Идея воздушных десантов пришла в головы военным между Первой и Второй мировыми войнами, и такие войска были созданы сразу в нескольких странах. СССР стал одним из мировых лидеров по развитию ВДВ. Первый отряд, специально предназначенный для десантирования по воздуху, был создан в Ленинградском военном округе в 1931 году (а первый раз отряд десантников и снаряжение для него сбросили с парашютами 2 августа 1930 года — эта дата и сегодня отмечается, в том числе в Беларуси, как день ВДВ). К середине 1930-х годов на учениях советскими военными отрабатывалась выброска уже тысяч парашютистов одновременно.
Цели и средства
ВДВ являются отдельным родом войск в составе ВС РФ, в задачи которых входит охват противника по воздуху и выполнение задач в его тылу по нарушению управления войсками, захват и уничтожение наземных элементов высокоточного оружия, срыв выдвижения и развёртывания резервов, нарушение работы тыла и коммуникаций, а также прикрытие отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокирование и уничтожение высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения иных задач.
Вопрос о вооружении у десантников назрел давно, ещё со времён Афганистана и чеченских кампаний. Практически вся боевая техника десантных войск была ориентирована на возможность её десантирования парашютным способом, где вес играл значение в ущерб бронированию и калибру. Боевая машина десанта весит около семи тонн, а боевая машина пехоты в два раза больше, свыше тринадцати тонн, что делает БМП более защищённой в бою. Максимальный калибр артиллерийских установок ВДВ ограничен 122-мм, в то время как армейская артиллерия располагает орудиями калибра 152-мм, которые более дальнобойны и результативны.
Это самые высокомобильные наши войска, что обеспечивается возможностью осуществления десантирования бойцов и их боевой техники парашютным способом, а также посадочным способом. Вот только по поводу ставки на десантирование при помощи парашютов имеются очень серьёзные сомнения, и давно. Если абстрагироваться от эффектных военных учений, то успешных реальных десантных операций за всю новейшую историю было кот наплакал.
Первой и самой успешной была стратегическая операция «Меркурий», осуществлённая Вермахтом с 20 по 31 мая 1941 года по захвату средиземноморского острова Крит. Она, в целом, прошла успешно, поскольку контроль над островом по итогу был установлен, но стоила немецким воздушным десантникам очень серьёзных потерь, поскольку они были вынуждены с лёгкими вооружениями атаковать хорошо укреплённую оборону англичан. Возможной Критская операция в принципе оказалась лишь благодаря господству Люфтваффе в воздухе и его активной авиационной поддержке своим парашютистам.
Примечательно, что уже тогда, в 1941 году, после анализа произошедшего в ходе операции «Меркурий» Гитлер сделал следующее заявление главе германских парашютно-десантных войск генералу Курту Штуденту:
-Время парашютистов прошло, генерал Штудент.
В результате Берлин запретил использование своих воздушно-десантных сил в крупных стратегических операциях во избежание серьёзных потерь в личном составе наиболее подготовленных и мобильных войск. Поэтому следующий запланированный немецкий десант на Мальту не состоялся.
В 1942 и 1943 годах уже советские воздушно-десантные войска предприняли две наступательные операции, Вяземскую и Днепровскую. Результаты первой оказались не вполне однозначными из-за активного противодействия со стороны немцев, вторая закончилась неудачей и обернулась тяжёлыми потерями среди наших парашютистов. Также провалом закончилась десантная операция Market Garden, произведённая в 1944 году нашими временными союзниками в Голландии.
После завершения Великой Отечественной войны советская армия произвела две крупные воздушно-десантные операции. Первая была осуществлена 21 августа 1968 года в ходе операции «Дунай», когда подразделения и части сразу двух воздушно-десантных дивизий были высажены в Праге посадочным способом. Вторая – в 1979 году при переброске ВДВ в Афганистан, также посадочным способом. Активное противодействие им при этом не оказывалось.
Даже столь поверхностный обзор наводит на определённые умозаключения. В следующий раз ВДВ пришлось повоевать на Украине, причём с обеих сторон конфликта.
От АТО к СВО
Следует учитывать, что украинские ВДВ растут из советских Воздушно-десантных войск, но очень сильно оторвались от своих корней. Буквально с самого начала своей «незалежности», в 1992 году, Киев переименовал ВДВ в Аэромобильные войска Сухопутных войск Вооружённых сил Украины.
Но десантники, воспитанные ещё в СССР, продолжали носить эмблему ВДВ. В 2012-м они были переименованы в Высокомобильные десантные войска Вооружённых сил Украины.
Эти части и подразделения самыми первыми, задолго до Майдана и СВО, начали привлекаться к совместным учениям со странами Североатлантического альянса. Именно там начали внедряться пресловутые натовские стандарты под лозунгом необходимости отказаться от «совка». Однако вооружены они по-прежнему были техникой советского производства, что негативно сказалось на их возможностях после начала так называемой АТО на Донбассе.
Легкобронированные БМД, «Ноны», БТРы и МТЛБ не выдерживали реалий боевых действий в условиях городских агломераций, что обусловило тяжёлые потери в людях и бронетехнике. Уже тогда украинское командование приняло решение начать заменять буксируемые гаубицы Д-30 на самоходные САУ 2С1 «Гвоздика». «Крылатая пехота» противника получила более длинную руку в виде РСЗО БМ-21 «Град», а также пересела на танки Т-80БВ.
