Продолжая публикацию материалов из общей серии «Адмиралы правят миром», сегодня ведем речь об адмиралах, которые открыли для человечества материки и новые земли, первыми осваивали океаны и моря. И это тоже своеобразное правление миром.
Адмиралы – первооткрыватели земель и исследователи океанов
Христофор Колумб — адмирал Моря-Океана
Действительно, Христофор Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Он положил начало исследованию Южной и Центральной Америки. Он открыл все Большие Антильские острова — центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова (от Доминики до Виргинских островов включительно), а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.
Христофор Колумб (1451-1506) — испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку, благодаря снаряжению экспедиций Католическими королями.
Но первооткрывателем Америки Колумба можно назвать с оговорками, ведь ещё в Средние века на территории Северной Америки бывали европейцы в лице исландских викингов. Поскольку за пределами Скандинавии сведений об этих походах не было, именно экспедиции Колумба впервые сделали сведения о землях на западе всеобщим достоянием и положили начало колонизации Америки европейцами.
Колумб родился в Генуе. Все его молодые годы прошли в морских плаваниях и, по-видимому, он доплыл до Исландии или Ирландии и спускался до Гвинейского залива Африки. Уже зрелым и полным сил моряком он приехал в Португалию, куда со всех сторон стекались моряки всех стран и народностей. В Португалии он впервые выступил со своим планом переплыть Атлантический океан и достигнуть Азии, плывя на запад.
Больше 5 лет провел он в Португалии, одно время жил на Азорских островах, не один год потратил на попытки убедить португальское правительство дать ему средства и снарядить морскую экспедицию в Индию. Впервые попытки Колумба вызвать снаряжение экспедиции на запад проявились в конце 1470-х и в самом начале 1480-х годов; до 1484 г. он время от времени возвращался к этой идее. Наконец, он бежал в Испанию и начал такие же переговоры с кастильским двором. Опять прошло несколько лет; после долгих неудач, отказов, споров и изучения вопроса — и в смысле материальных выгод и научно-теологической возможности предприятия.
В 1492 году Колумб получил, наконец, возможность снарядить три каравеллы. 30 апреля 1492 года королевская чета Испании жалует Колумбу и его наследникам титул «дон» (то есть делают его дворянином) и подтверждает, что, в случае удачи заокеанского проекта, он будет Адмиралом Моря-Океана и вице-королём всех земель, которые он откроет или приобретёт, и сможет передать эти титулы по наследству.
Всего Колумб совершил 4 плавания к Америке: первое 2 августа 1492 — 15 марта 1493; второе 25 сентября 1493 — 11 июня 1496; третье 30 мая 1498 — 25 ноября 1500; четвёртое 9 мая 1502 — ноябрь 1504.
Сам Колумб и умер в полной уверенности, что открыл только новый путь в давно известную Индию, и в полном неведении того, что сделал. Прошло почти 30-40 лет после его смерти, когда мысль о существовании нового континента между Европой и Азией проникла в сознание современников; можно сказать, что среди ученых эта мысль явилась исключительно господствующей к концу 1530-х годов, но до конца столетия и даже в ХVII веке Америка считалась соединенной с Азией.
13 сентября 1492 года Колумб первым в мире открыл магнитное склонение. Но это открытие проникло в общее сознание лишь в середине ХVI столетия.
Но как случилось, что новооткрытый континент Земли назвали именем совсем другого мореплавателя? Справедливо ли это? Многие считали и сейчас считают, что это «историческая ошибка».
Америго Веспуччи
Да, этот континент был назван в честь Америго Веспуччи. Но тоже славного мореплавателя, действительно много сделавшего для настоящего открытия Америки. И, если Колумб, совсем не догадываясь о своем открытии, был первым европейцем, который побывал в Центральной Америке, то Веспуччи открыл и исследовал всю Южную Америку. Более того, именно он первым сделал вывод, что Америка – это не Индия, а самостоятельная часть света. Поэтому, может быть, и не стоит вести речь об ошибке в названии этого континента.
Америго Веспуччи (1454-1512) — флорентийский (итальянский) мореплаватель, в честь которого названа Америка, адмирал
Васко да Гама – адмирал Индийского океана
Пять веков тому назад Лиссабон был центром морских путешествий. Португальские мореходы осваивали путь вдоль Африки на юг. В 1487 году экспедиция под руководством знаменитого португальского мореплавателя Бартоломео Диаша открыла южную оконечность Африки – мыс Доброй Надежды (считали, что это открытие может повести за собой отыскание морского пути в Индию). Реализовать этот план было суждено Васко да Гаме. Он стал первым европейцем, совершившим морское путешествие из Атлантики в Индию 20 мая 1498 года его экспедиция достигла юго-западного берега Индии.
Васко да Гама (1469 -1524) –португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии, 2-й Вице-король Индии (в 1524 году).
Вернувшись в Португалию в сентябре 1499 года, Васко да Гама был встречен с большим почётом, получил крупную денежную награду и титул «Адмирал Индийского Океана», а также в 1519 году получил титул графа Видигейра (провинция в Португалии).
