Чухраев Э. В 100 лет служить на флоте?!

(Продолжаем серию рассказов «Необыкновенные истории морской истории)

 

Возможно ли это?  В 100 лет служить на флоте. Скорее всего, большинство скажут, что это не реально.  Но оказывается это возможно!

Известно, что в Военно-Морском Флоте России по возрасту служили всегда долго: и офицеры, и матросы. Однако, в морской истории встречаются совершенно необычные факты…

В действующем флоте, на боевом корабле, матросом, да еще в годы войны, служил человек, которому было ни много, ни мало – за 90 лет! Это Александр Маркович Абакумов. Крестьянин Тверской губернии. Простой русский мужик, на которых во все времена, а тем более трудные, держалась вся  Россия.

Александр Маркович Абакумов прослужил на Черноморском флоте почти до 100 лет (1823 года рождения)

17 октября 1914 года (шла Первая мировая война) германо-турецкие корабли, в том числе крейсеры «Гебен» и «Бреслау», обстреляли Севастополь, Одессу, Феодосию, Новороссийск и другие прибрежные русские города. Это нападение, произведенное турками без объявления войны, вызвало большое возмущение в русском обществе.

Александр Маркович Абакумов  в это время жил в Петрограде и шел ему уже 92-й год. И вот он принимает отчаянный и необычный шаг. Он подает прошение о приеме его на военную службу. Прошение самому императору России – Николаю II. Вот выдержки из этого прошения. Простые слова этого славного матроса и сегодня берут за душу: «В бытность моей военной службы в Черноморском флотском экипаже я был на корабле «Императрица Мария», на котором и участвовал в знаменитом Синопском бою, подавая из трюма корабля к орудиям снаряды. В Севастопольскую осаду все время находился на редуте «Шварца» 3 в 1 и оборонительной линиях, исполняя обязанности прислуги при орудиях. В войну 1876 и 1877 года был при графе Тотлебене под Плевной. Несмотря на то, что достигнув 90 лет, еще достаточно бодрый. В настоящую трудную отечественную войну, по силе возможности, могу послужить царю и отечеству. На основании вышеизложенного я осмеливаюсь всеподданнейше просить ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО разрешить мне вступить добровольцем в армию, верноподданный ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА крестьянин (бывший матрос второй статьи) Александр Маркович Абакумов».

Линейный корабль «Императрица Мария» под флагом П. С. Нахимова после победы в Синопском сражении в 1853 году. Во время обороны Севастополя был затоплен на рейде при оставлении города гарнизоном (1855)

Это может показаться действительно невероятным. Но начальство дало добро. Лично генерал-адъютант И.К. Григорович, морской министр Российской империи и начальник Главного морского штаба вице-адмирал К.В. Стеценко ходатайствовали перед императором об удовлетворении просьбы «охотника» Абакумова. «Охотниками» в те годы именовались все добровольцы, которые хотели служить в армии и на флоте.

Иван Константинович Григорович (1853-1930), морской министр, 1915 год (слева). Константин Васильевич Стеценко (1862 —1920) – адмирал (справа).

Так Александр Маркович Абакумов в возрасте 91 года в декабре 1914 года был зачислен во 2-й Балтийский экипаж. А в апреле 1915 года он был отправлен на Черноморский флот, в Николаев, на достраивавшийся линейный корабль «Императрица Мария» — первый русский дредноут на Черном море. Он вступил в строй в августе 1915 года и стал сильнейшим кораблем флота. Неоднократно участвовал в боевых походах.

Да, доброволец Абакумов уже не первый раз оказался на флоте, о чем он писал в своем прошении к императору. Служил на действительной службе на  Черноморском флоте (1851-1856). Участвовал в боевых действиях против горцев (1852). Был в плену 10 суток «у черкесов». Участвовал в знаменитом Синопском сражении в ноябре 1853 года – последнем крупном сражении  эпохи парусного флота, когда эскадра под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру. А флаг свой Нахимов держал на парусном 84-х пушечном корабле «Императрица Мария», где тогда матросом служил Александр Абакумов. А потом он пережил всю Севастопольскую осаду, исполняя обязанности прислуги при орудиях. И в числе последних воинов он оставлял Севастополь.

