«Капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом Государства…» (Устав службы на судах торгового флота. Гл.Vп.60)
Пришёл к нам на судно новый старший помощник капитана. Капитан за обедом представил нового своего помощника: Юрий Васильевич, работал на судах пароходства, кто интересуется, на каких судах, узнаете в личной беседе.
Мать морская! Да это – же штурман с СКР (а), на котором я проходил стажировку! Он также узнал меня, молча кивнул головой. После обеда мы встретились и начались воспоминания похода в Николаевск, когда на борту был адмирал Захаров из штаба Тихоокеанского флота. Вспомнили, как готовился СКР к приходу адмирала на борт. Пришлось бедным матросикам ТРИЖДЫ (!) красить корабль: первый раз, после покраски, старпом увидел под вьюшкой с тросом не прокрашенный участок палубы, второй раз командир заметил не прокрашенную часть станины носового орудия.
— Вот за ТАКОЕ отношение к МАТРОСАМ я и не любил Военно- Морской флот, заявил он.
— А как же Нахимовское училище, «Вышка»? Вся молодость « под контролем» офицеров?
— Ты же знаешь, мой отец (капитан 1 ранга в отставке) видел меня только военно–морским офицером. Как писал А.С. Пушкин о Державине: «…и в гроб сходя, благословил…», так и мой отец перед смертью направил меня в Нахимовское училище.
По некоторым соображениям он был прав: время было послевоенное, одной матери без работы невозможно было нам прожить, хотя и получали мы пенсию за отца. В училище мне нравилось, дисциплина не тяготила (сказывалась выучка бати), учился я хорошо. Специализацию получил штурманскую.
Нравилась и нравится мне моя штурманская специальность. Одна астрономия чего стоит! Представляешь, еще сам Христофор КОЛУМБ определял место судна теми же методами, что и сейчас! Посреди ОКЕАНА найти СВОЕ место! Ты – маленькая песчинка в безбрежном океане вселенной находишь СВОЕ МЕСТО! Это просто чудо! Как разумно создала природа человека!
После окончания «вышки» Макарова, попросился направить меня в Тихоокеанский флот, флот моего отца. Пока дослуживали до пенсии моряки, прошедшие войну, все было нормально.
Грянуло Хрущевское сокращение, «стариков» отправили на пенсию, на их место пришло новое поколение. Сначала все было нормально, я дослужился до капитан-лейтенанта. Затем началось безумие карьерного роста. Военной подготовке стали уделять внимания меньше, чем внешнему виду корабля. Перед посещением инспекции (проверяющих) корабль драился и красился, как при Екатерине Второй у Потемкина! Выходы в походы сократились, выходили только на боевое дежурство, остальные «воевали» на базах.
Глядя на все ЭТО, начал я принимать «на грудь» по маленькой, затем все больше и больше. Однажды при очередной проверке» кап 2» услыхал» запашок» у меня, за это снизили оценку «боевой подготовки»! Я поругался со старпомом, затем с командиром, результат – снижение звания. Пишу рапорт на увольнение – не увольняют! Тогда легко можно было уволиться, Но «нашла коса на камень» — не увольняют! Я совсем запил! Думаю, по статье «за пьянку «уволят. Не увольняют!
Помнишь, когда ты стажировку у нас проходил, прибыл адмирал Захаров, и мы пошли в поход в Николаевск? Вот тогда и решился вопрос моего увольнения. Захаров знал моего отца и очень удивился, что я почти 10 лет после окончания училища все еще лейтенант. Однажды ты стоял на руле, а мы с Захаровым долго стояли на крыле и беседовали. Я ему все честно рассказал. Рассказал все, что думаю о флоте, о напутствии отца при поступлении в Нахимовское училище, о первых годах службы уже офицером. Тяжело вздохнув, адмирал сказал, что скоро и сам уйдет на пенсию, надо давать дорогу молодым. Затем добавил:
— Бросай пить, служи, как положено, получай диплом штурмана дальнего плавания, а там посмотрим.
Через пару лет вызывают меня в Штаб флота к Захарову. При встрече он обнял меня и сказал:
— Молодец, я следил за твоим продвижением по службе. Сам не уходил на пенсию – ждал, когда получишь диплом гражданский. Теперь я дал ход твоему рапорту. Где хочешь работать?
— В Дальневосточном пароходстве, говорю.
Адмирал задумался:
— Там же виза требуется! Тебе ее не видать, как минимум пару лет. Связан ты был с секретными документами, надо ждать, пока изменится обстановка. Советую: пока не получишь визы, иди на небольшие суда – типа « Тисс» Венгерской постройки. Там быстро пойдешь в рост. Только не пей, изучи, чего не знаешь, там не только штурманское дело надо знать, там многому надо будет тебе научиться. Езжай на корабль, сдай дела, приказ я подготовлю. С женой как бы посоветуйся, пусть порадуется. Надоело, наверное, в той глуши сидеть. Будете теперь жить в столице дальневосточной.
С надеждой и радостью в сердце я вылетел в Советскую гавань.
(продолжение следует)
Вопрос к автору ( к сожалению не нашла полное имя с отчеством) : А почему » становление капитана»? Почему не «командира»? Или здесь смысл обобщенный?
Вопрос снимаю. Перечитала, поняла.
Посреди ОКЕАНА найти СВОЕ место! Ты – маленькая песчинка в безбрежном океане вселенной находишь СВОЕ МЕСТО! Это просто чудо! Как разумно создала природа человека!
Круто сказано!