Серия легких кораблей, заложенная после русско-японской войны, была названа в честь героически погибшего в Цусимском сражении бронепалубного крейсера «Светлана».
Бронепалубный крейсер «Светлана» был построен во Франции в Гавре, как яхта Великого князя Алексея Александровича – главы морского ведомства в 1898 году.
Безусловно, что при строительстве уделялось больше внимания роскоши отделки внутренних помещений и значительно меньше уделялось внимания в боевом отношении.
Крейсер имел нормальное водоизмещение 3908 тонн, длина 101 метр по ватерлинии, ширина 13 метров по ватерлинии, осадка 5,7 метра. Двойное дно шло на 56 % длины корпуса, под машинным и котельными отделениями, и имело толщину листов 6-мм. Корпус был разделён на одиннадцать основных водонепроницаемых отсеков. В подводной части стальной корпус обшивался тиком толщиной от 80 до 150 мм. и красной медью толщиной 0,8 мм. (2,0 мм у клюзов).
Вооружение крейсера: шесть 152-мм орудиями Кане в одиночных установках — по одному орудию помещены на баке и юте, два были расположены в носовых спонсонах и два в кормовых. Орудия стреляли на дальности до 11 100 метров, боекомплект составлял 810 выстрелов (135 снарядов на ствол), 10 скорострельных орудий 47-мм с боезапасом 6000 выстрелов, которые заменили перед походом на четырьмя 75 мм орудиями, 8 орудий остались 47 мм. и два были установлены 37 мм.
Крейсер также был оснащен четырьмя 381-мм торпедными аппаратами, двумя траверсными и по одному в оконечностях, с общим боезапасом из десяти торпед, однако перед походом торпедные аппараты были сняты.
Бронирование: палуба — 25 мм., скосы — 25 и 50 мм., стенки и крыша боевой рубки — 100 мм и 25 мм., орудийные щиты — 25 мм., труба приводов систем управления под боевой рубкой — 50 мм. То есть бронирование было незначительным. Крейсер не предназначался для участия в морских сражениях.
Двигатели: 2 вертикальные машины тройного расширения, 18 водотрубных котлов Бельвиля, мощностью 9897 л.с., 2 винта. Скорость хода максимальная 19,2 узла, вместо планировавшихся 20 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 10 узлах и 4300 миль на 11,5 узлах.
Автономность 21 сутки.
Экипаж 19 офицеров, 1 священник, 11 кондукторов, 426 нижних чинов. Крейсер был приписан к Гвардейскому экипажу и формировался офицерами и матросами гвардейского экипажа.
Крейсер «Светлана» (1904 год)
В составе эскадры исполнял роль разведывательных крейсеров, вместе с крейсером «Урал» и крейсером «Алмаз». Разведывательные крейсера двигались впереди эскадры. Однако с появлением японских кораблей крейсер «Светлана» был отправлен для охраны тихоходных транспортов. Тем самым быстроходный и маневренный корабль лишился этих своих преимуществ, чем воспользовались превосходившие его в артиллерии противостоящие японские крейсера.
Около 15 часов 14 мая крейсер получил попадание под ватерлинию в районе силовой установки, был затоплен ряд помещений (4 динамо-машины, 3 артиллерийских погреба и т.д.), образовался сильный крен на левый борт (вследствие которого расположенные там орудия не могли далее стрелять), скорость крейсера упала на 5 узлов. При попадании погибли 2 члена экипажа. Был ряд других попаданий японских снарядов, но не столь тяжелых.
Получив такие тяжёлые повреждения, крейсер «Светлана» в ночь с 14 на 15 мая отстал от колонны русский эскадры и двигался только с присоединившимся к нему миноносцем «Быстрый». На рассвете 15 мая корабль был обнаружен японскими крейсерами «Отова» и «Ниитака», а также миноносцем «Муракумо». Собранные командиром офицеры единогласно решили принять бой, а при угрозе захвата затопить корабль. После двухчасового боя, израсходовав все снаряды и потеряв выведенную из строя вражеским огнём свою маломощную артиллерию, крейсер расстреливался почти в упор. Погибли находившиеся на мостике командир крейсера капитан 1-го ранга С. П. Шеин, старший офицер капитан 2-го ранга Алексей Александрович Зуров, отец Федор (Хандалеев) — иеромонах, судовой священник крейсера. В командование крейсером вступил старший артиллерийский офицер лейтенант Барков Дмитрий Николаевич.
