Перемены в Волочке
Как вспоминала бабушка, она с первого дня своего пребывания в родовом имении супруга была очарована необъятными просторами Смоленщины, спокойным Днепром, ухоженным парком при усадебном доме в Волочке, задумчивым озером, едва различимым плеском мельничного колеса…
Теперь в зале на втором этаже временами звучал рояль, и молодые в четыре руки исполняли полюбившиеся им мелодии.
Бабушка была поклонницей творчества норвежского композитора Эдварда Грига и особенно его сонаты к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Мелодию песни верности Сольвейг она часто напевала. Именно эта мелодия звучала в исполнении скрипача в Донском, когда в июне 1971 г. близкие провожали Марию Владимировну в последний путь…
В Волочке стали появляться подруги Марии Владимировны по Смольному институту Надежда Александровна Эйлер из своего Волоколамского имения Фёдоровского, будущий врач-педиатр Морозовской больницы в Москве, Н.А.Скобелцина, Елизавета Петровна Кузьмина-Караваева, в последствии вторая супруга академика Н.Д.Зелинского.
Летом 1912 г. Надежда Александровна явилась в Волочек с родным братом Александром. В память своего посещения позировали Н.Н.Нахимову, и он нашёл удачную перспективу, открывавшуюся с кромки верхней террасы парка и запечатлел мою бабушку с Н.А.Эйлер и АА.Эйлер.
На верхней террасе парка в Волочке Надежда Александровна Эйлер, Мария Владимировна Нахимова, Александр Александрович Эйлер. 1912 г.
Спустя век на той же самом месте верхней террасы позировали уже электронной камере: Надежда Владимировна Деверилина, ведущий краевед, эксперт департамента культуры правительства Смоленской области; прямой потомок последних владельцев Волочка Александр Павлович Нахимов; Дворянский предводитель Смоленской области, правнук главного держателя акций Путиловских заводов в начале XX века А.К.Фойгта Павел Юрьевич Фойгт.
Павел Юрьевич Фойгт — двоюродный внук Надежды Александровны Эйлер, Александр Павлович Нахимов, Надежда Владимировна Деверилина на том же месте в 2012г.
Когда я предъявил Павлу Юрьевичу фото 1912 г., то неожиданно обнаружилось, что прабабушка у него Христина Яковлевна Эйлер, а сама Надежда Александровна приходится ему двоюродной бабушкой. Т.о., мы, отнюдь не случайно разместились на месте, которое выбрали в своё время наши предки.
Навещали подруги бабушку и в её квартире в центре Москвы в доме 3 по Куйбышевскому проезду (Богоявленскому пер.) в супер коммуналке, где каждая из 30 квартир представляла из себя квадратную комнату со сводчатым потолком под 5 м. и площадью в 45 кв.м. В прошлом это были лавки торгового дома, приспособленные после революции под жильё.
Когда я заставал бабушку в их обществе, гости отвечали на мои приветствия, затем пристально меня осматривали и вступали в оживлённую беседу уже на французском.
Мальчика, появившегося на свет в 1904 г. и чьим отцом являлся Сергей Николаевич, взяли в дом и приставили добрую няню. Иначе и не могло быть в традиции Нахимовых. Ему дали начальное образование, столяр Лавр Егорович приставил Диму к верстаку и обучил основным приёмам столярного ремесла. Ученик оказался смышлёный, и опытный мастер подарит ему набор самых необходимых инструментов и принадлежностей, которые послужат тому в течение многих лет.
К десяти годам Дима освоил игру на гитаре и мог вполне сносно исполнить тот или иной популярный в то время романс.
Летом 1912 г. в Волочек на своём кабриолете прикатил Петрик Волков-Муромцев. Это был первый в Вяземском уезде автомобиль. Сохранилась фотография, где мальчик лет восьми разглядывает необычную самодвижущуюся коляску. Когда я в детстве очередной раз натыкался в альбоме на неё и спрашивал у бабушки о мальчике, то всякий раз слышал короткое: “так, жил при доме мальчик…”.
У самой моей бабушки, законной жены Сергея Николаевича, родилось четверо детишек: Владимир ‒ 1906 г., Михаил ‒ 1911 г., Павел ‒ 1913 г. и Анастасия ‒ 1915 г. Владимир скончается годовалым, по недосмотру няни он упал и повредил себе жизненно важные органы. Михаил скончается в 1822 г. от воспаления почек после прививки.
