20 февраля 1936 года подводная лодка «Щ-117» закончила рекордную по тем временам «автономку» в 40 суток.
В феврале этого года есть одна юбилейная дата нашего подводного флота, о которой мало кто помнит. Сегодня походы на боевую службу, называемые автономными плаваниями, стали обыденностью. А ведь были первые автономки, начало которым положили легендарные подводные лодки типа «Щ» («Щуки»), первой из котоых была «Щ-117» («Макрель»), которая 20 февраля 1936 года завершила рекордное автономное плавание в 40 суток, начатое 11 января. За этот поход было пройдено 3 022 мили, в том числе 315 миль под водой.
Современный подводник, тем более атомщик, подумает – Ну, что это за достижение? А между тем, чтобы понять этот рекорд по тем временам, нужно знать разницу в технике. Что такое дизель-электрическая подводная лодка, автор знает по себе. Несколько лет плавал на подлодках 613 проекта первых модефикаций. Это, правда, более совершенная по сравнению с «Щукой», подлодка, но ненамного. Потом были атомные лодки.
Тактико-технические данные серии V-бис, по сравнению с нынешними крейсерскими подлодками вызывают просто удивление. Полное подводное водоизмещение «Щуки» всего 715 т., автономность 20 суток, предельная глубина погружения 90 метров, дальность плавания при полном запасе топлива в 55 т. 4 200 миль при скорости 8.8 узла, подводная при экономходе 2 узла могла достигать 100 миль. Это просто ничто для современных атомоходов, водоизмещением далеко за пять тысяч тонн.
Уже через 10 лет после Гражданской войны и разрухи в стране началось проектирование подводных лодок с учётом мирового опыта. Уже 5 февраля 1930 г. были заложены три головные лодки 3-й серии, получившие обозначение тип «Щука». Присутствующий при этом начальник Морских сил Республики Муклевич, произнёс слова, которые впоследствии полностью подтвердились: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это даёт возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развёртывания производства». Подводные лодки типа «Щуки» совершенствовалсь в ходе строительства, и уже в 1933 г. новая серия получила наименование V-бис, лодки которой «Щ-117», «Щ-122» и «Щ-123» открыли эру автономных плаваний подводных лодок в 1936 году на Тихоокеанском флоте.
Первой была «Щ-117», которая, начав свой поход 11 января 1936 г. закончила его 20 февраля, превысив автономность в два раза (40 суток вместо 20 проектных). Затем были «Щ-122»(«Сайда» серии V- бис -2) и «Щ-123» («Угорь» серии V-бис – 2). Но рекорд в 1936 г. по продолжительности плавания принадлежит «Щ-113» (командир М.С. Клевенский). Её автономность продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и составила 102 дня. Конечно, надо понимать, что эти автономки не были в прямом смысле автономками. Не могли же запасы, которые расчитаны на 20 суток, обеспечить все 100 суток. Это были автономки, если сравнить их с полётами дальней авивции, с дозоправкой в море. Но главное при таких автономках – это выдержка личного состава.
Конечно, при таких походах важным моментом является сплаванность экипажа, находящегося в таком малом закрытом пространстве. Естественно, при этом большую роль играют и бытовые условия. А они, надо отметить, на отечественных субмаринах были не на первом месте. Это я подтверждаю личным опытом, зная быт на дизельных и атомных лодках второго поколения. Говорят, что сегодня при проектировании подводных лодок этому вопросу стали уделять больше внимания, что логично.
На «Щуке» для экипажа в 36-38 человек была только одна крошечная каюта для командира, маленькая кают-компания для офицеров, которая одновременно была и спальней, и 30 легко снимаемых заваливаемых коек. Запас пресной воды в одной цистерне был небольшим и в море невосполняем…, всё необходимое для жизни было ограничено, и только воля человека могла вершить чудеса. Именно железная стойкость людей, а не обитаемость подводных лодок типа «Щ», нашла отражение в тех первых «стахановских походах» 30-х годов прошлого века, позволила многократно превысить 20-суточную автономность этого проекта подводных лодок.
Начатые походы ради рекордов имели свою положительную сторону. В них командиры и экипажи получали богатый опыт не только в эксплуатации и обслуживании техники, но и боевые навыки. Недаром в командировку в республиканскую Испанию был послан командир «Щ-117» Н.П. Египко, который командуя испанскими подлодками «С-6» и «С-2» под именем Северино де Морено Лопес, проявил себя с отличной стороны. По просьбе испанского правительства ему одному из первых подводников было присвоено звание Героя Советского Союза (22 февраля 1939 г.). (Подробности о личности Н.П Египко в прилагаемом моём материале – В.К.).
Во время Великой Отечественной войны подводные лодки выполняли боевые задачи, и всякие автономные плавания были просто выходами на боевые задания. Но уже в 50-е годы прошлого столетия вновь начались попытки автономных плаваний. Например за 30-ти суточную автономку 613 проекта (бытовые условия мало чем отличались от «Щук») командиры получали ордена.
С развитием ракетного вооружения подводного флота возрастало и водоизмещение лодок, и, конечно, увеличивалась автономность, что становилось уже необходимым для ракетных подводных лодок. Уже проект 629 (дизель-электрическая) при водоизмещении около 3000 т., имел автономность при полных запасах около 70 суток. Бытовые условия улучшились ненамного. На первом месте стояло вооружение и оснащённость другой техникой. И уже в 60-е годы прошлого столетия походы на боевую службу (БС) – автономка – становятся обыденностью.
С появлением во флоте атомных подводных лодок автономки становятся нормой подводного флота. Бытовые условия стали гораздо лучше, чем на дизель-электрических подлодках, но признать их идеальными нельзя. Конечно, теперь экипаж не зависил от запасов пресной воды и топлива, но запас провизии ограничивал автономность. Один дух подводников, как всегда, оставался на высоте. При этом на ум приходят слова военного поколения подводников – Выдержало бы железо, а мы выдержим!
Всё рассказать об автономных плаваниях подводных лодок в короткой статье невозможно. Я только пытался кое-что напомнить к юбилейной дате и 115-летию подводных сил России. При этом стоит напомнить одно – профессия подводника была тяжёлой и опасной во все времена, остаётся она таковой и сегодня, хотя техника и шагнула далеко вперёд. В подводном флоте, как нигде, многое зависит от человеческого фактора, поэтому в этом виде деятельности профессиональная и психологическая подготовка членов экипажа подводных лодок всегда должна стоять на первом месте.
Р.S. Подводная лодка «Щ-117», состоявшая в списках Тихоокеанского флота (ТОФ), переименованная в 1949 году в тип «С», окончила свой путь трагически.
В декабре 1952 года в ходе тактического учения флота пропала и не найдена до сих пор. На лодке «С-117» погибло 50 моряков. По данным на начало 2016 года подводная лодка считается пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены. Странная история!
По предположениям Н.П. Египко, она возможно столкнулась с американской подводной лодкой, ведь, в то время шла корейская война, и американские ВМС вели разведку у наших берегов.
Благодарю за рассказ! В молодости мы с дедушкой, моряком-ветераном, смотрели фильм «Командир счастливой ЩУКИ». О такой же «Щуке» и рассказывает автор…