Абакумову пришлось участвовать еще в одной Русско-турецкой войне (1877-1878). Он был в действующей армии при графе Тотлебене в качестве ординарца, когда выдающийся инженер-генерал организовывал осаду турецкой крепости Плевна.

Эдуард Иванович Тотлебен  Граф  (1818 — 1884) — русский военачальник, знаменитый военный инженер, генерал-адъютант (1855), инженер-генерал (1869). Гравюра с фотографии (1878)

Так что во флот Александр Маркович Абакумов попал не впервые. И на  предшественнике «Императрицы Марии» он тоже уже послужил. И войну уже третью он застал между Россией и Турцией.

Несмотря на свой возраст, Александр Маркович чувствовал себя достаточно бодрым и нормально переносил вся тяготы корабельной службы и боевых походов. Конечно же, каких-то конкретных боевых обязанностей на корабле он не имел. Но своими рассказами поднимал боевой дух личного состава.  Ветеран был реальным связующим звеном между трудным военным настоящим и ставшим уже легендарным героическим прошлым. И тем самым он тоже делал большое дело для экипажа линкора.

За столь высокие патриотические чувства и действия, с учетом прежних заслуг в службе на флоте 6 мая 1915 года Абакумов был произведен в боцманы и награжден золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте.

Боцман Абакумов на линейном корабле «Императрица Мария»

18 января 1916 года Александр Маркович получил даже офицерский чин – подпоручик по Адмиралтейству.

Подпоручик Абакумов. 93 года

А утром 7 октября 1916 года на линкоре «Императрица Мария», стоявшем в Севастополе, прогремел мощный взрыв. Погасить пожар, охвативший носовую часть корабля, не удалось, и через час линкор, сотрясаемый взрывами боеприпасов, перевернулся и затонул. Погибли 228 человек. Но Александр Маркович Абакумов остался жив.

До сих пор не утихает спор о причинах пожара и трагической гибели «Императрицы Марии». Небрежность? Самовозгорание пороха? Злой умысел? Абакумов был убежден, что это была диверсия. Он лично обращался к императору, морскому министру, командующему Черноморским флотом с изложением своей версии случившегося. Но лишь летом 1917 года, благодаря одному из его прошений, продолжилось следствие о гибели корабля. К сожалению, время не располагало к дотошному расследованию тех событий. Октябрьская революция 1917 года вообще разбросала всех участников и свидетелей трагедии и заставила забыть надолго о ней.

Увы, ничего не известно и о дальнейшей судьбе подпоручика Александра Марковича Абакумова. Но в 94 года он еще продолжал служить. В 1917 году он оставался полным жизни. Возможно, он перешагнул свой столетний рубеж, но в годы революции и Гражданской войны никаких известий о нем не сохранилось.

Император России Николай II беседует с Абакумовым

А сейчас надо сделать некоторое важное уточнение. 30 мая 1892 года скончался знаменитый отставной солдат русской армии Василий Николаевич Кочетков. И лет ему от роду было 107 (родился в 1785 году). Из них 81 год ушел на служение в армии российской империи. Его называли «солдатом трех императоров», он принял участие в десятке войн.

Солдат с таким именем существовал реально. Но вот большая часть его славной биографии, которая и сегодня «гуляет» по интернету, во многом полнейшая выдумка. Фотографий Василия Кочеткова нет. Есть только литография художника Петра Бореля

Василий Кочетков. Художник Петр Борель

Так вот, слева — это Александр Маркович Абакумов, наш славный матрос с «Императрицы Марии». О ветеране же справа, к сожалению, ничего неизвестно, кроме того, что это  «Дед Максим, 104 лет». К сожалению, некоторые недобросовестные авторы позволяют себе такую «вольность», тем самым наносят огромный моральный вред ветеранам России и оскверняют память о них.

А жизнь и служба  Александра Марковича Абакумова — воистину рекорд из рекордов!  Но главное – это рекорд необычного патриотизма! Рекорд русского духа!  И просто характер русского военного моряка.