К 11 часам 15 мая крейсер с большим дифферентом на нос лёг на левый борт так, что верхняя палуба затапливаться водой. Лейтенант Барков дал команду покинуть погибающий корабль.
В таком положении, со сбитыми стеньгами и задней трубой, но поднятым кормовым флагом, «Светлана» в 11 ч 08 мин погрузилась на глубину 600 метров в точке с координатами 37° с. ш. и 129°50′ в. д.
Офицеры корабля:
Командир: капитан 1-го ранга Шеин, Сергей Павлович (погиб)
Старший офицер: капитан 2-го ранга Зуров, Алексей Александрович (погиб)
Ревизор: лейтенант Сонцов, Пётр Павлович
Минный офицер: лейтенант Воронец, Лев Васильевич (погиб)
Старший артиллерийский офицер: лейтенант Барков, Дмитрий Григорьевич (переведен 21.09.1904 с ЭБР «Наварин»)
Младший артиллерийский офицер: лейтенант Армфельт, Константин Аксель Рафаэль Александрович
Старший штурманский офицер: лейтенант Дьяконов, Владимир Владимирович (умер от ран в Сасебо)
Младший штурманский офицер: мичман граф Нирод, Георгий Михайлович (погиб)
Вахтенный начальник, командир кормовой группы орудий: лейтенант Арцыбашев, Александр Евгеньевич (погиб)
Вахтенный начальник, командир носовой группы орудий: лейтенант Вырубов, Александр Васильевич
Вахтенный начальник: мичман (с 06.12.1904 лейтенант) граф Толстой, Дмитрий Павлович (погиб)
Вахтенный офицер: мичман Картавцов, Всеволод Евгеньевич
Вахтенный офицер: прапорщик по морской части Свербеев, Николай Дмитриевич (погиб)
Старший судовой механик: подполковник корпуса инженер-механиков Петров, Андрей Павлович
Помощник старшего судового механика, трюмный механик: штабс-капитан корпуса инженер-механиков Деркаченко, Иван Осипович
Младший судовой механик: поручик корпуса инженер-механиков Хоментовский, Виктор Михайлович
Младший судовой механик: поручик корпуса инженер-механиков Невяровский, Станислав Романович
Младший судовой механик: прапорщик по механической части корпуса инженер-механиков Агатьев, Михаил Иванович (погиб)
Младший судовой механик: прапорщик по механической части корпуса инженер-механиков Михайлов, Дмитрий Филиппович
Судовой врач: коллежский советник Карлов, Николай Иванович
Судовой священник: иеромонах о. Федор (Хандалеев) (погиб).
Из команды утонуло и умерло от ран в плену 167 моряков. Одна из причин столь большого числа жертв — японцы вели артиллерийский огонь по спасавшемуся экипажу и во время гибели крейсера и даже после его ухода под воду, а затем покинули место боя, не оказав помощи. Только через полтора часа к месту гибели подошёл вспомогательный крейсер «Америка-Мару» и поднял с воды уцелевших русских моряков, но к тому времени многие уже погибли от переохлаждения.
В честь крейсера, героически погибшего в Цусимском сражении, был назван проект крейсеров, заложенных в 1913 году на верфях Русско-Балтийского механического и судостроительного общества в Ревеле — 2 корпуса («Светлана» и «Адмирал Грейг»), на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге – 2 корпуса («Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов») на верфях Русуда в Николаеве – 3 корпуса «Адмирал Нахимов», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов» в 1913-1914 годах и на стапелях объединения Николаевских государственных заводов «Наваль» – 1 корпус «Адмирал Лазарев» в 1913 году. Всего было заложено 8 крейсеров – 4 для флота Балтийского моря и 4 для флота Черного моря.
Необходимость строительства серии крейсеров была обусловлено тем, что 12 крейсеров русского флота погибли в Порт-Артуре и Цусимском сражении («Баян», «Паллада», «Адмирал Нахимов», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Светлана», «Варяг», «Новик», «Боярин», «Рюрик», «Изумруд») и 5 крейсеров были интернированы в нейтральных портах («Аскольд», «Диана», «Олег», «Аврора», «Жемчуг»). Оставшихся на Дальнем Востоке крейсеров «Россия», «Громобой», «Богатырь» и прорвавшийся «Алмаз», оставшихся на Балтике устаревших крейсеров «Адмирал Корнилов», «Память Азова» и «Рында» и Черном море «Кагул» и «Очаков» для русского флота было недостаточно.
В июне 1912 года Генеральным морским штабом при поддержке премьер Министра Столыпина и Императора Николая II была утверждена «Программа усиленного судостроения флота на 1912—1916 годы», предусматривающая постройку 4 линейных крейсеров типа «Измаил», 4 легких крейсеров типа «Светлана», 36-ти эсминцев типа «Новик» и 12 подводных лодок типа «Барс» для Балтийского флота и 2-х легких крейсеров типа «Светлана» для Черноморского флота. Деятельное участие в продвижении программы и её ассигнования предпринимали морской министр И. К. Григорович и выдающийся российский и советский кораблестроитель А. Н. Крылов, занимавший тогда должности председателя Морского технического комитета и главного инспектора кораблестроения.
Паротурбинные крейсера (так называемые «нефтяники» в отличии от «угольщиков»), спроектированные для российского императорского флота вполне соответствовали решению таких задач, как разведка, огневая поддержка соединений эсминцев, рейдерская деятельность. Благодаря паротурбинной силовой установке, крейсера типа «Светлана» должны были быть лучше приспособлены для взаимодействия с новыми классами строящихся турбинных боевых кораблей — дредноутами и эсминцами. Возросшая скорость хода — до 30 узлов, более высокая мореходность, бортовое бронирование, более современное и однородное (по составу артиллерийского вооружения) казематно-палубного расположения. Реализованная на крейсерах частично казематная схема защиты артиллерии обеспечила снижение себестоимости постройки (в пользу постройки линейных крейсеров) при ограниченном бюджете. Русские крейсера проекта «Светлана» по проектным элементам во многом превосходили зарубежные аналоги. А нефтяная основа работы механизмов во-многом освобождала экипажи от изнурительных работ по погрузке угля.
«Светлана» он же «Красный Крым»
Проекты крейсеров были составлены в России и не являлись копированием иностранных аналогов, хотя учитывали опыт русско-японской войны и самые современные технические достижения германского, британского и французского судостроения.
Одним из главных требований Главного управления кораблестроения была унификация всех кораблей данного типа. В результате многочисленных исправлений и изменений проекта удалось добиться почти полной их идентичности.
К 1913 году количество закладываемых крейсеров увеличилось вдвое – 4 для Балтийского моря и 4 для Черного моря. В 1913—1914 годах было заложено 8 похожих КРЛ в двух подтипах: на северных верфях — 4 типа «Светлана» — 2 на Ревельском судостроительном заводе и 2 на верфи Путиловского завода — для Балтийского флота, и на южных верфях — 4 подтипа «Адмирал Нахимов» (строили по единому проекту на заводе «Руссуд», в кооперации с заводом «Наваль») — для Черноморского флота.
Завершить постройку легких крейсеров планировали в 1915—1916 годах, но в связи с началом Первой мировой войны, при высокой степени готовности отдельных, эти сроки сорваны из-за нехватки материалов и непоставок механизмов, заказанных на германских заводах.