Прибытие Васко да Гама в Индию в 1498 году
Позже Васко да Гама ещё дважды был в Индии. Умер в Кочине (Индия). Его прах был перевезён в Португалию. В 1998 году широко отмечалось 500-летие первого путешествия Васко да Гама. В связи с этим в устье реки Тежу (Лиссабон) был торжественно открыт самый длинный в Европе мост, названный в честь «Адмирала Индийского океана».
Мост Васко да Гама в Лиссабоне
Фернан Магеллан – адмирал, открывший Тихий океан
Да, адмиралы открывали новые земли и новые страны, прокладывали пути в неизведанные моря и океаны, осваивали для своих государств и для всего мира новые территории и их богатства. Но это не были просто спокойные морские путешествия. Это были неизведанные плавания насыщенные повседневным риском и неимоверными трудностями и лишениями. Некоторые из них заканчивались трагически: гибли корабли, их экипажи и сами адмиралы. Так случилось и со знаменитым испанским мореплавателем Фернаном Магелланом, которому выпала миссия возглавить первое в мире кругосветное путешествие и первому проложить путь из Атлантики в Тихий океан. И ради этого он пожертвовал своей жизнью.
Фернан (Фернандо) Магеллан (ок. 1480-1521) — испанский мореплаватель, по происхождению португалец. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий
Фернан Магеллан был одним из опытнейших моряков своего времени, закаленный в дальних морских плаваниях и военных сражениях. В 1505—1512 гг. он участвовал в португальских экспедициях в Индийский океан, дважды доходил до Малакки (Малайзии) — в 1509 и 1511 гг. Разработал проект плавания западным путем к Молукским островам (Малайский архипелаг в Индонезии), но он был отклонен португальским королем в связи с тем, что экспедицией Васко да Гама был открыт более близкий восточный путь.
Однако в 1517 году этот проект был все же принят, но уже испанским королем. И 20 сентября 1519 г. флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с капитан-генералом (высшее звание во флоте Испании) Фернаном Магелланом вышла из порта Сан-Лукар-де-Барамеза (устье реки Гвадалквивир). Она шла на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 г. конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа «Южное море» (на самом деле, это была только часть Тихого океана). При этом Магеллану был дарован титул аделантадо (в колониальной Испании — это титул конкистадора, который направлялся королём на исследование и завоевание земель, лежащих за пределами испанских владений).
Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 г. они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию. В сентябре 1520 г. экспедиция на четырех кораблях (один погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 г. достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя — Магеллана. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжелым. Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, — как сообщал один из участников плавания, — мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трех месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла.
Весной 1521 г. Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Осуществив свое путешествие и открыв Тихий океан, Магеллан, по сути, совершил подвиг во имя человечества.
Френсис Дрейк – английский мореплаватель, пират, адмирал-победитель
Легендарный Фрэнсис Дрейк. Если коротко охарактеризовать этого человека, то его судьба весьма необычна. В юношестве он стал капитаном корабля, а впоследствии удачливым морским пиратом. Затем он стал мореплавателем и совершил второе кругосветное плавание после Фернана Магеллана. И после всего этого он был произведен в адмиралы и разгромил испанскую Непобедимую Армаду.
Френсис Дрейк (1540-1596) — английский мореплаватель, вице-адмирал с 1588 года
Корабль был первым домом, который помнил Дрейк. В двенадцать лет он стал юнгой. С 1567 года Дрейк принимал участие в морских экспедициях в Вест-Индию, где англичане нападали на испанские корабли и колонии. Он обрел славу смельчака, знающего путь к незащищенным испанским владениям.
С 1577 по 1580 годы Дрейк совершает второе в мире кругосветное плавание и еще больше укрепляет славу знаменитого английского моряка. При этом он впервые обследовал западное побережье Северной Америки вплоть до 48° северной широты. Его именем был назван пролив между островами Огненная Земля и Южными Шетландскими островами, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Эта экспедиция принесла большой успех. Прибыль от похода была просто невиданной – более полумиллиона фунтов стерлингов. Это равнялось 2-х годовому бюджету всего государства. Прямо на борту корабля Дрейк был посвящён в рыцари — это был беспрецедентный случай, которому нет больше аналогов в истории.
В 1585—1586 годах сэр Фрэнсис Дрейк снова командовал английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии. В 1588 году сэр Фрэнсис стал одним из авторов полного разгрома испанского флота — Непобедимой Армады. В Гравелинском сражении, благодаря умелым действиям Дрейка, англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника. Это было зенитом славы Дрейка.
1596 год адмирал встретил, находясь в плавании к берегам Америки. Здесь он заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину-рыцарю. На рассвете 28 января 1596 года адмирала не стало. Тело сэра Фрэнсиса Дрейка в свинцовом гробу с воинскими почестями опустили в море и отправили в вечное плавание.
