Первая попытка выкинуть захватчиков — поляков из аннексированных ими Белоруссии и Украины закончилась неудачей. Войска Красной армии оказались практически на тех же позициях, что и до своей попытки наступления. И если Красная армия собирала силы, то Войско польское тоже не теряло времени – готовила новые силы, а бывшие союзники России по Антанте Великобритания и Франция активно вооружали её самым современным вооружением, освободившимся после завершения Великой войны и капитуляции Германской и Австро-Венгерской империй.
Силы Красной армии размещались на двух фронтах Западном в Белоруссии и Юго-западном на Украине.
Западным фронтом в Белоруссии командовал Михаил Николаевич Тухачевский – бывший офицер царской армии – 66 тысяч штыков и 4 тысячи сабель (15 армия Августа Корка и 16 армия (Николая Сологуба) противостояли силы Войска Польского в 60 тысяч штыков и 7 тысяч сабель (4-ая армия Станислава Шептицкого, 1-ая армия Стефана Маевского, Резервная армия Казимежа Сосновского и 1-ая оперативная группа Леонарда Скерского).
Юго-западным фронтом На Украине командовал Александр Ильич Егоров – бывший офицер царской армии — 13 тысяч штыков и 2 тысячи сабель (12 армия Сергея Меженинова, 14 армия Иеронима Уборевича) противостояли силы Войска Польского на Украине – 60 тысяч штыков и 7 тысяч сабель (6 армия Вацлава Ивашкевича, 2 армия Антони Листовского и 3 армия Эдварда Рыдз-Смыглы)
Если в Белоруссии было приблизительное равное количество сил, то на Украине сил Красной явно армии не хватало для проведения наступательной операции.
Оба командующих фронтами понимали, что без превосходства в силах переломить ситуацию не получится. Переброска одной 1-ой конной армии (16 тысяч сабель, 48 орудий, 6 бронепоездов, 12 самолётов) ситуацию в корне изменить не могли. Принимаются усилия по переброске сил, освободившихся в результате победы над Деникиным на Северном Кавказе и над Колчаком в Сибири. Это давали возможность нарастить силы на основных направлениях, наиболее боеспособными частями. Усиливаются значительно силы и Западного фронта, и Юго-западного фронта.
Попытка командующего Юго-западным фронтом ввести с марша 1-ую конную армию Буденного успехом не увенчалась. К любому наступлению необходима хорошая подготовка и Тухачевский и Егоров это хорошо понимали. Если нельзя быть сильным везде – надо стать сильным на наиболее важном направлении – один из постулатов Карла фон Клаузевица, которые изучались во всех кадетских корпусах Российской империи.
С июня по начало июля усиливаются оба фронта, подвозится с других фронтов вооружение, свежие боеспособные части, пополняются вооружением людьми части, измотанные в предыдущих боях. На фронты призываются бывшие царские офицеры, так называемые военспецы. И части укрепляются идеологическими работниками с чрезвычайными полномочиями – комиссарами.
Главнокомандующий силами Красной армии Каменев Сергей Сергеевич понимал, что без создания преимущества на главных направлениях удара поляков не победить. Штаб Красной армии под его руководством в составе военспецов Шапошникова и Лебедева разрабатывает план разгром Польши усилиями двух фронтов.
Однако существует политическая интрига, в конечном итоге приведшая к катастрофе. Наркомом Красной армии и Красного флота является Лев Давыдович Троцкий (Бронштейн) и Каменев и Тухачевский являются его креатурами. На Юго-западном фронте командующим фронтом был выдвиженец члена реввоенсовета Сталина Егоров.
У Сталина – члена Реввоенсовета с наркомом Троцким было сложилось значительное противостояние в борьбе за власть в Советской России, перешедшее во вражду. Егоров, которым управлял фактически Сталин всячески игнорировал (по приказу последнего) указания Каменева и Троцкого.
