С 2017 года на плечи Ленинградской военно-морской базы и в том числе на Кронштадт легла не простая задача – организация и проведение Главного военно-морского парада в стране. Он проводится ежегодно в Снакт-Петербурге (на реке Нева) и в Финском заливе (на Кронштадтском рейде).
Четвертый год подряд в России проходит Главный военно-морской парад в последнее воскресенье июля, когда вся страна отмечает День Военно-Морского флота. В торжественном мероприятии 26 июля 2020 года приняли участие 46 кораблей, катеров и судов. В их числе фрегат «Адмирал Касатонов», противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», а также большие десантные и малые ракетные корабли, корветы и подводные лодки.
Вне всякого сомнения — это было грандиозное зрелище, которое демонстрировали как супер шоу каналы телевидения России. Миллионы зрителей по всей стране находились в восторге и в уважении к Военно-Морскому Флоту. Безусловно, парады в честь Дня Военно-Морского флота РФ нужны. Нужны, и очень! Потому что они любимы и народом, и моряками, и ветеранами. Это важно, когда россияне видят и слышат вблизи оглушительную океанскую мощь страны.
Но вот нужен ли современной России, так называемый, Главный морской парад?
Парады кораблей в День ВМФ у нас проводили постоянно — в Североморске, Гремихе, Гаджиево, Видяево, Западной Лице, Полярном, Оленьей Губе, Владивостоке, Фокино, Советской Гавани, Вилючинске, Севастополе, Новороссийске, Балтийске, Кронштадте, Астрахани, Махачкале, Каспийске. Только туда никогда не собирали экипажи из «дальних морских краев». В собственной базе ставили корабли на швартовые бочки — вот и весь переход! Праздновали, так сказать, не особо отвлекаясь от службы. И вдруг в 2017 году решили учинить не обычный простой морской парад, но — Главный! Зачем? И почему?
Ссылаются на Петра Великого. Якобы он когда-то проводил такой парад. Да, верно. Царь Петр I в 1714 году в честь победы русского флота над шведами у мыса Гангут провел морской парад. Но при этом он просто прошел на своем скромном ботике по Неве вдоль строя отличившихся боевых кораблей в той морской битве. Тем все и ограничилось. И никакого Главного парада не было. Никогда. Пока об этом не заговорили в 2017 году. Впрочем, может быть, времена изменились и обствновка в стране позволяет немного «пошиковать» и помпезно отпраздновать День ВМФ? Но, скорее всего, совсем не так. И, на самом деле, кроме того, что в Главном морском параде участвуют корабли со всех региональных флотов, ничего, по сути, не изменилось. Происходит то же самое, что и годами раньше. Но вот технологические возможности современного телевидения сегодня позволяют превратить трансляцию парада в грандиозное зрелищное шоу. Но это можно сделать с помощью телевизионной картинки и обычного парада, транслируя его одновременно из разных морских городов страны. И вместо помпезного нынешнего Главного парада (парада-шоу) будет красивый и зрелищный реальный военно-морской парад России.
Это, во-первых. Но есть еще и другие вопросы по этому Главному параду. Имеют ли смысл и оправданы ли такие траты времени и материальные расходы ради сиюминутного эффекта на параде?
Уж слишком много сил и денег растрачено. Сколько именно, конечно, никто не скажет. Но, судя по масштабам, наверное, много больше, чем на отгремевшее 24 июня 2020 года отложенное празднование Дня Победы в столице России. Одного только топлива сожжено многие тысячи тонн. А далее. Зачем нужно было преодолевать такие сложности и трудности, чтобы «перегнать» небольшие корабли и катера с Каспия и с Северного флота для их участия в Главном параде? Ведь, по большому счету, они там «никакой погоды» не сделали и особого эффекта не произвели.
Для участия в Главном морском параде отряд Каспийской флотилии, в состав которого вошли малый ракетный корабль «Великий Устюг», противодиверсионнные катера «Юнармеец Татарстана», «Юнармеец Дагестана» и «П-436», а также десантный катер «Д-178», по рекам, озерам и водохранилищам через 56 шлюзов совершил 25-суточный переход из Астрахани в Кронштадт.
Точно так же — по внутренним речным путям (по системе Беломорканала, через крупнейшие озера Европы — Онежское и Ладожское) на парад добирались три противодиверсионных катера Северного флота «Юнармеец Заполярья», «Юнармеец Беломорья» и «Валерий Федянин». Только прежде, чем у Беломорска войти в пресную воду, они были еще и отбуксированы в Белое море с Кольского полуострова. Еще более сложный маршрут на Балтику протяженностью свыше 5000 миль оказался у черноморского патрульного корабля «Василий Быков». Из Севастополя он вышел еще 10 июня, а на рейд Кронштадта вокруг всей Европы прибыл 8 июля. Далее.
13 июля в Финский залив в надводном положении в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирал Кулаков» вошел огромный атомный подводный ракетный крейсер «Орел» (проекта 949А, шифр «Антей»). За кормой этого отряда Северного флота остались Баренцево и Норвежское моря, Северная Атлантика и Балтийские проливы.
