Более семидесяти пяти лет человечество волнует тайна исчезнувшей «Янтарной комнаты», так называемого восьмого чуда света. Ориентировочная стоимость её сегодня — несколько сотен миллионов долларов. Загадка исчезновения в дыму и пожарах Кенигсберга весной 1945 года продолжает волновать умы многих людей — историков, археологов, деятелей культуры, охотников за сокровищами, энтузиастов и членов специальных поисковых комиссий и экспедиций, создававшихся в разное время в Германии, Польше, Литве и России.
Что же это за «чудо света»? Кто создал и какова история возникновения непревзойденного до сих пор янтарного чуда? При каких обстоятельствах и куда она исчезла? Что за загадки, которыми она до сих пор окружена?
Вот как описывается история создания янтарной комнаты. Один из приближенных прусского короля Фридриха I преподнес ему в дар янтарные шахматы работы данцигского мастера Готфрида Туссо. Фридриху очень понравились фигуры, в особенности же двухцветная отполированная янтарная доска. Он вызвал своего придворного архитектора и скульптора, одного из проектантов королевского дворца Андреаса Шлютера и приказал заменить в танцевальном зале дворца Монбижу дубовый паркет янтарными пластинками. «Янтарь весьма непрочен и хрупок. Не лучше ли изготовить из него специальные панно и украсить ими стены вашего рабочего кабинета?» — предложил архитектор. Так впервые появилась идея создания янтарного кабинета.
Король после некоторых сомнений согласился с доводами Шлютера и архитектор приступил к работам. Он привлек к работе непревзойденного мастера по отделке янтаря Готфрида Туссо, лично изготовил чертежи будущего кабинета и предоставил мастерам-резчикам по янтарю светлое помещение во дворце для шлифовки и подбора оттенков янтарных пластин. Из Кёнигсберга повезли в Берлин добытый в Балтийском море янтарь.
Работы продолжалась около трёх лет с 1706 по 1709 годы при непосредственном участии короля, большого ценителя искусства и его супруги королевы, увлеченной созданием янтарного чуда. Многие их мысли и пожелания были реализованы резчиками в янтаре.
Были созданы художественные панно, композиции с изображениями сказочных сюжетов с выпуклыми, как на камеях виноградными гроздьями и тонкими полупрозрачными листьями, разнообразные резные гравюры. Для полноты ансамбля и увеличения масштабов будущей янтарной комнаты из Венеции были привезены массивные овальные зеркала в тяжелых позолоченных рамах. Так появился на свет янтарный кабинет, получивший официальное название «bernsteinzimmer» и ставший, как утверждали тогда современники восьмым чудом света.
Когда работы были закончены, король принял решение установить янтарные панно со всеми композициями, деталями и зеркалами не во дворце Монбижу, а в Потсдамском замке королевы Шарлоттенбурге. Уж очень нравились королеве неповторимые цвета и оттенки янтаря и король очень любил свою королеву, поэтому подарил это чудо ей. Многочисленные гости и вся придворная знать безмерно восторгались янтарным кабинетом, созданным гением «северного Микеланджело», как называли тогда в Европе Андреаса Шлютера.
А через две недели произошла катастрофа: не выдержав тяжести толстых венецианских зеркал и тяжёлых позолоченных рам, янтарные панно рухнули. Большая часть панно, пластин и зеркал превратилась в осколки, а уцелевшие были сложены в ящики и сданы на военный цейхгауз. Король был в гневе, а королева рыдала. Мастера и архитектор по законам того времени были обвинены в государственной измене и Готфрид Тюссо угодил в крепостной каземат. Андреасу Шлюттеру удалось экстрено покинуть территорию Пруссии, чтобы не сесть в королевские казематы рядом с мастерами и он направился в Россию, где занимался отделкой летнего дворца российского императора и созданием летнего сада в Санкт-Петербурге.
В 1710 году по настоянию королевы, янтарные «гобелены» были извлечены из военного цейхгауза и начаты работы по восстановлению. Из Дании был приглашен известный мастер Готфрид Вольфрам, который поначалу был руководителем резчиков, а затем сам начал разрабатывать проекты, так как первоначальная идея Андреаса Шлютера претерпела значительные изменения. Было решено украсить янтарными панелями не кабинет, а галерею в замке Шарлоттенбург. Однако новый придворный архитектор Эосандр фон Гете вскоре выгнал Готтфрида Вольфрама, придравшись к слишком высокой цене за работу. Королевский заказ был передан немецким мастерам Эрнсту Шахту и Готфриду Турау. (Исследованиями советских специалистов установлено, что именно автографы Готфрида Турау стояли на большинстве панелей янтарной комнаты).
