Военно-морская академия. 27-й съезд КПСС.
2 декабря 1985 года решением Военного Совета ВМФ СССР корабль был объявлен передовым надводным кораблём ВМФ СССР. Об этом я узнал не сразу. Находясь на очередных академических сборах, в Ленинграде познакомился и подружился с моим одногруппником начальником ПВО Ленинградской Военно-морской базы, капитаном 2-го ранга Агарковым Юрием Константиновичем. Однажды он по делам службы засобирался в Кронштадт а я, к своему стыду, никогда не был в колыбели Российского и Советского военно-морского флота. Напросился с ним в поездку. Было очень интересно. Но особенно мне понравилась Якорная площадь, на ней военно-морской Никольский собор (в то время наполовину музей), памятник адмиралу С.О. Макарову. Юра повёл меня в этот собор и там спросил знаю ли я, что «Новороссийск» передовой корабль ВМФ.
Среди одногруппников, в академии, особо не распространялся о себе и корабле. Там было достаточно достойных моряков: командиры соединений, кораблей. Контр-адмирал Денисенков Владимир Андреевич — комдив, впоследствии начальник Севастопольского ВВМУ им. П.С. Нахимова, капитан 1-го ранга Лопацкий Леонид Петрович — комбриг, известные командиры и офицеры Моцак Михаил Васильевич – будущий Герой России, Самсон Виктор Иванович, Кузнецов Михаил Юрьевич, Верегин Владимир Дмитриевич, Свиридов Михаил Иванович, Попов Борис Александрович—все стали адмиралами. Гончар Владимир Иванович, Деренков Леонид Евдокимович, Дубина Георгий Иванович, Лысенко Александр Евгеньевич, Мусатенко Роман Иванович, Медведев Анатолий Павлович и многие другие известные командиры, и офицеры. Позднее я подробнее опишу моё заочное обучение в ВМА. Сколько известнейших заочников вышло из её стен!
…Ответил Юре, что пока не знаю. Он подвёл меня к стенду, и я увидел на нём название передового корабля ВМФ – ТАКР «Новороссийск». Было приятно.
На этой сессии меня ожидало ещё одно приятное известие, мне позвонила Наталья и сказала, что я избран кандидатом в делегаты на 27 съезда КПСС, это было невероятно и верилось с трудом, поэтому никому об этом не сказал. Однако по приезду во Владивосток меня вызвали на партактив краевой партийной конференции, где утвердили решение парторганизации об избрании меня на съезд. До сих пор не знаю, чья это была идея, кто предложил, но полагаю, что всё это решалось в Москве и связано с успехом экипажа корабля. Новый корабль, молодой командир, и это несмотря на те негативы что достались мне от отца. Тем не менее избрание произошло, за что благодарен тем, кто оценил и решил, что я достоин.
Для командования бригады, эскадры, партактива, да и многих руководителей флота это точно оказалось неожиданностью. Начали искать – где же у меня «лохматая рука», но как говорит моя Наталья: «Хорошо если бы была «лохматая рука», а у тебя есть горб, который ты умудряешься подставить под тяжелейший груз и достойно тащишь любую взваленную ношу…».
По возвращению – сразу на корабль. Февраль. Лёд. Рейд. Недели за две до отъезда меня прихватил тяжелейший грипп. Болел на корабле, в каюте. Болезнь протекала тяжело, порой не мог встать с кровати. Прибыли врачи с эскадры и флота. Задача – поставить меня на ноги до отъезда в Москву, в данном случае замены не бывает. Худо-бедно я «оклемался».
