К началу Великой Отечественной войны (1941-1945) Кронштадтская военно-морская база представляла собой крупное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны. Водный район базы простирался на 100 миль к западу от Котлина, до меридиана острова Родшер. Обороняли этот район 2 дивизиона тральщиков, 2 дивизиона сторожевых катеров, дивизион сетевых заградителей, а также шхерный отряд кораблей и бригада торпедных катеров.
Береговая оборона состояла из трех укрепленных секторов: Кронштадтского (артиллерия Котлина, островные и береговые форты со стрелковыми подразделениями ), Выборгского и Гогландского, расположенного на нескольких островах средней части Финского залива. Противовоздушную оборону базы обеспечивали 2 зенитных артиллерийских полка и 4 отдельных дивизиона. В конце августа около 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт через блокированный минными заграждениями, авиацией и кораблями Финский залив. Кронштадт снова стал главной базой флота (до этого он с 1917 по июнь 1940 тоже был главной базой Балтийского флота).
Силы базы вели боевые действия в Выборгском заливе, участвовали в создании
Восточной и Тыловой минноартиллерийских позиций, обеспечивали благоприятный
оперативный режим в восточной части Финского залива, готовили экипажи к боевым действиям. В начале сентября 1941 года база была расформирована, ее силы и средства были привлечены к отражению наступления противника на Ленинград. Но в июне 1942 года Кронштадская военно-морская база была создана вновь как главная база Балтийского флота с включением в ее состав Островного сектора береговой обороны (острова Сескар и Лавенсари). В декабре1942, в связи с необходимостью расширить оперативную зону действий Балтийского флота на запад Кронштадтскя военно-морская база была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район.
В Великую Отечественную войну базой командовали контр-адмиралы В.И. Иванов (1941), К, Ю. Коренев, генерал-лейтенант береговой службы И.С. Мушнов (1942), капитан 1 ранга Г. И. Левченко (1942).
9 мая 1965 года – это дата, когда страна первый раз отмечала День Победы в Великой Отечественной войне. В тот самый день в Кронштадте на площади Мартынова был открыт памятник героям-подводникам, созданный на пожертвования военных моряков. К началу войны на вооружении Балтийского флота имелись 72 подлодки, а свой первый счет моряки-подводники открыли уже 10 августа 1941 года. В тот день экипаж подводной лодки «Щ-307» пустил на дно немецкую субмарину «U-144». За боевые заслуги в годы войны восемь подлодок Балтийского Флота были награждены орденом Красного Знамени, а экипажи трех из них получили звание гвардейских. Героями Советского Союза стали шесть командиров подлодок. Дорогой ценой оплачен вклад балтийских моряков-подводников в общую победу над фашизмом. В годы войны в море погибло 38 подводных лодок и 1447 человек личного состава.
Якоря с катеров Петергофского десанта – это память об октябрьской трагедии 1941 года, когда, по приказу высшего командования, вышедший из Кронштадта морской десант сошел на берег в Петергофе. Десант, полностью состоявший из добровольцев, должен был выполнить непосильную задачу, а именно помочь объединиться двум армиям Ленинградского фронта для разгрома Стрельнинско-Петергофской группировки фашистов. Все участники высадки в Петергофе погибли. Якоря, что установлены на Петровской пристани в Кронштадте, — это якоря с одного из катеров принимавших участие в боевой операции 5 октября 1941 года.
«Подвиги морзаводовцев в Великой Отечественной войне бессмертны» — это слова, высеченные на стеле, установленной в кронштадтском сквере «Металлист». На гранитном монолите высечены четыре профиля. Пожилой рабочий – носитель знаний и традиций. Молодой рабочий – наследник и приемник традиций старшего поколения. Солдат и моряк – это заводчане, ушедшие на фронт в грозные военные годы и защищавшие Отечество с оружием в руках на суше и на море.
Кронштадт с честью выполнил непростую миссию, возложенную на него Петром Великим — пройдя сквозь многочисленные вихри боев, потеряв тысячи героических защитников, он сохранил Северную Столицу. Ни разу на Кронштадтскую землю не ступила нога врага нашей Родины. Благодаря самоотверженности и отваге кронштадтцев, Балтийское море не было немецким ни одной минуты, враг не пробился к Леринграду. Город-крепость Кронштадт выстоял, «оказался крепким орешком», который враг не смог раскусить, а, следовательно, и захватить вторую столицу России – Ленинград.
Еще раз напомним, Указом Президента России в апреле 2009 года за подвиги жителей в годы войны, весомый вклад в развитие Военно-Морского Флота России городу Кронштадту было присвоено звание «Город воинской славы».