Прошло несколько лет и на прусский престол взошел король Фридрих — Вильгельм I. В декабре 1716 года в Берлин прибыл с дружеским визитом русский царь Петр I. Осматривая потсдамский дворец вместе с королём интерьеры дворца, он заинтересовался незаконченной янтарной галереей и со свойственной ему прямотой высказал мысль о том, что он «был бы премного доволен иметь в туманном Санкт-Петербурге сей солнечный кабинет».
Фридрих — Вильгельм I не смог отказать Петру Первому и в качестве благодарности подарил победителю шведов под Полтавой незаконченный янтарный кабинет и ещё королевскую яхту.
Но на торжественном обеде он с восхищением отозвался о высоком росте русских солдат – преображенцев сопровождавших российского императора. Петр I был вынужден, уже в качестве ответного шага, подарить прусскому королю для его Потсдамской гвардии 55 гвардейских солдат ростом выше двух метров – такова была цена янтарного кабинета.
Впоследствии уже императрицей Елизаветой ставился вопрос о возвращении постаревших гигантов с семьями в Россию. Но они в Пруссии прижились, переженились, обзавелись потомством и сами не пожелали возвращаться в Россию. Впоследствии потомки некоторых из них сделали военную карьеру, получили дворянство и даже титулы и сегодня можно услышать в Германии русские фамилии с приставками фон и иногда даже с графскими и баронскими титулами. Сегодня в пригороде Берлина проживают далекие потомки бывших русских солдат.
Обменянный на 55 гвардейцев-преображенцев Янтарный кабинет бережно упаковали в ящики и с большими предосторожностями в январе 1717 года доставили в Санкт-Петербург. У Петра Великого было много задач и он видимо забыл о подарке прусского короля.
Так упакованный в ящики Янтарный кабинет пролежал несколько десятков лет в подвалах незаконченного Зимнего дворца. О нём просто забыли. Не вспомнила о нем жена Петра Великого императрица Екатерина первая, не вспомнил о нём император Петр II уехавший жить в Москву, не вспомнила императрица Анна Ионановна — бывшая герцегиня Курляндская.
Однако взошедшей на русский престол, в результате дворцового переворота, императрице Елизавете Петровне — дочи Петра Великого, помнившей свои детские восторги о янтарном чуде из «латырь-камня» (солнечного камня) привезенного отцом из заграницы, пришла мысль украсить им свои новые покои Зимнего дворца янтарными панелями.
Для этого мастеру Александру Мартелли было поручено, под присмотром обер-архитектора Варфоломея Растрелли, “исправить кабинет». Появляются новые детали отделки — зеркальные пилястры, спроектированные самим Растрелли, а также появляются янтарные рамки, изготовленная по специальному заказу в Кенигсберге и присланные Елизавете Петровне в знак дружбы прусским королем Фридрихом II. Подарок оказался сделанным в стиле рококо и значительно отличался от шлютеровских рамок XVII века, да к тому же и не совпадал с ними по размерам. Пришлось рамки изменять петербургским мастерам и подгонять по месту.
В 1755 году по распоряжению императрицы Елизаветы кабинет перевозят в летнюю резиденцию императрицы Царское Село (ныне город Пушкин).
Здесь под руководством Растрелли янтарный кабинет и становится той всемирно известной янтарной комнатой.
Янтарную облицовку надо было разместить в зале общей площадью около ста метров и высотой около восьми метров. Растрелли был вынужден иначе, нежели в Зимнем дворце, размещать янтарные панно, для чего он вводит дополнительные зеркальные пилястры, с которыми чередовались картины, поверх которых был вставлен резной золоченый фриз. Изготавливаются и расписываются под янтарь, (а впоследствии заменяются натуральным самоцветом) новые панели. Живописные полотна художника Грота размещаются между панно. А вместо зеркал вставляется в янтарные рамы, специально привезенной из Италии флорентийской мозаики. На них изображены сцены, символизировавшие пять человеческих чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Обоняние» и «Осязание». Эти мозаики были исполнены в XVIII веке по живописным оригиналам художника Джузеппе Дзукки. Подчеркивали богатство убранства янтарной комнаты деревянная золоченая резьба, расписный художественный плафон, пилястры с бра, наборный цветной паркет из драгоценных пород дерева и богатейшая коллекция разнообразных янтарных изделий. Дополнительно для украшения янтарной комнаты в этот период добавляются 12 стульев из красного дерева типа «Чиппендель» первой четверти 18 века, два ломберных стол из наборного дерева, выполненные русскими мастерами в 80-х годах 18 века, раздвижной ломберный стол «Маркетри», комод «Маркетри», 32 бра на 3, 5, и 7 свечей, пять прямоугольных бронзовых рам, картина-подзеркальник неизвестного художника, икона «Христос» из мареного дерева, и плевательница из красного дерева русской работы 19 века.
