История Военно-Морского Флота России, которому в 2026 году исполнится 330 лет, очень богата. Прежде всего, яркими победами на морях и океанах героическими подвигами военных моряков, славными традициями, примерами беззаветной преданности Родине, верности военно-морскому флагу, своему кораблю и военной присяге. В этом плане отечественный Флот на фоне флотов других государств выглядит в превосходстве и очень достойно.
Но в последнее время растет поток различных источников (как западных, так и «домашних» авторов), где явно искажается и порочится история нашего российского Флота, как императорского, так советского и современного. Нарастает процесс дегероизации военных моряков России современными «обновителями» истории, формирования в сознании людей искаженных картин прошлого с преувеличенным восхвалением действий западных военно-морских флотов.
Историческая правда не выгодна западным авторам потому, что она убийственный аргумент в пользу российского Флота, который доказывает превосходство морального духа, боевого мастерства наших военных моряков.
Другие российские авторы сторонятся этой правды особо. Они своеобразно искажают ее за счет того, что пытаются замалчивать отдельные, мягко говоря, не приятные страницы военно-морской истории России, не касаться неоднозначных фактов поведения морских служителей в боевой обстановке, их морального и психического состояния в сложных и критических ситуациях. В стремлении не испортить картину они создают приукрашенную, «лубочную, идеологизированную» историю Военно-Морского Флота.
Историческая правда в том, что подвиги военных моряков и верность чести на российском Флоте были всегда (за всю почти 330-летнюю его историю) не случайным и единичным проявлением, а массовым и постоянным. Но также во все времена были и тяжелые, печальные события, факты малодушия, измены присяге, святым традициям и тем самым проявления бесчестия. Это тоже правда. Потому что в реальной, сложной и опасной ситуации разные люди (военные моряки – не исключение) ведут себя по-разному (иногда сдаются физически, не выдерживают нервы и психика). Но что очень важно? На фоне массового героизма российских морских служителей это были события и факты случайные, временные и, как правило, единичные.
Возникает вопрос: стоит ли упоминать о них на страницах истории Военно-Морского Флота, если они были еще и малочисленными? Скорее всего, стоит. Во-первых, тогда это будет действительно историческая правда. Во-вторых, эти факты совсем не умоляют, а наоборот, возвеличивают главное – проявление российскими военными моряками в сложных и рискованных обстоятельствах флотской службы (и, прежде всего, в боевой обстановке) массового героизма, стойкости и силы духа.
Вот в таком ракурсе и идет сегодня наш рассказ – о чести российского военного моряка.
Андреевский флаг – гордость военных моряков России
Когда на рубеже XVII–XVIII веков Петр I задумался над новой государственной символикой, косой Андреевский крест оказался в числе наиболее предпочтительных символов.
Согласно преданию, святой апостол Андрей посещал земли будущей Руси, поэтому начиная с XI века, в русских землях он являлся особо почитаемым святым — небесным покровителем России.
11 декабря 1699 года Петр I утвердил Андреевский флаг в качестве стяга русского Флота, как флаг в честь небесного покровителя России. Корабельный устав Петра (1720 года) установил: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».
Уже в XVIII веке Андреевский флаг был покрыт славой морских сражений, в которых под ним участовали корабли российского Флота. Многочисленные войны, победные морские сражения, кругосветные экспедиции, открытие новых земель – все это проходило для России под Андреевским флагом. Поэтому у военных моряков почитание его стало настоящей традицией. Он превратился в их главную святыню и стал их достойной гордостью.
С этого момента и до 1917 года Андреевский флаг был главным и единственным в Военно-морском Флоте России. Почитание Андреевского флага на Флоте было чрезвычайно велико. Командиры русских кораблей, вступая в бой, неизменно повторяли одну и ту же фразу: «С нами Бог и Андреевский флаг».
Корабельный устав Петра I, предписывавший защищать Андреевский флаг до последней капли крови, соблюдался свято. За всю историю российского Флота добровольно флаг был спущен лишь дважды. Подчеркнем – добровольно!