Фактически это при наступлении не могло не привести к катастрофе. Разногласия военачальников между собой привели к тому, что они даже не смогли согласовать между собой время одновременного удара на польские силы в Беларуси и на Украине, что позволило полякам маневрировать своими силами между Украиной и Белоруссией, что значительно препятствовало общему делу разгрома польской армии.
Силы Юго-западного фронта начали наступление 3 июня, а силы Западного фронта начали наступление аж 5 июля.
На первом этапе одной из важнейших задача Юго-западного фронта было освобождение Киева от оккупации польскими войсками и украинскими, заключившими с ними договор главного атамана армии и флота Симона Петлюры.
Вокруг Киева поляками был создан сильнейший укрепрайон. Целая 3-армия Эдварда Рыдз-Смыглы прикрывала Киев.
Егоров со Сталиным решили не брать Киев в лоб, а ударом с севера форсировать Днепр, обойти Киев и окружить 3-ю польскую армию. Для этого нужны морские силы, способные обеспечить форсирование Днепра. Был создан отряд Днепровской флотилии под командованием М.Г.Степанова, которая и должна была обеспечить форсирование Днепра 12 армией севернее Киева. А на юге фронт польских войск должна была прорвать 1-ая конная армия Буденного, которая должна была обходя значительные укрепления, замкнуть кольцо вокруг Киева с юга и юго-запада.
Наступление Юго-западного фронта началось 3 июня с переправы сил 12 армии через Днепр (Башкирская кавалерийская бригада и 7-ая стрелковая дивизия) при участии кораблей Днепровской флотилии (канонерские лодки «Малый», «Мстительный», «Геройский» и тральщик «Трал»). Переправившиеся через Днепр силы сразу вступили в бой со значительными силами польской армии. Наступление затормозилось.
На рассвете 5 июня 1-ая конная армия перешла в наступление силами трёх кавалерийских дивизий прорвала фронт и начала движение на запад. Поляки пытались остановить 1-уйю конную армию ударом во фланг 3-ей польской кавбригады, но кавалеристы 4 и 14 конных дивизий отразили атаку и разбили поляков. Наступление 1-ой конной армии было столь неожиданным и стремительным, что уже к исходу дня кавалеристы 1-ой конной уже были западнее Киева и фактически перерезали пути отхода из Киева 3-ей армии Войска польского. Глубина прорыва польской обороны к 8 июня составляла уже 121—140 километров. Поляки пытались восстановить ситуацию ударом польской конной группы генерала Савицкого, прикрывавшего фланги 6-ой польской армии, но атака польских конников была отражена. Весь польский фронт оказался расколотым на две части южную и северную. Штаб польских войск во главе с самим руководителем Польского государства Юзефом Пилсудским, находившийся в Житомире, в срочном порядке эвакуировался на запад в Новгород Волынский, тем самым потеряв управление польскими силами, находящимися на Украине.
Наступление 1-ой конной армии и ударной группы 12-ой армии создали условия для полного окружения 3-ей польской армии Рыдз-Смыглы в районе Киева. Кавалерийская бригада Г. Котовского перерезала шоссе Киев-Житомир сделав положение 3-ей польской армии, наиболее сильнейшей из сил, находящихся на Украине, уже катастрофическим. Остальные части 12-ой армии блокировали Киев с востока и юга.
Ошибочно посчитав, что сил 12-ой армии хватит для блокады, фактически окружённой 3-ей польской армии в Киеве, Реввоенсовет Юго-западного фронта во главе с И.В.Сталиным поставил 1-ой конной армии новые задачи на Житомир, и она двинулась дальше оставив блокирование 3-ей армии только силам 12-ой армии, которых было явно недостаточно. Если бы взаимоотношения между начальниками были нормальные, то можно было бы привлечь для блокирования силы Западного фронта. Но этого не было. Сталину с Егоровым хотелось видимо одним разбить польские силы, без участия Тухачевского, Каменева, Троцкого.
Поняв, что может попасть в окружение, что приведёт к сдаче значительных польских сил Эдвард Рыдз-Смыглы принял решение оставить Киев и выходить из окружения. Используя недостатки в блокировании Киева 12-ой армией из-за недостаточности сил Рыдз-Смыглы нанеся удары на наиболее слабых направлениях сумел выйти из окружения и занять рубеж обороны на реке Тетерев.
