«Учения флота»… Когда слышу эти слова, сердце в груди начинает как-то бодрее стучать, кровь энергичнее бежит по артериям. Повседневная базовая боевая подготовка, флотские будни, даже курсовые боевые упражнения и стрельбы забываются со временем, а вот учения флота, словно жизненные вехи, главы биографии флота, маяки морской истории страны, всегда в памяти. И с годами их свет не тускнеет. Много их было, этих учений, и в 70-е и в 80-е годы, в период расцвета океанского, ракетно-ядерного флота Советского Союза. Какие-то учения были специальными, опытовыми, единичными, какие-то становились традиционными, регулярно проводимыми. На одних отрабатывались узко-флотские, оперативные задачи, другие, стратегические, проводились в масштабе всей страны, с участием всех четырёх флотов, с привлечением сил и средств других видов и родов Вооружённых Сил, и охватывали весь Мировой океан. «Одер-Нейсе», «Север», «Запад», «Юг», «Магистраль», «Лагуна»… Но, пожалуй, самыми глобальными были маневры «Океан».
Судьба подарила мне счастье послужить в разное время на всех четырёх флотах, и, естественно, принимать участие во многих из названных, и не названных выше, учений. Но самым памятным было, состоявшееся двадцать пять лет назад, в сентябре 1983 года, учение «Океан-83». Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск», готовившийся к переходу с Черноморского флота к месту постоянного базирования на Тихоокеанский флот, ради этих маневров был временно передислоцирован на Северный флот, единственный авианосец которого – «Киев», находился в то время в среднем ремонте на Черноморском судостроительном заводе города Николаева. А без корабля такого класса задачи, поставленные на учение, не могли быть отработаны в полном объёме.
Собственно, словом «учение», «Океан-83» называть было бы некорректно. Это был комплекс различных частных учений, объединённых в одно целое. В составе оперативного соединения, совместно с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Киров», «Новороссийск» отражал массированные налёты авиационных полков и дивизий, своей противолодочной вертолётной эскадрильей 710-го отдельного противолодочного вертолётного полка ТОФ участвовал в поисковой операции и «уничтожении» подводных лодок, самолёты Як-38 311-го отдельного корабельного штурмового авиаполка Тихоокеанского флота под командованием будущего Героя Советского Союза подполковника Ю.И.Чурилова вдребезги разнесли ракетами и авиабомбами учебную цель — большой корабельный щит.
Но наиболее ярким и выразительным стал последний эпизод маневров «Океан- 83». На океанских и морских просторах, в сотнях портов десятков стран мира ежедневно находилось до 10 тысяч советских транспортных, промысловых, пассажирских, научно-исследовательских и прочих судов. Гигантский флот! Сотни тысяч моряков. Стоимость судов и грузов – миллиарды рублей! Как уберечь эти жизни и ценности в случае начала глобальной войны? В 1941-ом этого сделать не удалось… Советский торговый флот в первый день Великой Отечественной войны потерял захваченными в море и портах, интернированными в нейтральных странах больше судов, чем потопленными за всё четыре года кровопролитных боевых действий! И, может быть, поэтому целью последнего этапа учения «Океан-83» явилась отработка организации сбора и спасения таких судов, вывода их в советские порты или порты союзных стран. При получении сигнала об опасности возникновения войны, капитан каждого транспортного, промыслового и любого другого советского судна, независимо в каком океане или море, порту или пункте стоянки оно находилось, обязан был вскрыть опечатанный конверт, ждущий своего часа в капитанском сейфе. В конверте – распоряжение с указанием точек координат в океане – мест сбора судов, а также варианты действий. Суда выходят из иностранных портов, изменяют свои курсы в море, прекращают промысел и выполнение других работ, собираются в назначенных океанских районах, где из них будут сформированы конвои, отправляемые в Советский Союз.