11 мая 1829 года командир русского фрегата «Рафаил» капитан 2-го ранга Семён Стройников спустил флаг перед турецкой эскадрой из 15 кораблей, стремясь сохранить жизнь экипажу. Именным указом императора Николая I было предписано опозоривший себя фрегат при попадании в руки русских — сжечь. Произошло это лишь 24 года спустя, в Синопском сражении. Однако воля императора была выполнена — «Рафаил», состоявший в турецком флоте, сожгли, а данное имя более никогда не использовалось для русских кораблей.
Что касается капитана Стройникова, то он по возвращении из плена был лишён всех наград и званий, а также разжалован в простые матросы. Более того, Стройникову было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Парадокс, однако, заключался в том, что у опального капитана уже было к тому времени два сына. И оба они впоследствии стали контр-адмиралами русского Флота.
Второй раз Андреевские флаги на нескольких русских кораблях были спущены в 1905 году во время Русско-японской войны (1904-1905), в конце Цусимского сражения, по приказу контр-адмирала Н.И. Небогатова, стремившегося спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам. Отряд адмирала Небогатова был окружён 20-ю броненосцами и крейсерами японского флота. Флагман принял решение о сдаче и приказал своим кораблям поднять белые флаги. Кстати, на суде он утверждал, что подал команду о сдаче в плен только своего корабля.
Но этой команде последовали лишь четыре корабля. Командир броненосца «Адмирал Ушаков» В. М. Миклухо-Маклай самостоятельно отклонил решение Небогатова и вступил в неравный бой, первым открыв огонь по противнику.
Броненосец «Адмирал Ушаков» действовал в духе лучших боевых традиций российского флота. Расстрелянные орудия и новые повреждения, полученные в 30-минутном бою, не позволили «Адмиралу Ушакову» нанести ущерб японским кораблям. Исчерпав возможности сопротивления, русские моряки затопили свой броненосец — последний из двенадцати кораблей главных сил 2-й Тихоокеанской эскадры. Судьбу корабля разделил и его командир.
Командир броненосца «Адмирал Ушаков » Миклухо-Маклай Владимир Николаевич.
А быстроходный «Изумруд» под командованием капитана 2 ранга В. Н. Ферзена прорвался сквозь японский боевой порядок и ушел на север. Команды кораблей практически единодушно протестовали против сдачи японцам. Многие судовые офицеры предлагали, протестуя против позора сдачи в плен, уничтожить (затопить) свой корабль, что и было сделано несколькими экипажами.
В августе 1905 года Небогатов за поступок, приведший к бесчестию, был лишён чинов, а затем предан суду, который в декабре 1906 года приговорил его к смертной казни, заменённой на 10 лет заключения в крепости. Небогатов отсидел 25 месяцев, после чего был помилован.
Надо заметить, что сейчас по интернету «дрейфует» так называемый «черный список» кораблей российского Флота, которые якобы в свое время спустили Андреевский флаг. В нем обозначены 30 событий, когда российские военные корабли спустили флаг корабля (не включая советский период). И упоминаются около 260 российских кораблей. Сразу скажем список этот очень сомнительный. И он явно искажает суть событий. Например, более 220 кораблей и судов из этого списка точно не сдавались в плен, а в силу разных причин были захвачены противником. И это совсем не означает, что Андреевский флаг на них был спущен самими экипажами. Другие корабли были блокированы в бухтах стоянки или интернированы. И здесь тоже речи нет о спуске флага корабля. Так что списку этому верить нельзя.
В то же время нельзя отрицать, что помимо упомянутых двух случаев, когда на российских военных кораблях экипажи добровольно спустили флаг, за всю историю Флота, к сожалению, были и другие факты, когда Андреевский флаг спускался в силу некоторых обстоятельств, но не добровольно.
Да, первый Корабельный Устав Петра I (Морской Устав, 1720 года) определял, что «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага, вымпелы и марсели, под страхом лишения живота, а Капитану ж должно учинить присягу верного служения, что ему корабль врученный неприятелю не отдавать, а буде увидит, что корабль сохранить и увести невозможно, и ему лучше корабль зажечь или потопить, чтоб тем неприятелю укрепления не было».
Эти позиции были вновь подтверждены в Военно-морском уставе 1870 года: Статья 279 «о наказаниях» гласила: «Кто, командуя флотом, эскадрою, отрядом судов или кораблём, спустит пред неприятелем флаг, или положит оружие, или заключит с ними капитуляцию, не исполнив своей обязанности по долгу присяги и согласно с требованиями воинской чести и правилами морского устава, тот подвергается:
1) исключению из службы с лишением чинов;
2) если таковые действия совершены без боя или несмотря на возможность защищаться: смертной казни».
