СЕРГЕЙ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ (1805-1872 гг.).
Младший из пяти братьев Нахимовых также избрал для себя флотское ремесло. В 1817 г. он поступает в Морской кадетский корпус, мичман в 1820, в 1826 г. лейтенант с переводом в гвардейский экипаж, заметно поредевший после участия в мятеже 14 декабря 1825 г. Это и определило всю его дальнейшую карьеру на Балтийском флоте.
С 1830 по 1835 г. состоит адъютантом при командире Гвардейского флотского экипажа контр-адмирале Г.С.Шишмарёве, женится на его сестре А.С.Шишмарёвой.
В 1842 г. в чине капитан-лейтенанта назначен исправлять должность эконома и казначея при морском корпусе. В августе 1855 г. произведён в контр-адмиралы с назначением помощником директора Морского корпуса, в декабре 1857 г. назначен исправляющим должность директора того же корпуса. В 1861 г. назначен членом Морского генерал-аудитората, в 1864 г. произведён в вице-адмиралы, с 1867 г. член военно-морского суда. Имел двухэтажный особняк в Царском селе Парковая 14, дочь Александра и сын Павел, участвовавший лейтенантом в экспедиции контр-адмирала А.А.Попова к берегам Калифорнии в 1863 г.
В отличии от старших братьев Сергей Степанович был весьма практичный человек, контр-адмиралу, вступившему с декабря 1857 г. в исправление обязанностей Директора Морского кадетского корпуса, было не до посещения родных мест, чтобы на месте оформить вступление в наследство доставшейся ему части в имения при сельце Городок.
Он по почте уговорил соседнего помещика, отставного штаб-ротмистра В.А.Невежина, принять на себя труд присматривать за своей недвижимостью.
8.10.58 г. Сергей пишет Невежину Василию Ананьевичу: “обращаюсь к вам с покорнейшей просьбой принять на себя труд присмотреть за моим имением…. Сколько за имением числится долгу опекунскому совету, а также, какой урожай озимых и другого хлеба…‒ наказ старосте зачитать на сходке:
‒ поручить новый надзор за имением моим в сельце Городок отставному штаб-ротмистру Василию Ананьевичу Невежину.
‒ приказываю крестьянам и дворовым людям моим повиноваться во всём ему”.
Невежин вроде бы и взялся за управление его имением, но после просьбы Сергея Степановича прислать к Рождеству телёнка, бычка, колбас и побольше масла, а также поросят, как вяленных, так и свежих, обслуживать барина из Петербурга не пожелал.
Апрель 1859, Сергей Степанович пишет соседу Пётру Корниловичу Ограновичу с просьбой организовать продажу леса, поскольку помещик В.А. Невежин живёт далеко и обращается к нему как к ближайшему соседу.
Такая же волокита ожидала Сергея Степановича с имением, оставшимся от брата Павла в Вологодской губернии.
В ответ на претензии Сергея Степановича по взысканию задолженности части дохода, недополученного братом Павлом, Кадниковский уездный суд сообщает 8.11.1856 г. о деле по предоставлению свободы дворовому человеку Стрельцову Фаддею, бывшему денщику адмирала П.С.Нахимова.
У черноморцев существовала традиция давать вольную своим крепостным, сопровождавших своих бар в непростой флотской службе, устраивающих их быт на берегу и на море. Большинство офицеров заранее оформляли свою волю освободить от крепости своего преданного помощника на случай внезапной гибели.
Павел Степанович не планировал покидать свой пост в сражающемся Севастополе, поэтому оформлять Стрельцову вольную пришлось дежурному офицеру его штаба Военного губернатора Севастополя племяннику, капитану 2-го ранга Платону Васильевичу Воеводскому.
27.11.1856 г. Кадниковская уездная опека, после обращения капитана 1-го ранга С.С.Нахимова из Петербурга, вышлет 86 р. и 87 с половиной копейки в счёт погашения недополученной им суммы из доходов его героического брата. Вскоре он продаст бывшее имение Павла, и связь Нахимовых с Вологодчиной будет окончательно утрачена.
Внук вице-адмирала С.С.Нахимова Сергей Павлович Нахимов окажется последним в нашем роде, служившим в Российском Императорском флоте, начинавший свою службу во флоте на броненосце «Синоп» на Чёрном море… Супругой его стала фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны Мария Ивановна Малышева, соседка по Царско-сельской даче по Парковой 14, принадлежавшей деду вице-адмиралу Сергею Степановичу Нахимову. В 1907 г. молодая пара приезжала в Волочек, сохранилась их совместная с моими предками фотография.
В начале 90-х прошлого века, когда Российское дворянское собрание ещё оставалось в особняке в малом Знаменском переулке, меня нашла Татьяна Юрьевна Попова из дворян Тепловых, дама средних лет, педагог Московского художественно-промышленного учи-лища им. С.Г.Строганова. Она желала выразить потомкам адмиральского рода Нахимовых благодарность за содействие её родным, оказавшимся в начале 20 века в безысходной ситуации. Её дед Теплов, дворянин, служил управляющим в доме С.С.Нахимова в Царском селе и имел с женою 4-х несовершеннолетних детей. После конфликта с одним из Великих князей был сослан в Чернобыль. Оставшаяся без опоры жена вскоре умирает. В трагичес-ком положении Тепловых принимают участие Сергей и Мария Нахимовы. Мальчиков со временем удалось определить в кадетские корпуса, а старшую Ольгу Мария Ивановна не однажды брала с собой на летний период в Ливадию, куда должна была сопровождать вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну.
Такое трогательное, характерное для Нахимовых человеческое участие в судьбе попавших в беду людей, навсегда осталось в семейной памяти вот уже третьего поколения Тепловых, и, безусловно, отзывалось добрыми делами… Потомства у самих Нахимовых не осталось. Сергей Павлович умер в эмиграции и похоронен на русском участке кладбища в Риме в 1937 г.
Последним из Нахимовых, кто был выпущен из Кадетского корпуса, стал мой дед — Сергей Николаевич Нахимов, пожелавший продолжить своё образование на физико-математическом факультете ИМУ (Императорского Московского университета).
В первом ряду Володя Нахимов, Мария Владимировна Нахимова (Семёнова),
во втором ряду: Мария Ивановна Нахимова (Малышева), Ольга Викторовна Нахимова (Тимофеева-Рясовская), Сергей Павлович Нахимов, Николай Николаевич Нахимов. На балконе усадебного дома в Волочке 1907 г.