17 июля 2020 года исполнилось 30 лет, как из жизни ушёл популярнейший писатель-историк 20 века Валентин Савич Пикуль, но к его историческим романам не пропал интерес и в 21 веке. Тираж книг составил 20 миллионов экземпляров.
13 июля ему было бы 92 года. Судьба распорядилась иначе. Лучшим памятником писателю служат его книги. Первым его историческим романом стал «Баязет», роман о вечно полыхающем Кавказе. Автор
Рок в судьбе человека и даже страны непредсказуем. Валентин Пикуль, писатель-историк, закончив 44 года назад свой первый исторический роман «Баязет», не мог знать, что события отражённые в нём, философски осмысленные им, будут столь актуальны в наши дни. Он писал о прошлом, а оно пришло к нам настоящим, современной Чеченской войной.
К сожалению, как и 44 лет назад, тогда, правда, была другая обстановка в стране, в последующие годы и сегодня этот роман не получил должной оценки критиков и историков. Его читали запоем просто как интересное чтиво, мало вникая в суть вещей, отображённых в нём. Где его, пожалуй, оценили полной мерой, это в Армении, больше всех пережившей ужасы религиозного не восприятия соседей-мусульман. А ведь многие сегодняшние события на Кавказе во многом становятся ясными по прочтении этого романа, ведь «Баязет» показывает не только мужество русских солдат, защищавших Россию на дальних границах, но даёт широкий исторический фон самобытности Кавказа, этого кипящего котла соприкосновения двух религий – мусульманской и христианской.
Я приведу только один абзац из романа, который говорит о провидении будущего через прошлое, а подобных ему много при внимательном прочтении произведения, дающих пищу для размышления:
— По всем расчётам турок, Баязет должен бы уже пасть и, открыв ворота, дать выход мусульманскому гневу. Фаик-паше не терпелось рвануться за Чингильский перевал, чтобы устремить конницу на север, вытоптав плодородные земли Армении и Грузии. Кази-Магома (сын имама Шамиля) в нетерпении рассылал по Кавказу своих лазутчиков, и вот пришёл радостный хабар: из Чечни и Дагестана русской армии был нанесён удар в спину. Начался кровавый мятеж внутри тех областей, где мюриды водили Кази-Магому бережно под руки. Поскорей бы влететь в тесные ущелья Чечни и поднять над скалами зелёное знамя пророка! Аманатами и верёвками, проповедями и налогами опутать, связать по рукам и ногам, чтобы власть нового имама воссияла в венце могущества и славы.
А дело за малым – за Баязетом….
— Что Баязет? – спрашивал каждое утро Кази-Магома.
— В безумии неверных, — отвечали ему.
Не напоминает ли нам это кое-что сегодня? Разве знал писатель, что через 44 года будет такая обстановка на Кавказе? Но его глубокий анализ прошлого, давал возможность политикам предвидеть будущее, конечно, при желании. Писатель не провидец, но его аналитическая работа по прошлому и настоящему даёт возможность предполагать ход событий – в этом, наверное, и есть его общественное призвание. Мои мысли, конечно, относятся к серьёзным писателям, таким как Валентин Савич Пикуль, а не к детективщикам, которые сегодня наводнили книжный рынок своими поделками, пропагандирующими только убийства и грабежи, но никак не заинтересованность в судьбах России.
Были и до Пикуля писатели, поднимающие исторические пласты России, такие как Ян, Балашов, тот же граф Алексей Толстой и другие. Беру писателей советской эпохи. Хорошие романы, читаемые. Но что их отличает от романов Пикуля? То, что они написаны под тот строй, в котором жили писатели, и больше похожи на хронологию, чем на анализ исторических событий и личностей. Пикуль отошёл от такой советской традиции и попытался дать нам именно историю Государства Российского и не только в живых лицах, именно исторический анализ, а не хронологию. Историческую хронологию мы знаем со школы, а вот историю забыли с 1917 года, когда был прерван естественный ход развития России и даже такое название «Россия» существовало тогда только в номинальном понимании.