Наша Приморская делегация улетала в Москву 22 февраля. Глава делегации первый секретарь Приморского краевого комитета КПСС Гагаров, от ТОФ: командующий адмирал Сидоров Владимир Васильевич, начальник политуправления ТОФ вице-адмирал Славский Александр Васильевич, начальник политотдела 21-ой дивизии 4-й ФлПЛ капитан 1-го ранга Кондрашов Александр Васильевич, командир АПЛ этой же флотилии капитан 2-го ранга Русанов Иван Петрович, командир 311 ОКШАП Герой Советского Союза полковник Чурилов Юрий Иванович. В составе делегации от Приморья было 44 человека, в том числе представители 5-ой армии ДВО, промышленных предприятий, Дальневосточного морского пароходства, рыбной промышленности, строители, железнодорожники и другие.
Всего от Военно-морского флота на съезд было избрано 38 человек. Среди них следует отметить бывшего главкома ВМФ Адмирала флота СССР Горшкова Сергея Георгиевича, действующего главкома ВМФ Адмирала флота СССР Чернавина Владимира Николаевича, командующего Черноморским флотом Адмирала Хронопуло Михаила Николаевича, всех командующих флотами, других адмиралов и офицеров. Был среди них и мой старый знакомый по Северу капитан первого ранга Пенкин Александр Александрович. Расположились мы в двух гостиницах «Москва» и «Россия». Наша делегация – в «России». Прошла мандатная комиссия, нам выдали удостоверение делегата 27 съезда КПСС и соответствующие нагрудные знаки, суточные деньги, по тем временам, не малые. Были выделены автомобили «Волга», которые обслуживали нас по заявке. Каждый вечер предоставлялись билеты на выбор в театр или на концерт, которые я посещал практически каждый вечер начиная с Большого, Малого и т.д.
У каждого был отдельный гостиничный номер. Правительственный телефон, с которого можно было бесплатно позвонить, назвав условное слово «съезд» и свою фамилию. В первый же день я позвонил маме Прасковье Викторовне в родное село Урлук. Мама не знала, что я в Москве на съезде. Удивилась и порадовалась за меня. Позвонил домой Наташе, рассказал, как устроился, узнал, как у них дела.
Работа съезда продолжалась в течение 10 дней, с 25 февраля по 6 марта 1986 года, чисто по — человечески и для развития, он дал мне многое. Знакомство, хоть и не такое близкое, с лидерами партии и государства, известными людьми. Завязывание дружеских отношений.
Познание того, что не только каждодневно вокруг тебя, но и величие того из каких людей, событий, коллективов, строек и строительств, чьими мыслями и чьим трудом создается Советский Союз. Оказывается, как много интересных, умных, толковых в стране людей и сливки этого общества сегодня вокруг тебя, и ты среди них.
Я встречался близко с Горшковым С.Г., Горбачёвым М.С., Фиделем Кастро, космонавтами, учёными, конструкторами, известными актёрами, лётчиком трижды Героем Советского Союза Кожедубом И.Н. и многими-многими людьми. Всё это поглотило меня, нигде я не ощущал себя чужим. Кого-то я знал, о ком-то слышал, а кого-то узнал или увидел здесь. Даже теперь по прошествии стольких лет мне трудно осознать, оценить и поверить в то, что происходило со мной в то время. Ведь с какой-то долей вероятности можно узнать, что ты получишь награду, звание, должность наконец, но никогда не сможешь не только рассчитывать, но иногда и думать о том, что ты будешь делегатом съезда КПСС того времени. Конечно, если ты сам не Генсек, Главком, ну или в крайнем случае, не командующий флотом. А ведь это была Великая партия, Великая сила, Великой страны! Страны, победившей фашизм! А мы её…
Во время работы съезда побывали в Звёздном городке хотя надо сказать, по воле случая, я бывал в нём и ранее. Плавал в бассейне, где тренировались космонавты, посмотрел бассейн, в котором якобы, в условиях невесомости они готовились к полётам, посмотрел шкафчик, где хранилась спортивная форма Ю. Гагарина, был внутри, тогда ещё станции «Мир», той на которой тренировались и готовились космонавты. С нами были космонавты Береговой, Джанибеков и Леонов. Позднее я встречался и с другими космонавтами. Они приезжали к нам на корабли.