Завершив учёбу в Петровском институте, Сергей возвращается в родной дом в Волочке, с самими решительными планами. Они с матерью приобретают швейцарских молочно-мясных коров Симментал и породистых лошадей. Возможно, бурёнки и быки из Нахимовской экономии при Волчке послужили основой знаменитой в последствии Сычёвской породе.
С октября 1911 г. отставной флотский унтер-офицер Сергей Николаевич Нахимов на учебных сборах в 1-й гренадёрской артбригаде, через год в чине прапорщика отправлен в запас.
20.07.2014 г. по мобилизации зачислен в 3-ю Сибирскую артбригаду, размещавшуюся в Польше.
Первая мировая, короткое свидание в Варшаве. Ноябрь 1917 г.
Переживая за супруга, Мария Владимировна навещает его в Варшаве.
Под новый 1915 г. дед получает отпуск и появляется в Волочке, Рождество, как напишет в своей книге «От Вязьмы до Феодосии» участник белой гвардии эмигрант Н.В.Волков-Муромцев, Нахимовы отметили на балу в Хмелите. С братом Николаем дед заедет в гости в село Липецы к Н.А.Хомякову, бывшему председателю Государственной Думы III созыва.
В Липецах в гостях у Н.А.Хомякова на побывке с фронта поручик С.Н.Нахимов на рождество 1915 г.
Ольга Викторовна навсегда покидает Волочек, вместе со старшим сыном Николаем уезжает в Петербург на Шпалерную 3.
Через девять месяцев 1 октября у Нахимовых в Волочке родилась Анастасия.
В 1915-1917 гг. дед на фронте в оборонительных боях, участвует в сражении за Экскюльское предмостное укрепление на Даугаве (Западной Двине) командиром 3 отделения тяжёлого артиллерийского дивизиона. Попал под немецкие газы. С подчинёнными и рядовыми отношения нормальные, без проблем. И когда в 1917 в частях стали создавать советы, то, если верить, тому, что сочинил Д.Гранин в «Зубре», деда избрали председателем дивизионного совета…
Награждён пятью орденами: Св. Станислава 3 и 2 степеней, Св. Анны 3 и 2 степеней, Св. Владимира 4 ст. Произведён в подпоручики, поручики, штабс-капитаны.
12.04.1919 г. командир1-й батареи 3-го отдельного полевого тяжёлого артдивизиона «С» ТАОН.
01.12.1919 г. командирован в переменный состав Вышей артиллерийской школы.
С 16.11.20 г. командир 3-о дивизиона «М» ТАОН.
12.05.1921 г. убыл в распоряжение Моссовхоза.
Мария Владимировна с сыном Михаилом 1916 г.
В марте 1918 г. Марию Владимировну с тремя малолетками выселяют из усадебного дворца в пол избы, освободившийся дом национализируют и размещают там коммуну, школу и клуб. Но поскольку Нахимовы – владельцы Волочка и прилежащих земель с крестьянами никогда не конфликтовали, никаких эксцессов претерпеть бабушке с выводком не пришлось. Она вызывает себе в помощь из Москвы мать Варвару Сергеевну.
Марии Владимировне, выпускнице Смольного института, позволили даже подрабатывать преподаванием в школе для отстающих в развитии детей, и она в любую погоду без ропота преодолевала с десяток километров до своих учеников. Для пропитания себя и троих детей бабушка с матерью, урождённою княжной, возделывали огород и вставали
за плуг, когда сердобольные селяне выделяли им лошадку с упряжью для вспашки.
Варвара Сергеевна Семёнова, урождённая княжна Голицына, со своей дочерью Надеждой и гувернанткой в усадебном парке имения Бобарыкино
Семья сможет воссоединиться в Москве в 1922 г., когда Сергей Николаевич получит постоянное назначение.
18.04.1918 г. С.Н.Нахимов принят начальником отделения животноводства Наркомзёма.
15.07.1918 г. зампред Чрезвычайной комиссии по охране племенного животноводства.
Дед должен был ездить по бывшим “образцовым хозяйствам” и отыскивать ещё сохранившиеся экземпляры элитных лошадей, коров, свиней. Для защиты от возможных бандитских нападений ему был выдан наган, который он в суете не сдаст, что и приведёт его в 1930 г. в камеру Бутырок, откуда его будут извлекать Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич и сам Андрей Януарьевич Вышинский.
