Казалось бы, это не реально. Но такое однажды случилось, о чем писал командир подводной лодки «Щ-303» (на которой и произошло это невероятное событие) И.В. Травкин в мемуарах «Всем смертям назло».
Так вот, одному человеку все же удалось сбежать с советской боевой подводной лодки, когда она находилась далеко в море. Им оказался главный старшина срочной службы Борис Галкин. Это был первый и последний случай в истории, когда подводник стал дезертиром в Советском Союзе.
Шла Великая Отечественная война. В мае 1943 года подводная лодка «Щ-303» Балтийского флота отправилась в устье Финского залива на разведку. Поход получился очень опасным. В первый же его день о борт «Щуки» ударилась подводная мина, которая почему-то не взорвалась, хотя должна была. Повезло.
Далее, несколько дней подлодка не могла всплывать, потому что вокруг сновали немецкие и финские патрули. Ситуация была критическая: заряд в аккумуляторных батареях подходил к концу, воздуха оставалось мало. Половина экипажа находилась в полуобморочном состоянии. Крепость духа в этой ситуации поддерживал командир Иван Травкин. Он ходил по отсекам и подбадривал своих подчиненных.
На десятый день похода подлодка Травкина наткнулась на противолодочную сеть, которая не давала «Щ-303» выйти в Балтийское море. И тут произошло еще одно невероятное и совершенно неожиданное событие: с подводной лодки сбежал дезертир.
Кто он такой и как ему это удалось? Во всех смыслах – это было совершенно не понятно. Борис Галкин родился в 1905 году. В 1937 он попал на флот, характеризовался только положительно, проявлял героизм. В 1942 году его наградили орденом Боевого Красного Знамени. А в 1943 подали документы на представление ко второму ордену — Красной Звезды. Одним словом, от Галкина никто не ожидал предательства. И подумать никто не мог, что этот опытный моряк вдруг решит дезертировать. Но получилось именно так…
Командир лодки отдыхал у себя в каюте. Что-то заставило его внезапно проснуться. Он понял, что лодка почему-то всплывает, хотя приказа на всплытие он не давал. Травкин тут же хотел бежать в центральный пост, но дверь его каюты была забаррикадирована. На помощь к командиру прибежали гидроакустик Мироненко и старшина радистов Алексеев. Их каюту тоже кто-то заблокировал ящиками. Но им удалось высвободиться, и они поспешили на помощь своему командиру.
Травкин, когда выбрался из каюты, направился к трапу и увидел на мостике старшину Галкина. Тот махал немцам белой наволочкой – сдавался. Командир поинтересовался у своего подчиненного, что же произошло. На что старшина в грубой форме, но доходчиво объяснил, что просто хочет жить.
В эти минуты Травкин очень пожалел, что оставил табельное оружие в каюте. Надо было пристрелить дезертира. А немцы спустили шлюпку, которая двигалась навстречу подводной лодке. И в этот момент командир скомандовал экипажу срочное погружение. Подводная лодка залегла на дне. Немцы попытались попасть в неё глубинными бомбами. Но, к счастью, у них ничего не вышло.
А Галкина, судя по всему, немцы, все же, подобрали. Иван Васильевич Травкин в мемуарах писал, что почти ничего не знает о судьбе дезертира. По версии командира «Щ-303», Галкин сотрудничал с гитлеровцами, вербовал советских моряков, но в какой-то момент попал в плен к советским воинам. Вероятно, это произошло в 1945 году под Берлином. И нет сомнения, что предатель получил свое «по заслугам».