Судьба старообрядцев-некрасовцев: непрерывное бегство. «Потерянное казачество».

https://zen.yandex.ru/media/ethnomix/sudba-staroobriadcevnekrasovcev-nepreryvnoe-begstvo-5f4904510ad51d6d61e5ff3e?&utm_campaign=dbr

Этноmix

Полвека назад, в конце сентября 1962 года, жители Юга России испытали своего рода возвращение в прошлое. Через Кубань на Ставрополье приехали некрасовцы – потомки бежавших в 1708 году с Дона казаков, сохранивших за века жизни в Турции русский язык, веру и традиции. Одиссея некрасовцев – это предельное выражение «бунташного» XVII века, когда, сохраняя веру от «никониан» и «антихристовой власти», уходили в леса, в костры, за границу.

Некрасовцы в Турции

Одним из прибежищ для старообрядцев оказался Дон.

В 1674 году один из виднейших деятелей «раскольников», позже канонизированный ими, иеромонах Иов Льговский основал на реке Чир, в 50 верстах от ее впадения в Дон, «пустынь» (монастырь). Около 1678 года на другом притоке Дона, реке Цимле, возникает пустынь иеромонаха Пафнутия, в 1683 году на реке Донец – бывшего иеромонаха Никольского монастыря в Рыльске Феодосия и т.д.

Летом 1686 года благодаря поддержке беглых на выборах атамана Войска Донского победил покровительствовавший старой вере Самойло Лаврентьев, а весной следующего года настоятелем собора в войсковой столице Черкасске стал старообрядческий священник Самойла Манычский, службы были переведены на старый обряд, поминания Патриарха и царей отменены.

Впрочем, торжество старой веры на Дону было недолгим. Уже в конце августа 1687 года в результате реванша промосковских «домовитых» казаков, недовольных действиями беглой «голытьбы», Самойло Лаврентьев был свергнут с поста атамана, а затем вместе с Самойлой Манычским выдан в Москву, где 10 мая 1688 года их казнили.

Поселение донских казаков в 1680–1690 годах на Кубани сыграло важную роль в будущем, подготовив почву для бегства сюда в 1708 году атамана Игната Некрасова и его казаков. Беглые казаки и спустя много лет поддерживали связь с Доном. В 1703 году в Москве требовали принять от атамана в Черкасске меры, чтобы найти «воров», подговаривавших казаков уйти с Медведицы на Кубань.

Хор некрасовских казаков

Исход

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне. Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит (по другой версии совершил самоубийство), а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Некрасовские казачки

Игнат Некрасов

Тем временем отряды атамана Игната Некрасова из Есауловской станицы (Есауловского городка), расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне или ушла по Волге вниз. Царскими войсками разгромлена, оставшаяся в Царицыне группировка. Отряд, ушедшего на Дон за подмогой атмана Некрасова тоже был разбит в районе Черкасска.

Атаман Игнат Некрасов, ставший после Булавина руководителем повстанцев в конце августа 1708 года был вынужден уйти с остатками своих отрядов за реку Чир и далее на «ногайскую сторону».

После заключения в 1711 году Прутского мира между Россией, Крымским ханством и Турцией правовой статус некрасовских казаков беглецов был урегулирован, и некрасовцы начали переселятся из земель черкесов и ногайцев на территорию Крымского ханства в устье Кубани, где основали несколько городков, фигурирующих в источниках под славянскими названиями – Некрасовский, Блудиловский, Чирянский (видимо по именам атаманов) – и под татарскими названиями – Хан-Тюбе, Кара-Игнат, Себеней.

Императрица Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой на Дон, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. Атаман угрожал их уничтожить, если не выполнят указание. В страхе перед обширной военной кампанией, которую могли развернуть русские войска, некрасовцы с разрешения руководства османской империи переселились в Грецию, а позже переселились на Дунай.

«Заветы Игната»

Когда в 1740 году, когда началось переселение некрасовских казаков на Дунай, султан Османской империи дал казакам-некрасовцам все те же права и полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии, и их соседями стали русские — липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона. Султан активно использовал «некрасовцев» для подавления восстаний в Греции, Сербии, Румынии. Воевать с Россией казаки категорически отказывались.