Кронштадтская военно-морская крепость после Великой Отечественной войны
Кронштадтская военно-морская крепость (КВМК) в 1952 году была оперативным объединением, подчиненным непосредственно главному командованию Военно-Морского Флота. Западная граница крепостной зоны проходила через Копорскую губу Финского залива, а восточная — через Лисий Нос и Малую Ижору. Командовал КВМК комендант Кронштадта вице-адмирал И.И. Байков.
Город Кронштадт входил в состав крепости и был закрытым городом. По положению о закрытых городах, там городская власть не избиралась, а назначалась. В Кронштадте это было Управление гражданской администрации (УГА) во главе с генерал-лейтенантом Ллоёк. В состав УГА входили милиция, ЗАГС, отдел народного образования, отдел здравоохранения и все службы, которые были во всех других открытых городах. В крепости существовал жесткий пропускной режим, паспорт с кронштадтской пропиской служил постоянным пропуском для жителей города.
В те годы слово «крепость» наиболее полно отвечало значению и задачам КВМК. Это была настоящая морская крепость, защищавшая Ленинград с моря. Во всем мире мало было морских крепостей, которые могли сравниться своей мощью и боевой устойчивостью с КВМК. Немецкие войска и немецкий флот не смогли с моря подойти к Ленинграду. В зоне досягаемости артиллерийского огня береговых батарей и кораблей немцы не смогли выйти к морю, там всю войну была советская территория — «Ораниенбаумский пятачок», с которого и был нанесен решающий удар по снятию блокады Ленинграда. Основой крепости была береговая оборона, состоявшая из системы фортов и позиций морской железнодорожной артиллерии
Во всей мировой истории строительства крепостей первой задачей было определить, кто будет враг, как он будет действовать и какое у него будет оружие, а второй — какие средства обороны противопоставить врагу.
Примечательно к морским крепостям, когда с моря враг использовал корабли с артиллерией, задача формулировалась так: крепость должна быть способна уничтожить любой вражеский корабль и выдержать удар артиллерии любого корабля противника.
Береговая оборона Кронштадтской крепости была построена по следующей схеме: южный берег — форты «Красная Горка» и «Серая Лошадь», а также морская железнодорожная артиллерия, морская часть — островные форты, северный берег — форт «Ино», построенный перед Первой мировой войной, взорванный Советами при передаче территории Финляндии в 1918 году, и заново построенный в 1952–1954 годах.
Форт «Красная Горка» состоял из нескольких батарей различного калибра, главным из которых были двенадцатидюймовые. Батареи состояли из нескольких сооружений различного назначения, в том числе из огневых блоков, в которых размещались артиллерийские орудия. Огневой блок представлял сложное инженерное сооружение, с броневой башней в верхней части, внутри которой находилась тыльная часть орудия и команда. Башня была сделана из стали повышенной прочности, способной выдержать прямое попадание вражеского снаряда. Из башни торчал только ствол орудия, башня имела возможность кругового вращения. Под башней глубоко в грунте были расположены погреба с боезапасом и другие помещения, обеспечивающие функционирование батареи. Все это под защитой многометровой толщины железобетона высшей степени прочности, способного выдержать прямое попадание двенадцатидюймового снаряда противника.
Принцип определения критериев защиты сооружений береговых батарей был таков: какого калибра установлены на батареи орудия — прямое попадание такого же калибра вражеского снаряда должны выдержать и сооружения береговой батареи.
В составе форта «Красная Горка», кроме батарей различного калибра, предназначенных для борьбы с кораблями всех классов, было множество других защитных сооружений, в том числе командный пункт и силовая станция.
Форт «Красная Горка» имел прекрасно оборудованную в инженерном отношении сухопутную круговую оборону. По всему периметру форта тянулись окопы, стены которых от осыпания предохраняли бетонные оторочки. На бруствере окопов были установлены металлические козырьки с бойницами для винтовок обороняющихся. По всей линии сухопутной обороны стояли железобетонные укрытия для артиллерийских орудий оригинальной конструкции. Во время вражеской артиллерийской подготовки орудия находились в укрытиях, а когда вражеская пехота переходила в атаку, орудия вручную выкатывались по пандусу на крыши этих укрытий и прямой наводкой шрапнелью били по наступающей пехоте.