Не знал тогда, что когда-нибудь буду учиться, а потом и жить в Москве, и старался вобрать в себя как можно больше.
Показали нам Оружейную палату, Алмазный фонд, Кремль, Мавзолей и многое другое.
О работе съезда: длинный доклад, выступления, различные встречи и знакомства. Об этом всё написано, любопытные почитают. Кто произвёл на меня большое впечатление – сейчас сказать трудно. Многое было как во сне или сказке. Видел и разговаривал с теми, о ком много слышал или знал от кого-либо. Это Кожедуб И., Маресьев А., Терешкова В., главком ВМФ Горшков, космонавты и актеры О. Ефремов, А. Роговцева, поэт Роберт Рождественский и многие другие.
Был серьёзный разговор по — поводу заводского ремонта «Новороссийска» с командующим, адмиралом Сидоровым В.В., который он затем продолжил с главкомом ВМФ адмиралом флота Чернавиным В.И. и вопрос решился положительно.
Но особенно мне запомнилась одна встреча. Подъезжаем из аэропорта к гостинице. Смотрю – знакомое лицо. У гостиницы стоит директор Черноморского судостроительного завода Юрий Иванович Макаров. Удивился, не менее чем я, спрашивает: «Женя, как ты здесь?» говорю – на съезд, при этом понимаю, что он точно ни к кому-то в гости приехал. Мы оба были очень обрадованы, договорились о встрече. Он предложил вечером ко мне, отказался, объяснив, что «на дворе – сухой закон», у власти Горбачёв. Он — член ЦК Украины, директор крупнейшего в стране судостроительного завода. А кто я? Договорились вечером к нему в номер. Мы с Ю.И. Чуриловым, командиром нашего авиационного полка и по совместительству моим другом, пришли к Ю.И. Макарову поздно вечером, после очередного заседания. Юрий Иванович был человеком хлебосольным и угостил нас на славу, благо как он сказал, учитывая опыт съезда Украины, у него с собой — всё было. Проговорили до полуночи…
И ещё одно приятное событие произошло на съезде. Звоню Наташе, спрашиваю — чем занимается, а она в ответ- «Звезду моем. У тебя там на плечах не потяжелело?» Отвечаю-«Нет. С чего бы это?» а она мне — номер приказа Министра обороны о присвоении мне звания капитан 1-го ранга досрочно на, 2,5 года. Я был не в курсе и по сему приятно удивился. Сказал об этом Саше Кондрашову и Юре Чурилову, доложили командующему, уточнили в кадрах – всё верно. Саша Кондрашов, а он уже был капитан 1 ранга, принёс новые погоны и нарукавные нашивки. На следующий день командующий ТОФ адмирал Сидоров В.В. торжественно, в присутствии всей Приморской делегации, вручил мне погоны в Георгиевском зале Кремля. По традиции требовалось обмыть это событие. А как? До этого на всех съездах «напитки лились рекой». А в этот раз, по указанию Генсека, ни в ресторанах гостиницы, ни в ближайших магазинах никакие горячительные напитки не продавались. Мне подсказали, что неподалеку всё-таки есть магазинчик, но очередь там такая…, кто помнит то время, тот поймёт. Тем более в условиях съезда. Товарищ пришёл на выручку. Юра Чурилов оделся по форме, с Геройской Звездой. Правда пришлось одеть шинель – зима на улице. Подошли к магазину. Народу – невпроворот. Попросил Юру, чтобы расстегнул шинель и кричу на всю толпу: «Товарищи, друг получил Героя, если можно без очереди…» Надо знать русского мужика. Пропустили с радостью и поздравлениями. Вот так мы и вышли из критичной ситуации – не обмытая звезда не может сиять.