Задача Военно-Морского флота – собрать все эти суда, защитить от уничтожения и захвата, привести домой. Политическая обстановка в мире в те годы была очень напряжённой. Разгар холодной войны. В ночь на 1 сентября в небе над Сахалином самолётом ПВО был сбит южнокорейский «Боинг», нарушивший воздушную границу Советского Союза. Погибло 269 человек. Отношения с Западом накалились до предела. Вооружённые силы противоборствующих коалиций были приведены в повышенные степени готовности. Провокации со стороны вооружённых сил США и стран НАТО следовали одна за другой. Мир, казалось, стоял на грани настоящей войны. И маневры «Океан» оказались очень своевременным ушатом холодной воды на разгорячённые головы потенциальных агрессоров. Рано утром 20 сентября, по плану учения, в море ушёл отряд боевых кораблей «западных» — нашего «противника», в составе больших противолодочных кораблей «Вице-адмирал Кулаков» и «Удалой» и двух сторожевых кораблей. Они пошли в Северное море, откуда, с началом «войны», ведя поиск сил «восточных», начнут движение из Северной Атлантики в Ледовитый океан.
У «восточных», флагманом которых являлся тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск», первыми начали съёмку корабли поисково-ударной группы – большие противолодочные корабли «Маршал Тимошенко», «Адмирал Юмашев», «Стройный» и ракетный крейсер «Адмирал Зозуля». С выходом из губы Ваенга, за островом Сальный корабли «восточных» были встречены тральными силами. Вертолётная тральная группа закончила приём тралов от кораблей-тральщиков и уже начала траление. По Кольскому заливу шли за тралами, впереди колонны летели два вертолёта-тральщика Ми-14, буксируя авиационные тралы. За ними – две пары базовых тральщиков корабельной тральной группы с поставленными неконтактными тралами. Выйдя из залива, КПУГ в поисковом строю начал осуществлять противолодочное обеспечение выходящей корабельной ударной группы, состоящей из авианосца «Новороссийск», крейсера «Александр Невский» и эскадренных миноносцев «Современный» и «Отчаянный».
На «Новороссийске» находились командир оперативной эскадры контр-адмирал В. Колмагоров, со своим штабом, возглавляемым контр-адмиралом В. Баранником, офицеры Главного штаба ВМФ, штаба Северного флота, посредники. После перестроения КУГ в походный ордер, корабельная поисково-ударная группа пошла южнее, занимая позицию противоракетного щита между главными силами и побережьем Норвегии. Выход из базы и переход осуществлялись в режиме полного радиомолчания. На излучение не работала ни одна радиолокационная станция, даже навигационная. Дежурные радиотехнические средства держались «на подогреве». Связь с берегом и кораблями КПУГ только в режиме «сверхбыстродействия» и по системе космической связи. По торговым и промысловым судам, участвующим в учении, от штаба руководства было дано оповещение «об угрозе начала военных действий». Капитаны вскрыли пакеты, и суда будущего конвоя уже вышли из иностранных портов, покинули районы промысла, направляясь в район формирования. Несколько раз гидроакустический комплекс «Новороссийска» обнаруживал акустические шумы подводных лодок. Скорее всего это были шумы винтов нашей подводной лодки, прикрывающей КУГ.
Поиск противника вёлся только средствами пассивного обнаружения. Перехватывали переговоры в радиосети базовой патрульной авиации НАТО, наблюдали работу радиолокационных станций норвежских самолётов. Уклонялись, как могли, от обнаружения со стороны рыболовных судов, ведущих промысел в Баренцевом и Норвежском морях. И только на третьи сутки похода (!) соединение кораблей было обнаружено «Орионом», явно наведённым на нас норвежскими рыбаками. Однако, хорошо мы провели противника! Трое суток беспрепятственного, скрытого развёртывания сил! После визуального контакта с норвежским самолётом режим радиомолчания частично был ослаблен, корабли начали по графику нести радиотехническое наблюдение в активном режиме. Начались полёты штурмовиков Як-38 на боевую подготовку. «Сталинские соколы» подполковника Чурилова выполняли бомбометание по буксируемой за кормой «Новороссийска» бурунной мишени и кильватерному следу кораблей охранения, стреляли из авиационных пушек и НУРСами. Вертолёты Ка-27пл, четвёрками, вели поиск подводных лодок впереди по курсу оперативного соединения. Вертолёт-целеуказатель Ка-25дц производил поиск отряда боевых кораблей «противника» на максимальную дальность в вероятном секторе нанесения удара. Суда конвоя уже собирались западнее Лофотенских островов.
