Порт – Артур продолжал сражаться. Для усиления обороны крепости с кораблей эскадры были сняты орудия, которые использовались теперь на суше. Стоял октябрь 1904 года. В штаб Отряда кораблей эскадры был вызван мичман Дмитриев Валериан Иванович.
Предстать перед контр – адмиралом Р. Виреном, отличавшемся особой строгостью и требовательностью к подчинённым, означало быть замеченным в какой -то провинности, либо получить важное задание, от выполнения которого зависело многое.
Так что же всё – таки крылось за этим вызовом: терялся в догадках молодой мичман. Контр – адмирал встретил Дмитриева приветливо, расспросил о службе на «Ретвизане». Становилось ясно: предстоит какое – то дело.
«Вам, Валериан Иванович, поручается совершить ночной набег в бухту Токау, где по нашим сведениям ожидается появление японского броненосца «Чин – Иен». Возьмёте с корабля минный катер № — 2, отберёте команду охотников и всё нужное. Продумайте тщательно Ваши действия. Понимаю, задача не из лёгких. Вопросы будут?» — закончил контр – адмирал.
« Никак нет. Есть выполнять задачу!» — чётко ответил В. Дмитриев.
Возвращаясь из штаба, мичман уже представил всю сложность поставленного задания: на «самоваре», так моряки окрестили минные паровые катера за постоянно пышущие жаром котлы и обилие надраенной меди, идти ночью незамеченными по морю со снующими по нему вражескими кораблями. Эх! Была, не была!
Вскоре подготовили катер, охотниками вызвалась вся его прислуга – 10 человек, к ним присоединился прапорщик В. Морозов с крейсера «Паллада». Вооружились винтовками, ручными гранатами и абордажным оружием. На самом катере — только один продольный носовой минный аппарат, к тому же, неповоротный, поэтому прицеливаться нужно самим судном. Запасных мин не имелось. В рубку прихватили подрывные патроны со вставленными запалами на случай подрыва катера, а также три жестянки, наполненные горючим веществом, если катер вдруг обнаружат, то они полетят за борт и загорятся, создавая дымовую завесу.
Осложняло действия смельчаков ещё одно обстоятельство: при большой скорости из трубы катера валили пламя и искры, что демаскировало его движение ночью, поэтому надо было идти малым ходом.
Миновав свои посты выхода в море, катер растворился в ночной темноте. С Крестовой горы прожекторный луч прощупывал окружающую водную гладь. Мичман Дмитриев решил зайти в бухту с другой стороны, правда, приходилось делать большой крюк, однако, так было безопаснее, там не ожидалось появление японских кораблей.
Прошли почти 13 миль от Порт – Артура, когда в темноте ночи на пересечении курса возникли силуэты трёх 4 – х трубных миноносцев. Возникла угроза обнаружения, так как лучи прожекторов с кораблей прощупывали водное пространство вокруг них. Надо действовать незамедлительно, подумал В. Дмитриев. Катеру удалось незамеченным приблизиться на расстояние 35 метров к среднему миноносцу. Прозвучала команда «Пли!» Затем — вспышка и тяжёлый всплеск мины, которая пошла на цель.
Через какое – то время на катере увидели, как у миноносца позади машинного отделения поднялся громадный столб воды, у него погнулись трубы и мачты.
«Самый полный!» — прокричал мичман в машинное отделение, и катер, минуя подбитый и последний в ряду миноносец, чудом проскочил между ними. Только из трубы вырвался предательский факел, но его тут же заткнули полушубками и фуражками, ругая на чём свет стоит, кочегаров. Когда катер ушёл за пределы дальности прожекторов, все вздохнули с облегчением. Спустя пять часов он вернулся в Порт – Артур.
На следующий день, на рассвете, штаб крепости сообщал о увиденном наблюдателями форта № — 1 прибытии в бухту Лунвантан двух японских миноносцев, буксировавших третий, почти затонувший. Очевидно, японцы посчитали подрыв этого миноносца на мине, так как усиленно потом проводили траление на месте появления минного катера.
За доблестное поведение и храбрость при атаке неприятельского миноносца мичману В. Дмитриеву был пожалован орден Святого Георгия 4 – й степени, а всей команде минного катера – знаки отличия Военного Ордена 4 – й степени.
23 ноября В. Дмитриев повторил ещё одну попытку проникновения в бухту Тонкау, но его катер наткнулся на сторожевые корабли. Не смотря на то, что ему удалось подойти вплотную к световой преграде прожекторов, выпустить по силуэту мину, в цель она не попала.
Позднее, в бухте Белый Волк катер участвовал в отражении атак на броненосец «Севастополь». После падения Порт – Артура этому минному катеру под командованием лейтенанта Волкова удалось прорваться в Чифу. Он получил название «Ретвизанчик», и ещё служил в порту Владивостока, только в 1922 году затонул во время шторма.
В. И. Дмитриев (1880 – 1965) дослужился до кавторанга, командовал разными кораблями, окончил Отряд Подводного плавания, став подводником. Под его командой были лодки «Сиг» и «Кайман». После революции эмигрировал, и где – то в Англии затерялись его следы.
Примечательно, что его младшей сестрой была Елизавета Дмитриева, публиковавшая свои стихи под псевдонимом «Черубина де Габриак».
Примечание: «авантюрой» в Порт – Артуре называли выходы в море русских катеров для атаки японских кораблей.
28 сентября 2023 г . Вячеслав Прытков.