12 июня 58-ая дивизия Княгницкого П.Е. вошла в Киев, уничтожив заслоны, оставленные Рыдз-Смыглы, взяв в плен всего 350 человек и больше трофеи из брошенного обмундирования и вооружения.
6-ая и 9-ая дивизии Войска Польского и конный отряд Булак-Булаховича переброшенные беспрепятственного из Белоруссии встречными ударами обеспечивали выход 3-ей польской армии из окружения.
Однако глубокий рейд 1-ой конной армии на Житомир вынудить 3-ю армию Рыдз-Смыглы отойти на реку Уж, прикрывая уже Владимир Волынский.
12 июня 1-ая конная армия заняла Житомир и получила следующую задачу движения на Новгород Волынский.
27 июня после ожесточённых боёв 1-ая конная армия – основная ударная сила Юго-запанного фронта заняла после ожесточённых боёв Новгород Волынский.
Несмотря на то, что в июне стратегическая инициатива на Украине перешла в руки Красной армии и были выполнена задачи по освобождению Киева, Житомира, Новгорода Волынского и значительной части Украины, из-за несогласованности действий фронтов и непонятной спешки, полякам удалось сохранить свои основные боеспособные силы, удачно их отвести, и в дальнейшем использовать для борьбы, а Красной армии так и не удалось нанести решающее поражение силам польской армии на Украине.
Польское правительство в это период времени обратилось к Великобритании и Франции с заявлением о вандализме по отношению к оставленным лазаретам и госпиталям, расписывая, как красноармейцы убивают оставленных раненых, глумятся и убивают медицинский персонал.
Появились аналогичные претензии к полякам со стороны Советского правительства, связанные с расстрелами мирного населения, уничтожении архитектурных памятников.
2 июля Реввоенсовет западного фронта перед наступлением обратился к солдатам Западного фронта «Красные солдаты! Пробил час! Войска Красного Знамени и войска гниющего Белого орла стоят перед смертельной схваткой. Оправдаем надежды Социалистического Отечества. Сегодня на западе решаются судьбы мировой революции. Через труп Белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесём счастье и мир трудящемуся человечеству. На запад к решительным битвам, к громкозвучным победам. Стройтесь в боевые колонны, пробил час наступления на Вильно, Минск, Варшаву. Марш!»
Как мы видим вопросы мировой революции продолжали быть основными в политике Ленина и Троцкого. В поэме «Двенадцать» Александр Блок писал: «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». То есть Лениным и Троцким была поставлена задача в Польше (не больше не меньше) создать новую советскую республику.
Наконец по планам Верховного Командующего силами Красной армии, когда Юго-западный фронт уже значительно выдохся и требовал значительных пополнений людьми и боеприпасами, 4 июля Западный фронт Михаила Тухачевского переходит в наступление. На северном фланге, пользуясь переброской части сил на Украину, удалось достигнуть почти двойное преимущество над поляками. Кавалерийский корпус Гая прорвал линию фронта и создал возможность окружения польской 4-ой армии, которая разу начала отходить.
Командование Красной армии сделало правильные выводы из неудачного предыдущего весеннего наступления. Укреплённые пункты и позиции поляков теперь не штурмуются, а обходятся и берутся в кольцо.
К 5 июлю 1-ая и 4-ая армии поляков отступили уже к Бугу. 11 июля взят Минск, 14 июля взят Вильно, 17 июля взята Лида, а 19 июля Гродно.
Основные силы поляков в Белоруссии отступали к Польше, так как значительные силы были переброшены уже в Западную Украину для борьбы с Юго-Западным фронтом, наступление которого к середине июля все же удалось более или менее остановить. Но это открыло дорогу благоприятному наступлению Западному фронту, который почти без помех практически в кратчайшие сроки освободил и Западную Белоруссию и Литву.