Казаки соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди. Например, «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины — смерть (закапывать живым в землю).

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после разгрома Запорожской Сечи армией Екатерины II в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, постоянные столкновения с задунайскими запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться на юг.

Запорожцы стали делать набеги на оставшихся некрасовцев с целью захвата женщин, которых у них не было. Из-за чего шли постоянные вооруженные столкновения. Оставшиеся в Добрудже некрасовцы стали смешиваться с липованами и другими старообрядцами и со временем утратили многие древние донские обычаи и предания.

При штурме Суворовым Измаила значительная часть некрасовских казаков вместе с запорожцами перешла на сторону русской армии и участвовала в штурме Измаила. После этого им было дано прощения и разрешено поселиться на русской стороне Дуная, где они основали несколько селений. А перешедших запорожцев переселили на Азовское море для охраны побережья.

Та часть некрасовцев, которая переселилась с разрешения султана на юг, разместилась на побережье Эгейского моря, в восточной Фракии, а некоторые даже в азиатской Турции – на озере Майнос.

После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия чумы, оставшиеся в живых ушли к своим на озеро Майнос. Однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были очень недовольны некрасовцами (игнат-казаками), наращивали подати, вводили воинскую повинность и начали отнимать земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать в войне против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча «игнат-казаков», и большинство из них хотели вернуться в Россию.

В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться с Грузии на Кубань. Еще около двухсот семей оставались все же в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах и быть верными заветам Некрасова.

Последним ударом стал Константинопольский (Стамбульский) погром армян и греков 6–7 сентября 1955 года, когда были разрушены сотни домов и осквернены десятки церквей, убиты тысячи людей. В 1956 году майносцы- некрасовцы все же вступили в переговоры о возвращении в СССР.

Волна реэмиграции с озера Майнос началась спустя 6 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами, поселившимися в Ставрополье. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и перебрались из Турции в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

За период проживания в Турции потомки некрасовских казаков значительно отуречились, особенно, проживавшие на территории Турции. Вы когда-нибудь видели как некрасовские казаки танцуют под ритм дарбуки в размере 5/8? Кстати, этот размер популярен в Болгарии, вот видео:

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами некрасовцев работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки, но уже больше сохраняют восточный колорит.

Более двух веков живя на территории, открытой для многих национальностей, проникаясь духом и культурой разных народов, казаки оставались последователями старой православной веры, сохраняли старорусскую речь и песенный фольклор. Однако в быту – своеобразном и полнокровном – ощутимо влияние различных национальностей, с которыми пересекались их пути на чужбине. В современном быту некрасовские «игнат-казаки» также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу. Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. Казаки помнят и хранят не только русский музыкальный фольклор, но и музыку других народов, например, турок и греков.

Некрасовское пение – это хоровое двухголосие (максимум 3 голоса) , гетерофония: женские голоса звучат в одном регистре с мужскими, будто узорочьем вьются вокруг оси напева; они не контрастируют, а звуковой рельеф отличается монолитностью, которую усиливает единовременная пульсация слов, присущая древнему многоголосию. А самое главное это Лад в котором они поют (это Турецкий лад-так как долго там жили) Запев и хоровой подхват почти не противопоставлены друг другу, что мало характерно для русского народного музицирования.

У некрасовцев популярны турецкие лирические, шуточные песни и припевки. Они заимствовались на ярмарках и в тавернах. Но, исполняя чужие напевы, казаки по-русски растягивают гласные, постепенно завышая мелодию, что вовсе не свойственно турецкому пению. Подобная новизна звучания очень привлекала турок, которым нравилось слушать свои напевы в исполнении некрасовцев.

Комментарии:

Иван Глубоков

Не только в Ставрополье, Адлерский район ,поселок Некрасовка, В.И.Ленин подарил земли некрасовцам ,за то что контрабандой переправляли в Россию газеты, оружие и деньги для революционеров, Краснодарский край,Приморско-Ахтарский район, хутор Новонекрасовский, тоже потомки Игнатказаков. А фото старика- Саничев Василий Перфильевич,мой двоюродный дед,был ходоком от казачьей общины к Хрущеву, с просьбой вернуться на родину. В 1962 году сели на пароход ,999 человек, тысячный казак родился в пути ,на пароходе.