Однако нравы смягчаются. И вот статья 354 Морского устава (из раздела «Командир корабля») редакции 1899 года: «Во время сражения командир подает пример мужества и продолжает бой до последней возможности. Во избежание бесполезного кровопролития, ему разрешается, но не иначе, как с общего согласия всех офицеров, сдать корабль в нижеследующих случаях:
1) если корабль будет так пробит, что нельзя одолеть течи и он видимо начинает тонуть;
2) если все заряды и снаряды истрачены, артиллерия сбита и вообще способы обороны истощены, или потеря в людях столь значительна, что сопротивление окажется совершенно невозможным;
3) в случае пожара, который нельзя погасить своими средствами и если притом, во всех означенных случаях, не будет возможности истребить корабль и искать спасения команды на берегу или в шлюпках. Во всяком случае, перед сдачей корабля, командир обязан истребить сигнальные книги, секретные карты и все имеющиеся у него важные бумаги и инструкции».
Сейчас идет полемика, опасная, по своей сути: что важнее спустить флаг корабля и тем самым спасти жизнь людей, или следовать традиции и погибнуть всему экипажу с гордо реющим флагом. Защитники Небогатова считают: «его действия можно расценить как объективную оценку сложившейся ситуации и предотвращение абсолютно бессмысленного кровопролития». Но большинство участников этой дискуссии придерживаются другого мнения: «коль скоро военный человек, находясь в боевой обстановке, будет думать не о том, как выполнить боевую задачу и свой долг, а будет «взвешивать» — целесообразно это выполнение, или в свете происходящих событий — бессмысленно, то в таком случае вообще теряется всякий смысл военной службы, как таковой».
Бесспорно, лучше чтить и следовать традиции, когда российские военные моряки погибают, но не сдаются и заповедано идти на дно, чтобы корабль супостату не достался. И формировать в сознании каждого военного моряка: быть готовым – погибнуть с честью! И больше опозорить свой флот, чем спустить военно-морской флаг в виду неприятеля, невозможно!
Конечно, судьбу кораблей решают люди. Поэтому и среди командиров чаще бывают такие, как Миклухо- Маклай, а случаются, к сожалению, и типа Стройникова. Первый защищал флотскую честь и верность флагу, второй только спасал жизнь…
Флагом ВМФ России Андреевский флаг перестал быть в 1917 году. Последние Андреевские флаги на русских кораблях были спущены в 1924 году в порту Бизерта в северной Африке, где были сосредоточены корабли эскадры Белой армии.
В 1935 году на советских боевых кораблях был торжественно поднят новый военно-морской флаг СССР. Им стало белое полотнище с узкой голубой полосой вдоль нижней кромки. В левой части изображалась красная звезда, а в правой – красные серп и молот. Статус военно-морского флага как Боевого знамени корабля был закреплен в Корабельном уставе ВМФ СССР.
По сравнению с историей российского императорского флота, история советского Военно-Морского Флота была сравнительно не долгой (73 года). Многие любители морской истории утверждают, что за всю историю флаг Военно-Морского Флота СССР — перед врагом не был спущен ни разу. Здорово! Но в одном из справочников ВМФ России есть информация о потерях советского ВМФ на Балтике в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), в которой указано что с 1941 по 1944 годы финны захватили три советских боевых катера. Скорее всего, это нельзя считать фактами спуска флага корабля перед противником. Так что будем исповедовать эту гордую мысль: в Советском Союзе в боевой обстановке военные моряки ни разу не спускали военно-морской флаг.
В январе 1992 года правительство РФ приняло решение о возвращении ВМФ России Андреевского флага вместо военно-морского флага СССР. 26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.
Единственным кораблём, где и по сей день не поднимается Андреевский флаг, является советская подводная лодка «С-56», ставшая военным мемориалом. В дань уважения к подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной войны на «С-56» проходит ежедневно церемония подъёма и спуска флага ВМФ СССР, а российская символика не используется. Но, конечно, в этом никакого неуважения к Андреевскому флагу нет.