При строительстве на Балтийских заводах и Черноморских заводов выявились различия в строительстве. Так крейсера оказалось имели разные размеры и характеристики: балтийские: длина 158,5 метров длина, ширина 15,35 метра, осадка 5,7 метра, водоизмещение стандартное 6800 тонн, полное 7400 тонн; черноморские: длина 166,7 метра, ширина 15,7 метра, осадка 6,1 метра, водоизмещение стандартное – 7600 тонн, полное 8200 тонн. Бронирование одинаковое и на Черном и на Балтийском море пояс 75 мм; палуба — 20 + 25 мм.; казематы орудий главного калибра — 25 мм; щиты орудий главного калибра — 25 мм.; боевая рубка 75 мм. Вооружение: Артиллерия 15 130-мм пушек обр. 13 года, зенитная артиллерия 4 63,5-мм пушки, четыре пулемёта Максима. Минно-торпедное вооружение 2 450-мм торпедных аппарата, до 100 морских мин Авиационная группа 1 гидроаэроплан (гидросамолёт). Планируемая скорость хода должна была достигать 30 узлов максимальная, 16 узлов экономичная, дальность плавания – 4000 миль. Энергетическая установка крейсера по проекту — паровые турбины системы «Кёртис—АЭГ—Вулкан» с мощностью переднего хода 10 700 л. с. (проектной), а на форсированном ходе около 14 000 л. с. По проекту турбинная установка крейсера при мощности на переднем ходу 50 000 л. с. обеспечивала скорость 29,5 узлов. На заднем ходу мощность турбин около 20 000 л. с. Источник пара турбин крейсера — 4 нефтеугольных и 9 нефтяных котлов типа «Ярроу—Вулкан» с рабочим давлением пара 17 кг/см². Нормальный запас топлива — около 370—500 тонн нефти и 130 тонн угля обеспечивал крейсеру шестнадцатичасовой пробег при скорости 29,5 узлов (470 миль) и суточный пробег на ходу 24 узла (576 миль Корпус водо- и нефтенепроницаемыми продольными и поперечными переборками разделен на отсеки. Для непотопляемости крейсера сделали второе дно на протяжении всего корпуса и третье дно на отдельных его участках (в основном у котельных и машинных отделений), с размещением энергетической установки в четырёх турбинных и семи котельных водонепроницаемых отсеках. Питающее электрооборудование крейсера из носовой электростанции на платформе (промежуточной внутренней палубе) в районе 25—31-го шпангоутов с двумя дизель-генераторами (дизель-динамо) постоянного тока мощностью по 75 кВт и с распределительным щитом, который позволял распределять потребителям электроэнергию и управлять режимами работы генераторов. В корме корабля на платформе в районе 103—108 шпангоутов кормовая электростанция, но не с дизель-генераторами, как носовая, а с двумя турбогенераторами постоянного тока более высокой мощности — по 125 кВт. В корме и главный распределительный щит кормовой электростанции для того же, что и распределительный щит носовой электростанции. Питание турбогенераторов паром от паропровода вспомогательных механизмов. Напряжение бортовой сети 225 вольт Экипаж крейсера 630 человек (24 офицеров и 606 нижних чинов).
Примечание: стандартное водоизмещение представляет собой вес полностью укомплектованного корабля с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах. Полное водоизмещение равно стандартному плюс полные запасы топлива, смазочных материалов и питьевой воды, а нормальное учитывает только половину таких запасов.
Во время Октябрьской революции и последующей Гражданской войны достройка крейсеров приостановлена. В 1918 году в Николаеве корпуса крейсеров были захвачены германцами, потом французами, потом белогвардейцами. В 1917 году из Ревеля корпуса, строящихся там крейсеров были переведены из Ревеля в Петроград.
В 1920-х годах Советское правительство планировало достроить шесть из восьми заложенных КРЛ, которые, по согласованию с военно-морскими специалистами, все крейсера были отнесены к единому проекту «Светлана». Но только один балтийский и два черноморских КРЛ достроены как крейсера. Два корпуса крейсеров были переделаны в танкеры «Азнефть» (бывший «Адмирал Грейг») и «Грознефть» (бывший «Адмирал Спиридов») — их бронированные корпуса пригодны даже для плавания во льдах. При перестройке котлы и турбины на обоих судах демонтированы и установлены судовые дизели Коломенского завода. Крейсер «Ворошилов» (бывший «Адмирал Бутаков») так и не был введён в строй, хотя решение о его достройки как учебного принимали и отменяли дважды и был разрезан. В конце 20-х — начале 30-х годов три крейсера под новыми названиями: «Профинтерн» (бывший «Светлана»), «Червона Украина» (бывший «Адмирал Нахимов») и «Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев») введены в ВМС СССР.
Служба крейсеров.
Крейсер «Светлана» → «Профинтерн» → «Красный Крым». 5 февраля 1925 года крейсер «Светлана» сменил название на «Профинтерн». 1 июля 1928 года «Профинтерн» был зачислен в Морские силы Балтийского моря. В 1929 году на «Профинтерн» поставлен гидросамолёт и демонтирован кормовой ТА на юте. В 1930 году добавлены ещё 2 3-х трубных 450-мм ТА. Итальянскими 100-мм пушками, закупленными для крейсера «Киров», усилили артиллерийское вооружение старых крейсеров, а «Киров» получил одноорудийные 100-мм универсальные установки Б-34. В 1935—1938 годах взамен 75-мм зениток установили 100-мм ЗАУ Минизини, зенитные 45-мм пушки 21-К, зенитные пулемёты ДШК, вместо четырёх 3-х трубных 450-мм ТА — 2 3-х трубных 533-мм, и демонтированы подводные траверзные торпедные аппараты. Главные котлы тоже модернизированы — переведены на жидкое топливо. Во время ремонта летом 1941 года оборудован размагничивающими обмотками системы ЛФТИ. В конце 1941 года вместо кормовой пары пушек 21-К установлены счетверённые 12,7-мм зенитные пулемётные установки «Виккерс». В 1942 году часть неудачно зарекомендовавших себя пушек 21-К заменена 37-мм зенитными автоматами 70-К. Во время ремонта 1943—1944 года сняты оставшиеся 45-мм пушки 21-К и поставлены 2 37-мм 70-К. Кроме этого, изменяли места и количество артиллерийских и минных постов, дальномеров, прожекторов, внешний вид и высоту мачт. В августе 1929 года «Профинтерн» и «Аврора», первыми из военных кораблей СССР, посетили иностранный порт — Свинемюнде (Свиноустье). В ноябре 1929 года — 18 января 1930 года «Профинтерн» и линкор «Парижская Коммуна» перешли на Чёрное море. С 1935 по 1938 год крейсер капитально ремонтировали и модернизировали. 31 октября 1939 года «Профинтерн» переименован в «Красный Крым». Накануне Великой Отечественной войны крупные надводные корабли ЧФ объединены в эскадру (линкор «Парижская Коммуна», отряд лёгких сил) и бригаду крейсеров — лёгкие крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ» и «Червона Украина», 1-й дивизион (эсминцы типа «Новик») и 2-й дивизион (эсминцы типа «Гневный» проекта 7 и 7у). В Великую отечественную войну: К 22 июня 1941 года «Красный Крым» находился в ремонте с мая. В связи с началом войны ремонт на крейсере был ускорен и ко 2-й половине августа корабль вошёл в строй. 22 августа «Красный Крым» и эсминцы «Фрунзе» и «Дзержинский» прибыли в осаждённую Одессу, доставив 1-й и 2-й отряды моряков — 600 и 700 человек, и после выгрузки обстреляли части румын. 21 сентября под Одессой отрядом из крейсеров «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцев «Бойкий», «Безупречный» и «Беспощадный» в 16-ти километрах от линии фронта высажен и поддержан огнем морской десант — 3-й Черноморский полк морской пехоты. 30 октября 1941 года части 11-й армии вермахта вышли к Севастополю. 1 ноября 41-го для оперативных задач и артиллерийской поддержки 1-го и 2-го секторов обороны на юге Севастопольского оборонительного района оставлены крейсера «Красный Крым», «Червона Украина» и несколько эсминцев. 21 декабря 1941 года, во время второго наступления немцев на Севастополь, «Красный Крым» в отряде кораблей, доставил в город 79-ю морскую стрелковую бригаду. В ноябре—декабре 1941 года в боях за Севастополь крейсер провел 18 артиллерийских стрельб. 28—30 декабря «Красный Крым» в Керченско-Феодосийской десантной операции, высадив десантников, поддерживал десант огнем. За операцию «Красный Крым» 11 раз атакован с воздуха, в корабль попало 11 снарядов. 