Морская дань последнего императора России Николая II
Отдавал должное чтить исторически сложившиеся морские традиции в императорских семьях и последний император России Николай Александрович Романов (Николай II). Его тоже готовили к императорской власти, воспитывая в духе преданности морской дани. В октябре 1890 года он отправился в путешествие на крейсере «Память Азова» в составе эскадры на Дальний Восток. За девять месяцев морского путешествия он со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее — сухим путём из Владивостока через всю Сибирь возвратился в столицу России. В Японии на Николая было совершено покушение.
Сам он на флоте не служил, имел воинское звание полковник. Но очень положительно был настроен на военно-морскую форму и флотскую службу. И часто появлялся на военных кораблях, во флотской среде в форме капитана 1 ранга. Он имел право носить мундир любого полка российской армии, но с погонами не выше полковника либо соответствующего этому чину капитана 1 ранга. Кроме того, он имел почетное звание адмирала британского флота, а с 1916 года чин адмирала флота Дании. Однако, главная морская заслуга императора Николая II состояла в том, что он, как Верховный Главнокомандующий российскими Вооруженными силами, правильно понимал роль Военно-Морского Флота и решительно действовал по его развитию и совершенствованию после трагических событий в годы Русско-японской войны (1904-1905) и в ходе Первой мировой войны (1914-1918).
Николай Александрович Романов – последний император России (1894-1917)
Можно по-разному относиться к личности Николая II, но стоит отметить его повышенное внимание к Военно-Морскому Флоту России. Именно с его вступлением на престол резко усиливается строительство Флота и наращивание морских вооружений, по темпам сравнимые лишь с двумя эпохами в истории российской империи: Петровской и Екатерининской. С приходом императора Николая была уволена по служебному несоответствию масса адмиралов и старших офицеров (в т.ч. не прошедших аттестацию). В соответствии с программой, разработанной группой передовых офицеров во главе с А.В. Колчаком, учреждён орган стратегического планирования — Морской генеральный штаб. Утвердилась научно обоснованная система строительства кораблей, благодаря чему флот накануне и особенно в период Первой мировой войны стал оснащаться последними достижениями научной мысли — линкорами-дредноутами типа «Севастополь», эсминцами типа «Новик», подводными лодками, позднее — морской авиацией и подводными минными заградителями типа «Краб», чрезвычайных высот в технике стрельбы достигла русская морская артиллерия, была создана современная служба связи, исключительно усовершенствовано минное дело.
На фотографии Николай Александрович в форме капитана 1 ранга.
Оптимальное направление развития Флота победило не «вдруг», не сразу. Ситуация радикально улучшилась с назначением морским министром в 1911 году И.К. Григоровича, пробывшего на этом посту до самой Февральской революции (1917) и энергично и планомерно принявшегося осуществлять программу реформирования Флота. Благодаря усилиям Григоровича и Колчака (в качестве военно-морского эксперта Госдумы), при содействии дальновидного П.А. Столыпина и покровительствовавшего военным морякам А.И. Гучкова, Дума приняла «Большую судостроительную программу» и утвердила достаточные ассигнования на неё. Во главе Морского генштаба (МГШ) встал широко мыслящий князь А.А. Ливен, а после его смерти в 1914 году — энергичный А.И. Русин (также остававшийся на посту до Февральской революции). Модернизация флота пошла семимильными шагами.
На снимках: император Николай II посещает военный корабль (вверху) и награждает матросов (внизу)
Император в своей работе с Военно-Морским Флотом опирался на уже сложившуюся систему взаимоотношений с ведомствами посредством общения с их руководителями, которых он и назначал. Это в первую очередь были начальник Морского министерства и начальник Морского Генерального Штаба.
Сам император был знаком с деятельностью МГШ не на словах, а на деле: он постоянно принимал у себя как военно-морских руководителей высшего ранга, так и военных агентов и многих других специалистов, поскольку для принятия необходимых решений ему было необходимо знать, что происходило и в стране и за границей. Такую информацию ему мог предоставить МГШ.
9 февраля 1909 года морской министр и начальник МГШ обратились к императору с просьбой разрешить, согласно докладу, составить программу судостроения на следующие 10 лет. Они получили его, и представили её в Совет Министров под названием: «Программа развития морских вооружённых сил на 1909—1919 годы». 24 февраля 1910 года документ был согласован с Советом министров, а 24 марта с императором. Программа предполагала за десять лет построить для флота России 8 линкоров. 4 линейных крейсера, 9 лёгких крейсеров, 36 эсминцев, 36 шхерных миноносцев и 20 подводных лодок. В согласованном документе осталось: 4 линкора. 4 линейных крейсера, 4 лёгких крейсера, 18 эсминцев и 12 подводных лодок.
Николай II с сыном Алексеем (в центре) с экипажем императорской яхты «Штандарт»
А 25 апреля 1911 года император утверждает «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 годы» и «Закон об императорском флоте». Кроме того, 9 мая 1911 года император утвердил «Положение о командовании Морскими силами Балтийского и Черного морей и командующего Сибирской флотилией», которое было введено в действие через 18 дней.
Как можно понять из вышеперечисленных документов, подписанных императором, становиться совершенно ясно, что он постоянно держал руку на пульсе дел, связанных с укреплением флота России.
Голосование в Госдуме по этому законопроекту, но уже в уточнённом варианте, принимается под названием «Программы усиленного судостроения БФ на 1912—1916 годы», 6 июня 1912 года.
Петербург. Николай II и императрица Александра Федоровна отплывают на смотр новых кораблей. 1903 год
Помимо вышеупомянутых программ, император 17 июня 1912 года окончательно утвердил «План операций морских сил Балтийского моря на случай европейской войны».
Согласно «Программе усиленного судостроения БФ на 1912—1916 годы» предполагалось спроектировать и построить до 16 июля 1915 года линейные крейсера: «Бородино, «Наварин», и типа «Измаил» — 4 единицы.
Император Николай II с 19 января 1913 года по 18 июля 1915 года посетил и ознакомился с ходом постройки кораблей для ВМФ России на следующих судостроительных предприятиях: Николаевском, Севастопольском, Кронштадтском, Адмиралтейском, Николаевском.
Николай II принимает доклад командира новой подводной лодки «Дельфин» на Балтийском судостроительном заводе.
Под неусыпным контролем императора находилась и подготовка специалистов для флота.
Родственники. Российский император Николай II и Кайзер Германии Вильгельм II в форме капитанов 1 ранга. 1905 год.
Вильгельм приходился двоюродным братом британскому королю Георгу V (отец Георга был родным братом матери Вильгельма), а также российской императрице Александре Фёдоровне (жене Николая II, их матери также были родными сёстрами). В 1914 году началась Первая мировая война. И Россия и Германия оказались по разные стороны фронта. Они начали воевать друг против друга. Но обе эту войну проиграли.
Несмотря на монархические традиции, пустившие глубокие корни в армейской среде, сложившаяся к февралю 1917 года политическая обстановка в России привела к свержению одной из старейших в мире царских династий. Завершилась и военная карьера полковника Преображенского полка Николая Александровича Романова, искренне чтившего военный Флот и военных моряков. Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции в марте 1917 года. После чего он находился вместе с семьёй под домашним арестом в Александровском дворце Царского Села. Летом 1917 года по решению Временного правительства его отправили вместе с семьёй и приближёнными в ссылку в Тобольск. 3 января 1918 года солдатский комитет гарнизона ста голосами против восьмидесяти пяти решил запретить ношение погон бывшему императору Николаю Романову. Весной 1918 года он был перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года в подвале дома Ипатьева был расстрелян вместе с семьёй и четырьмя приближёнными.
Вместе с женой и детьми Николай II был прославлен в лике святых Русской православной церковью 20 августа 2000 года.
Спустя 91 год после кровавых событий, первого октября 2008 года Президиум Верховного Суда РФ признал Николая II и его семью жертвами политических репрессий. И постановил: признать необоснованными репрессии и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Федоровну, Романову Ольгу Николаевну, Романову Татьяну Николаевну, Романову Марию Николаевну, Романову Анастасию Николаевну и Романова Алексея Николаевича.
В духе любви к морю, военному Флоту воспитывал последний император Николай II и своего сына наследника цесаревича Алексея, судьба которого получилась трагической (он с рождения болел неизлечимой болезнью и был расстрелян после революционных событий 1917 года в составе всей царской семьи).
Алексей Николаевич (Романов) (1904 — 1918) — последний официальный наследник российского престола, при жизни правящего монарха Российской империи, с титулами цесаревич и великий князь, пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны.
Цесаревич был вымоленным ребенком. Он родился в 1904 году после десяти лет ожидания. К тому времени государыня уже родила четырёх дочерей, но государь и народ желали наследника. Николай дал своему сыну имя в честь святителя Алексея Московского. Также это была дань памяти предку — второму царю Дома Романовых Алексею Михайловичу тишайшему (отец Петра Великого). Удивительно, что на закате дома Романовых в точности повторились имена первых царей династии — Михаила и Алексея. Именно брату Михаилу Государь Николай II передал право престолонаследия, которое тот не смог воспринять.
С рождения всем великим князьям было предназначено служить по военному ведомству на суше или на море, личные желания и стремления при этом не учитывались и исключения не допускались. У императорских детей и внуков была привилегия, которой не было у других дворян, — их записывали «в воинскую службу» в раннем возрасте. Такая номинальная армейская служба давала малышам право носить нарядные полковые мундиры, а военная выучка — возможность постоять на часах в дни каких-либо торжеств, что представляло собой трогательное зрелище.
По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта, сумел привить наследнику любовь к военному делу и морю. Алексей часто присутствовал при приеме депутаций и на смотрах войск, а в годы Первой мировой войны с отцом посещал действующую армию, награждал отличившихся бойцов, сам был награжден серебряной Георгиевской медалью 4-й степени.
Первые уроки военной теории и стратегии великокняжеские дети по традиции получали в игре. С детства великие князья играли в лошадки, охоту, войну, у них были луки и стрелы, каски и доспехи, винтовки, сабельки, маленькие пушки. В Царском Селе специально для военных упражнений была построена игрушечная крепость, существовала и «потешная рота», формировавшаяся из родственников и детей придворных. У «воинства» был свой «служебный артикул», а в снежных крепостях Аничкова сада случались настоящие «военные баталии». У всех царских отпрысков были целые армии оловянных и деревянных солдатиков. Любил оловянных солдатиков и Николай II, росший, как известно, в строгой, почти спартанской обстановке. Возможно, некоторые из них перешли к его сыну Алексею (в списке вещей, обнаруженных в мусорной яме Ипатьевского дома, значатся и четыре оловянных пароходика и один оловянный всадник-гусар).
Царевич Алексей (четвертый справа) играет с друзьями, 1912 год
На картонных полях разыгрывались «морские» и «воздушные бои», устраивались «гонки» заводных лодок с гребцами. Но не только военная игрушка была уделом царских забав. В дворцовых детских комнатах играли не только в войну, здесь были и спортивные игры, развивавшие силу и ловкость.
Начало XX века внесло свои коррективы в игрушечный арсенал цесаревича Алексея. В Ливадийском дворце наследника Алексея ждали целые «флотилии» подводных лодок, современных военных кораблей, среди которых были модели броненосца «Севастополь» и крейсера «Новик» — героических участников Русско-японской войны (1904-1905), а также разноцветные сигнальные флажки для ознакомления с морской азбукой. В царском доме игры «в войну» были не просто любимыми детскими развлечениями — они прививали великим князьям навыки профессиональных военных, приобщали их к славному героическому прошлому страны, готовили к драматическим событиям современности.
НиколайII буквально с младенчества приучал сына к матросской форме одежды. Несмотря на тяжелую болезнь Алексея, царственный отец практиковал с сыном занятия на шлюпке, посещения военных кораблей, нахождение и выход в море на императорской яхте.
Николай II и цесаревич Алексей на императорской яхте «Штандарт» 1912
У Алексея с двухлетнего возраста был «дядька» (слуга, воспитатель) из числа военных моряков (боцман Деревенько).
Андрей Еремеевич Деревенько (1878 — 1921?) — унтер-офицер Гвардейского экипажа русского императорского Флота, в 1906–1917 годах — «дядька» (слуга) цесаревича Алексея Николаевича (Романова).
Ежегодно царская семья совершала плавание по финским шхерам, во время которого к малолетним царским детям персонально приставлялись матросы, присматривавшие за детьми, когда те находились на палубе. Дети много двигались и даже катались по палубе на роликовых коньках. С 1906 года эти функции для царевича Алексея стал выполнять А. Е. Деревенько. Тогда же он был внесён в списки придворной челяди с главной задачей — опекать наследника во время нахождения царской семьи в море.
Андрей Деревенько с царевичем Алексеем
Летом 1907 года императорская яхта «Штандарт» с царской семьёй на борту совершала традиционную прогулку по финским шхерам. В районе острова Гроншер «Штандарт» наскочил на подводную скалу, не указанную на картах, и плотно сел на неё серединой корпуса. Удар был такой силы, что паровые котлы слетели со своих мест, а яхту смогли снять со скалы только спустя 10 дней, после чего «Штандарт» отбуксировали в док для капитального ремонта.
Во время этого происшествия А. Е. Деревенько проявил себя с наилучшей стороны. На глазах императрицы он сделал все, чтобы обезопасить двухлетнего наследника.