Памятник Френсису Дрейку в Плимуте (Англия)
Абель Тасман — «Колумб Австралии»
Абель Янсзон Тасман (1603 – 1659) — голландский мореплаватель, исследователь и купец, командор
Голландский мореплаватель Абель Тасман получил мировое признание за возглавляемые им морские походы в 1642—1644 годах в южной части Тихого океана. Он первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии, Тонга и Фиджи. Собранные во время его экспедиций данные помогли доказать тот факт, что Австралия является отдельным континентом. После возвращения экспедиции в Батавию Тасману был присвоен чин командора и поднято жалование, а сам он назначен членом Юридического совета Батавии (латинское название Нидерландов). Имя мореплавателя носит остров Тасмания и Тасманово море.
Командор Джеймс Кук – самый знаменитый из британских мореплавателей
Джеймс Кук (1728 — 1779) — английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, командор (1771). Портрет Натаниэла Дэнс-Холланда (ок. 1775). Национальный морской музей. Лондон
Он возглавлял три экспедиции по исследованию Мирового океана, все были кругосветными (1768-1771, 1772-1775, 1776-1779). Во время этих экспедиций совершил ряд географических открытий. Обследовал и нанёс на карту малоизвестные и редко посещаемые до него части Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Благодаря тому вниманию, которое Кук уделял картографии, многие из составленных им карт по своей точности и аккуратности не имели аналогов на протяжении многих десятилетий и служили мореплавателям вплоть до второй половины XIX века.
первая, вторая и третья экспедиции Кука
Во время третьего кругосветного плавания в 1776 году были открыты Гавайские острова в Тихом океане.
Статуя Джеймса Кука, Ваимиа, остров Кауаи (Гавайские острова)
Третьей экспедиции суждено было стать последней в жизни мореплавателя: при вторичном посещении Гавайев он был убит в стычке с островитянами. Имя Кука носят залив у южных берегов Аляски, острова в Тихом океане, пролив между Северным и Южным островами Новой Зеландии, гора на Южном острове этой страны.
Командор Лаперуз Жан Франсуа – самый знаменитый мореплаватель XVIII века
Жан Франсуа де Гало, граф де Лаперуз (1741–1788) — французский мореплаватель, командор
Лаперуз руководил кругосветной экспедицией, открыл на Дальнем Востоке пролив, названный его именем. Он стал одним из очень немногих иностранцев, чье имя можно увидеть на географической карте современной России.
В 1785 году военно-морской министр Франции маркиз де Кастри и лично король Людовик XVI предложили уже известному офицеру Лаперузу возглавить кругосветную морскую экспедицию, целью которой стало бы упорядочивание открытий, сделанных Джеймсом Куком в Тихом океане.
Интересно, что одним из претендентов, стремившихся попасть в состав экспедиции Лаперуза, был будущий император Франции шестнадцатилетний Наполеон Бонапарт, который в тот момент хотел связать свою жизнь с мореплаванием. Наполеон входил в предварительный список участников экспедиции, но, в конце концов, его кандидатура была отвергнута.
Экспедиция отправилась из Бреста 1 августа 1785 года. Лаперуз первым из европейцев прошел проливом между островом Сахалин и японским островом Хоккайдо, ныне носящим его имя (пролив Лаперуза). Команда Лаперуза высадилась на Камчатке. В Петропавловске Лаперуз получил депешу из Франции, в которой сообщалось, что он возведен в ранг командира эскадры (командора).
Лаперуз покинул Камчатку 29 сентября 1787 года и отправился к островам Мореплавателей (сегодня – острова Самоа). На одном из островов французы подверглись нападению дикарей, которые убили капитана судна «Астролябии» и 11 матросов, большинство членов экипажа этого фрегата было тяжело ранено. После этого инцидента команда Лаперуза побывала еще на нескольких островах. Последнее письмо, которое Лаперуз отправил во Францию, находясь в заливе Ботани, расположенном у восточного берега Австралии, датировано 7 февраля 1788 года. С этого момента следы экспедиции теряются. Вплоть до 1826 года ее судьба оставалась неизвестной.
Статуя Лаперуза в Альби (город, где родился Лаперуз)
Во Франции все, включая короля, живо интересовались судьбой Лаперуза. Исчезновение его экспедиции глубоко взволновало всех, кто так или иначе был связан с ней или испытывал чувство уважения к французскому мореплавателю. На поиски отправлялось несколько экспедиций, два фрегата под командованием адмирала Дантрекасто. Хотя его команде удалось сделать новые исследовательские открытия, главная цель экспедиции так и не была достигнута. В 1825 году на поиски экспедиции отправился капитан Дюмон д’Юрвиль. В 1826 году у острова Ваникоро (Соломоновы острова) удалось обнаружить якоря судна «Астролябии» из отряда Лаперуза, а некоторое время спустя – и колокол с фрегата «Буссоль». В 1964 году научная экспедиция во главе с вулканологом Гаруном Тазиевым (Болгария) записала передававшиеся из поколения в поколение рассказы островитян о гибели экспедиции Лаперуза. Из них следовало, что часть команд спаслась, а четверо матросов прожили достаточно долго и умерли в 1825 году. В мае 2005 года был окончательно идентифицирован найденный среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков секстант, на одной из планок которого удалось прочитать выгравированную надпись «Mercier». Согласно инвентарной описи «Буссоли», на её борту находился взятый из Королевской военно-морской Академии секстант, изготовленный «господином Мерсье».