23 июля Советским правительством в Смоленске создан Временный революционный комитет Польши. Возглавил комитет Юрий Мархлевский. Вновь образованный Полревком призвал поляков, служащих в Войске польском, переходить на сторону Польской республики Советов. Но к этому времени Красная армия вышла на границы этнической Польши и уже поляками воспринималась, как захватчица. Поляки предпочитают становится на защиту своей вновь обретённой Родины.
В условиях развала польского фронта на востоке Юзеф Пилсудский в Варшаве организует комитет обороны Польши и обращается к Великобритании и Франции о содействии в проведении мирных переговоров с РСФСР. Польша согласна уже на установлении границы по линии лорда Керзона. Её предложил премьер-министр Великобритании лорд Керзон. Она же была предложена всем странам Верховным советом Антанты сразу после капитуляции Германской империи. Линии в основном соответствовала этническому принципу разграничения польского и литовского, украинского, белорусского населения. То есть там отчего отказались в своё время поляки, начала наступление на Украине и в Белоруссии.
11 июля в Лондоне Советском представителю была передана нота о немедленном прекращении наступления на Польшу. Предлагалось в Лондоне провести мирную конференцию с приглашением РСФСР. Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Восточной Галиции. Сообщалось, что Польша была готова навсегда отказаться от претензий на Литву, Западную Белоруссию, Восточную Галицию и значительную часть Чехословакии. Предлагалось остановить войска в 50 километрах о линии Керзона, а Польша должна была отвести войска на 50 километров западнее линии Керзона.
Практически все, что надо было России. Это возвращение земель западной Украины, Белоруссии и ещё даже Литвы. Можно сказать, что все цели войны теперь достигались мирным путём. Но советские руководители Ленин В.И. и Троцкий Л.Д., опоённые победами на западном фронте закусили удила. Они же мечтали о мировой революции, о восстании рабочих в Варшаве и дальше в Германии и Франции. Они живут мечтами о мировой революции.
Обсуждали предложение англичан на Совете народных комиссаров. Нарком иностранных дел Чичерин, предлагал принято предложение англичан и закончить войну, тем более, что в Крыму уже готовилась к большому наступлению белая армия барона Врангеля, в Эстонии готовилась к наступлению на Петроград белая армия генерала Юденича, на востоке были проблемы с Дальневосточной республикой, главком Каменев считал возможным пойти на ми с поляками с условием соблюдения ими определённых условий (разоружение Польши и ещё некоторые условия), Мархлевский настаивал на мире с поляками в обмен на уступку Польшей Холма и Белостока. Смилга И.Т. – член реввоенсовета Западного фронта настаивал на продолжении войны до победы, Сталин, как и Троцкий не выразили своего чёткого мнения. В конечном итоге Совет народных комиссаров принимает не понятное решение – отклонить предложение англичан и продолжить войну, в связи с довольно оптимистическим прогнозом на ее окончание.
Формально согласившись на продолжение согласования отдельных вопросов, они в войска дали команду продолжать наступать как можно будет дальше, возможно искренне считая, что чем больше захватят, тем проще будет торговаться в дальнейшем.
А здесь ещё Коминтерн, проходивший в это период в Москве обратился к трудящимся всех стран поддержать наступление Красной армии на Польшу, помочь трудящимся Польши сбросить иго помещиков и капиталистов.
В этот период главком Каменев, получив прямое указание Троцкого на продолжение войны, командует об изменении направления удара 1-ой Конной армии вместо юго-запада на Львов, на северо-западное направление в интересах Западного фронта. Западный фронт нацелен теперь на Варшаву и от его успеха теперь зависит возможность окончания войны в кратчайшие сроки.
Однако вследствие противоречий между Сталиным, Троцким, Каменевым и Тухачевским командование Юго-западного фронта и Реввоенсовет фронта всячески игнорируют это приказание и 1-ая конная армия получает приказание продолжать наступать на Львов. Это создало значительные сложности в наступлении всего Западного фронта, что в конечном итоге привело к стратегическому, разгромному поражению Красной армии.
Командование юго-западного фронта считало наиболее важной задачей взятие Львова и направило все основные свои силы на это. Планируя в дальнейшем после взятия Львова ударить на запад в тыл Варшаве.
От Бреста до Варшавы всего 175 километров. Возможно Тухачевский со Смилгой думали, что пройдём их за несколько дней, а потом будем договариваться.
Оба фронта действовали в довольно большом удалении друг от друга и в случае необходимости уже не могли помочь друг другу.
Сталин докладывал лично Ленину (в обход Троцкого, Каменева) о том, что страны Антанты стремятся сорвать удар по Польше, поэтому вносят свои предложения о мире, чтобы остановить наступление Красной армии. Обещал, что сразу после взятия Львова направит войска Юго-западного фронта в обход Варшавы. И в какой-то мере он получил поддержку Ленина, в принципе ничего не смыслящего в военном деле, но имевшим самый высокий вес в Совнаркоме.
Троцкому, Каменеву и Тухачевскому оставалось теперь надеяться теперь только на свои силы.
24 июля в Варшаве создан правительство национальной обороны. С 25 июля в Варшаву прибыла военная миссия стран Антанты и начали поступать массово военные грузы и отдельные части и инструктора. Страны Антанты пытались склонить Германию к нанесению удара по Советским войскам с фланга из Восточной Пруссии, обещая в обмен за это принять ее в Лигу наций. Однако Германия отклонила это предложение. В Польше началась массовая мобилизация всех мужчин в армию.
Продвигающимся по территории Польши частям Красной армии Западного фронта началось усиливающееся сопротивление.
30 июля в Белостоке состоялось заседание Полревкома (Мархлекский, Дзержинский, Кон, Пружняк), которому советским правительством было выделено 1 миллиард рублей и поставлена задача советизации Польши.
Польское командование срочно разработало план обороны Польши совместно с генералами, прибывшими из Великобритании и Франции.
Задачами войска польского являлись:
- Сковать максимально действия Юго-западного фронта, в районе Львова и Дрогобычского нефтяного бассейна, на давая оказывать помощь войска Западного фронта, нацеленного на Варшаву;
- На севере не допустить возможность войскам Красной армии обхода Варшавы вдоль границы с Восточной Пруссией;
- В центре сосредоточить резервную армию, которая должна ударить на Люблинском участке во фланг наступающим частям Красной армии и разбить их.
В соответствии с этим планом и поставленными задачами все части Войска Польского разбиты на 3 фронта – Северный, Центральный (Средний) и Южный.
Северным фронтом назначен командовать генерал Галлер Ю. в его распоряжении было три армии – 5 армия (генерал Сикорский) должна обороняться севернее Варшавы на реке Вкра, 1-ая армия (генерал Латник) на подступах к Варшаве, 2-ая армия (генерал Рой) на левом берегу Вислы.
Центральный или Средний фронт под командованием Рыдз-Смыглы (с 14 августа лично Ю.Пилсудский) манёвренная группа войск, предназначенная для удара во фланг наступающей Красной армии. Это 4-ая армия (генерал Скерский) в районе Люблина. Правее 3-яя армия под командованием самого Рыдз-Смыглы и генерала Зелинского.
Южный фронт под командованием генерал Ивашкевича в составе 6-ой армии (генерал Еджеевский) и петлюровской украинской армии должны были сковать силы Юго-западного фронта в Галиции.
Из 23-х польских дивизий 20 развёртывались в районе Варшавы. Там же была сосредоточена почти вся польская кавалерия. Общий состав сил польских армий был 108 тысяч штыков и сабель. На вооружении было 1834 пулемёта, 108 тяжёлых орудий, 526 лёгких орудий, 70 танков. Дополнительно от Румынии поляки получили ещё 600 орудий, которые сразу были введены в бой.
Польское правительство провозгласило главный лозунг обороны – «ни шагу назад» и сзади войск, оборонявших Варшаву, были поставлены заградотряды и начали действие военно-полевые суды.
В августе месяце разгорелась битва за Варшаву.