Эсминец «Современный» был выслан вперёд с задачей прикрытия истинного района сбора конвоя, созданием ложного района его формирования. Для чего южнее выставил поле из надувных уголковых отражателей. На пятые сутки учения конвой был сформирован. В его состав вошли одиннадцать судов – танкер «Дубна», пять транспортов, три морских буксира, два больших морских рыболовных траулера. В непосредственное противолодочное охранение конвоя вступили корабли КПУГ. В воздухе постоянно находились самолёты морской разведывательной авиации – Ту-16р и Ту-95рц, производя поиск ОБК «западных», которые подозрительно долго не давали о себе знать. Или удачно выбрали позицию слежения оружием, или уверены, что успеют вовремя подскочить для нанесения удара.
Погода начала портиться, пошли дождевые заряды, началась бортовая качка, вынуждены были прекратить полёты штурмовиков. Артиллеристы и минёры по вводным, поступающим от штаба руководства, выполняли стрельбы из артиллерийских и реактивных бомбомётных установок. Лучше всех артиллерией стрелял крейсер «Александр Невский», как бы доказывая, что его ещё рано списывать со счетов. На шестые сутки получили сигнал о начале «военных действий». Разведчик Ту-95рц наконец-то обнаружил ОБК «западных». Те слишком далеко спустились на юг, «перемудрили», и теперь на 24-х узловом ходу пытались догнать нас и выйти в позицию ракетного удара. «Новороссийск», обладая данными от Ту-95рц и от спутников космической системы разведки и целеуказания «Легенда», сблизился с противником на дистанцию 460 километров и нанёс два последовательных условных ракетных залпа. Вскоре начались непрерывные налёты авиации «западных», продолжавшиеся несколько часов. Все корабли совместно отражали эти удары.
Между «боями», не забывая о поддержании высокого боевого настроя экипажа, свою, идеологическую войну вели политработники «Новороссийска», показывая по корабельному телевидению новые художественные кинофильмы «Торпедоносцы», «Магистраль» и другие. Изнывая от вынужденного безделья, поспешила принять «посильное участие» в учениях и медицинская служба авианосца, сделав всему экипажу, согласно плану подготовки к боевой службе, профилактические прививки от холеры, чем явно помогла противнику, выведя из строя на несколько дней достаточно большое количество личного состава. Получив от руководства учением приказ, обеспечить противолодочную и противовоздушную оборону конвоя, корабельная ударная группа начала сближение с ним. Штормило, море 5-6 баллов, низкие сплошные облака и дождевые заряды стремительно проносились над мачтами и антеннами кораблей. Качало даже наш громадный плавучий аэродром.
В наступающих сумерках полётная палуба вспыхивала цепочками то зелёных, то красных огней, показывающих допустимый, либо опасный для посадки вертолёта крен. Сверху, из глубин чёрной бездны неба, подавая вертолётам кодированные световые сигналы, озарял полётную палубу яркими белыми вспышками, находящийся на высоте девятиэтажного дома, в районе неразличимого сейчас в темноте «шарика» радиомаяка, мощный световой аэромаяк. Сначала на экранах радиолокаторов появились три ровные строчки зеленоватых точек — отметок от судов конвоя, и несколько, непрерывно маневрирующих на сложном противолодочном зигзаге, отметок кораблей охранения. Затем в бинокли и визиры визуально стали видны ходовые огни зарывающихся в волну тяжело гружёных транспортов, валяемых с борта на борт морских буксиров и траулеров.
Незабываемое зрелище, поражающее своим размахом и мощью! Вызывающее чувство восхищение силой военного разума! Если раньше, читая воспоминания участников полярных конвоев можно было только мысленно представить масштаб человеческого подвига, то действительность, превосходила самое смелое воображение! Корабельная ударная группа заняла своё место на кормовых курсовых углах конвоя. Построенные в три колонны суда, наиболее крупные – головными, за ними — те, что помельче, не взирая на шторм, удерживая равнение, шли назначенным курсом. «Новороссийск» поднял в воздух шестёрку противолодочных вертолётов, которые, как бы расчищая дорогу конвою, гребёнкой прочёсывали море впереди по курсу, то зависая над водой для прослушивания глубин, то, подобрав опускаемые гидроакустические станции, перелетали в новые точки зависания.
