Легендарный средний танк «Т-34» по праву можно назвать оружием Победы в Великой Отечественной войне, серийно стал выпускаться в 1940 году. В январе 1940 г. постановлением Комитета Обороны №85 было задание Харьковскому паровозостроительному заводу (ХПЗ) изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом установления брони до 45 мм и пушки 76 мм. Предписано было: «Танк А-32 с этой толщиной брони именовать Т-32».
История создания «Т-34» началась ещё в 1937 г. на ХПЗ в КБ-24 под руководством главного конструктора М.И. Кошкина.
Прототипом «Т-34» стал колёсно-гусеничный танк БТ-20. 13 октября 1937 г. АБТУ (артиллерийско бронетанковое управление) РККА выдало заводу №183 (подразделение ХПЗ) ТТЗ (тактико-техническое задание) на новый танк под индексом А-20, который бы заключал в себе все три направления модернизации танков «БТ». В том числе рассматривался чисто гусеничный тип танка. Технический проект гусеничного танка получил обозначение А-32.
Военные, желающие получить быстроходный танк, настаивали на постройке опытных только колёсно-гусеничных танков А-20, но М. кошкин настоял на необходимости постройки и А-20Г – гусеничного варианта.
На всех рассмотрениях и совещаниях по бронетанковой технике, хотя гусеничный тип танка показал хорошие результаты, отдавалось предпочтение гусенично — колёсным вариантам. И только непосредственная поддержка гусеничного типа в двух случаях лично И.В. Сталиным дала путёвку в жизнь «Т-34».
19 декабря 1939 г. Постановлением Комитета Обороны при СНК №443сс «О принятии на вооружение РККА танков,…» на вооружение Красной Армии был принят танк под обозначением «Т-34».
После многочисленных испытаний в феврале-марте 1940 г., 31 марта 1940 года был подписан протокол Комитета Обороны о постановке Т-34 (А-34) в серийное производство на заводе №183 в Харькове и о подготовке его выпуска на СТЗ (Сталинградский тракторный завод).
До конца 1940 года было выпущено 115 машин при плане 200. Это была вина заместителя Министра Обороны маршала Г.И. Кулика, но это особый вопрос. А всего за период 1940-1945 годов было выпущено около 60 тысяч единиц Т-34 в различной модификации. Сегодня памятники этой легендарной машине есть не только во многих городах и посёлках России, но и мира.
С первых дней войны тридцатьчетвёрки показали свои великолепные качества. Только один пример:
— В первых числах октября 1941 г. 2-я танковая армия Гудериана прорвалась в районе Орла и двинулась на Тулу.4-я танковая бригада полковника М.Е. Катукова получила задачу задержать продвижение врага.
Одна бригада с одним батальоном «Т-34», второй лёгкие танки БТ-5 и БТ-7 против трёх дивизий фашистских.
До 50 вражеских танков вклинились в оборону мотострелкового батальона. Тридцатьчетвёрка лейтенанта Кукорина, покинув засаду, устремилась на помощь мотострелкам. Фашистские танки открыли огонь по «Т-34», но механик – водитель Федотов уверенно вёл машину вперёд. Когда до врага осталось 600-800 метров, танк остановился, и стрелок сержант Любушкин открыл огонь. Стрелял точно – четыре выстрела и четыре подбитых танка! Один из вражеских снарядов попал в «Т-34», механик-водитель был ранен, но превозмогая боль, Федотов продолжал управлять машиной. Кукорин приказал подать машину назад, когда танк остановился, Любушкин снова открыл огонь и поджёг ещё четыре фашистских танка.
Умело используя преимущества «Т-34» по мощи огня, броневой защите и маневренности, экипаж одной машины уничтожил 16 фашистских танков!
Так уже в начале войны достойно показал себя легендарный танк, который по праву называется оружием Победы и Славы!