Мало кто знает о существовании на территориях современной России, Эстонии, Финляндии народа со странным названием — ингерманландцы. Сами себя они называют – инкери суомалайсед.
Что это за народ и как он попали в Эстонию, Россию. Карелию и даже в Финляндию?
Ингерманландцы — один из самых малых народов Европы, упоминания о котором имеются даже не во всех энциклопедиях и справочниках и сохранивших свою самобытность и свой язык, являющий по сути наречием финского языка.
В начале XX века численность ингерманландцев доходила до нескольких сотен тысяч человек, а на сегодняшний день на территории их постоянного пребывания (в Ленинградской области) насчитывается немногим более десяти тысяч человек.
Что же случилось? Какая чума пронеслась над этим малым народом, в честь которого были названы 5 линейных кораблей Балтийского флота (в том числе флагманский и любимый корабль Петра Великого), четыре заслуженных полка российской армии, прошедших все основные сражения России и неоднократно приносивших ей славу побед (9-й пехотный Ингерманландский Императора Петра Великого, 10-й пехотный Новоингерманландский, 10-й уланский Ингерманландский и 10-й гусарский Ингерманландский полки).
Огромнейшая губерния времён Петра Великого имела название Ингерманландской. Тогда в ее состав входили территории Эстляндской, Псковской, Новгородской, Тверской, Олонецкой и даже Ярославской губернии. В честь Ингерманландии её губернатор — светлейший князь Александр Меншиков получил княжеский титул и именовался в торжественных случаях герцогом Ижорским (а по некоторым документам, Ингерманландским) и имел для управления этим обширным краем даже специальную Ингерманландскую канцелярию.
Ингерманландцы – небольшой народ финского происхождения, проживавший уже много столетий на территории от Нарвы и Чудского озера и до побережья Ладожского озера.
Ингерманландцы – это остатки большого народа финского происхождения называвший себя чудью. В честь которого до сих пор многие топонимы ленинградского севера России имеют подобные названия. По названию этого исчезнувшего в веках народа многие русские называют все финские народы чухной или чудью белоглазой.
Чудь один из финских народов пригласивший на правление своей землёй вместе с кривичами, словенами и весью варяжских князей во главе с легендарным Рюриком. А по некоторым данным Рюрик и был чудином, проживавшим в районе Нарвы.
Относительно происхождения названия ингерманландцы оно относительно недавнее. Во всяком случае более позднее, чем название чудь. Известным русским историком В.Н.Татищевым были предложены два объяснения: первое связано с именем князя Игоря, или, как его называли тогда, Ингваря (по Якимовской летописи), второе (которого придерживаются сами ингерманландцы) связано с именем шведской царевны Ингегерды (Ingegerd, у финнов Ingeri или Inkeri), дочери кунинга Olofa Skotkonung и супруги князя Ярослава, согласно сагам, получившей в 1019 году как приданое в наследственное владение удел Aldeigloborg (область старой Ладоги, южной части Финского залива и реки Невы).
Будучи по характеру спокойным и мирным, ингерманландское население спокойно встретило приход русских и Петра Великого на их земли. С русскими-новгородцами они были хорошо знакомы. Участвовали в совместных походах против шведов. Деревни стояли рядом. А по летописям чудины даже ходили вместе с новгородцами и брали штурмом столицу шведов Сигтуну. Новгородские сторожа русского севера даже жили в деревнях чуди.
Начав строить на берегах Невы свою столицу Петру первый начал отбирать молодых парней высокого роста в один из первых полков российской армии (названных в честь этого Ингерманландским). Многие ингерманландцы призывались для службы на кораблях. Значительная часть населения использовалась для строительства Санкт-Петербурга. Препятствий с точки зрения образования или религии русскими не чинилось, и ингерманландцы честно служили России на протяжении нескольких веков.
Чудью скорее всего ингермандландцев первыми назвали русские. Видимо по сравнению с самими собой они казались им своими одеждами, видом, обычаями, языком весьма чудоковатыми.
Ингерманландцы, в отличии от других народов России, прошли все войны России в армии и во флоте России. Русские к ним относились, как к своим. И если шведы принесли ингерманландцам жившим севернее Невы лютеранскую веру, то русские принесли ингерманландцам, жившим южнее Невы православную веру. И если у северных ингерманландцев преобладают финские имена и фамилии, то у южных преобладают скорее русские имена и фамилии.
В 1864 году в городе Колпино учреждается ингерманландская учительская семинария. Во всех ингерманландских приходах создаются школы, библиотеки, хоры. Многие ингерманландцы получают образование в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга.
К XX веку в Ингерманландии практически полностью ликвидирована неграмотность. Преподавание в школах и служба в лютеранских храмах ингерманландцев ведутся на родном языке.
Финны всегда считали ингерманлдандцев частью своего народа, в отличии от ижоры и веси. Язык ингерманландцев отличается от финского незначительно. Вместо произношения бувы С ингерманландцы произносят букву Ш.
Согласно Заявлению об ингерманландских финнах (приложение к мирному договору, подписанному правительствами РСФСР и Финляндии 14 октября 1920 года) Ингерманландия осталась за Россией, но всему ингерманландскому населению предоставлялись широкие национальные права автономии и привилегии. Разрешалось в рамках всеобщих законов и указов организовывать просветительскую деятельность, общинное и волостное управление, местное правосудие, а также в других внутренних делах свободно использовать родной язык.
