подсчетам американцев, Советский Союз захватил в качестве трофеев восемнадцать готовых и тридцать восемь недостроенных СМПЛ. Исследовавшие данный вопрос специалисты, утверждают, что в СССР вывезли из оккупационной зоны всего лишь две СМПЛ тип XXVIIB5 и техническую документацию по ним. Но, по данным, почерпнутым из американских и трофейных германских архивов, Красная Армия захватила и вывезла для изучения в СССР шесть недостроенных сверхмалых подводных лодок тип «Seehund», находившихся в различной степени готовности несколько комплектов секций.
3адача по проведению исследования и испытаний трофейных СМПЛ была поручена ленинградскому заводу №-196 («Судомех»). В наше время это Федеральное государственное унитарное предприятие «Адмиралтейские верфи» в Санкт — Петербурге. 3авод в те годы осуществлял постройку для ВМФ СССР подводных лодок тип «М» XV серии (проект 96).
В начале 1947 года на завод в распоряжение специалистов расположенного на его территории конструкторского бюро из Германии доставили всю захваченную техническую документацию на СМПЛ тип «Seehund», сборочную линию со строившего их судостроительного завода и две недостроенные СМПЛ. Инженеры – кораблестроители завода, используя трофейные документы и оборудование, в кратчайшие сроки выполнили оформление проектной, технической и рабочей документации, подготовили все необходимые чертежи.
По этим чертежам было в конечном итоге решено достроить и ввести в строй одну СМПЛ — U6251. Данному проекту был присвоен шифр «SH», а самой СМПЛ — номер «244». 3аводское конструкторское бюро выполнило все необходимые расчеты по тогдашним отечественным методикам в области теории корабля, осуществило проверочные расчеты
прочности, а также разработало инструкции по эксплуатации СМПЛ и использование ее
боевых средств. По имеющейся трофейной и уже своей рабочей технической и отчетной документации КБ выполнило разработку всех недостающих чертежей, которые требовались в соответствии с отечественными стандартами и нормами. Трофейную СМПЛ доукомплектовали деталями, механизмами и системами отечественных разработок и производства, полностью собрали и подготовили к спуску на воду.
Советская модификация сверхмалой подводной лодки №-24 («SH»), имела следующие Тактико-Технические Данные: длина прочного корпуса наибольшая — 11.80 метров; — длина по оси прочного корпуса – 11.75 метра; ширина наибольшая (с держателями/лапами торпед) — 182 метра; ширина корпуса (диаметр) наибольшая – 1.28 метра; осадка без киля – 1.53 метра; осадка средняя с килем – 1.57 метра; водоизмещение наибольшее объемное без торпед — 1261 куб. метров; скорость хода максимальная надводная – 7.5 узла; скорость хода максимальная подводная – 5.1 узла; скорость подводного экономического хода – 2.34 узла; глубина погружения предельная – 27.4 метра; глубина погружения рабочая — 22 метра; запас плавучести (без торпед) — 11 %; запас топлива (при удельном весе 0.9 т/м ) — 476 кг; запас пресной воды — 24 кг; запас чистого масла — 18 кг.
Энергетическая установка советской СМПЛ была практически полностью идентична энергоустановке германских аналогов и включала один автомобильный шестицилиндровьrй четырехтактный дизельный двигатель марки «Bussing-NAG LD» мощностью 105 л.с. (на 1800 об/мин) выпуска 1944 года и брызгонепроницаемый шунтовой гребной электродвигатель мощностью 18.4 кВт (1040 об/мин, 96 В), четырехполюсной и самовентилирующийся (также использовался в качестве генератора тока и для запуска дизеля).
Вооружение было представлено трофейными немецкими 533-мм торпедами тип G7e массой 1 348 кг. Для наблюдения за поверхностью моря на СМПЛ в носовой части рубки имелся перископ (длина – 1.6 метра), вращение которого осуществлялось вручную. Для обеспечения радиосвязи на перископной глубине на СМПЛ был установлен армейский радиопередатчик А-7-А со специальной антенной.