Таким образом, в отсутствие необходимости и возможности проводить воздушные десанты украинская десантура превратилась в элитные ударные общевойсковые соединения. В 2017-2018 годах режим Порошенко оформил эту трансформацию, переименовав Воздушно-десантные войска ВСУ в Десантно-штурмовые. Они получили собственное командование и соответствующий комплект частей — связи, разведки, боевого и тылового обеспечения, огневой поддержки и логистики.
Для того чтобы ещё более символически оторвать их от российских, голубые береты были заменены на натовские темно-бордовые, а советскую эмблему ВДВ сменил знак, куда более соответствующий западной геральдике. День десантника в Незалежной был перенесён со 2 августа на 21 ноября.
После начала российской СВО украинские десантники использовались Киевом в качестве наиболее подготовленной и мотивированной штурмовой пехоты. При этом очень быстро произошёл отказ от оставшихся легкобронированных БМД-1, БМД-2 и БТРД. Для того чтобы максимально эффективно использовать потенциал приземлённой «крылатой пехоты» в ходе контрнаступления 2023 года, Генштаб ВСУ создал 82-ю десантно-штурмовую бригаду, пересадив ею на британские тяжёлые танки Challenger 2, американские БТР Stryker, германские БМП Marder и придав им американские 105-мм буксируемые гаубицы М-119.
В общем и целом, примерно этим же путём идут сейчас и российские ВДВ. Единственная десантная операция, которая была произведена в ходе спецоперации, это захват аэродрома в Гостомеле. При этом десантирование осуществлялось не парашютным, а посадочным способом с вертолётов. Несмотря на общий отрицательный результат «киевской конфузии», бойцы ВДВ РФ показали свой профессионализм и стойкость, сражаясь в окружении с численно многократно превосходящим противником, использующим тяжёлые вооружения.
При этом огромную долю убитых, около _ человек, составили представители элитных частей: спецназа, лётчиков, морпехов, воздушных десантников. Одних только военнослужащих ВДВ погибло около _ человек — то есть к их числу относится каждый тринадцатый убитый.
Похоже, это не случайно — с момента своего создания огромные воздушно-десантные войска СССР большую часть времени выполняли работу, к которой были неприспособлены, и часто несли значительные потери, готовность выполнять боевые задачи, которые никто, кроме них, осуществить не способен.
Однако технический прогресс в средствах ведения войны ставит перед ними новые вызовы, вплоть до вопроса о формате дальнейшего существования «крылатой пехоты».
По всей видимости, больше крупных воздушно-десантных операций в зоне СВО мы не увидим. Самолёты ВТА Ил-76 представляют собой лёгкую мишень для вражеских ЗРК, ПЗРК и истребительной авиации и просто не смогут добраться до района сброса. Максимум, на что можно реально рассчитывать, это тактические операции с использованием вертолётов по захвату каких-то объектов вроде мостов или плацдармов на правом берегу Днепра при условии соответствующей подготовки на уровне общевойсковой операции.
«Самолётов военно-транспортной авиации, способных к десантированию парашютистов ВДВ. немного. В составе ВКС насчитывается около 120 Ил-76 (ещё около ста находится на консервации). Если вспомнить учения 2021 года в Крыму, когда было десантировано почти 2,5 тысяч человек, где с самолётов совершили массовые прыжки десантники, то в них было задействовано 40-45 военно-транспортных самолётов. Если собрать в воздушную группировку все Ил-76, их хватит на десантирование двух парашютно-десантных полков со штатным комплектом вооружения и военной техники. Последующая высадка десанта, с возвратом самолётов на аэродромы базирования, может быть проблематичной из-за воздействия авиации и средств ПВО противника в районе боевых действий.
В реалиях СВО российские десантники, как и их украинские визави, превратились просто в хорошо подготовленную и высоко мотивированную пехоту, но наша по-прежнему вынуждена использовать характерную для ВДВ лёгкую бронетехнику, пригодную для авиа десантирования.
В связи с этим, во избежание неоправданных потерь и ради повышения эффективности их боевых действий, нашу приземлённую «крылатую пехоту» требуется перевооружить по штату мотострелков, снабдив их танками Т-90 и Т-80, САУ «Коалиция-СВ» и «МСТА-СМ2», РСЗО «Ураган», «Смерч» и «Торнадо-С» и буксируемыми крупнокалиберными гаубицами и миномётами. Что касается парашютистов, то как дань традиции их можно сохранить некоторое количество, но не более того.
Пока же, раз у российского командования нет идей, куда совершать массовые парашютные десанты, ВДВ используют так же, как и всегда с сороковых годов — в качестве более-менее подготовленной пехоты с лучшим обучением и худшим вооружением, чем у обычных мотострелковых частей. В таких условиях огромные потери десантников на войне в Украине вполне объяснимы. При всём качестве элитной подготовки лёгкая пехота, которой по сути и является ВДВ, остаётся лёгкой.
В большинстве случаев десанту парашют, по большому счету, больше не нужен. Это теперь лишний предмет.