После своего возвращения с Севера, составления отчётов и ра- портов Ф. Литке был назначен командиром строящегося на Ох- тинской верфи шлюпа «Сенявин».
Шлюп «Сенявин». Рисунок Е.В. Войшвилло.
В 1826 году по примеру прежних экспедиций два военные шлюпа «Моллер» и «Сенявин» отправлялись с грузом для Петро- павловского порта и Охотска, а также и для крейсерства в коло- ниях Российско-американской компании. Но как после трактата с Северо-Американскими Соединенными Штатами, заключённо- го к этому времени, колонии не имели уже надобности в военных судах, то командирам посылаемых шлюпов было предписано: год, назначенный для крейсерства, употребить на съёмку и обозре- ние северо-восточных берегов Азии и северо-западных Америки и на исследование части Великого океана, между теми берегами лежащей. Инструкция Адмиралтейства, впрочем, строго не пред- писывала взаимодействия между двумя кораблями. Командиры шлюпов и натуралисты экспедиции получили от Государственного Адмиралтейского Департамента подробные инструкции. В них предписывалось шлюпам: следовать вместе до Уналашки, откуда уже каждый должен был идти к местам своих работ; по окончании
гидрографических исследований соединиться в Петропавловском порте и отсюда вместе идти в Кронштадт.
«Сенявин» — трехмачтовый 300-тонный шлюп, 27,4 м. длиной, шириной 8,8 м., вооружённый 16-ю каронадами. Построен на Охтинской верфи в 1826 году. Корабельный мастер и старший
судостроитель – В.Ф. Стокке. Имя получил в честь выдающегося флотоводца адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина. «Моллер» — однотипный корабль.
В начале июня 1826 года шлюпы прибыли в Кронштадт и вооружены барками. Кроме обыкновенных запасов на три года, они были снабжены всеми средствами для сохранения здоровья экипажей; также инструментами и другими пособиями для гидрографи- ческих и учёных работ; некоторые из этих вещей предоставлялось командирам купить в Копенгагене и Лондоне.
Сверх того, находилось на шлюпе до первого прибытия на Камчатку 15 человек матросов и мастеровых, отправленных на службу в Охотский и Петропавловский порты.
Важным отличием плавания «Сенявина» от других, выполненных ранее кругосветных плаваний под российским флагом, состояло в том, что данная командиру инструкция предусматривала не
только крейсерство в колониях Российско-американской компании и доставку служивых и мастеровых людей в Охотск или на Камчатку, но и выполнение значительного круга научных наблюдений и географических исследований.
Считалось, что Ф. Литке плавал под начальством М. Станюковича, по существу же он выполнял все исследования самостоятельно и независимо от последнего. Совместной эту экспедицию
можно считать лишь по плаванию к местам исследования и возвращению в Санкт-Петербург, но и тогда корабли часто разлучались, и каждый действовал по своему усмотрению, лишь придер- живаясь инструктивных указаний о местах встречи.
Каждому из командиров кораблей были даны отдельно под- робные инструкции об их самостоятельных исследованиях. Если М. Станюковичу предписывалось описать восточное побережье Берингова моря, т.е. побережье северо-западной Америки (от Берингова пролива до крайних южных русских поселений), и исследовать восточный сектор центральной части Тихого океана, включая Гавайские и другие острова, то Ф. Литке должен был проводить исследования в западном секторе центральной части Тихого океана и на побережье Азии (от Берингова пролива до
Сахалина).
20 августа 1826 г. оба шлюпа вышли из Кронштадта в кругосветное плавание. Маршрут «Сенявина» был следующий: Аренсбург — Ко- пенгаген — Портсмут — Санта-Круз (о-в Тенерифе) — Рио-де-Жа- нейро — м. Горн — Вальпараисо – Ново-Архангельск.
В первый же день плавания Литке собрал командный состав в свою каюту и обратился к нему со следующими словами:
«…Я пригласил вас к себе, чтобы сказать несколько слов о моих взглядах на дисциплинарные взыскания… Вы знаете, что наш шлюп укомплектован отборною, лучшею во флоте командою и
что каждый наш матрос постарается служить превосходнейшим образом, вы же все прекрасно образованные и воспитанные молодые люди. Я полагаю, что ввиду столь удачного подбора личного состава команды шлюпа мы можем обойтись без применения рукоприкладства и телесных наказаний…»; «…как просвещённые, гуманные начальники, вы всегда найдёте в каждом отдельном случае для провинившихся культурные меры воздействия, кои несомненно принесут больше пользы, нежели грубые и унижающие человека наказания…».
Эти слова, которые взяты у Л.С. Берга, из его книги о столетии Всесоюзного Географического общества, ярко рисуют образ высококультурного, гуманного молодого учёного. Этой же гуманностью характеризовались и отношения Литке к первобытным народностям, с которыми он сталкивался и в Тихом океане, и на Аляске, и на северо-востоке Азии
Затем был Копенгаген, где закупили тёплую одежду и ром. Там же «Сенявин» дождался «Моллера», который покинул Россию несколько позже.
Дальше был путь через Атлантический океан, к Тенерифе — самому крупному острову в составе архипелага из семи Канарских островов.
Следующий этап пути: мыс Горн был обойдён в начале февраля уже следующего, 1827, года. Во время сильного шторма оба корабля потеряли друг друга, и, когда 18 марта «Сенявин» зашёл в бухту Вальпараисо, там уже был «Моллер».
(Продолжение следует)