12 янтарных панно, разделенных длинными узкими зеркалами в золоченых рамах с капителями, украшенные женскими головками, превосходные мозаичные орнаменты флорентийских мастеров с аллегорическим изображением пяти человеческих чувств стали подлинными шедеврами мирового уровня. Янтарные панели представляли собой шедевр ювелирного искусства: это были мозаичные панно с удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов, цветочных гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня различных оттенков от светло-прозрачного до темно-желтого.
Дальнейшие работы с янтарем по доделке ведутся под руководством принятого на службу хранителя Янтарной комнаты Фридриха Роггенбука и его сына Иоганна.
К 1770 году Янтарный кабинет приобретает законченный вид и полностью трансформируется в ту знаменитую Янтарную комнату, которая стала одним из главных украшений Большого Екатерининского дворца.
Можно сказать, что в окончательном виде янтарная комната — это совместное творение немецких, польских, итальянских, датских и русских мастеров-граверов, в котором уникально слились воедино различные стили, традиции и культуры.
Еще одна особенность — с годами цвета этих картин не менялись, хотя янтарь, как известно, обычно темнеет.
Уникальность творения мастеров была и в том, что до них из янтаря из-за его дороговизны делали в основном различного рода ювелирные украшения, резные кубки, вазы, шкатулки и табакерки, скульптуры и рельефы, инкрустации мебели и облицовки. Янтарные картины были созданы впервые.
Вот как янтарную комнату описывает в те времена знаток итальянских и русских фресок антиквар Фелькерзам: «Все стены комнаты сплошь облицованы мозаикой из неровных кусочков полированного янтаря. Эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, крикливого, все скромно и гармонично».
«Восьмое чудо света» украшало Екатерининский дворец почти 200 лет. При советской власти состояние янтарных панелей уже оставляло желать лучшего: если цвет их не изменился, доски, на которые крепились пластинки мозаики, от времени ссохлись, и янтарные панно стали осыпаться. Многие куски янтаря были утеряны во время революции и заменены “сырым” янтарем, а то и просто крашеным гипсом. Комната давно не реставрировалась: такую работу планировал начать перед самой войной известный архитектор И. Крестовский, но его замыслам уже не дано было осуществиться.
Началась Великая Отечественная война с немецким фашизмом. 17 сентября 1941 года гитлеровские войска заняли Царское Село.
По приказу гауляйтера Эриха Коха (ценителя прекрасного, поживишегося во многих коллекциях Европы и СССР) Янтарный кабинет был демонтирован. Семь солдат из саперного батальона 553-го полка 121 немецкой пехотной дивизии вермахта под руководством уполномоченного офицера по охране культурных ценностей из подразделения специального назначения группы армий «Север» графа Сольмс-Лаубаха за 36 часов демонтировали все детали янтарной комнаты. С чисто немецкой аккуратностью все плитки были пронумерованы и уложены в 27 деревянных ящиков, после чего на грузовиках их доставили до станции Вырица и далее по железной дороге через Лугу, Псков, Ригу отправили в Кенигсбергский королевский замок вместе с другими захваченными ценностями из Ленинградских музеев.
В Королевском замке Кёнигсберга весной 1942 года открылась выставка трофейных коллекций, вывезенных из оккупированных стран. Директор музея Королевского замка Альфред Роде, написал статью-монографию о Янтарной комнате, которая появилась в печати вместе с фотографиями в апреле 1942 года. Снимки зафиксировали пустую нишу на месте флорентийской мозаики. Не обошлось и без других потерь: изучая немецкие фотографии, специалисты не обнаружили на янтарных панно многих медальонов и некоторые другие детали, видимо выломанные и похищенные мародерами при демонтаже.
Согласно данных, предоставленных Георгу Штайну (одному из энтузиастов поиска янтарной комнаты) архивариусом Форстройтером янтарная комната выставлялась в экспозиции Кенигсбергского королевского замка с ноября 1942 года по февраль 1944 года.
Однако после большого пожара в Королевском замке (после бомбёжки Кёнигсберга английскими бомбардировщиками), по указанию Альфреда Розенберга, Янтарная комната была упакована в ящики и помещена в подвал юго-восточного флигеля замка, где она хранилась до следующего большого налета английской авиации на Кенигсберг 30 августа 1944 года, во время которого очень сильно пострадал Королевский замок.