Андрей Деревенько не баловал цесаревича, как это делали родители и няня, но был ему очень предан. Он исполнял любую просьбу мальчика — грел ему руки, поправлял подушки и одеяло, помогал изменить положение затекших рук и ног. К больному царственному мальчику в матроске все относились и с любовью, и с жалостью.
По мере взросления Цесаревича Деревенько перестал справляться со своими обязанностями, и в 1913 году ему дали помощника, Климентия Нагорного, также служившего на «Штандарте».
Климентий Нагорный с царевичем Алексеем
После февральской революции 1917 года Андрей Деревенько вместе со своей семьей уехал домой, на Украину. А Клементий оставался с царевичем Алексеем до последних дней.
Алексей Романов погиб мученической смертью в известном Ипатьевском доме. А матросские костюмы цесаревича увезли революционер от флота Раскольников и его революционная подруга Рейснер в подарок Александру (Лютику), сыну Льва Каменева (старейший соратник В.И. Ленина). Матроска пришлась Лютику впору. И кто знает, может именно тельняшка убитого Алексея и принесла Лютику трагичную раннюю смерть (расстрелян в 1937 году по обвинению как враг народа; реабилитирован за отсутствием состава преступления в 1988 году)?
После 1917 года матросскому костюму, казалось, суждено было остаться на «другом берегу» новой России. Но его судьба счастливо сложилась по-иному. Матросы Балтийского флота, краса и гордость революции, заняли почётное место в официальной идеологии СССР. В результате образ ребёнка в матроске превратился в Советском Союзе в «юного краснофлотца», что сделало его очень популярным на многие годы.
Романовы в морской форме одежды: император Николай II и его сын царевич Алексей
2 (15) марта 1917 года Император Николай II сначала отрёкся в пользу сына Алексея, но, затем, переговорив с лейб-хирургом Фёдоровым о здоровье цесаревича, он составил вторую бумагу о передаче престола великому князю Михаилу, так как медик сообщил, что Алексей вряд ли доживет и до шестнадцати лет.
Алексей Романов, не дожив до своего 14-летия, был расстрелян 17 июля 1918 вместе с родителями, сёстрами и слугами. Но до сих пор история его такой короткой и трагической жизни наполнена неопределенностями.
Среди обнаруженных в июле 1991 года Екатеринбургских останков Алексей Романов не был идентифицирован. По версии следствия, это связано с тем, что тела Алексея и его сестры Марии были сожжены организаторами расстрела.
В августе 2007 года в Поросёнковом логу близ Екатеринбурга, в 67 метрах от большого захоронения, обнаружены обгорелые останки, предположительно идентифицированные как останки Алексея и Марии. В 2008 году генетический анализ, проведённый российским генетиком Е. И. Рогаевым и экспертами в США, подтвердил, что обнаруженные в 2007 году под Екатеринбургом останки принадлежат детям Николая. Останки цесаревича Алексея Николаевича из-за непризнания их российской православной церковью (РПЦ) до сих пор не преданы земле и с 2011 года находились на хранении в Государственном архиве Российской Федерации, в декабре 2015 года останки переданы на временное хранение в Новоспасский мужской монастырь Москвы.
8 июля 2015 года Д.А. Медведев подписал распоряжение о подготовке перезахоронения цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Перезахоронение предварительно было запланировано на февраль 2016 года, но так и не состоялось. У церкви остаются вопросы по предполагаемым останкам детей Николая II.
Российский император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей. 1914.
В течение ряда лет после расстрела царской семьи советские власти упорно отстаивали официальную версию, что расстрелян в Ипатьевском доме был только Николай II, а его супруга и сын были переправлены в «надёжное место» (о судьбе дочерей умалчивалось). Эта дезинформация способствовала возникновению слухов о том, что некоторым членам семьи удалось бежать и спастись. К тому же тело цесаревича в общем захоронении царской семьи не было обнаружено, что до сих пор дает повод для многочисленных спекуляций. Число «Алексеев», в разное время выдававших себя за спасшегося сына последнего русского императора, перевалило уже за восемь десятков.
Последней «сенсацией», получившей широкий резонанс в сети, стала информация о том, что на самом деле цесаревича не расстреляли, а он был спасен, вырос и стал советским наркомом, а после и премьер-министром СССР Алексеем Косыгиным.
Имя цесаревича Алексея получил один из островов Земли Николая II (ныне Северная Земля), открытой экспедицией Б. А. Вилькицкого в 1913 году. Один из проливов здесь также получил имя цесаревича. В 1926 году одновременно с переименованием Земли Николая II в Северную землю остров цесаревича Алексея был переименован в Малый Таймыр, а пролив — в пролив Вилькицкого.