Дед спрятал наган в хламе в своём сарае, наивно думая, что кроме него никто его не обнаружит. Но местная шпана была настойчива в своих розысках чего-нибудь ценного, наган нашла и моментально попалась… Но это случиться позже, в 1928 г .
По инициативе Владимира Дмитриевича, поддержанной самим Владимиром Ильичом, под Москвой в Болшеве на базе бывшего частного имения «Мальцево ‒ Бродово» создавалось первое образцовое сельское Социалистическое хозяйство. Деду была предложена должность главного животновода.
Вот только теперь он сможет забрать свою семью из Волочка. Супруга и трое детей разместятся в постройках при совхозе, здесь же оказалась и средняя школа. Судьбу прабабушки Варвары Сергеевны проследить не удалось.
В 1927 г. решили приобрести своё жильё, десятью км. ближе к Москве по Северной ж.д. между станциями «Лосиноостровской» и «Лось». Там жилищный кооператив возводил двухэтажные 4-х квартирные дома. На квартиру в 45 кв. м. ушло почти всё столовое серебро, что ещё оставалось после революционных потрясений и утрат при переездах. В 1929 г. въезд в новую квартиру состоялся.
Совхоз «Лесные поляны» П.А.Буланже и С.Н.Нахимов справа. 1923 г.
Семья Нахимовых на крыльце своей квартиры в подмосковном Лосино-островском. Анастасия, Мария Владимировна, Сергей Николаевич, Павел. 1929 г.
В 1932 г. Сергей Николаевич будет переведён на службу в Наркомзем, размещавшийся в новом здании А.Щусева на Садово-Спасской.
Сын Павел избирает профессию электроэнергетика, поступает в МИИТ, проходит практику на Земо-Авчальской ГЭС в Грузии и поступает на работу в одну из тяговых подстанций Московского метрополитена. Там знакомиться со сменным электромонтёром Анастасией Ивановной Бурченковой из крестьян Тульской губернии, выпускницей технического училища
Анастасия Ивановна Бурченкова и Павел Сергеевич Нахимов. Середина 30-х.
. В 1934 г. они образуют семью, проживали в Тарасовке, а затем на ст. Лось. Дочь Елена 1937 г. и сын Александр 1939 г. ‒ автор настоящего очерка. Дед Сергей Николаевич не дождётся всего месяц до появления своего внука Александра, покинув этот мир в 55 лет. Видимо, сказались фронтовые контузии и германские отравляющие газы.
В апреле 1941 г. отец Павел Сергеевич Нахимов был призван на сборы для подготов-ки по программе лейтенанта запаса. Военком, как рассказывала мать, колебался: двое малых детей, метрополитеновская бронь…, но отец посчитал, что офицером в армии он принесёт отечеству больше пользы, тем более что он никогда не забывал своё дворянское происхождение, нередко определявшего его поступки…
Мать, не удовольствовавшись частыми письмами, со мной двухгодовалым решила навестить супруга и отправилась на поезде в приграничный Гродно. Предвоенные тучи сгущались и, пробыв в Гродно неделю, она вынуждена была срочно возвратиться в Москву.
Павел Сергеевич Нахимов успешно прошёл курс подготовки командира взвода дивизионной связи и получил чин младшего лейтенанта с зачислением в кадровый состав 84 стрелковой дивизии.
Белостокский выступ подвергся нападению фашистов на утро 22 июня в числе первых, и стал роковым для 84 СД. В образовавшемся котле дивизия перестала существовать.
В квартиру № 1 по Ульяновской улице подмосковного г. Бабушкина в конце июля 1941 г. придёт извещение о пропавшем без вести Павле Сергеевиче Нахимове.
Мать Анастасия Ивановна с двумя детьми осталась совершенно одна. Бабушка с семьёй дочери последует в Куйбышев, куда эвакуировали авиационный завод зятя из подмосковного Долгопрудного…
На время своих дежурств на подстанции Московского метрополитена мать просила присматривать за мной с сестрой соседей. Но так долго продолжаться не могло, и мать вынуждено оставила службу. К тому же я часто простужался, и присутствие матери меня просто спасло… Теперь трудно представить, как мы смогли выжить? Но в такой ситуации тогда оказались многие семьи, которым часто было ещё тяжелей! У нас при доме были участки по 4 сотки, что явилось решающим подспорьем. Помню, картошки нам хватало до следующего лета, но в трескучие морозы 1941 г. (доходило до -40º С) высаженные ещё дедом Сергеем яблоньки, сливы и ягодные кусты вымерзли.