А как нас кормили! Деликатесы, изысканные блюда, на выбор и за мизерные цены, которые менялись на глазах. Допустим, до начала работы съезда, бутерброд с икрой стоил 3 рубля, а с его началом – 30 копеек. Это по тем ещё ценам. Мы строили коммунизм, я пожил при коммунизме, всего 13-ть дней. Десять дней на съезде и три дня в Северной Корее, у Ким Ир Сена. О чём ещё напишу.
Домой мы летели всей делегацией специальным бортом, в аэропорту меня встречали Наталья и Вася Михайлов. Ну а дальше – сутки дома и на службу, но уже в «чине» делегата съезда. Этот «чин» мне ничего не давал, лишь обязывал служить и выполнять свои обязанности более добросовестно.
В конце марта корабль встал в поддерживающий ремонт в Дальзавод во Владивостоке.
Рейдовые условия стоянки привели к преждевременному изнашиванию механизмов. Особенно это касалось электромеханической установки и, прежде всего, котлов. Начали выходить из строя котельные трубки-«потекли», системы (трубопроводы), клапана, отдельные механизмы и пр.
Постановка такого большого корабля в завод, в бухте Золотой Рог, дело не простое. Для этого в заводе был оборудован специальный причал и то только для постановки корабля кормой, а не лагом, что было бы правильнее и удобнее, также были оборудованы специальные рейдовые бочки. Для постановки лагом у причальной стенки оказались недостаточные глубины, да и занял бы он много места – 300 метров, вместо отведенных 60-ти.
В Дальзавод мы заходили под руководством зам. командующего флотом вице-адмирала Ясакова Н.Я., который ещё будучи командиром 8-ой ОПЭСК, обучал меня, старпома «Вдохновенного», старшего лейтенанта в Адене, постановке на бочку. Как тесен мир! Всё тот же адмирал учил старлея, а вот теперь капраза. Надо сказать, что при всей его грубоватости, это был прекрасный моряк. В прошлом крейсерский командир, впервые осваивавший широты Индийского океана. У такого незазорно было поучиться. И я старался всю совместную службу не уронить перед ним поднятую для меня «планку» отношения к службе, командирскому умению и знаниям. После этого, пока я служил на 10-ой ОПЭСК авианосцы «Минск» и «Новороссийск», БРЗК «Урал», РКР «Фрунзе» в Дальзавод или плавдок ПД-41, в Чажме, заводил и выводил я. Если меня не было в Тихасе, то вызывали из отпуска или командировки. У многих эскадренных командиров не хватало духа и находилась тысяча причин – либо ветер был не таким, либо туман, либо течение или нехватка буксиров обеспечения и пр. «Минск» и «Новороссийск» на конвертовку (заделывание всех забортных отверстий) для «продажи» за границу, в ПД-41. Находясь в отпуске, ставил и выводил, уже не по приказанию, а по просьбе комэска вице-адмирала Хмельнова И.Н., которого я очень уважаю и ценю. В это время я, уже приказом МО СССР, был зачислен слушателем Академии Генерального штаба, но до убытия ещё числился в штате эскадры, но это было потом, а теперь…
Военно-морская академия
Моряки. Делегаты 27-го съезда КПСС 1986 г
Поздравление с досрочным присвоением звания капитан I ранга
С ГК ВМФ адмиралом флота Чернавиным на 27-ом съезде
Слева направо: А. Кондрашов, Ю. Чурилов
Приморская делегация на съезде
Командир авианосца и командир полка, герой Советского Союза, полковник Ю.И.Чурилов
С земляками из Чикойского района Забайкалья
Одноклассники, 1986 г.
Одноклассники, 50 лет спустя
50 лет спустя
Классный руководитель 11 класса Урлукской средней школы 1965-1966 гг.
Захаровы Валя, Сергей. Михаил, Андреевы Гена, Ольга и Мария
Женя! Огромное удовольствие получил прочтя твой очерк. Очень жалко что так мало,у тебя есть что и о ком вспомнить. Пиши еще ждем… Юрий и Елена Агарковы