Два вертолёта-разведчика вели поиск надводных целей. Дальнее противолодочное охранение осуществляли самолёты Ту-142 и Ил-38, для создания отсекающих барьеров не жалевшие радиогидроакустических буёв, десятками сыпавшихся в море. Усиленная подошедшими кораблями огневая мощь охранения, надёжно защищала суда конвоя от средств воздушного нападения. Цели учения были достигнуты. Командование флотом смогло оценить боевую устойчивость и эффективность оперативного авианосно-ракетного соединения, его боевые возможности. Учение «Океан-83» продемонстрировало всему миру мощь Советского Военно-Морского Флота, позволило отработать новые приёмы ведения боевых действий на море, совершенствовать боевое мастерство и морскую выучку экипажей кораблей, самолётов и вертолётов проверить взаимодействие с судами гражданских ведомств. Но главное в том, что сами люди, испытав себе на учениях в море, в почти боевой обстановке, поверили в свои корабли, в своё оружие, которое им вручил народ великой морской державы. Авианосец «Новороссийск» с конвоем до конечного пункта назначения не дошёл. На корабле, наряду с вылетами авиации на боевую службу, боевую подготовку и по плану учения, велось и плановое техническое обслуживание летательных аппаратов.
В последний день учений произошла авария вертолёта Ка-27 на полётной палубе. Вертолёт стоял в носовой части полётной палубы на площадке «С», и на нём проводились регламентные работы на двигателе. При очередном запуске двигателей винтокрылой машины, от набегающего потока воздуха перехлестнулись раскручивающиеся лопасти соосных винтов. Обломки разрушающихся лопастей с громадной скоростью полетели во все стороны, ломая и перерубая на своём пути лёгкие металлические конструкции, керамические плитки палубного покрытия. Куски лопастей позднее были обнаружены даже в кормовой части полётной палубы, у надстройки в районе гаража тягачей.
По счастливой случайности все вертолёты находились в воздухе и палуба была практически пуста. За пару секунд до аварии со спонсона носовой автоматной площадки ушли, совершавшие обход погребов боезапаса и проверку несения вахты на готовности оружия, командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан 3 ранга Александр Башан и командир противолодочной боевой части капитан 3 ранга Юрий Романов. Осколки лопастей смертоносным вихрем пронеслись над спонсоном. Старший техник вертолёта лейтенант Мохканов, находившийся в момент запуска двигателя перед вертолётом и наблюдавший за синхронностью раскрутки винтов, был смертельно ранен в голову обломком лопасти. За жизнь, немедленно доставленного в медблок офицера, вела борьбу вся медицинская служба авианосца во главе с начальником службы майором Валерием Шаферовым и хирургом старшим лейтенантом Сергеем Макушкиным. Корабль, выйдя из ордера, 28-ми узловым ходом пошёл напрямую, кратчайшим путём, в Кольский залив. Но, несмотря на усилия врачей, пострадавший, не приходя в сознание, через несколько часов скончался. Авианосец вошёл в базу с приспущенным флагом… Не только на войне, но и в мирное время, выполняя долг перед Родиной, гибнут военные люди….
15 октября, 1983 год. Заканчивается кратковременное пребывание крейсера «Новороссийск» на родном, для многих членов экипажа, Северном флоте. Из очередных и краткосрочных отпусков прибыли практически все, кого отпускали. Уволены в запас или оставлены во флотском экипаже военнослужащие срочной службы, выслужившие установленный срок! Хотя, практически все они писали рапорты с просьбой оставить их на переход. Но командование флотом на это не пошло, несмотря на то, что был явно виден ущерб боеготовности. Ведь уходят подготовленные специалисты, которые обслуживали материальную часть с завода, их готовили к работе на ней конструкторы этой техники и рабочие, изготавливавшие ее. А прислали, уже с Тихоокеанского флота, молодых матросов после учебных отрядов (это в лучшем случае, а то прислали и таких, которые шли «по второму виду», т.е. сразу после призыва, пройдя только курс молодого бойца).