А характер этот проявляется зримо и достойно. Вот еще два примера.

На фотографиях морской пехотинец Михаил Васильевич Подгурский (в молодости и в 2021 году)

Он  родился 17 мая 1917 года в Москве. Военным человеком стал в 1938 году. Участник трех войн (Советско-финской войны, Великой Отечественной и войны с Японией). Инвалид по ранениям. Ветеран морской пехоты Северного и Тихоокеанского Флотов. Михаила Васильевича не стало совсем недавно, в 2021 году. Но он до последнего дня находится в активной позиции и много сделал для патриотического воспитания молодого поколения, прожив более 100 лет!

Михаил Васильевич Подгурский

А в Петербурге в мае 2020 года старейший ветеран Военно-Морского Флота принимал личный Парад Победы. Это капитан I ранга в отставке Виктор Владимирович Старожицкий. Ему тогда было  тоже более 100 лет.

Виктор Владимирович Старожицкий. Май 2020 года

Он родился 12 января 1919 года в Саратове. В период 1941-1943 гг. участвовал в боях на Карельском фронте в должности командира огневого взвода (заместителя батареи) истребительного противотанкового дивизиона 45-мм. пушек 85-й морской стрелковой бригады. В конце 1943 года он был направлен на Балтийский флот и назначен командиром торпедного катера 2-го отряда строящихся кораблей, где ему было присвоено воинское звание капитан-лейтенанта. Позже он получил назначение на должность старшего гидрографа отдельного маневренного гидрографического отряда Балтийского флота, принимал участие в навигационно-гидрографическом обеспечении боевого траления Нарвского залива и Нарген-Порккалаудской минной позиции, а также в обеспечении Чудской десантной операции.

По окончании войны в 1945-1949 гг. капитан 3 ранга В.В. Старожицкий, являясь начальником гидрографической части Района гидрографической службы главной военно-морской базы 4 ВМФ в городе Балтийск (Пиллау) активно выполнял различные работы по изучению нового театра и ликвидации последствий войны на море.

После окончания Курсов офицерского состава гидрографов ВМФ с 1950 по 1952 год Виктор Владимирович проходил службу в должности командира гидрографической партии маневренного гидрографического отряда в Таллине.

В 1952 году Виктор Владимирович поступил на гидрографической факультет Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова.

В 1956 году после окончания академии капитан 2 ранга В.В. Старожицкий был направлен для прохождения дальнейшей службы в Управление начальника Гидрографической службы ВМФ в  Ленинград на должность старшего офицера. Здесь его деятельность была тесно связана с работами Научно-исследовательского гидрографическо-штурманского и гидрометеорологического института ВМФ: он осуществлял контроль за разработкой новых технических средств гидрографии.

В 1961 году Виктор Владимирович был уволен в запас, но связи с флотом не прерывал. Он сразу же поступил на работу в институт ВМФ (ныне Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт Министерства обороны Российской Федерации), где трудился научным сотрудником. Участвовал в создании технических средств для подводных исследовательских аппаратов. Такие приборы используются, в частности, для изучения Мирового океана.

За заслуги перед Родиной В.В. Старожицкий награжден орденами Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной звезды, медалями «За боевые заслуги» и «Победу над Германией». В 2000 году ему было присвоено воинское звание капитан I ранга.

В 2020 году ситуация с коронавирусом внесла свои коррективы в празднование 75-летнего юбилея Победы. Все масштабные акции были отменены, чтобы избежать массового скопления людей. Но ветераны Великой Отечественной войны не остались без внимания даже в такое непростое время. По всей стране для каждого фронтовика в отдельности проводили свой личный парад. Во дворе на Васильевском острове в Санкт-Петербурге парадным строем прошел взвод моряков-курсантов и для Виктора Владимировича Старожицкого. Несмотря на столь почтенный возраст, личный парад Победы морской офицер принимал стоя.

«Военные моряки будут всегда сверять свои дела и поступки с образцами службы Родине, мужеством таких людей, как Виктор Владимирович Старожицкий», — отметил в поздравлении Главком ВМФ, адмирал Николай Евменов. Честь им и слава!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *