На Кавказе по-прежнему неспокойно, не прекращаются набеги на равнинные русские поселения: грабеж и захват невольников заставлял держать на южных рубежах значительные воинские силы. Закавказские христиане Грузинских княжеств и ханства Армении были постоянно предметом дележа сферы влияния Персии и Турции и истекали кровью в исламском окружении. Они естественно тянулись к православному северному соседу, видя в России единственного защитника от неприкрытого геноцида.
- Грузинская государственность
Грузины одно из древних племён Закавказья, относящиеся к Картвельской (Закавказской) языковой группе, имевшие свою письменность до принятия христианства. Наибольшую известность и могущество Грузия достигла в царствование Тамары 1184‒1213 гг.
В первом браке она состояла с 1187 г. с русским князем Юрием, сыном Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. С 1220-х годов Грузия подвергалась нападению монголов, вторгавшихся в Закавказье. Затем в период 1363‒1403 гг. 8 раз подверглась нападениям войска Тамерлана.
В XV веке после захвата Византии турками-сельджуками Грузия оказалась в окружении мусульманских государств и образований, а в 1460 г. распалась на несколько княжеств: Картли, Кахети, Имерети и Самцке-Джавахети.
В 1555 г. по договору между Персией и Турцией произошёл раздел территории бывшего Грузинского царства: Картли и Кахети отошли к Персии, Имерети ‒ к Турции.
В XVIII веке грузинские княжества восстанавливают после долгого перерыва отношения со своими северными единоверцами в Российской империи. В Москве вновь появляется грузинская слобода. Ещё в 1739 г. по Белградскому договору Большая и Малая Кабарда стали нейтральной пограничной зоной владений России и Турции на западном Кавказе, таким образом, южная граница Империи вышла тогда на Кубань. Но в 1783 г. Россия заключает договор с Картли-Кахетинским образованием, известным больше как Георгиевский трактат, установивший протекторат России над царством Картли-Кахетии и преследовавший своей целью обеспечить защиту тогдашней Восточной Грузии от нападений со стороны Персии и Турции. Вскоре, с началом русско-турецкой войны 1787 г., русские войска были выведены. Как известно, эту войну Турция проиграла, и по Ясскому мирному договору Турция утратила какие-либо претензии на так называемую Восточную Грузию и согласилась с присоединением Крыма к России.
В 1798 г. на трон вступил Георгий XII, который просил Императора Павла I включить Грузию (Картли-Кахетию) в Российскую Империю. В 1801 году Россия великодушно принимает Восточную Грузию в свои просторы. Княжество Имеретия присоединилось в 1802 г., Мингрелия в 1804 г. и Гурия в 1810 г. Сухумский округ Абхазии вошел добровольно в состав России в 1810 году.
- Армянская государственность
Армяне документально ведут свою историю с 3-го тысячелетия до новой эры.
Легендарный Тигран I правил древней Арменией в VI веке д.н.э. Культурная традиция армян впитала греческие мотивы, что можно проследить и в архитектурных памятниках. Язык их не менее древний ‒ живая ветвь индоевропейского наследства. Но языком общения на просторах “Великой Армении” от Средиземного до Каспийского моря и при Тигране II оставался арамейский, на котором проповедовал и сам Христос. О существовании Великого армянского войска для завоевания и удержания столь обширной территории история умалчивает. Видимо, это пришлось на упадок сопредельных владычеств и одновременное монопольное распространение армянских торговцев.
Свою собственную письменность армяне создадут только в 485‒ 406 гг. новой эры. А до этого использовали (верхи) в качестве официального языка греческий, а армянский ‒ на бытовом уровне. Как это? Великая Армения от берегов Средиземного моря до Каспия принадлежала племени, не имевшему своей письменности?
Христианство армяне приняли от своих соседей по Ближнему Востоку ‒ Римской империи, языческое наследие в Армении жёстко искоренялось. Первыми просветителями армян (правящей верхушки) стали Св. апостолы Аддай (Фаддей) и Варфоломей, появившиеся со своими проповедями в сироязычной Эдессе ещё до признания христианства официальной религией Римской империей.
Объявившийся в Эдессе Фаддей излечил тогдашнего царя Авгору, окрестил его и рассчитывал на успех своей проповеди у подданных царя. Но, то ли его слушатели, в отличие от двора владыки, плохо знали греческий, то ли проповедь оказалась не убедительной, только участь его была печальна ‒ Св. Фаддея толпа растерзала. Через некоторое время в этой области Армении с той же целью появляется Св. Апостол Варфоломей, и вновь проповедь не трогает сердца туземцев. Варфоломей тоже погибает в жестоких муках.
Так почему же Армянская церковь величает себя ААЦ ‒ Армянская Апостольская православная церковь, монофилитская и иконоборческая при том? (ААЦ не признаёт у Христа человеческой воли…) В память какого растерзанного апостола-ученика Христа Армянская церковь Апостольская? Иисус мальчиком, юношей и зрелым человеком оказывается, не имел в своих решениях и поступках, по утверждению армянской церкви, собственной побудительной воли.
Армянские духовные иерархи откажутся участвовать в Халкидонском Вселенском соборе 451 г. новой эры и направят свою паству в лоно монофелитства.
А отсутствие в храмах Армянской апостольской православной церкви иконостасов и икон в домах прихожан объясняют не «иконоборчеством», а превентивной, вынужденной мерой по сохранению культовых сооружений в постоянном окружении и при внезапных нападениях последователей пророка Магомеда.
То, что не удалось ученикам Христа ‒ святым Апостолам Фаддею и Варфоломею оказалось под силу только в самом начале III века н.э. (301‒ 314 гг.) равноапостольному Григорию, и то после того, как он отсидел в яме более 10 лет.
После «Великой Армении» Тиграна II (95‒55 гг. I века д.н.э.) наступил период противоборства между Римом и Византией, охвативший и территории Армении.
В VII веке н.э. Армения существовала уже как восточная часть Византийской империи. Армянский язык стал официальным языком наряду с греческим.
Несколько византийских императоров придерживалось армянской Апостольской ветви христианства. Расцвет Византийской Империи пришёлся на царствование Василия II, имевшего армянские корни.
В X веке Византия признала верховенство Армении в Закавказье над всеми тогдашними христианами.
После Первого Крестового похода и до завоевания магометанами Малой Азии армяне успеют установить экономические связи с европейцами.
Северный Кавказ не входил в территорию Великой Армении, но армяне появляются здесь уже в I веке до н.э., и связано это было как с экспансией царя Тиграна II в 95‒55 гг. до н.э., так и с миссионерской деятельностью Армянской Апостольской церкви в Аланском царстве. Немало потомков аланов в современной Осетии продолжают исповедовать православие.
В VIII веке, когда Крым ещё входил в состав Византийской империи, армяне, бежавшие со своего «Армянского нагорья», стали селиться и в нём.
Армяне хлынули в Предкавказье в XI‒XIII веках, когда происходило тюркское нашествие на Великую Армению и пала её столица Ани, и впоследствии на протяжении XVII‒XIX веков армяне не однажды вынуждены были оставлять свои земли под натиском персов и турок.
Всё чаще армяне обращали свои взоры на Великое княжество Московское, Российское царство с 1547 г., провозгласившее себя Третьим Римом, православным государством, с которым армянские купцы и ремесленники поддерживали активные связи.
В последней четверти XVI века положение армян в Турции стабилизировалось, и они решили использовать смену Иерусалимского городского головы для вытеснения из Храма Гроба Господня православного Патриарха Иерусалимского в Пасху на таинство схождения Благодатного огня.
В 1579 г. вследствие сговора султана Мурата Правдивого и армянской общины, греческого православного Патриарха Софрония IV и сопровождавших его православных священнослужителей стража в сам храм не допустила. Они остались снаружи за дверьми.
Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и вскоре приступили к традиционной молитве.
В эту Великую Субботу по призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим прибыло множество их единоверцев, чтобы решить вопрос о своём месте в православном мире сразу и навсегда.
Но Господь не внимал молитвам еретиков и Благодатный огонь всё не сходил. Шли часы… Тогда находившийся за стенами греческий Патриарх Софроний обратился со своей молитвой к небесам… и свершилось чудо! С небес ему ответил огненный луч, угодивший в левую колонну, обрамлявшую входную дверь в Храм Гроба Господня. Колонна сверху донизу с оглушительным шумом треснула, из неё вышел Огонь и зажёг свечи в руках Иерусалимского Патриарха.
С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на средней из трёх колонн, ограждающих слева входную дверь в храм, но следы от ног турецкого стражника Омира, расплавившие словно воск камень под ногами в месте его приземления после прыжка с карниза примыкающего к храму здания с возгласом: «Вот истинный Бог, в которого я верю!», пропали вместе с разрушившимся от времени камнем замощённого двора перед Храмом Гроба Господня.
То был единственный случай в истории Христианства, когда Благодатный Огонь сошёл по молитвам православных за пределами храма. А армяне больше такого себе не позволяли. Но они появляются в Храме Гроба Господня на православную Пасху, хотя отмечают в Армении Пасху вместе с католиками по Григорианскому календарю.
Турецкие власти весьма разгневались на самонадеянных армян и поначалу даже замышляли казнить их иерарха, но позже смилостивились и постановили ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным греческим Патриархом.
Мы знаем армян как исключительно практичную нацию, и речь здесь может идти только о величине суммы искупительного воздаяния турецкой администрации Иерусалима.
При Петре I Российская империя стремилась защитить себя от экспансии сопредельных стран и устроить с ними надёжные границы.
10 ноября 1723 г. Император Российский подписал с представителями армян, проживавших на Северном Кавказе и на прикаспийских территориях, указы с предоставлением им привилегий и существенной помощи, что способствовало переселению сотен и тысяч армянских семей, подвергавшихся постоянным грабежам и геноциду со стороны персов и турок на армянских землях в Закавказье. Возникла основа для долговременного, бескорыстного военно-политического содружества с северной державой.
В 1826 г. 16 июля Персия без объявления войны ввела войска в Закавказье. Русские войска снова поспешили на выручку и под командой генерала И. Ф. Паскевича разбили главные силы противника, взяли Тевриз и направились прямо на столицу Персии ‒ Тегеран. Шах запросил мира. В результате, в местечке Туркманчай 10 февраля 1828 года был заключён мир, по которому были подтверждены результаты предыдущей Русско-персидской войны 1804‒1813 гг., и к России окончательно отошли ханства Северного Азербайджана: Карабахское, Эриванское и Нахичеванское.
Но останется и печальный осадок от этой победы в последнем Русско-персидском конфликте: армян, воевавших на стороне персидского шаха, было значительно больше, чем армян-дружинников, содействовавших их российским освободителям.
Армянские семьи, принудительно депортированные ранее в Персию, возвращались на свои земли, которые освобождались от поселенцев из той же Персии.
Российские государи не забывали свои обещания и обязательства перед братьями по вере многоконфессионального Кавказа: армяне, грузины, православные аланы… сохранили в составе Российской Империи свою идентичность и получили гарантированное могучей Россией право на своё национальное территориальное образование.
А тогда, в результате победы России в русско-турецкой войне 1828‒1829 гг. граница Империи стала проходить по горной Кабардино-Балкарии, Дагестану.
В первой половине XXI века исчезли перспектива какого-либо конфликта России с Ираном и Турцией и задача защиты единоверцев от их посягательств. Неужели теперь наши «братья по вере», устремлённые в Североатлантический блок, обслуживающий гегемонистские устремления США, готовы расплатиться за более чем двухвековую защиту и нахождение в составе СССР размещением чужих военных баз на своей «независимой» территории?!
А с Арменией Россия продолжает дружить, невзирая на перемены во внутренней её жизни. В 90-е годы в Ереване были переименованы более ста улиц и переулков, хоть как-то напоминавшие о нашей помощи свободолюбивому народу Армении.
Возвращаясь к проблемам Кавказа XVIII‒XIX веков, не стоит забывать, что первыми в стремлении встать под крыло могучего северного соседа среди народов, заселявших предгорье Кавказа, были чеченцы с ингушами, которые в тяжёлые времена предпочли искать у России защиты от постоянных набегов соперничающих за владение Кавказом воинственных и безжалостных полчищ персов и турок.
В 1770 г. 24 ингушских старейшины во главе с Гарси Чопановым и Сурховом Мирзахановым явились в Кизляр к коменданту города генералу И. Немичу с «доношением» как «присланные от всего народа их общества», в котором говорилось, что они имеют «усердное желание поступить в вечное подданство» и что желают все «генерально креститься» (Нарочницкая Н. А.). Но то был краткий «момент истины» на Северном Кавказе, взорванном вскоре кровавыми междоусобными конфликтами, разжигаемыми турецкими и английскими эмиссарами посредством европейского же оружия.
Русско-персидские и русско-турецкие войны конца XVII и начала XIX веков ликвидировали угрозу захвата Северного Кавказа воинственными персами и турками, но, к сожалению, не смогли окончательно прекратить традиционный промысел северокавказских племён ‒ похищение жителей русских предгорных станиц и продажу их невольниками в Турцию, что православная Россия не могла терпеть ни в каком виде. Тем более что теперь в качестве невольников стали попадаться и похищенные обитатели грузинских княжеств, ставших подданными России.
Помимо омасоненных дворян-декабристов Николай I, таким образом, унаследует от брата и войну на Кавказе. Империя обязана была защитить подданных на своей территории, что встречало ожесточённое вооружённое сопротивление северокавказских разноязычных племён.
Конфликт особенно обострился к середине 30-х годов с возникновением в Чечне и Дагестане религиозно-политического движения под флагом газавата (борьбы с неверными), получившего моральную и вооружённую поддержку Турции и Англии. Последняя не признавала Адрианопольский мир 1829 г., по которому Кавказское побережье Чёрного моря от Анапы до Поти перешло во владение России, и занялась контрабандной поставкой своими судами вооружения и боевых припасов мятежным горцам, прорываясь сквозь нашу охрану Кавказской береговой линии. На Северном Кавказе в эти годы были нередки эмиссары с берегов Темзы, возбуждавшие сепаратистские устремления горцев и обещавшие всестороннюю помощь. Так Британская империя пыталась хотя бы уравновесить присутствие России на Кавказе.
В сентябре 1837 г. Николай I впервые посетил Кавказ и, ознакомившись с обстановкой, остался недоволен тем, что несмотря на многолетние усилия и нескончаемые жертвы армия была ещё далека от прочных результатов в деле умиротворения Северного Кавказа. Смена командующих войсками на Кавказе заметного эффекта не приносила.
Наконец, в 1845 г. Николай назначает своим наместником на Кавказе и главнокомандующим Кавказским корпусом графа М. С. Воронцова, отказавшегося от тактики карательных рейдов и взявшего на вооружение постепенное оттеснения сил Шамиля в горы, сжимая при этом его позиции кольцом укреплённых постов и лишая противника возможности проведения вылазок с целью грабежа. Позже пленный Шамиль признавал, что с 1845 г. в стратегии войны на Кавказе Россия вышла на верный путь.
Именно заложенные Воронцовым основы успеха в умиротворении горских племён Северного Кавказа позволят России в 1859 г. покончить с мятежом Шамиля, а к 1864 г. окончательно погасить остававшиеся очаги сопротивления.
Часть абхазов, твёрдых магометан, так же, как и большинство убыхов и шапсугов, проживавших вдоль Кавказского побережья, предпочли перебраться на постоянное жительство к единоверцам в Турцию. На освободившуюся землю хлынули армяне, в Абхазии появились даже переселенцы-эстонцы. Армянская колонизация распространилась и на малонаселённые районы Крыма, некоторые семьи осели на ЮБК и отметились сотрудничеством с оккупантами в 1941‒1944 гг., в связи с чем были депортированы в Среднюю Азию, в Сырдарьинскую область Узбекской ССР.
Обидно, что добрые дела России и её бескорыстные жертвы во спасение самого армянского народа со временем обесцениваются, предаются забвению и даже поруганию.
Зимой 1964 г. по московским квартирам бродил один из первых серийных убийц СССР ‒ В. М. Ионесян, известный как «Мосгаз», актёр театра музыкальной комедии. Именно армянские националисты устроят в Москве в 1977 г. первый теракт с жертвами, подорвав сумку со взрывчаткой в вагоне метро.
С началом 2000-х кровавые разборки с участием армянской диаспоры переместятся в Подмосковье. А на проспектах самой Москвы уже во втором десятилетии XXI века бесцеремонно резвятся представители некогда братской горной республики, демонстрируя свои дорогие тачки.
Армяне сами непросто уживаются со своим соседями, оставаясь высокомерными по отношению к иноплеменникам. Несмотря на бесспорный факт особого положения армянской диаспоры в Грузии и общепризнанном их лидерстве в части наиболее успешных и состоятельных бизнесменов в Тбилиси, автору этих строк пришлось как-то за неплохим армянским коньяком выслушивать откровения некоего Рафика о лености грузин, в истории которых нет ничего замечательного. По его словам, даже Шота Руставели не грузин, а армянский поэт, сознательно уступленный им по сочувствию за их поголовную бездарность.
Приходилось и не раз слышать мне от армян и «комплементы» в адрес нас, русских, столько раз выручавших их. Русские ‒ дураки, пьяницы и взяточники!
В Ереване вплоть до распада СССР существовала улица П. С. Нахимова, напоминавшая о русском адмирале, предотвратившем в 1853 г. очередную резню на территории Армении, когда своей победой в Синопском бою он сорвал десант турецких войск в тыл российской 13-й пехотной дивизии и армянских ополченцев. Теперь это улица Николы Думана.
Русских школ в Армении теперь не существует, все с детства осваивают английский. Как и в соседней Грузии, там появилась на деньги западных доброхотов сеть бесплатных английских подготовительных языковых курсов.