Навигационное оборудование было представлено компасом «ПАМК» и малогабаритным компасом « Гриб» . Система « Электролот» на СМПЛ отсутствовала, ее вес был замещен балластом в носовой оконечности.
2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду советской СМПЛ «SH» (№-244). 5 ноября швартовные испытания были завершены. В ходе ходовых испытаний, продолжавшихся до 20 ноября 1947 года былаа изучена работа всех корабельных систем и механизмов — не выполнялись лишь торпедные стрельбы и глубоководное погружение СМПЛ. Во время кренования, проведенного 5 ноября 1947 года, начальная метацентрическая высота при плавании СМПЛ в пресной воде в надводном положении составила 6.5 см , а в полном подводном водоизмещении – 10.0 см.
Наступили резкое похолодание и ледостав, дальнейшие испытания были приостановлены, СМПЛ подняли на стенку завода, частично демонтировали и законсервировали на зиму. Весной следующего года на заводе были проведены доспусковые работы, а затем осуществлены швартовные испытания. Дальность плавания, скорости погружения, автономность, длительность непрерывного пребывания под водой, в ходе испытаний не определялись.
СМПЛ была передана в опытную эксплуатацию размешавшемуся в Кронштадте Отряду Подводного Плавания. Личный состав ОПП использовал СМПЛ преимущественно для исследования возможностей сверхмалых подводных лодок как одного из средств ведения вооруженной борьбы на море в современных условиях.
Дальнейший путь СМПЛ не совсем ясен. В ряде советских и российских источников утверждается, что эту СМПЛ через несколько лет списали и затем утилизировали. С другой стороны, имеются не подтвержденные официальными документами сведения о том, что СМПЛ не была уничтожена — ее передали в распоряжение одного из ленинградских Высших военно — морских училищ.
Вторая СМПЛ — U6252, которая была доставлена на завод №-196, достаточно длительное время находился в одном из цехов. СМПЛ предлагали использовать различным флотским организациям в качестве учебного пособия и просто сохранить его как уникальный образец военно-морской техники. Но, никто так тогда и не пожелал взять уникальную СМПЛ на свой баланс.
В итоге на заводе из этой СМПЛ и других оставшихся секций на основе четырех корпусов был сооружен плавучий макетный сарай, в котором были изготовлены натурные макеты помещений и оборудования атомной подводной лодки проекта 705 (Центральный Пост, реакторный отсек, район носовой прочной переборки). Оставшиеся после этого от СМПЛ двигатели, приборы и оборудование, растащили рабочие и инженеры завода. После сдачи головного заказа по проекту 705 надобность в макетах отпала, и из соображений секретности упомянутый сарай специальная команда сожгла вместе с его содержимым в Угольной гавани.
Уважаемый Алексей! В пятницу 22 декабря 2023 года (16.00-19.00 мск) в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге состоится Круглый стол «Актуальные проблемы изучения Мирового океана с помощью подводных систем». Предусматривается онлайн-участие. Оргкомитет надеется, что Вы найдёте возможность принять участие в обсуждении вопросов, определяющих будущее этого направления НИРиОКР. Подробности и пакет рабочих материалов — по вашему требованию Просим Вас указать адрес электронной почты.
По поручению Оргкомитета и с просьбой подтвердить получение сообщения В.А Янкина
Уважаемый Алексей! В пятницу 22 декабря 2023 года (16.00-19.00 мск) в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге состоится Круглый стол «Актуальные проблемы изучения Мирового океана с помощью подводных систем». Предусматривается онлайн-участие. Оргкомитет надеется, что Вы найдёте возможность принять участие в обсуждении вопросов, определяющих будущее этого направления НИРиОКР. Подробности и пакет рабочих материалов — по вашему требованию Просим Вас указать адрес электронной почты.
По поручению Оргкомитета и с просьбой подтвердить получение сообщения на 3340075@mail.ru В.А Янкина (812)574-10-28 +7-911-792-92-67
3340075