Военные эксперты высказались в пользу диверсии на линкоре “Новороссийск” в 1955 г.
Возможные причины катастрофы линкора «Новороссийск» рассмотрели участники Городского открытого круглого стола под названием «Рассекретили недавно: что кроется за катастрофой линкора «Новороссийск».
Встреча прошла в московском ДТДМ «Севастополец», в конференц-зале Музея истории Черноморского флота.
В заседании круглого стола приняли участие члены Правления Клуба адмиралов вице-адмирал Николай Михеев и контр-адмирал Владимир Маслюк, председатель Совета ветеранов Черноморского флота капитан 1 ранга Анатолий Егоров, руководитель Музея истории Черноморского флота капитан 1 ранга Анатолий Фатеев, писатель-маринист, капитан 1 ранга Николай Черкашин, сын погибшего на «Новороссийске» лейтенанта Мартынова – подполковник Сергей Мартынов, настоятель храма св. прав. Воина Феодора Ушакова игумен Дамиан (Залетов), ветераны ВМФ, члены МОО «Марс – Меркурий», кадеты, общественность.
Круглый стол провёл вице-президент МОО «Марс – Меркурий», капитан 1 ранга Александр Яковлев.
Мероприятие было приурочено к очередной годовщине гибели крейсера, которая произошла 29 октября 1955 г. на рейде Севастопольской бухты. Линейный корабль «Новороссийск» был флагманом Черноморского флота. В 1949 году СССР получил корабль от Италии по репарации, тогда он назывался «Джулио Чезаре».
Сегодня ряд историков и военных делают акцент на то, что передача линкора Советскому Союзу была сопряжена с некоторыми настораживающими обстоятельствами. Так, уже на самой процедуре передачи корабля командир 10-й флотилии специального назначения ВМС Италии, князь Валерио Боргезе грозил отомстить за «позор».
Сергей Радомирович Мартынов предоставил для просмотра документальный фильм о трагедии линкора «Новороссийск». Также Аллой Щербаковой было прочитано написанное ею стихотворение «Линкор «Новороссийск».
Писатель Николай Черкашин подробно рассмотрел некоторые неоднозначные обстоятельства, сопровождавшие корабль вплоть до его гибели. В частности, упомянул об изначально заваренном отсеке, в котором мог находиться взрывоопасный груз.
В ходе рассмотрения ряда названных версий участники круглого стола пришли к выводу, что, при всей сложности установить единственную причину гибели корабля в результате одного или нескольких взрывов, практически несомненен факт диверсии. С большой вероятностью это могло быть актом обещанной мести, и выполнение его было поручено боевым пловцам возглавлявшейся князем Боргезе 10-й дивизии.
В пользу этой версии высказался и Александр Яковлев, сославшись на имеющиеся у него сведения о награждении группы итальянских боевых пловцов за оставшиеся неизвестными заслуги, однако произошедшем непосредственно после подрыва «Новороссийска».
Подытоживая ход встречи, вице-адмирал Николай Михеев отметил:
“На корабле руководит борьбой за живучесть командир корабля, и лучше командира корабля никто, никакой начальник не сможет справиться с этой обязанностью. Волею судьбы командира не оказалось, старпом отсутствовал, помощник – неподготовленный. И когда в это дело вмешивается старший начальник … – беды ждать неминуемо надо”, – подчеркнул он.
“На флоте на тот момент, кроме командира корабля и механика, больше никто не знал досконально устройство этого корабля. … А то, что вода начала бесконтрольно проникать по всему кораблю, – причина одна. … Даже если три смежных отсека будут полностью затоплены водой, корабль останется на плаву. А на этом линкоре была ещё и продольная водонепроницаемая переборка. Так вот герметичность этих отсеков – она достигается за счёт люков, дверей и горловин. Всё это по тревоге, или как бывает перед сном на корабле – «вечернее проветривание» осуществляется, после этого по кораблю идёт команда: «задраить водонепроницаемые переборки». Эта команда даётся для того, чтобы не произошло того, что случилось на линкоре «Новороссийск».
Так вот, если иллюминатор в этом отсеке водонепроницаемом правильно не задраен, то весь объём воздуха этого отсека улетучится через иллюминатор, и он не будет обеспечивать живучесть корабля.
Жизнь на корабле или подводной лодке зависит от добросовестного исполнения обязанностей каждым членом экипажа», – подчеркнул вице-адмирал Михеев, указывая на этот тезис в первую очередь присутствовавшей на круглом столе молодёжи, которой ещё только предстоит военная или другая служба: ведь это правило может в будущем предотвратить трагедии, подобные рассматриваемой.
После завершения круглого стола состоялась небольшая церемония. В ходе неё состоялся ряд награждений. Игумену Дамиану (Залетову) была вручена памятная медаль «Памяти моряков Черноморского флота». Руководителю Музея истории Черноморского флота Анатолию Фатееву вице-адмирал Николай Михеев и контр-адмирал Владимир Маслюк вручили книгу для пополнения экспозиции музея.
Ранее сообщалось, что британское Минобороны отвергает роль своих ВМС в подрыве “Северных потоков”.
Версию о диверсии нельзя признать безупречной. Невозможно представить, что группа лиц из ветеранов, или действующих моряков, специального диверсионного подразделения ВМФ Италии, в порядке самодеятельности, смогла выполнить непростую задачу по подрыву довольно старого и, в боевом отношении, малоценного корабля. Наверняка, кто-то помогал, обеспечивал. Причастных должно было быть немалое количество.Теперь представим вариант ситуации, когда в процессе реализации что-то пошло не по плану. Например, подводный пловец нечаянно выдал свое присутствие( некоторые расследователи предполагают, что диверсантов высадили с подводного аппарата в районе бухты Омега — то есть им надо было пройти довольно длинным маршрутом через оживленные бухты почти до Угольной пристани.) Могли бы остаться фрагменты иницирующего заряда,могли быть другие факты однозначно указывающие на итальянский след. Какой бы вывод сделал СССР, получвши доказательства причастности члена НАТО к потоплению флагмана КЧФ в его главной базе? Немало конфликтов, даже войн начинались после подобных инцидентов. Поэтому, маловероятно, что итальянские руководители не осознавали опасности военного столкновения со страной, обладающей ядерным оружием. Факт награждения княжеских пловцов за «секретную» операцию может говорить и о том, что,последователи рожденного в Италии фашизма, просто приписали себе в заслугу гибель устаревшего линкора. Примерно такой же фокус проделал президент мятежной Чечни, наградив высшими орденами лиц, утопивших российскую атомную подводную лодку. Не удивлюсь, если, после очередной гибели флагмана ЧФ, кто-то из украинцев получит государственную награду.