Во время этого налета по свидетельству очевидцев погибли зеркала янтарной комнаты. Архитектор Хенкенсифкен, который отвечал за ремонт замка после бомбежки, показал под присягой, что Янтарная комната во время бомбёжки уцелела и была частично перенесена в кирху Нойросгернекирхе.
Также после этого налета видел ящики с янтарной комнатой, и профессор Герхард Штраус.
Однако в 1945 году следы янтарной комнаты теряются.
Существует множество версий – по одним ее успели вывезти в Германию и спрятали в специальных подземных убежищах, по другим свидетельствам комната осталась в Кенигсберге и была захоронена перед штурмом.
Во всяком случае, ее до сих пор найти не удалось. Вокруг янтарной комнаты создано множество легенд. Более 720 очевидцев утверждают, что видели и знают места ее захоронения. Специальной комиссией по розыску Янтарной комнаты скрупулёзно проверялась каждая версия, но результатов до сих пор нет.
Однко, что весьма интересно, что в Германии на сегодня найдены ее некоторые фрагменты. Так 2000 году прошло сообщение, что мозаику янтарной комнаты «Осязание и обоняние» немецкая полиция обнаружила в квартире бременского нотариуса Манхарда Кайзера в ходе поисков другой картины. По информации немецкой стороны, полученной от владельца, эта вещь была отправлена в 1941 году в санитарном поезде его отцом, ныне покойным, из Царского Села и 50 лет висела в его квартире над диваном. Для оценки мозаики были вызваны эксперты, которые узнали в ней фрагмент Янтарной комнаты. В этом же году в Германии был обнаружен комод, выполненный в стиле «Маркетри». Установлена также его подлинность и принадлежность к янтарной комнате. Президент Германии Роман Герцог во время своего визита в Россию обещал вернуть эти шедевры России.
Российские поисковики прогнозируют, что в Германии еще могут быть обнаружены 56 предметов янтарной комнаты. Как сообщил начальник отдела по поиску культурных ценностей НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Калининградской областной администрации Авенир Петрович Овсянов еще, могут быть найдены: 12 стульев из красного дерева типа «Чиппендель», два ломберных стола из наборного дерева, раздвижной ломберный стол «Маркетри», аналогичный найденному комод «Маркетри», 32 бра на 3, 5, и 7 свечей, пять прямоугольных бронзовых рам, картина-подзеркальник неизвестного художника, икона «Христос» из мореного дерева.
В 1979 году появилось постановление Совета министров СССР по восстановлению янтарных панелей и воссозданию янтарной комнаты.
Работы рижскими мастерами были выполнены уже на 40 процентов. Воссозданы все нижние и часть верхних панелей, угловой консольный столик и даже одно из флорентийских панно — «Зрение». На 70 процентов готово и панно «Осязание и обоняние». Сами мастера наметили срок окончания работ: 2003 год – 200-летний юбилей города на Неве. Однако после распада СССР работы по восстановлению Янтарной комнаты проводились калининградскими мастерами в городе на Неве.
Сегодня восстановленная из калининградского янтаря рижскими, калининградскими и петербургскими мастерами выставлена в Екатерининском дворце и каждый желающий может познакомиться с чудесами Янтарной комнаты – Bernsteinzimmer.
Но это всего лишь копия, а подлинник – оригинал той янтарной комнаты 18 века к сожалению, пока числиться пока утерянным.
В течении 75 лет тысячи людей занимаются погоней за «Янтарным призраком». Тайна Янтарной комнаты многим даже сегодня не даёт спать спокойно.
То, что интерес к янтарной комнате не утихает в Германии и сегодня говорит и то, что 11 июля 2001 года в Бабельсберге, на юго-западной окраине Берлина, создана виртуальная копия «Янтарной комнаты». Копия представляет собой голографию тех же размеров, что и оригинал. Она находится в помещении, в которое можно войти. При этом у зрителя возникает полная иллюзия пребывания в исторической «янтарной комнате». Работы по созданию голографической копии финансировал немецкий энергетический концерн Рургаз.
Замечательная статья! Признаться, так подробно и полно об истории Янтарной комнаты я не знал.
Хочется немного дополнить. В Потсдаме до сих пор существует русская деревня, которую немцы называют так: АлександрОвка. Это там жили петровский гвардейцы-гиганты, о которых и писал автор статьи. Дома солдаты строили сами, из леса, специально для них привезенного из России. Немцы, потомки тех солдат, бережно сохраняют и деревню, и всё, что осталось с давних времен.