Первого августа 1916 г., сто лет назад, из отряда кораблей обороны Кольского залива и Архангельского района началось формирование флотилии Северного Ледовитого океана, которое закончилось в основном к сентябрю 1916 г. Флотилия явилась прародительницей современного Северного флота, самого сильного флота современной России.
Первая мировая война, вспыхнувшая в августе 1914 г., остро поставила транспортную проблему, особенно для России. Для снабжения многомиллионных армий и крупных военно-морских флотов воюющих государств мобилизовали все отрасли своей экономики и сырьевые ресурсы. Несмотря на это, вооружённые силы сторон на протяжении всей войны испытывали недостаток в оружии, боеприпасах, горючем, продовольствии. Особенно характерно это было для царской России с её слабо развитой производственно-технической базой.
Чтобы хотя бы как-то удовлетворить потребности армии и флота, царскому правительству пришлось уже в самом начале войны заказать в Англии, США, Франции, Японии и других союзников, и нейтральных стран 6 млн. винтовок, 20 тысяч пулемётов, 3 200 самолётов, 20 тысяч автомобилей, свыше 25 тысяч мотоциклов, 400 паровозов, 13 160 вагонов. За всё это расплатилось наше поколение, благодаря В. С. Черномырдину. Кроме того, Россия ввозила каменный уголь, промышленное оборудование и другие товары, а сама экспортировала лес, хлеб, мясо, масло, пушнину, цветные металлы, различное сырьё. Подавляющее большинство этих грузов могло быть перевезено только морем. Однако с началом войны наиболее удобные морские пути через Балтийское и Чёрное моря оказались заблокированы Германией и Турцией. Оставались северные моря.
В 1915 г. начинается сооружение порта Романов (Мурманский порт) в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Мурманск с Петроградом.
В кампании 1915 г. северные порты России приняли 1 200 тысяч тонн грузов, а из России через них было вывезено 18 млн. тонн хлеба и другого сырья. Это не осталось без внимания Германии, которая к тому времени объявила неограниченную подводную войну. Но не только. Так, германский вспомогательный крейсер «Метеор» скрытно поставил между Йоканьгой и островом Сосновец 285 мин банками, на которых подорвалось несколько английских транспортов.
Появление минной опасности и резкое сокращение в связи с этим перевозок союзников заставили русское командование принять срочные меры для защиты судоходства на Севере. Так впервые в истории перед царской Россией со всей настоятельностью встал вопрос о создании на Северном морском театре военного флота и об укреплении побережья Белого моря и Кольского залива.
До войны военных кораблей на Севере не было. Для охраны рыбных промыслов ежегодно из Балтики приходило посыльное судно (лёгкий крейсер) «Бакан». С этого небольшого корабля водоизмещением 885 т., вооружённого 4-мя пушками, и начинается история военной флотилии Северного Ледовитого океана, созданной в первую мировую войну.
Обстановка требовала быстрейшего усиления флотилии, развёртывания её в широких масштабах. А морской генеральный штаб медлил с этим и только в начале 1916 г. разработал план строительства морских сил на Севере.
В плане впервые были чётко сформулированы задачи флотилии. Они сводились к проводке торговых судов за тральщиками через минные заграждения, прикрытию конвоев от ударов лёгких и вспомогательных крейсеров и подводных лодок противника и к защите своих портов и побережья. Хотя этот план морского генерального штаба далеко не учитывал потребности театра в корабельных силах, он в феврале 1916 г. был утверждён, и морское министерство приступило к развёртыванию флотилии.
Базами флотилии были Александровск (Полярный), Архангельск и Иоканьга. В конце 1917 г. флотилия включала: линкор «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг», 6 миноносцев, 3 подводные лодки, до 10 тральщиков, минный заградитель «Уссури», 7 ледоколов и более 20 вспомогательных судов. В феврале 1918 года часть флотилии перешла на сторону Советской власти, но боевое ядро флотилии в Кольском заливе оказалось в руках интервентов. Часть судов, находящихся в Архангельске, удалось увести по Северной Двине к Котласу, где из них была сформирована Северодвинская военная флотилия, которая оказывала поддержку частям Красной Армии в боях с интервентами и белогвардейцами. После освобождения Севера 13 мая 1920 г. она была расформирована.