1943 год. 15—25 января 1942 года в отряде кораблей крейсер перевозил и высаживал второй и третий эшелоны десанта у города Судак в Крыму. С января по июнь 1942 года «Красный Крым» доставлял в Севастополь грузы и подкрепления — в общем 98 рейсов. За этот же период крейсер с другими кораблями Черноморского флота осуществлял огневую поддержку Севастопольского оборонительного района. Артиллерийские удары наносили в общем 64 дня, в некоторые дни огонь открывался по нескольку раз. Приказом наркома ВМФ № 137 от 18 июня 1942 года крейсер «Красный Крым» был удостоен гвардейского звания. С начала августа 1942 года за месяц «Красный Крым» и эсминец «Незаможник» вывезли из Новороссийска в Туапсе более 10 000 человек и свыше 1000 тонн грузов. Во 2-й половине октября 1942 года в отряде кораблей крейсер участвовал в переброске 8-й и 9-й гвардейских стрелковых бригад из Поти в Туапсе. С июля по декабрь 1942 года корабли эскадры, в которой и «Красный Крым», перевезли 47 848 бойцов и командиров с вооружением и около 1 тысячи тонн военных грузов. 3—4 февраля 1943 года крейсер в прикрытии морских десантов у Южной Озерейки и Станички. С октября 1943 до конца лета 1944 года находился в ремонте. 5 ноября 1944 года «Красный Крым» возглавлял эскадру боевых кораблей Черноморского флота, возвращавшихся в Севастополь. За войну «Красный Крым» выполнил 58 боевых выходов — 52 стрельбы по позициям немецких войск, перевез более 20 тысяч человек, в десантных операциях высадил около 10 тысяч человек и отразил свыше 200 атак самолётов. В 1949 году переформирован в учебный корабль, в 1957 году — в опытовое судно (ОС), в 1958 году — в плавказарму «ПКЗ-144». В 1959 году исключен из ВМФ и как мишень потоплен в конце 1950-х годов при испытаниях ракетного оружия. Название «Красный Крым» и гвардейский флаг были присвоено БПК проекта 61, входившему в Черноморский флот с 1970 по 1993 год.
Крейсер «Червона Украина»
Крейсер «Адмирал Нахимов» → «Червона Украина». 1 апреля 1923 года решили достроить по первоначальному проекту, но заменить противоаэропланные пушки 75-мм зенитками Канэ на станках Меллера и дополнить торпедное вооружение тремя 450-мм строенными аппаратами. 7 декабря 1922 г. крейсеру «Адмирал Нахимов» присвоено новое название «Червона Украина». 8 мая 1923 г. СНК (совет народных комиссаров) выделил в фонд достройки корабля 200 тысяч рублей золотом. Окончательная готовность крейсера к сдаче назначена на 1 мая 1926 года. «Червона Украина» 21 марта 1927 года вошла в Черноморский флот. В 1928 году крейсер с визитом посетил Турцию. 25 июля 1929 года корабль посетил И. В. Сталин. В 1930 году крейсер совершил переход в Средиземное море с посещением Италии и Греции, через четыре года крейсер снова идет в Турцию. В 1932 году он прошёл капитальный ремонт. В составе ЧФ в Великую Отечественную войну участвовал в боях и в эвакуации Одессы. В обороне Севастополя 8 ноября 1941 года «Червона Украина» первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим войскам противника. 12 ноября, во время авианалёта, в крейсер, стоящий у Графской пристани, попало две бомбы, на серьёзно поврежденном корабле погибло 70 человек. На следующий день крейсер отбуксировали в Южную бухту, где он затонул. «Червона Украина» был поднят 3 ноября 1947 года, а 8 февраля 1948 года поставлен в док и отремонтирован. Использовался как учебно-тренировочная станция. С 30 октября 1950 года — корабль-цель. 10 мая 1952 года посажен на грунт в районе Бакальской косы как мишень для бомбометания морской авиации.