Пришли грозные тридцатые годы с коллективизацией, поисками иностранных шпионов, борьбой с религией и инакомыслием, стремлением создать единый советский народ, и кто-то вспомнил об ингерманландцах. В ингермандландских школах было запрещено преподавание на родном языке в школах, изъяты финские учебники, книги на финском языке, начались гонения на религиозных деятелей, закрылись лютеранские и православные церкви, начались выселения ингерманландцев из приграничной полосы с Финляндией в Сибирь и Среднюю Азию.
А со зловещего для СССР 1937 года (после убийства С.М.Кирова, стали искать в ингерманландцах финских шпионов. Ни одну ингерманландскую семью не обошло горе. И пошли эшелоны с тысячами невинных людей на Север, в Сибирь и на Колыму, большинству из которых уже никогда не удастся вернуться на свою Родину.
А в 1939 году началась советско-финская война, уже тысячи ингерманландских семей были отправлены в Сибирь из мест своего проживания вблизи финской границы.
Вторая мировая война разделила всех оставшихся ингерманландцев ещё на две страждущие и униженные части.
Те, кто попал под гитлеровскую оккупацию (около 80 тысяч человек из Кингисеппского, Волосовского, Тосненского и Гатчинского районов) отправлялись на принудительные работы — рыть окопы и возводить инженерные сооружения для немцев под Ленинградом. Делалось это ингерманландцами без значительного усердия, что было замечено немецким командованием и в наказание все ингерманландцы, попавшие в оккупацию, насильно были отправлены в эстонский концлагерь Клоога, где все они – женщины, старики, дети находились в ужасающих условиях, наравне с советскими пленными солдатами.
В 1942 году за них заступились финские власти, потребовали о немцев лотправки ингермандландцев в Финляндию. Немцы хотели их зимой отрправить в Финляндию прпо льду. Понятно, что большинство не выдержали бы этого пятидесятикилометрового перехода. Старейшины ингерманлдандев выступили категорически против и их поддержали финские власти.
Весной 1943 года на финских пароходах ингермандландцев доставили в Финляндию. По прибытию в Финляндию всех ингермандландских молодых парней и почти всех мужчин, подлежащих призыву, отправили на фронт, воевать против СССР. А женщин, детей и стариков отдали на принудительные работы хозяевам крупных владений.
Всех тех, проживавших на Карельском перешейке (Всеволожский и Токсовский районы) и оказавшихся в блокаде Ленинграда (несколько десятков тысяч человек, зимой 1942 года были пешком отправлены по «Дороге жизни» через Ладожское озеро. В дальнейшем их отправляли на поселения в Сибирь и опять же в Среднюю Азию, куда вывозили представителей многих других национальностей стран, воевавших с СССР.
Война с Финляндией закончилась в 1944 году и СССР потребовал возвращения всех вывезенных ингерманландцев. Не все захотели возвращаться. Кто-то вышел замуж за финнов, кто-то сбежал нейтральную в Швецию. Но большинство ингерманландцев, попавших в Финляндию, насильно вывозили эшелонами в СССР.
Для их поселения были отведены Новгородская, Псковская и Калининская области. Возвращаться в свои дома в Ленинградской области им было категорически запрещено.
Все воевавшие в составе финской армии мужчины арестовывались при пересечении границы и отправлялись в лагеря в Сибири.
Остальные выгружались из эшелонов, как правило, в безлюдных местах, в лесах и даже в поле. В основном это были женщины, дети и старики, не способные построить дома, обзавестись хозяйством. Рыли землянки и в них жили и кормились всем, что пошлёт лес и реки. Местное население зачастую относилось враждебно к бывшим «противникам» по войне. Случались драки, убийства, избиения.
Не понимая. как так можно дальше жить на положении зверей многие ингерманландцы снимались с мест, отведённых им советской властью и пробирались в родственные по языку Эстонию и Карелию. Многих отлавливали и возвращали назад. НО движение стало постоянным. В Эстонии и в Карелии местные жители охотно принимали у себя ингермандландские семьи и давали им приют.
Только после смерти Сталина, ингерманландцамв, выселенным в Сибирь и Среднюю Азию было разрешено вернуться, но не в родные места, а опять же в Эстонию и Карелию.
Так вдали от родных мест (Ленинградской области) оказались десятки тысяч ингерманландцев для которых теперь Эстония и Карелия уже стали родным домом.
В 1991 году СССР распался, последовала долгожданная реабилитация всех репрессированных народов, и всем ингерманландцам из Карелии, Эстонии, Псковской, Калининской и Новгородской областей было разрешено возвращаться в Ленинградскую область, на историческую родину. Вернулись единицы, а наверно сотни. Вернулись с горечью обиды на Советскую власть и русских. Не все вернулись. Многие так и растворились в российских деревнях и Сибири. Десятки тысяч забытых холмиков возвышаются на погостах Колымы, Сибири и Средней Азии, напоминая сегодня о преступности национальной политике на протяжении целой эпохи.
Вся вина ингерманландцев заключалась лишь в том, что говорили они не на «том» языке, молились не «тем» богам и, самое главное, проживали вблизи второй столицы СССР, чего по мнению вождей никак нельзя было допустить.
Сегодня тысячи ингерманландских семей остались жить в Эстонии и Карелии, восприняв ее культуру и язык.
Но небольшая часть в девяностых и начале двухтысячных годов выехала по приглашению в Финляндию, так и не сумев ничего забыть и простить Россию. Сегодня многим старикам ингерманландцам, находившимся в концентрационном лагере Клоога, правительство ФРГ выплачивает пособия. Это немного, но довольны и ему. Пособий от правительства России ингерманландцам никогда не дождаться.