Проще оказалось другому североморскому экипажу — дизель-электрической подводной лодки «Санкт-Петербург». Она еще 7 апреля 2020 года, после девяти лет опытной эксплуатации в Баренцевом море, отправилась в Кронштадт на техническое обслуживание и модернизацию. Поэтому давно оказалась на месте.
Но впечатляющая картина «хождений за три моря» нашего флота в эти дни на Главный морской парад дополняется другими фактами. 6 июля на аэродром Кипелово в Вологодской области приземлились два противолодочных самолета Ил-38Н морской авиации Тихоокеанского флота, базирующиеся на Камчатке. Перелет вышел протяженностью в 8000 километров. А на другой день, 7 июля, под Санкт-Петербург перелетели из Крыма для участия в параде воздушные посланцы Черноморского флота — пять многоцелевых истребителей Су-30СМ, три противолодочных самолёта-амфибии Бе-12, два вертолёта Ми-8, противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ и разведывательный вертолёт Ка-31Р.
Но, может быть, не стоит мелочиться и упрекать устроителей праздничного морского торжества в излишней расточительности? Тем более, что корабли, должны плавать, самолеты и вертолеты — летать, а моряки и флотские летчики — учиться воевать в океане. Вот, они в этих долгих и сложных перелетах и переходах и учились.
Пусть будет так. Но сейчас речь о другом. Вот, например, каспийцы почти месяц из Астрахани двигались по шлюзам до Кронштадта. Потом почти месяц находились в Ленинградской военно-морской базе до Главного парада. Потом еще месяц шли за буксирами обратно на Каспий. К осени только увидели родные причалы, чтобы, наконец-то, заняться боевой учебой по-настоящему.
С учетом того, что в России матросы и старшины срочной службы нынче служат один год, выходит, что четверть этого срока те, кому попало служить в 2020-м в экипажах «Великого Устюга», «Юнармейца Татарстана», «Юнармейца Дагестана», «П-436» и «Д-178» провели не за своим прямым делом, а в подготовке к Главному параду. Тут уж не до боевой подготовки.
И еще вопрос. Те же противодиверсионные катера ведь созданы, чтобы обезопасить наши военно-морские базы от боевых пловцов потенциального противника. Но те катера, которых «пригнали» в Кронштадт с Северного флота и с Каспия четверть года провели вдали от своих штатных мест службы. Это значит, что на местах основной дислокации все это время были занижены важные боевые потенциалы.
Вот и возникают по неволи мысли: стоит ли ради внешнего эффекта и помпезности на Главном морском параде нести такие расходы, тратить моторесурс и топливо в немыслимых объемах? Ради этого на месяцы срывать с мест множество людей и ломать привычный для них ритм службы? У нас однозначно есть большие проблемы, где можно гораздо эффективнее и полезнее использовать все эти возможности и средства. Так что военно-морские парады нужны обязательно. В том числе и в Кронштадте. А вот Главный военно-морской парад вызывает большие сомнения
Полностью согласен с автором!
Вы полностью правы , сам об этом постоянно думаю, когда смотрю эти парады по TV. Да и исторически для русского и советского флотов это дорогое и не эффектное шоу не хорактерно. ВСЕ опрошенные мной бывшие морские офицеры с Вашим мнением полностью согласны. Предлагаю организовать обсуждение вопроса в Клубе Адмиралов, обосновать и доложить Евменову и Путину
Самое главное, что парады нужны власти, а не морякам. И отменить или даже уменьшить значимость никто не сможет. Хотя парады в какой-то мере поднимают престиж военно-морского флота. Но самое главное это не красота на парадах, а возможность противостоять реальному противнику, который нам все же не партнер, как кто-то мечтает во власти, а противник — враг, который не стеняется нас называть врагами и который мечтает нас уничтожить. Мне очень жаль, что флот готовиться больше не для войны, а для парадов и главная задача Главного штаба именно организовывать парады, а не управлять силами в море, на разрабывать стратегию строительства и использования флота. Что огромнейшие силы и средства бросаются не на восстановление, после разрухи и разгрома, военно-морского образования, а на строительство дорогостящего храма на острове и не с целью улучшения и совершенствования, а с целью продажи зданий и территорий в «козырных местах». А потери материальных баз и преподавательского состава никто не учитывает и учитывать не хочет. Становление нового полноценного образования на новом месте занимает порой до 10 лет — опыт перевода факультетов из одного ВВМУ в другое. Не выдрали на флоте все «сердюковские зубы». Перевод подготовки авиаторов и РВСН на подобную систему подготовки показывает, то это огромные средства и что это на сегогдня весьма порочная система не имеющая ничего общего с повышением качества военного образования, а наоборот значительно понизившая ее. Если есть вопросы задайте представителям авиации и РВСН. Задача похоже не повысить качество образования, а во-первых дать работу строительным фирмам, подведомственным мошенникам сесть задницами на госбюджет и во-вторых продать терррториии ВВМИ (ВВМУ) находящиеся в очень престижных местах, где можно положить за это очень большие деньги в свои карманы. С уважением преподаватель более чем с 20 летним стажем в высшем военно-морском училище (институте).