За молодым пополнением ездили офицеры корабля во главе со старшим лейтенантом Кузьминым, командиром группы ВЗОИ (взаимного обмена информации, система «Байкал»). Тут надо сделать экскурс в недавнюю историю нашего корабля. Северный флот формировал экипаж для себя — крейсер должен был служить здесь, но за время постройки что-то изменилось в Главном штабе и корабль перечислили на ТОФ. При комплектовании экипажа была установка командования Северным флотом — на новом корабле должны служить лучшие офицеры и матросы (чего, кстати, Северный флот придерживался, всегда), поэтому шел жесткий отбор всех категорий моряков — и офицеров, и мичманов, и матросов. Матросов отбирали командиры боевых частей с подачи командиров дивизионов и групп, которые в период формирования экипажа были прикомандированы на плавающие корабли и могли, заранее приглядевшись к матросам, правильно оценить их деловые и специальные качества и навыки.
А уж эскадренные кадровики препятствий нам не чинили, несмотря на вполне законные возмущения командиров, пострадавших от такого грабежа, кораблей. А когда во флотский экипаж прибывали молодые матросы из школ ВМФ или приходил эшелон с молодым пополнением, то туда снаряжалась целая «экспедиция» во главе с «большим замом» — заместителем командира по политической части капитаном 2 ранга Соколовым Рудольфом Сергеевичем. Эта комиссия отбирала лучших из лучших и прямо на месте готовила проект приказа Командующего флотом по распределению матросов. В результате был сформирован, в какой-то степени, «уникальный» экипаж: в нем служили матросы только славянских кровей, небольшой процент составляли прибалты, татары, башкиры и жители Кавказа, но совсем не было представителей Средней Азии, что для нашего флота было просто невероятным! И вот, эти подготовленные, грамотные матросы уходят с корабля, а Коля Кузьмин привозит с Дальнего Востока почти две сотни… узбеков. Отпад был стопроцентный!
Неделю командиры всех степеней ходили в глубочайшем шоке. Усугубляло дело то, что он не привез переводчиков, знаний русского языка у молодых матросов явно не хватало (и это мягко сказано!). За это время корабль ходил к горлу Белого моря, в район мыса Канин Нос, где находится полигон для ракетных стрельб, для проведения стрельб ракетным комплексом «Базальт». Для чего на носовую часть полетной палубы, ближе к надстройке, загружали плавучим краном машину «МА-9» — контрольно-измерительный комплекс, смонтированный в двухосном фургоне. Чтобы не мешала полетам авиации, ее ставили на полетной палубе вплотную к надстройке под ходовым мостиком. Выход в Белое море не обошелся без неприятного происшествия — на одном из кораблей закрытия района, сторожевом корабле проекта 50, был волной смыт за борт матрос, которого не нашли. Перед выходом меняли боезапас, срок хранения которого на корабле вышел. А также получали боезапас взамен израсходованного.
Для обеспечения нашего перехода с нами пойдет танкер «Генрих Гасанов». Капитан танкера — Осипов Сергей Андреевич. В районе Гибралтара будет дожидаться танкер «Гори». С Дальнего Востока прибыл походный штаб, возглавляемый командиром 10-й опэск вице-адмиралом Дымовым Ростиславом Леонидовичем. Дымов Р.Л. На севере был командиром 120-й бригады ракетных кораблей, здесь, в 7-й опэск, затем командиром 12-й дивизии противолодочных кораблей в Балтийске.
17 октября. В 08.30 начало приготовления к бою и походу. В 10.00 на полетной палубе экипаж построен по «Большому сбору», начался митинг посвященный выходу на боевую службу и переходу на ТОФ. В 10.20 начали сниматься корабли охранения. С нами до Гибралтара идут бпк «Удалой» пр.1155, эм «Отчаянный» пр.956, бпк «Адмирал Исаков» пр.1134А. На митинге выступал первый заместитель Командующего СФ вице-адмирал Кругляков. Зачитали обращение Военного Совета флота. Прислано обращение Военного Совета ТОФ. На память командование СФ подарило кораблю гильзу с землей с полуостровов Рыбачий и Средний. На память о службе на Севере, о героических традициях флота. В 11.00 снялись с бочки. Начали переход на ТОФ.