Мемориал «Подводная лодка С-56» во Владивостоке
Спасибо Эдуард Максимович! Очень интересно и познавательно. Люди должны знать историю своей страны! Иначе о патриотизме разговаривать невозможно
Да, мастерство не пропьешь! Легким мановением руки пять спущенных флагов в Цусиме (Броненосцы «Император Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Орел» и ЭМ «Бедовый») превращаются в один. Зато захваченные финнами ТКАТКА превращаются в спущенные флаги. Хотя случаи это известные, и спущенных флагов там не было! И вообще, спущенных Андреевских флагов гораздо больше. Например 11 июня 1808 года спустил флаг тендер «Опыт» (к-р Невельской), после боя с английским фрегатом.
Вы не совсем правы. Вернее, совсем не правы. Автор пишет об отряде кораблей адмирала Небогатова и не называет названия кораблей, на что имеет право. Он говорит, что кораблей и судов, гораздо меньше сдавшихся в плен, чем приводит статистика. Автор пишет не про не сдавшиеся в плен, а про не спустившие флаги при угрозе захвата (броненосец «Адмирал Ушаков» и крейсер «Изумруд»). А так были корабли, сдавшиеся шведам много во втором Роченсалмском сражении в 1790 году. Были также в нашей истории линейный корабль «Владислав», захваченный британцами у Балтийского порта, но почти сразу сгоревшем, была галера 22 банки «Пустельга» захваченная шведами в 1790 году, был фрегат «Рафаил» сдавшийся туркам в 1828 году, был катер «Опыт», захваченный британцами в 1808 году, был корабль «Орел», захваченный Степаном Разиным, была галера 22 банки, захваченная шведами, была галера 14 банок «Перинная тяга» брошена и захвачена турками в 1711 году, была галера 22 банки «Петербурх» захвачена шведами в 1790 году, учебный фрегат «Санторин» захвачен турками в 1771 году, фрегат «Святой Апостол Павел» захвачен французами в 1694 году, линейный корабль «Святой Георгий» брошен и захвачен турками в 1711 году, галеас «Святой Петр» брошен и оставлен туркам в 1711 году, шебека «Сеслан Вере» захвачен шведами в 1790 году, Барбарский корабль «Слон» брошен и захвачен турками, шнява «Сокол» захвачена шведами в 1709 году, галера 20 банок «Сорока захвачена шведами в 1790 году, фрегат «Спешный», захвачен британцами в 1807 году, галера 20 банок «Тверь» захвачена шведами в 1790 году, галера 20 банок «Тихвин» захвачена шведами в 1790 году, , галера 20 банок «Устюжна» захвачена шведами в 1790 году, галера 25 банок «Хитрая» захвачена шведами в 1790 году, линейный корабль «Шквал» (Ластка) оставлен Турции в 1711 году, фрегат «Эндрахт» захвачен шведами в 1720 году. Не хочу писать про корабли, оставленные немцам в Ревеле и захваченные ими в Гельсингфорсе, в также захваченные у Ревеля эсминцы «Автроил» и «Спартак». Подводные лодки «Каймкан», «Кракодил» «Аллигатор», «Дракон» брошены в Ревеле и захвачены немцами. Это было. Во время Отечественной войны захвачены при эвакуации Гогланда финнами ТКА-52, ТКА-121, ТКА-144 в 1941 году. ТКА-54 и ТКА 51 захвачены финнами в 1944 году. Брошены в Риге канонерская лодка «Красная горка» и «Ораниенбаум». Это только на Балтике, были и на Черном море. Но суть статьи не в том, что были брошены или захвачены, а в том, что не сдались и не спустили флагов. А те, которые не сдались, а были захвачены, кто на них спустил флаг? Враг? Кстати захваченные торпедные катера вошли в состав финского флота под финскими наименованиями и воевали против СССР. Можно привести финские названия. А
эскадра Черноморского флота вернувшаяся в Севастополь в 1918 году? Все спустили флаги и на них были подняты немецкие, а потом британские. Как захваченный в китайском порту миноносец «Решительный» — командир лейтенант Рощаковский воевал в Цусимском сражении против России. Ещ6 один миноносец «Расторопный» — командир лейтенант Плен, который пришел в китайский порт Чифу тоже должен был захвачен японцами, но по приказу командира открыл кингстоны и не сдался, хотя экипаж был захвачен.