Марк

Налицо исторический феномен. Казаки нашли убежище на территории своего исконного врага — Османской Империи. Иначе всех бы убили палачи Петра, царя Российской Империи. Очень похоже на исход в 1945-ом, когда казаки опять же вынуждены были уходить с родного Дона, Кубани и Терека. Разве что направление неудачно выбрали. Наверное надо было опять в Турцию, к давним гостеприимным врагам.


Василий Григоренко

? интересная история, но не совсем полная. В Измаильском районе Одесской области два села Старая и Новая Некрасовки липован-некрасовцев. Поселились на берегах Дуная. Вполне себе русские люди, старобрядцы, налета эллино-туркской культуры нет.


Гафаров Наиль

Вот что значит вера. Столько претерпеть ради веры… Совершенно новый субэтнос, со своей культурой , традициями. Молодцы. И что интересно, они столько сил прилагают, чтобы сохранить своё наследие. Это ж надо такой ансамбль создать! Хореография отличная и сами некрасовцы красивые- европейские лица и восточные наряды. Красотища. Спасибо автору.


Сергей Чаликов

Живут в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края ,знаю многих лично,отличные люди.В посёлке есть этнодеревня казаков, музей

Олег Носиков

Был еще один исход. моя бабушка и еще несколько сот семей переехали 1924 годку и осели в Новонекрасовке в Приморско Ахтарском р-не.

Павел Зубакин

Именно некрасовцы дольше всех сохраняли что не на есть казацкие старинные обычаи и обряды, а так же старинные казачьи песни. Именно по одной из них (из её содержания) можно теперь узнать об изначальном казачестве, возникшем во времена падения Золотой орды, а то может быть и раньше. Вот прочтите слова одной песни. Ой голымба ты голымбушка моя У голымбы не кола и не двора У голымбы только горенка одна, Да столбы точеные Как онучи поволоченные. Эти 5 строк, очень о многом нам говорят. Во первых «голымбы» это бедная часть донского казачества. Которая более всего в то время 17 века, ещё сохраняла более строго истинно казачьи законы и традиции. И вот далее идёт про «горенку одну» у той голымбы, у которой кроме того «не кола и не двора»… а далее так вообще идёт информация про «столбы точеные, как онучи (портянки — обмотки) поволоченные… То есть скорее всего зашарканные — обточенные по земле. А вот зачем же могли те столбы по земле так зашаркиваться- ВОЛОЧИТЬСЯ?? Не от того ли что у голымбы той «горенка одна» — то есть кочевое, перевозимое жильё? Перевозимое на лошадях за не имением у некоторых, или не многих телег на колёсах? Привязывались значит по бокам лошадей эти столбы, или прочные жерди… а потом к ним всё остальное и вперёд… на новое место. Это говорит что истинные казаки тогда (далеко быть может уже не все тогда) вели в степи кочевой образ жизни, в соответствии со старинным обычаем. Так же есть сведения о том что казаки занимались лишь скотоводством и это всё указывает что самые первые казаки вели кочевой образ жизни. Я не говорю что они не славяне были. Просто во времена владычества Орды, наверняка набирали рекрутов из русских. Формировали из них отдельные войсковые формирования, где они набрались кочевого образа жизни, сохраняя свою обособленность, вероисповедание и этническую самобытность. И вот Орда рухнула, а русские казаки остались в дикой степи.

Олег Михеев

…мне один некрасовец старый сказал, что когда прибыли в СССР, его отец заплакал со словами: …куда мы приехали…я не стал спрашивать о причине слез… а дальше в разговоре я понял, что ненависть к русскому православию у некрасовцев не умирающая…на мои слова о гонениях на православие и многочисленные жертвы среди верующих при большевиках… он, лидер общины старообрядцев, с потрясающим злорадством крикнул : …как нам, так и вам…так что это еще тот народец…

Иванов Вадим

казаки некрасовцы выделялись среди турок честностью и им доверяли быть смотрителями казны в подразделениях турецкой армии.

Роман Скойбеда

Не русские песни, а казачьи песни. Некрасовцы, как впрочем и остальные казаки, русскими себя не считали!

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Александр Владимирович

    Очень интересно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *