Было это в Южно-Китайском море в середине восьмидесятых, уже после того, как я закончил свою флотскую службу. Большой противолодочный корабль (БПК) «Таллин» заправлялся топливом и пресной водой от танкера «Владимир Колечицкий». Заправка шла траверзным способом на ходу, расстояние между корпусами составляло метров двадцать.
После недавнего шторма на море шла мёртвая зыбь, и корабли то и дело зарывались форштевнями в набегавшие из ни[1]откуда волны.
От качки шланги и тросы траверзных дорог то провисали, то надраивались, угрожая порваться в любую минуту. Ход держали восьмиузловый, именно из-за качки. В штилевую по[1]году заправляли и на 12 узлах по четыре корабля сразу. Здесь был не тот случай…
Да и дело шло к вечеру, а в тропиках непроглядная ночь наступает почти мгновенно. Уже передали больше половины запланированного груза, как с «Таллина» донёсся сигнал «Человек за бортом». Неожиданно появившейся крупной волной смыло с бака за борт матроса боцманской команды.
Пока убрали шланги, пока корабли развернулись на об[1]ратный курс, в сгустившихся сумерках уже было сложно разглядеть человека на фоне тёмно-серого, волнующегося моря.
Хорошо, что все матросы боцманской команды были одеты в оранжевые спасательные жилеты и пластиковые каски, и это позволяло надеяться, что парень сразу не утонул, а оранжевый цвет среди волн хорошо заметен.
Впрочем, Южно-Китайское море, помимо дурного характера, характеризовалось ещё и наличием акул, что представляло серьёзную опасность. Если парень не растерялся, то должен был включить аварийную лампочку и подавать сигналы свистком. Считается, что свист ещё и отпугивает акул (слава Богу, никому из наших проверять это спорное утверждение не пришлось).
На «Таллине» и «Колечицком» включили поисковые прожекторы и, сбавив ход до самого малого, стали методично обшаривать лучами волнующееся море, выставив на баке вперёдсмотрящих с биноклями. Наконец с танкера услышали слабый свист, на гребне волны мелькнул тусклый огонёк. Туда сразу же направили луч прожектора, высветивший фигуру человека в спасательном жилете, отчаянно машущего руками. На воду сразу же спустили рабочий катер, трясущегося от холода и шока матроса выловили из воды.
С «Таллина» сразу же потребовали доставить его на борт БПК, благо он дрейфовал неподалеку. Катер, то взлетая на высоких волнах, то проваливаясь в промежутки между ними, подошёл к высокому борту БПК, откуда уже спустили штормтрап.
Сейчас перед катером стояла задача — на гребне волны высадить матроса на штормтрап и вовремя отскочить от борта, чтобы избежать удара о стальную громадину. Матрос, уловив момент, прыгнул на узкий штормтрап и начал медленно карабкаться наверх. Катер быстро отошёл от борта и, развернувшись, направился к танкеру.
И тут случилось невероятное… Нос «Таллина» накрыло волной, и бедный парень, от удара волны, не удержавшись на штормтрапе, снова полетел в воду.
Опять включили прожекторы, быстро поймавшие в перекрестие фигурку матроса в жилете, тут же подскочил наш катер, парня выловили и доставили на танкер. Так распорядился капитан танкера, несмотря на вопли в эфире от командира БПК, требовавшего отдать матроса.
Мудрый старый капитан Геннадий Иванович Киреев, авторитетнейший судоводитель на Тихоокеанском флоте, мог себе позволить так поступить. Он просто передал по радио на БПК: «Вы его потеряли два раза, третьего я не допущу! Он будет у нас до Владивостока!»
Промокшего насквозь, стучавшего зубами и посиневшего от холода матроса затащили в медицинский отсек, раздели, сунули под горячий душ и поместили на койку судового лазарета. Его внимательно осмотрел судовой врач Леонов, истосковавшийся по настоящим больным. Парня накормили горячим, дали крепкого кофе. Доктор втихомолку плеснул ему мензурку спирта — для профилактики. Измученный парнишка уснул.
Наутро в лазарет пришёл четвёртый помощник Андрей Нестеров: всё происходило на его вахте и ему надо было выяснить подробности для рапорта.
Юный матрос-первогодок всё подробно рассказал и от себя добавил:
— А я знал, что меня спасут, и не боялся!
— Ну, ты, братишка и даёшь! Не боялся он! А ты знаешь, что насчёт тебя с корабля сразу на эскадру радировали, что ты смыт волной в море и тебя потеряли в штормовых условиях. Подстраховались! А что нашли — так это случайность. И нам, и тебе повезло. А то утром бы тебе либо акулы ноги отгрызли, либо сам умер бы от переохлаждения…
И тут только до парня дошло, от какой беды он спасся. Его буквально затрясло, пришлось вколоть успокоительного.
Но парень оказался крепким, через два дня он уже попросился поработать на палубе. Работа у боцмана ему нашлась привычная — долбить ржавчину и красить. Такие вот истории на море случаются.