Сделаем отступление и расскажем о необычном Мемориале форта «Красная Горка». Мемориал краснофлотцам и красноармейцам, погибшим в Гражданскую войну (1918-1922), при отражении интервенции 1919 г., при подавлении Кронштадтского восстания 1921 г. и в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. На мемориальной доске надпись: «Советским военным морякам, погибшим за Родину в 1919–1921 и 1941–1945 гг.». Вся площадка представляет собой братскую могилу, в которой похоронено около 250 моряков и красноармейцев, погибших в Финском заливе и на сухопутных позициях при защите подступов к фортам «Краснофлотский» и «Передовой». Намогильный памятник находится в восточной части мемориала. В западной — памятник трем эсминцам — «Гавриилу», «Константину» и «Свобода», подорвавшимся на английских минах в 1919 г., в виде трех мачт и трех якорей. Рядом с ним — орудия и памятная плита — памятник морякам-артиллеристам, героическим защитникам Ленинграда.
Продолжим рассказ о Кронштадтской морской крепсти. На форту «Серая Лошадь» на огневых блоках главной батареи были установлены артиллерийские системы с линейного корабля «Андрей Первозванный», который по целому ряду причин после Гражданской войны был выведен из состава действующего флота. Это была уникальная батарея. Артиллерийская часть линейного корабля с его башнями, погребами и системой подачи и др. была вырезана, доставлена на берег, заново смонтирована и замурована в многометровую толщу железобетона. Получился линкор на берегу.
У морской железнодорожной артиллерии был другой принцип защиты — маневренность. Выстрелил, враг засек место выстрела, приготовился туда стрелять, а паровоз уже перевез артиллерийский транспортер в другое место.
На южном берегу базировалась морская железнодорожная артиллерийская бригада. Инженерное оборудование местности заключалось в создании сети железнодорожных путей с устройством позиций для стрельбы, обязательным элементом которых были бетонные опоры для аутригеров (выносная опора) артиллерийских транспортеров.
Транспортер — это железнодорожная платформа, на которой размещено артиллерийское орудие. Чтобы орудие при выстреле не опрокинуло платформу, последняя аутригерами опирается на бетонные опоры, заделанные в грунт вдоль железнодорожных путей.
Островные форты в количестве 20 штук цепочкой протянулись по заливу от южного берега через Кронштадт до северного берега. На них в бетонных казематах были размещены артиллерийские батареи разного калибра, способные своим огнем поразить морские цели на всей ширине залива.
Кронштадтские форты — это морская фортификационная легенда России, ее прошлая гордость и ее прошлая слава.
Сооружения всех фортов и позиций железнодорожной артиллерии были построены не только прочно, но и красиво. Чугунное литье, элементы из натурального камня, стальные детали, бетонные конструкции — все носило печать высокого мастерства и таланта исполнителей.
К сожалению, все это сейчас заброшено, разграблено, уничтожено.
Кронштадтский морской завод был самым крупным и совершенным судоремонтным заводом ВМФ. На заводе кроме вольнонаемных рабочих работала судоремонтная бригада, укомплектованная матросами срочной службы, имеющими специальную подготовку.
Кронштадт с самого его зарождения — главная кладовая Российского флота. КВМК продолжала эти традиции, и в арсеналах и на складах крепости в пятидесятых годах хранились громадные запасы боеприпасов, оружия, технического имущества и др.
Корабельный состав включал соединения подводных лодок, учебных кораблей, торпедных катеров, охраны водного района и др.
Крепость имела свое строительное управление, в состав которого входила десятибатальонная строительная бригада.
Кронштадтская крепость пятидесятых годов — это десятки тысяч матросов и офицеров, несущих службу в бетонных казематах фортов, на кораблях, арсеналах, заводах, это — кузница кадров для всего советского флота.
После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса. Непоправимый ущерб был нанесен укреплениям «Константин», «Северные батареи» №3 и 7 при строительстве комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Вот так официально завершилась рабочая деятельность Кронштадтской военно-морской крепости
Спасибо, Эдуард Максимович, за экскурс в историю Кронштадтской Крепости!
Полезные и важные факты истории, которые многие, к сожалению, не знают и поэтому значимость существования Кронштадтской Крепости для Родины и ВМФ не представляют! Пусть прочтут этот очерк и немного прозреют!!!
Спасибо,Эдуард Максимович за очень интересный, предметный и хорошо иллюстрированный материал о Кронштадтской военно-морской базе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Кронштадтской военно-морской крепости в после военные годы и сооруженных на их территориях мемориальных комплексах в честь защитников Отечества.
Ваши исследования о Кронштадте, как Главном корне Флота России, безусловно будут иметь большой интерес у людей, изучающих историю России и её ВМФ, курсантов ВВМУ и воспитанников нахимовских училищ, кадетских корпусов, а также многих российских и иностранных туристов, прибывающих в Санкт — Петербург и Кронштадт. Ждём книгу Кронштадт — главный корень Флота России.