Кто из нас знал, что был в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. такой эпизод, как осада турками крепости Баязет? Валентин Пикуль сумел его «раскопать» и на его полотне дать целую историческую картину Кавказа и не только, которая имеет большую ценность и сегодня, на фоне происходящих событий, на современном Кавказе – только надо вчитаться. Как писал Герцен: «… последовательно оглядываясь на прошлое, мы всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт пройденного пути». К сожалению, этот опыт не всегда используется в прогрессивном плане. Например, коррупция не только не убывает, хотя с ней и борются личности типа Андрея Карабанова, а наоборот, возрастает. И причина здесь не в личностях, а в «Егорычах» русских, которые смирились с этим злом:
— Ваше благородие, всю-то жизнь на каждой титьке у нас по сотне воров висло. Дайте им отступного, пущай уж и здесь пососут…. А я, когда в Баязет возвернёмся, на иконе поклянусь перед всеми, что вы чисты, аки голубь!…
«Баязет» современен сегодня, как ни один другой исторический роман. Разно плановость его поражает. Как мог писатель в одном произведении вместить столько. Некоторые мысли звучат, как афоризмы – «Реформы только причесали армию, но мода причёски – ходить растрёпанным – осталась прежняя». Справедливо, как никогда!
Читая роман сегодня. Невольно приходишь к той мысли, что высказывал и сам В. Пикуль, правда, уже в другом романе: «О будущем человечества нельзя судить по его настоящему, ибо настоящее очень часто бывает обманчиво…». А вот по прошлому можно, оно уже выкристаллизовалось во времени и обретает черты в настоящем. Ведь недаром вековой народный опыт выковал такую поговорку – «Что такое новое – это давно забытое старое!». С этой точки зрения, роман В. Пикуля «Баязет» приобретает актуальную историческую ценность в кавказских событиях конца прошлого и начале нового века. И стоит его прочесть не только, как увлекательный роман, но и как поучительный документ.
Перечитывая роман, я поинтересовался у писателя Виталия Гузанова (он ещё был жив), близкого друга В. Пикуля: «Откуда у Валентина Пикуля такое тонкое знание психологии кавказцев? Ведь только читая литературу, трудно уловить дух аборигенов?».
— А Валя был на Кавказе. Его взяла на съёмку фильма о Косте Хетагурове жена Вероника Чугунова, которая многое сделала для его становления, как писателя. Он даже рассказывал после этого такую байку…. «На съёмках фильма я был фактически свободно отдыхающим человеком. И чтобы не страдать от безделья, чего очень не люблю, помогал по хозяйству. Ходил к роднику за водой, куда это же время за водой приходила молодая чеченка. Однажды, набирая воду, слышу выстрел, и вжик – рядом пуля отколола щепку от сруба. Поднял голову, вижу на вершине соседнего холма джигит с ружьём. Я ему – Да, ты, что?!
А он мне – Не ходи больше сюда, когда здесь моя девушка!
— Да у меня и мыслей не было разговаривать с твоей девушкой. Я здесь с женой. А он – Не ходи, я сказал. И поиграл карабином.
Ну и нравы, я Вам скажу. Занялся изучением их нравов. Я узнал массу интересного, неприемлемого для ума цивилизованного человека…».
Так что философия романа «Баязет» основана не на пустом месте.
От себя могу добавить только одно – мне не приходилось бывать в Чечне, но много моих не только бывали там, но и работали длительное время. Их мнение однозначно – этот народ непредсказуем и главная его беда, что в нём присутствует какой-то страх, который поддерживается тёмными личностями бандитской направленности. С ними надо вести борьбу, и пока они не будут ликвидированы, будет страдать не только чеченский народ, но и окружающие. К сожалению, этого не было сделано ни царским правительством, ни советским, не делается и нынешними властями. Все – и бандиты, и власти – отыгрываются на простом народе, а он просто старается выжить, метаясь между бандитами и властью. Рок, скажите Вы, или преднамеренные действия кого-то…. Некоторые ответы читатель найдёт, прочитав, или перечитав, роман «Баязет» и вспомнит рано ушедшего от нас замечательного писателя Валентина Пикуля!