Крейсер «Красный Кавказ»
Крейсер «Адмирал Лазарев» → «Красный Кавказ». 14 декабря 1926 года строившийся «Адмирал Лазарев» переименован в «Красный Кавказ». Строитель — Николаевский судостроительный завод им. А.Марти. В 1933 году совершил единственный заграничный поход с эсминцами «Петровский» (будущий «Железняков») и «Шаумян» в Стамбул, затем посетил Пирей и Неаполь (Италия). 7 ноября, пройдя 2650 миль, вернулся в базу. В 1939−1940 году во время капитального ремонту катапульту гидросамолета демонтировали. 22 июня 1941 года находился в Севастополе, с 23 июня участвовал в минных постановках. 5 июля ушёл в Новороссийск. 6 сентября — из Новороссийска в Севастополь. 12 сентября у Одессы обстреливал противника — 27 снарядов ГК, 13 сентября — 58 снарядов. В ночь 22 сентября участвовал в высадке морского десанта в районе Григорьевки. Доставил 696 десантников, выстрелив 8 снарядов. 4 октября эвакуировал из Одессы около 1000 человек. 16 октября повторил поход, выпустив по немецким позициям 27 снарядов и эвакуировав 1180 человек. 26 октября — 9 декабря 1941 года 5 раз ходил в Севастополь, перевезя и эвакуировав 5277 человек, 58 машин, 70 орудий, около 17 вагонов боеприпасов и 10 вагонов продовольствия и выпустив по немецким позициям 135 снарядов ГК. 21 декабря в отряде кораблей доставил в Севастополь 1500 человек (части 79-й отдельной морской стрелковой бригады), 8 минометов, 15 автомобилей. Приняв около 500 раненых, ушёл к Балаклаве, откуда обстрелял немецкие позиции, выпустив 39 снарядов. 29 декабря 1941 года участвовал в высадке Феодосийского десанта, с 3 часов 48 минут за 13 минут выпустил 26 снарядов ГК. В 5 часов начинает маневрировать для отшвартовки для высадки десанта. 2 часа в гавани под обстрелом немецкой полевой артиллерии, попадало 8 снарядов калибром до 150-мм и 4 минометных мины. Погибли 27 человек и 66 ранены. В 8.08 закончив высадку 1 586 человек (техника не выгружена), обрубив швартовы, начал выход на рейд. С 9.25 до 18 часов на крейсер 14 атак немецкой авиации. За время высадки и поддержки десанта крейсер израсходовал 70 снарядов ГК и 429 100-мм снарядов. 4 января 1942 года доставил в Феодосию бригаду ПВО. Во время разгрузки был атакован и тяжело поврежден пикирующими бомбардировщиками Ju-87 из StG.77 500 кг бомбами. При попытке дать полный ход обнаружилось, что один вал вращается с недопустимым биением, а другой пошёл вразнос. Вследствие атаки крейсер получил три пробоины ниже ватерлинии и 26 марта встал на капитальный ремонт в Поти вплоть до 17 августа 1942 года. 3 апреля 1942 года присвоено звание гвардейского корабля. 16 сентября 1942 года при переходе из Поти в Туапсе нёс на борту, кроме экипажа, 4340 военнослужащих 408-й стрелковой дивизии. 22 октября при швартовочных манёврах в Туапсе был безрезультатно атакован немецким торпедным катером. 4—9 февраля 1943 года обеспечивал высадку десанта у посёлка Южная Озерейка, затем у посёлка Станички — десант захватил плацдарм. В 1941—1943 годах совершил 64 боевых похода, обстрелял 13 батарей противника, вероятно уничтожил 2 танка и 3 самолёта, обстрелял свыше 5 батальонов вражеской пехоты. Перевёз более 25 000 человек. Отразил около 200 воздушных атак. 12 мая 1947 года устаревший лёгкий крейсер «Красный Кавказ» переведён в учебные корабли. С весны 1952 года — корабль-мишень. 21 ноября 1952 года при испытаниях ракетного комплекса «Комета» («КС-1» на «Ту-4К») был выведен в море и оставлен без экипажа с ходом 18 узлов (33,3 км/ч). От попадания ракеты движущийся корабль разломился на 2 части, которые затонули. Предполагаемое место гибели корабля в 15 милях к югу от мыса Чауда в районе Феодосийского залива. Название «Красный Кавказ» и гвардейский флаг был передан большому противолодочному кораблю проекта 61. 16 марта 1998 года гвардейский БПК исключён из состава флота и впоследствии разделан на металл. Гвардейский флаг и гвардейское звание легендарного крейсера передано ракетному крейсеру «Слава», переименованному в крейсер «Москва».
Крейсера проекта «Светлана» строились для 1-ой мировой войны и безусловно морально устарели ко второй мировой войне, несмотря на многочисленные модернизации. Однако все три построенных крейсера с честью исполняли свои боевые задачи и двум из них был присвоено гвардейское звание.
Литература:
Корабли и вспомогательные суда Советского ВМФ (1917-1927 года) (Справочник) Воениздат, Москва 1981 года;
Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР (1928-1945 года). Воениздат, Москва -1988 год.
Бережной С.С. Крейсера и миноносцы (справочник). Воениздат, Москва -2002 год.
Широкорад А. Корабли и катера ВМФ СССР 1938-1945 гг. Харбест, Минск -2002 год.
Краснознаменный Черноморский флот. Издание 2. Воениздат, Москва -1979 года