За 20 лет со дня трагедии АПЛ «Курск» так и не появилось ни одной серьёзной книги-расследования. К тайне никто не допускается, а всё прикрыто официальной версией – Она утонула от взрыва собственной торпеды! Это только наводит тень на плетень…
Через три месяца будет (будет ли?) отмечаться другая трагическая дата в истории Российского ВМФ, тайна которой и через 65 лет остаётся тайной. Это говорит о том, что тайна гибели АПЛ «Курск» (К-141) не будет раскрыта в нашей стране и через 50 лет и далее.
Дело в том, что ТВ, пресса, и выпускаемые книги по трагедии «Курска», не дают пробиться другим версиям, кроме официальной – «Курск» погиб от собственной торпеды!». Чем наводят тень на плетень. Книги профессионалов, докапывающихся до правды, не находят поддержки. Есть, правда, такие как книга капитана 1 ранга в отставке И.К. Курдина «Курск» 20 лет спустя», которая, как и книга бывшего генпрокурора РФ В. Устинова «Вся правда о «Курске», больше похожа на ложь, есть увод в сторону от истины.
О гибели линкора «Новороссийск» писали не так много как сегодня о «Курске», но всё-таки появлялись весьма достойные книги, где авторы обоснованно выдвигали свои гипотезы. Как-то «Гибель линейного корабля «Новороссийск» (документы и факты), составитель Каржавин Борис Александрович, морской офицер, появилась в 1992 году, а в 2006 году вышла книга «Час Х для линкора «Новороссийск» Бар-Бирюкова Октября Петровича. В период между выходом этих двух книг, очень различных по изложению, в свет вышло много публикаций, где авторы пытались, но так и не смогли обосновать не одну из версий трагедии 29 октября 1955 года, видимо по той же причине, по которой сокрыта и тайна гибели АПЛ «Курск». Были даже консперологические версии. Например, известный писатель наших дней Игорь Бунич в своей публикации «Аргументы и факты» (Санкт-Петербург) договорился даже до абсурда, что «Новороссийск» был взорван по приказу Маршала Г.К. Жукова…. Но факты?!
История тайны гибели «Новороссийска» передаёт эстафету тайн трагедии уже наших дней – это трагическая гибель атомного подводного крейсера «К-141» («Курск») 12 августа 2000 года. «До сего времени о катастрофе с «Новороссийском» нет каких-либо официальных сообщений, хотя разыгравшаяся тогда трагедия давно стала уже достоянием гласности, а с момента обнародования в СССР в 1988 году первых материалов, связанных с гибелью «Новороссийска», прошло немало времени» — пишет Бар-Бирюков. Да, первая в нашей стране публикация об этом событии появилась в газете «Правда» от 14 мая 1988 года. Это произошло буквально на следующий день после смерти С.Г. Горшкова, в тот роковой год исполняющего обязанности Главнокомандующего ВМФ. Тоже загадка этой трагедии. Почему? Да потому, что С.Г. Горшков до июля 1955 года был командующим ЧФ и отвечал за всё, происходящее на флоте. Но все «шишки» достались опальному Н.Г. Кузнецову, а Сергей Георгиевич так и сохранил молчание по этому вопросу….
За 33 года умолчания о трагедии «Новороссийска» Октябрь Бирюков не переставал собирать материалы о трагедии линкора, больше того, вёл практическую работу в Совете ветеранов «Новороссийска», созданного в 1956 году. Но кто из официальных властей тогда и сегодня обращает внимание на общественные организации? К чести ветеранов «Новороссийска», его активных членов, в том числе автора книги, они добились признания подвига моряков-новороссийцев и их награждения. Все перипетии этого «выбивания», а главное, имена награждённых, читатель найдёт в книге.
Книга читается легко и увлекательно, что отличает её от большинства подобных, издаваемых в последнее время. Чувствуется, что автор всё пропустил через себя. Это не то, что «Правда о «Курске» (М. ОЛМА-пресс, 2004 г.), которую писал Р. Оганян (до сих пор не знаю такого писателя – подводника – В.К.), подписывал книгу бывший генпрокурор РФ Владимир Устинов, за что получил звание Героя России.
Почему я вспомнил об этом сегодня? Здесь много схожего. Трагедии, без слов, выходящие за рамки: одна при тоталитарном режиме, другая – в демократической стране в период гласности, но тайна остаётся тайной. Как нет конкретики в гибели «Новороссийска» через 65 лет (главное, на мой взгляд, не гибель линкора, а гибель людей по глупости начальников – В.К.), так будет через 50 лет и с тайной гибели АПЛ «Курск».
Я пришёл к такому выводу, работая в публицистике над двумя этими трагедиями, и говорю с полным основанием, что как никто не слушал свидетелей гибели «Новороссийска», так никто не захотел выслушать и очевидцев гибели АПЛ «Курск». Например, живёт в городе Острогожске Воронежской области инженер капитан 1 ранга в отставке Николай Приходько, помощник флагманского механика дивизии по установкам, который провожал «Курск» в последний поход. «Я проверил лодку на предмет готовности её выхода в море, никаких замечаний и недостатков по моей части не было, — говорит он мне, — но со мною никто не беседовал на эту тему. Меня тихо отправили в запас…». Это человек профессионал. Зато книги пишут неизвестные Оганяны и, не хочу оговаривать собратьев по оружию…. А вот книга, написанная настоящим моряком, говорю о книге «Час Х для линкора «Новороссийск», вызывает уважение и интерес. Пусть простит меня читатель, что мало её цитировал, её надо читать и делать выводы. Поверьте, никто не прогадает. Прочитав её, Вы почувствуете дух настоящего морского братства….